Гигиена
презентация к уроку на тему

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_kulturno-gigienicheskikh_navykov.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное                        

        образовательное учреждение

        детский сад №20 «Рябинушка»

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

        Воспитатель:

                                                                              Кашкарова Нина                                                  

                                                                              Аппалоновна

        

        

Г.Урай        2014год

Культурно-гигиенические навыки.


Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их
здоровья.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая строго дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, естественно, учитывается в педагогических приемах. Так, в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением.

Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста. Так, в ясельной группе (1-2 года) руки ребенку моет няня или воспитатель. В первой младшей группе (2-3 года) ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок должен засучить рукава, смочить руки водой и намылить так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В следующей возрастной группе (4-5 лет)  этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых этот навык складывается. К 5 годам ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, как перед едой, так и после посещения туалета, игр с животными.

Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.

Программой детского сада предусмотрено формирование различных культурно-гигиенических навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы к концу учебного года (табл.).

Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Возрастная

группа

                                Навыки

личной гигиены

самообслуживания

культуры

еды

Первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Снимает и одевает одежду в определен-ном порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Вторая

младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым.

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Средняя

группа

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Старшая

группа

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Подготовительная

группа

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол.

Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.

1)Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием а затем привычкой.

2)Высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.

3)Единство требований со стороны взрослых ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем , няней и, конечно в семье, поэтому в действиях воспитателей и родителей должна быть строгая согласованность.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки , воспитываемые у ребенка в детском учреждении, подавали ребенку пример во всем , требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны , опрятны внешне.

В воспитательной работе следует как можно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал брызгаться водой, а помыл руки аккуратно, быстро. Мыло положил на место». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и мытье рук проходит без излишнего баловства. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Маша повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют! » Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.                                                                                                                                                                                          

Методика воспитания культурно- гигиенических навыков.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Детям третьего года жизни помощь воспитателя выражается в меньших действиях, больше в словесных указаниях , поощрениях и постоянном контроле.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Для воспитания и привития у детей привычки мыть руки, мы пользуемся маленькими стишками :

Водичка , водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток ,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными , замечать неполадки в своей одежде , самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Когда мы причесываем девочек, мы читаем стишок:

Расти коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти Косынька до пят-все волосыньки в ряд.

Расти коса , не путайся-маму дочка слушайся.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

С целью воспитания и закрепления у детей культурно-гигиенических навыков работа ведется как на занятиях, так  и в повседневной жизни во время бесед создания игровых ситуаций , сюжетно-ролевых играх и дидактических играх: «Доброе утро, расческа» , «Умывание каждый день» , «Вместе с куклой на прогулку» , «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу» , «Оденем куклу на прогулку».

Дети очень любят играть в дидактические игры, например «Кому что нужно», где на картинках изображены дети которым нужно причесаться , почистить обувь , умыться , а на других картинках – предметы личной гигиены , которые необходимы детям на картинках.

Большое значение в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей отводится чтению художественных произведений А.Барто «Девочка чумазая» , К.Чуковского «Мойдодыр» , «Федорино горе» , С.Моршака «Вот какой рассеяный».

Работая над культурой поведения за столом, читаем произведения В.Самойлова «У слоненка день рождения».

Читая стихи А.Барто «Зайка» , «Мишка» воспитываем бережное отношение к игрушкам.

В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания у детей КГН.

Работая в тесном контакте с родителями по воспитанию детей проводили родительские собрания на которых знакомили родителей с задачами воспитания на учебных год, а также на тему «Здоровье детей в наших руках», «Воспитание у детей навыков самообслуживания и опрятности». Оформлена папка – передвижка «Маленькие чистюльки». Оформляем для родителей «Наш денек» , где указываем чем занимались дети в течение дня.

Работая над воспитанием культурно-гигиенических навыков, собран богатый материал стихов , потешек , загадок по теме и роздан родителям чтобы закрепляли навыки дома.

Ежедневно используя каждое пребывание ребенка в детском саду необходимо дать ему возможность овладеть новыми навыками и знаниями так как культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила педагогической гигиены

МЫ работаем в детском саду... Имеем ли мы право на плохое настроение, раздумье о своих печалях во время рабочего дня? Возможно,  некоторые тезисы ответят на этот вопрос и заставят-таки вас улыбну...

Личная гигиена

Занятие на тему: «Личная гигиена»(для детей раннего возраста) Цели:Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать не­сложные   ...

Правила педагогической гигиены

Материал можно расположить на стенде в методическом кабинете для педагогических работников....

Мероприятие гигиена в детском саду

Мероприятие гигиена в детском саду...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Гигиена тела. Правила личной гигиены.

Знакомить  детей с правилами личной гигиены. Что такое гигиена, как ее соблюдать, что надо делать, чтобы быть здоровым человеком.  Развивать  навыки анализа ситуации, умение мыслить лог...

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ПО УХОДУ ЗА ЗРЕНИЕМ И ГИГИЕНА УХА

ПРАВИЛА  ГИГИЕНЫ  ПО  УХОДУ  ЗА    ЗРЕНИЕМ И ГИГИЕНА УХА...