Методическая поддержка воспитателей по совершенствованию планирования образовательной работы с детьми
консультация на тему
в публикации размещен педагогический опыт о важности и организации планирования воспитателем образовательного процесса с дошкольниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
Глухова Светлана Николаевна
Методическая поддержка воспитателей
по совершенствованию планирования
образовательной работы с детьми
Пожелание коллегам:
«Смотреть с оптимизмом в будущее,
любить детей такими, какие они есть»
Эффективность образовательного процесса в детском саду во многом зависит от качества планирования. Планирование – составная часть педагогической деятельности. Высокий уровень планирования позволяет сделать образовательный процесс экономичным и эффективным. Наличие ясного, четкого, обоснованного плана облегчает труд, повышает творчество педагогов.
Наиболее эффективно обучение воспитателей планированию в творческих и проблемных группах, основные задачи которых отработка механизма систематизации планирования в детском саду. Определение недостатков планирования, их причин и путей устранения, разработка структуры планирования образовательной работы в группе детского сада. Создание групповых папок в помощь воспитателю с методическими материалами по трансформации содержания программ в перспективные планы на каждый месяц учебного года по всем возрастным группам, обновление тематического подхода к организации образовательного процесса, составление циклограммы работы с детьми на каждый день недели.
Изучение состояния планирования в практике детского сада необходима при разработке механизма систематизации планирования образовательного процесса. Этот механизм может включать следующиеэтапы.
Iэтап — стратегическое планирование.
В ДОУ принимается решение о создании собственной основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения (или модели образовательного процесса) в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Определяются технологии и методики, которые будут реализоваться в учреждении для выполнения задач всех образовательных областей.
IIэтап — тактическое планирование.
Продумываются темы работы с детьми на год с целью реализации одного из принципов организации образовательного процесса— комплексно-тематического. Реализация собственной основной общеобразовательной программы детского сада (далее —Программа) проходит в процессе работы с дошкольниками по выбранным темам через непосредственно организованную образовательную деятельность с детьми, через образовательную деятельность в режимных моментах, через создание условий в предметно-развивающей среде центров детской активности и через взаимодействие с семьями воспитанников.
Для работы воспитателям необходимы два вида планов — перспективный на 2 недели (на время работы по теме) и календарный.
Перспективный и календарный планы являются тактическими плановыми документами в детском саду, они отражают ход реализации Программы детского сада и не должны ей противоречить, причем тематический план обосновывает календарный.
Процесс планирования — это система отдельных действий: подготовка к процессу планирования (изучение уровня освоения Программы), определение целей и задач на планируемый отрезок времени, разработка комплекса конкретных форм работы с детьми и мероприятия по решению поставленных задач, выбор методов и приемов работы с детьми.
Модель планирования помогает видеть процесс планирования в развитии, по этапам, дает возможность корректировать задачи.
Проблемной группой педагогов ДОУ были разработаны перспективные планы реализации Программы по основным направлениям работы с детьми для всех возрастных групп. Все они собраны в «Групповую папку», содержание которой является своего рода «шпаргалкой», памяткой, справочным материалом воспитателю для эффективной организации деятельности планирования. Кроме планов, в папке собраны рекомендации: по организации и созданию предметно-развивающей среды, по подбору учебно-методического комплекса, технологий проведения мониторинга.
В помощь воспитателям разработаны циклограммы планирования совместной деятельности взрослых с детьми на каждый день недели. Такая циклограмма помогает воспитателю сориентироваться в «пестром потоке» форм совместной деятельности с детьми, оптимально упорядочить их использование. Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием в соответствии с изучаемой темой в группе, исходя из ситуации и особенностей развития детей.
Планирование на сегодняшний день представляет значительную проблему для педагогов. На наш взгляд, планированию можно научить, но необходимо создать условия и быть рядом, чтобы воспитатели захотели сами научиться этой деятельности. Все зависит от организации методической работы: педагоги должны знать опыт своих коллег по планированию, использовать пособия по планированию, вопросы планирования должны стать проблемой для обсуждения на педагогических советах.
Совершенствуются и календарные планы — они становятся методическими пособиями. Одни и те же темы каждый год приобретают новую окраску в зависимости от интересов и уровня развития детей группы, творчества воспитателей и родителей, новых находок науки, опыта коллег и собственных инновационных разработок. У педагогов есть примерный перечень форми методов работы с детьми, которые можно использовать вработе по любой теме.
Таким образом, наиболее действенный и эффективный способ формирования у воспитателей умения планировать свою работу — организация методической работы в дошкольном учреждении силами проблемной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
учебно-методическое пособие "Основы цветоведения" для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Данное учебное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с цветом....
Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробу...
Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»
Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...
Презентация на тему "Особенности современных образовательных технологий с целью совершенствования образовательной работы с детьми по развитию речи"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей и является важным приобретением ребенка в дошкольном детстве ...