Концепция: "Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это не что положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»
Профессор Г. Сигерист
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайне мере, одному, но очень важному требованию: быть здоровым.
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решением проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Поэтому в настоящее время качество одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях ДОУ.
Повышение эффективности работы нашего детского сада «Дюймовочка» по сохранению и укреплению здоровья детей стало возможным связи с реализацией единой системы здоровьесберегающих и здоровье формирующих технологий, как
- Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» под редакцией З. И. Бересневой;
- Дыхательная гимнастика (Методическое пособие М. Н. Щетинина «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»).
Цель программы – рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплексы воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма;
- Программа «Остров здоровья» автор – составитель Е. Ю. Александрова ключевым принципом, которой, является индивидуально – дифференцированный подход в педагогике нетрадиционного оздоровления: профилактика простудных и хронических заболеваний, пропаганда здорового образа жизни.
Обе программы подчеркивают, что немаловажную роль в процессе укрепления здоровья играет двигательная активность детей. Движение способствует предупреждению разного рода болезней, особенно связанных с сердечно – сосудистой, двигательной, нервной системами. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить активность. Это ему поможет пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщаться к спорту и здоровому образу жизни.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движений в ДОУ созданы следующие условия:
- Имеется спортивная площадка с беговыми дорожками;
- Спортивный зал оснащен спортивным инвентарем;
- Существует кабине медицинского работника;
- В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья.
Жизнь в веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ на длительный период.
Характерно, что сегодня медицинские работники стремятся заявить в один голос, что положение со здоровьем дошкольников ужасающее, что здоровых детей сегодня нет, что необходимо принимать срочные меры. Слушая на конференциях врачей, оперирующих страшными цифрами, возникает невольный вопрос: а заходили ли они в дошкольные учреждения? Открывали ли дверь в физкультурный зал, где ловкие, сильные, жизнерадостные девчонки и мальчишки увлечено занимались физкультурой? Может, им просто не повезло, и они не встретились с настоящими педагогами – профессиональными?
Спросите любого инструктора физического воспитания в дошкольном учреждении, что он думает о здоровье своих воспитанников. И он ответит, что безусловно есть дети слабые, есть дети, имеющие заболевание, но это не все дети.
Есть дети, относящие и к категории здоровых, надо понять, что мы понимаем под словом здоровье, к месту вспомнить слова профессора Г. Сигериста: «Здоровье не означает просто отсутствия болезней, это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова, подтверждающие, что нельзя определять здоровье ребенка только измерением его роста и веса или количеством дней, пропущенных по болезни. Но тогда как?
Вопрос непростой. И не раз исследователи брались за его разрешение. И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния обязательно проявится у ребенка в его двигательной деятельности. Будь это недуг физический, психический или социальный.
В начале своей работы я задалась вопросом, как сделать физкультурные занятия более интересными и доступными для детей, как привлечь внимание воспитателей и родителей к процессу физического воспитания. Известно, положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала.
В своей работе я использую различные виды занятий, среди которых преобладают:
- Сюжетно – игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- Занятия – соревнования дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- Занятия – тренировки основанных видов движений;
- Занятия по традиционной схеме: вводно – подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры.
- Занятия – зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время;
- Занятия – музыкотерапия, которая благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.
Наш детский сад имеет определенные условия, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это закаливающие процедуры в группах, дыхательная гимнастика (по А. Н. Стрельниковой) и точечный массаж (по А. А. Уманской и К. Динейки), утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, дни здоровья и туризма, кружок ритмики «Са-фи-данс».
Не секрет, что в детском саду или дома дети большую часть времени проводят в статистическом положении (за столом, у телевизора и т.д.). Я считаю, что главное назначение физической культуры - движение и активный отдых, которые должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. И не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическими инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки. Поэтому я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного своими руками нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Это – различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты. Султанчики, «снежные комки» (поролоновые мячи) и многое другое.
Проблемы физического воспитания детей в нашем детском саду решаются в тесном контакте с семьей. Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.
Работу с родителями я начала с традиционных форм работы, это физкультурные досуги, дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители не всегда приходили на них, а если и проходили, то чаще выступали в роли зрителей и гораздо реже в качестве участников, тогда я стала искать более эффективные формы работы с родителями.
Для этого использовала следующие методы взаимодействия: наблюдения, анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей) , индивидуальная беседа, консультация (на родительских собраниях и в форме выпуска ежемесячной газеты «Здоровячок» по приобщению детей и родителей к здоровому образу жизни),семейные походы и праздники.
Благодаря этим мероприятиям между родителями и детьми сформировались гармоничные отношения, родители получали практические умения в области физического воспитания ребенка, повысилась интерес к физкультурным занятиям, а дети на практике показали свои навыки и умения.
Эффективность физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия руководителя физического воспитания с медицинским персоналом, музыкальным руководителем, воспитателями. Предварительно составляется план совместной деятельности, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и кожууных методических объединениях, на родительских собраниях и медико-педагогические совещания .
Такое планирование позволяет:
- Включение педагогов в разработку нового содержания физического воспитания, а также педагогических технологий и организационных форм работы;
- Представление педагогам возможность проявить профессиональные и личностные способности при вовлечении детей и родителей в спортивно-массовые мероприятия;
- Отбор лучших методических разработок, пособий, дидактических материалов для занятий физической культурой;
- Стимулирование инновационной деятельности по созданию нетрадиционного физкультурного оборудования, двигательной среды, в группах, музыкальном зале.
В процессе нашей деятельности мы пришли к выводам.
Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ по программе Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» и программе «Остров здоровья», автором которой является Е.Ю.Александрова, нам удалось воспитать в ребенке потребность в оздоровлении своего организма, стремлении быть здоровым. Развитию адаптивной модели способствует оптимизация физического и психического развития ребенка, формирование и гармонически развитой личности.
Следует отметит: преимущества такой организации физкультурной работы является, во-первых, заинтересованность всех участников; детей, педагогов, родителей в достижении высоких результатов; во-вторых, массовый характер мероприятий. В результате этого активизируется двигательная деятельность детей, они начинают стремиться самосовершенствованию, развиваются их интеллектуальные, двигательные, социальные, художественно-эстетические способности, повышается физическая работоспособность, творческий и познавательный потенциал, укрепляется здоровье.
Наши выпускники отличаются следующими качествами: они активны, любознательны, выносливы, ловки, сильны и обладают всеми возможностями для гармоничного развития.
Осмотренные в годовой динамике в свое развитии: 13% - в развитии тонкой моторики, 7% - в общем интеллектуальном развитии. Все воспитанники усвоили программный материал на высоком и среднем уровнях. Многие стали общительнее и более доброжелательными со сверстниками, улучшили свои показатели физического развития и функциональных возможностей.
Таким образом, результаты нашей плодотворной работы позволяют сделать заключения об
Эффективности проделанной работы по разработке и внедрению новых подходов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Правильно построить физическое воспитания ребенка или научиться контролировать его здоровье, исходя из наблюдения за особенностями его двигательной деятельность, можно только проникнувшись глубоким смыслом, который вложила природа в движение человека, и осознав, что как в рисунке, в музыке, таки в движении ребенка проживет особую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"
Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...
Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...