Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку на тему

Аракчеева Елена Юрьевна

презентация к консультации с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.pptx681.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация к педагогическому совету на тему: Организация поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Подготовила ст. воспитатель Аракчеева Е.Ю. Нижний Новгород 2013г

Слайд 2

Актуальность Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике. Познавательная активность может стать устойчивой чертой личности дошкольника. Среди средств развития познавательной активности особого внимания заслуживает опытническая деятельность.

Слайд 3

Основная задача воспитателя развивать интерес к исследованиям, открытиям , создать необходимые для этого условия

Слайд 4

Научное обоснование вопроса Изучением проблемой развития экспериментальной деятельности занимались такие ученые как Н.Н. Подъяков , Ф.А. Сохин, С.Н. Николаева и др.

Слайд 5

В процессе опытнической деятельности Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы Развивается речь ребенка Происходит накопление фонда умственных приемов и операций Формируется самостоятельность Развивается эмоциональная сфера , творческие способности Формируются трудовые навыки

Слайд 6

Этапы становления опытнической деятельности 1 младшая группа Манипулирование Я сам 2 младшая группа Любопытство Вопросы Сопоставление

Слайд 7

Этапы становления опытнической деятельности Средняя группа Вопросы Ответ на вопрос экспериментальным путем Эксперименты по выявлению причин отдельных явлений Старшая группа Вопрос-ответ Инициатива ребенка по проведению эксперимента Прогнозирование результатов Проведение опытов по этапам Длительные эксперименты Развитие самостоятельности

Слайд 8

Этапы становления опытнической деятельности Подготовительная группа Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности Самостоятельные эксперименты детей Роль воспитателя – наблюдение за экспериментом Формулировка выводов детьми

Слайд 9

Структура детского экспериментирования Цель Задачи Содержание Мотив Средства Формы Условия Результат

Слайд 10

Последовательность детского экспериментирования Проблемная ситуация. Целеполагание . Выдвижение гипотез. Проверка предположения. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось) Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Слайд 11

Примерная структура занятия-экспериментирования -Постановка исследовательской задачи. -Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. -Уточнение плана исследования. -Выбор оборудования -Распределение детей на подгруппы -Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Слайд 12

Содержание уголков экспериментальной деятельности

Слайд 13

Младший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий книги познавательного характера для младшего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - семена бобов, фасоли, гороха - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Слайд 14

Средний дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий - книги познавательного характера для среднего возраста; - тематические альбомы; - коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани". "Бумага", "Пуговицы" - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.) - Песок, глина; - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; - материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). - семена бобов, фасоли, гороха - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: - Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами. - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация. - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Слайд 15

Старший дошкольный возраст Компонент дидактический Компонент оборудования ^ Компонент стимулирующий - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; - серии картин с изображением природных сообществ; - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - коллекции - мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня". - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра"; - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя" - персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок при организации различных видов деятельности с детьми дошкольного возраста

Данный материал содержит методические рекомендации по использованию загадок в практике воспитателя ДОУ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции

Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...