Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
материал (старшая группа) по теме
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Более 20 лет веду кружковую работу по этой теме, создала мини – музей русской избы « Весёлая горница, являюсь активной участницей ансамбля « Русские напевы» при сельском Доме Культуры, организовала детский ансамбль, выступающий на всех праздниках села.
Познавательное занятие для старших дошкольников « Можайск – город тружеников» разработано к 770 – летию города Можайска. Оно расширяет и закрепляет знания детей о родном городе, вызывает интерес к труду взрослых, воспитывает уважение к труду взрослых, к людям труда, желание внести свой вклад в благоустройство и развитие родного города.
Развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, знание истории возрождения декоративно- прикладного искусства воспитывается на интегрированном развлечении « Золотая Хохлома». Целью этого занятия я поставила следующее: заинтересовать детей хохломскими изделиями, предлагая разыграть момент ярмарки, знакомство детей с древними обрядами. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет, самостоятельно выбирая приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям. На этом же занятии прививается любовь к русскому быту с помощью русского фольклора: песен, танцев, хороводов, частушек, игр.
Круглый стол с родителями посвящён обсуждению вопроса воспитания любви к родному селу, городу Можайску и столице нашей Родины Москве. Ведь только совместными усилиями детского сада и семьи мы можем добиться определённых результатов. Родителям предлагается обсудить такие вопросы как:
- Что значит любить Родину?
- Какие праздники вы отмечаете дома?
- Какое место в них отведено ребёнку? И т. д.
Предлагаются для родителей формы ознакомления с родным селом, рассказывается о работе в детском саду над этой темой. Каждому родителю предлагается заполнить анкету и взять с собой памятку по воспитанию любви к природе родного посёлка.
Пропагандируя русскую народную культуру, приобщаю дошкольников к её традициям в этической беседе « Сердце матери лучше солнышка греет». На комплексном занятии укрепляется чувство особого почитания матери, поддерживается народная традиция бережного отношения к матери. Хорошо показать его родителям ко дню Матери в конце ноября.
Спасибо за внимание !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.doc | 48 КБ |
kruglyy_stol_s_roditelyami.doc | 57.09 КБ |
mozhaysk_-_gorod-truzhenik.doc | 17.96 КБ |
razvivayushchie_igry_po_oznakomleniyu_s_mozhayskom.doc | 36 КБ |
serdce_materi_luchshe_solnyshka_greet.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
З О Л О Т А Я Х О Х Л О М А
интегрированное развлечение в старше-
подготовительной группе.
Программное содержание:
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного фольклора.
Продолжать заинтересовывать детей хохломскими изделиями, предлагая разыграть момент ярмарки, знакомя с древними обрядами.
Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет, самостоятельно выбирать приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям.
Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.
Прививать любовь к русскому быту с помощью рассказов, стихотворений , русского фольклора, народной музыки.
Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа, развивать интерес к народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, танцы.
Формировать положительные чувства, интересы, отражающие представления народа о красоте и добре и передающие эти представления из поколения в поколение.
Ключевые слова: хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.
Подготовка воспитателя. Подбор материала для рассказа о хохломской росписи. Работа с родителями по сбору выставки хохломских изделий, подготовке народных костюмов, оформление уголка «русской избы» с атрибутами народного быта. Рассматривание альбомов «Рукотворная красота», «Народные промыслы», беседы по иллюстрациям, знакомство с элементами росписи, с произведениями русского народного фольклора: загадками , пословицами, поговорками, частушками, песнями о хохломском промысле обучение игре на деревянных ложках, стиральной доске, бубне и рубеле. Изготовление коллективных работ, панно по мотивам хохломы.
Ход развлечения.
В горнице сидит хозяйка и поёт песню « На улице дождик…» Входят дети в русских костюмах, встают около хозяйки, затем здороваются и делают ей низкий поклон
- Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.
- Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная,светлая, всем места хватит, рассаживайтесь на лавках. ( дети садятся) В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью назовите мне, ребята , предметы, украшенные хохломской росписью. Как одним словом можно назвать эти предметы? ( предметы быта) С большим старанием хохломчане делают свою посуду, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. Какими узорами мастера расписывают свои работы, назовите её элементы. Какой основной элемент хохломской росписи? (завиток) Найдите эти элементы в предметах, стоящих на столе.
Сижу, делаю работы для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка , а изделий мало, коли в гости пришли – помогите мне. Как на Руси водится, вместе и дело спорится.
Ведущий.
Да, мы пришли специально помочь. Правда , ребята? Давайте тогда приниматься за работу. Делу время , а потехе час.
Звучит музыка, дети проходят в свои мастерские, садятся за столы и вспоминают пословицы:
Ведь недаром говориться, что дело мастера боится.
Была бы охота – заладится любая работа.
Без труда не вынуть и рыбку из пруда.
Без дела жить , только небо коптить.
Дети расписывают свои работы. Хозяйка.
- Вот и закончили свою роспись народные умельцы. Спасибо вам за помощь. И запомните, не то дорого , что красного золота, а то что доброго мастерства. Ну, что ж, кончил дело – гуляй смело. Солнце разгорается, наша ярмарка открывается. Ребята, вы будете сами расхваливать свой товар. ( дети выходят с работами и читают стихи.
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Чашки, ложки, самовары.
Столы и стулья, ложки, чаши
Покупайте, Хохлому нашу!
Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица
Золотая Хохлома.
Налетайте, покупайте
Нет изделий краше
Нашей Хохломы.
Роспись хохломская, словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
И чего здесь только нету –
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Ой, вы , гости дорогие
У нас работы расписные
Писали их, старались
Подарить вам собирались.
Гостю рада от души
Куклы , чаши и ковши.
И богата и красива
Золотая Хохлома.
Хозяйка: - А пословицей можно похвалить свою работу. Дети:
Землю красит солнце, а человека труд.
Не бывает скуки, когда заняты руки.
Долг день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки не знают скуки.
Хороший товар сам себя хвалит.
Каков мастер - такова и работа.
( дети кладут работы и садятся на лавочки)
Девочка.
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее , чем здесь!
Хозяйка.
Видно солнце с небосвода
Дети водят хороводы.
Дети инсценируют хоровод « Рябинушка»:
Вот и осень наступила
Сад стал золотистый
И рябинушка надела
Чистые мониста.
А надев убор красивый
Всех нарядней стала.
С нами яркая Рябина
Вместе заплясала.
Свои ветки опустила
В пояс поклонилась
Золотистою листвою
С ветром закружилась.
Мы с рябинкой во долине
Лето провожали.
И осенним вечерком
До темна гуляли.
Входит коробейник с коробом, в котором лежат ложки деревянные, расписные.
На мой товар вы полюбуйтесь
Только не торгуйтесь
Ложки золочённые,
Узоры кручёные.
Выходят ложкари:
Пляшет муха , пляшет тень
Пляшут все , кому не лень.
Ой, жги , говори
Заиграли ложкари.
Дети исполняют на ложках « Барыню». Хозяйка.
До чего ж весёлая Хохлома
Так и хочется запеть.
Частушки о Хохломе.
Осень, осень всё сама
Прячет злато в закрома
Ну, какое это злато
Всё сплошная Хохлома!
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Хохлома так Хохлома
Разукрашу все дома.
А потом всю улицу
Петуха и курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать.
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Я вчера такое видел
Не расскажешь никому.
Сидит заяц на берёзе
И рисует Хохлому!
Надою я молока
И налью котёнку
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку.
Ох, Россия, ты Россия
В каждом доме терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.
Русская народная игра « Ну – ка, как Ваня- Ванюшенька». Хозяйка:
Мы в Павлищево живем
Песни звонкие поём.
Дорогих гостей встречаем
Доброй песней привечаем.
Выходит девочка в русском народном костюме и поёт песню « Ой, вставала я ранёшенько». В народную игру «Ручеёк» под мелодию «Золотого кольца» « Течёт ручей» дети приглашают всех гостей. Хозяйка:
Солнце закатилось ,
Наша ярмарка закрылась!
Мы друг другу на прощанье
Скажем дружно: « До свиданья!»
Предварительный просмотр:
Круглый стол с родителями
« Воспитание любви к родному селу и
природе в детском саду».
В группе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания, работы детей « Моё родное Палищево», «Можайск – священный город русских», предоставлена для чтения детям художественная литература по данной теме, флаги, гербы РФ, Москвы, Московской области и Можайска.
Для родителей накрыты, поставленные по кругу столы для чая. Звучат песни о родном крае, Москве, Можайске.
Добрый вечер, уважаемые
родители!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к столице нашей Родины, г. Можайску, родному Павлищево. Мы рады, что вы откликнулись, пришли на нашу встречу. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада мы можем добиться определённых результатов.
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию., поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Семья даёт образ мира, в котором ребёнку предстоит жить. Из семьи он выходит с уже сформировавшимся сознанием.
Семья – источник человеческой духовности, а поэтому и всей духовной национальной культуры, а прежде всего Родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду? Конечно, семье! В.А. Сухомлинский, говоривший, что воспитание детей – это труд, причём очень кропотливый. Отец и мать самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребёнок берёт пример, которым он подражает, по которым он строит своё поведение.
Народная мудрость гласит: « Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло». Как же надо замесить его, Чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, такого, который для родителей и гордость и счастье.
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств развития личности ребёнка. Уйдя в школу, ребёнок унесёт с собой ростки добра и зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. И в наше непростое, жестокое время, когда насилие и убийство так часто происходит вокруг нас – правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей и уж потом на воспитателей детского сада.
Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм определяется и проявляется в тяжёлых, жизненных ситуациях, а также в каждодневной трудовой жизни народа.
Дети дошкольного возраста проявляют живой интерес к окружающему миру, что находит отражение в вопросах, желании слушать рассказ воспитателя. Показательны в этом отношении игры детей они любят играть в «дочки-матери», «водителей», воображают себя лётчиками , строителями. Крылатая фраза «всё начинается с детства» как нельзя кстати подходит к данному вопросу. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и характерное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача помогать ребёнку входить в этот мир.
Мы с вами живём недалеко от столицы нашей Родины Москвы.
« Москва , как много в этом слове
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось…»
Родина – это город, село в котором человек живёт и улица, на которой стоит его дом и деревце под окном, и пение птички – всё это Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Что значит любить Родину? ( высказывания родителей).
Любовь – это сфера чувств и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам.
Так давайте же вместе любоваться природой нашего посёлка, красотой зданий, леса, рассказывать детям обо всём, что нас окружает: Будь то строение или улица, на которой мы живём, о памятниках и людях, в честь которых они установлены, о школе, Доме Культуры, библиотеке. Мы с вами живём в Можайском районе, посёлке Павлищево. Детский сад расположен в центре посёлка. У нас нет улиц: и все дома как бы расположены вокруг детского сада. Это красивое , уютное здание, всегда открытое для всех детей. Половина детей, посещающих наш садик, приезжают к нам из города Можайска и окружающих деревень. Всем у нас нравится и мы гордимся этим.
А сейчас я предлагаю вместе подумать, как же нам лучше организовать совместную работу по патриотическому воспитанию наших детей. С чего необходимо начинать? Ваши предложения…
Начинать надо с самого близкого и дорогого: с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит?
Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. А ведь именно с зарождения любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников. Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают.
Рассматриваете ли вы семейные фотографии совместно с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. О есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома. В группе мы тоже хотели бы сделать фотоальбом из жизни детей. Просим вас помочь нам в этом.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? ( высказывания родителей).
Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.
Разговариваете ли вы с ребёнком о детском садике? Какие чувства он при этом испытывает? Чувство любви к детскому саду, воспитателям, детям? Гордость за свой сад, свою группу? Желание пойти туда, встретится там с друзьями и т. д.? очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу и сами активно участвуют в жизни группы.
Как вы считаете, нужно ли знать ребёнку свой адрес, телефон, знает ли ребёнок дорогу к дому, свой двор? Нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш двор – это наш общий дом и мы должны его охранять и беречь. Сажали ли вы во дворе своего дома цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
Мы с вами живём рядом со столицей нашей Родины, с городом Можайском. А знает ли ребёнок , в каком селе он живёт? Знает ли , что Москва_ столица нашей Родины? А любим ли мы своё село, в чём это проявляется? Что мы можем сделать, чтобы наше Павлищево становилось лучше и краше? Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Посещаете л вы в свободное время праздники и представления в Павлищевском Доме Культуры, принимаете ли активное участие в них, знакомите ли с достопримечательностями Можайска, Москвы, были ли с ребёнком на Бородинском поле?
В детском саду мы знакомим детей с достопримечательностями Можайска и Москвы, проводим специальные занятия и игры, читаем книги и рассматриваем иллюстрации, выводим детей на экскурсии за пределы детского сада и знакомим с нашим посёлком. Однако это мало для ознакомления. Здесь нам нужна ваша помощь, так как детский сад не имеет возможности вывозить детей за пределы детского сада. Просим вас, гуляя по Москве и Можайску обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны., великолепные здания, памятники и т. д.
Знакомя детей с родным городом, рассказывайте ему о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.
Так , что же можно использовать при ознакомлении детей с родным селом, городом?
- Экскурсии по селу.
- Рассказы о достопримечательностях.
- Знакомство с микрорайоном, где живёшь.
- Чтение и рассматривание книг.
- Посещение ДК, школы, библиотеки.
- Запись детей в кружки при Доме Культуры.
- Посещение всех мероприятий в детском саду, школе, ДК.
- Активное совместное участие в праздниках села.
- Просмотр телепередач.
10. Разучивание стихов, песен о Можайске, Гимна Павлищево.
11. Рассматривание фотостендов о Москве, Бородино.
Решение:
- включиться в работу детского сада по ознакомлению с родным селом и природой.
- сделать фотоальбом « Мы – павлищевцы» и « Природа и дети».
- начать посещение природоведческих музеев, организовать экскурсии на природу семьями.
П А М Я Т К А
для родителей по воспитанию
любви к природе
родного посёлка.
- Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.
- Рассказывайте о своём селе, о Бородинском поле, Лужецком монастыре, Багратионе и других достопримечательностях нашего края.
- Гуляя по улицам села и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
- Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
- Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
- Поощряйте любознательность ребёнка.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Ваше фамилия, имя, отчество
- Есть ли у вас дома животное?
3.С какой целью вы их приобрели?
- Просит ли ваш ребёнок пробрести животное?
- Что мешает вам это сделать: трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами.
- Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?
6.Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?
- Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?
- Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?
- Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?
9.Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?
Предварительный просмотр:
М О Ж А Й С К -
Г О Р О Д Т Р У Ж Е Н И К !
Познавательное занятие в
Старше-подготовительной группе.
Задачи: Расширять и закреплять знания детей о родном городе. Вызвать интерес к труду взрослых, побеседовать о профессиях родителей. Воспитывать уважение к людям труда, желание внести посильный вклад в благоустройство и развитие родного города. Развивать умение общаться друг с другом, обогащать словарный запас новыми словами.
Предварительная работа.
- Знакомство с историей города Можайска.
- Создание макета города.
- Встреча с родителями, знакомство с профессиями.
- Создание альбома « Все работы хороши»
С привлечением родителей.
- Экскурсии по месту работы родителей.
- Настольная игра « Кому что нужно для работы»
Материал к занятию: макет города из конструктора, карточки с изображением людей разных профессий, предметов и орудий труда, фишки, книжки «Профессии в нашей семье», рисунки-схемы, фломастеры , слайды с видами города .
Ход занятия.
История города Можайска, одного из древних русских городов, основанного в 13 веке, наполнена событиями и в ней ещё много интересного. 777лет стоит Можайск на живописных, холмистых берегах реки Москвы. Он невелик по площади и числу населения, но имя его знакомо каждому русскому человеку. Можайск называли городом портных, шили здесь кожаные кошельки, делали оружие, возделывали поля и кормили воинов, охранявших западные рубежи нашей Родины и многочисленных гостей, даже государя великого.
И в настоящее время Можайск – город труженик: имеет 33 промышленных предприятия – это Полиграфкомбинат, Медико-инструментальный завод, бетонный , кирпичный, и многие другие предприятия, на которых работают ваши мамы и папы. (во время вступительной беседы показываются слайды) Наш город Можайск большой и красивый и в этом заслуга всех его жителей, в том числе и ваших родителей. Представьте, что мы с вами сели в автобус и совершаем прогулку по нашему городу. Давайте побываем на местах работы ваших родителей и узнаем, чем же они занимаются.
На большом столе макет города. Воспитатель передвигает по дороге автобус, делая остановки возле зданий, в которых работают родители детей: завод, поликлиника, школа, Дворец спорта, задавая детям вопросы: кто здесь работает и чем занимается. Дети выбирают из разложенных на столе карточек соответствующие и прикрепляют их около зданий.
Воспитатель говорит:
- Закончилась наша экскурсия, теперь поиграем. Я буду показывать карточки с изображением предмета, а вы мне скажете, человеку какой профессии нужен этот предмет ( показывает книгу, машину, шприц, весы, иголку с ниткойи т. д.
Проводится физкультминутка. Воспитатель:
Когда вы дома делали книжки о профессиях, мамы и папы наверное рассказывали вам что-то интересное о своей работе. Несколько детей по желанию рассказывают о профессии своих родителей.
- А кем бы вы хотели стать , когда вырастите (ответы детей ). Нарисуйте человека той профессии, которую вы выбрали и предметы нужные в его работе, чтобы посмотрев на ваш рисунок мы могли легко узнать специальность этого человека.
Дети рисуют под звучание спокойной музыки. После окончания называют профессию по рисункам друг друга.
Занятие заканчивается физминуткой « Профессии»:
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.
(имитация вождения автомобиля)
\
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор.
( подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту.
(Повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки.
(шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту.
( руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс.
( имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
(плавные взмахи руками вверх-вниз)
Словесная игра « Загадки о профессиях»
Предварительный просмотр:
Развивающие игры по
ознакомлению дошкольников
с Можайском.
Игра 1. « Где находится памятник?»
Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме города, закреплять знания о памятниках.
Материал: карта – схема Можайска, фишки для обозначения памятников, открытки с изображением памятников.
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение.
Игра 2. «Узнай по описанию».
Цель: Закрепить представления о достопримечательностях Можайска, активизировать мышление и воображение.
Материал: Разрезные картинки с видами памятников Можайска, фишки.
Ход игры: Предложить послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игра 3. « Знатоки Можайска».
Цель: Закреплять знание о памятниках Города Можайска, развивать память и воображение.
Ход игры : воспитатель делит детей на 2 команды. Предлагает по фрагменту открытки или фотографии узнать памятник и рассказать о нём. Справляясь с заданием, команда получает фишку. В конце игры подсчитываются фишки и подводится итог.
Игра 4 « Кто подберёт больше слов».
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам Можайска.
Ход игры : воспитатель называет существительное, а дети , подходящие по смыслу определения. Например: Можайск ( красивый, любимый, родной, большой); Никола ( Можайский защитник, покровитель, святой, добрый), Монастырь (Лужецкий, старинный, Ферапонтов, красивый),
Бородинское ( поле, сражение), комбинат ( полиграфкомбинат, мясокомбинат, завод, площадь, вокзал и т. д.
Игра 5.Игровое упражнение « Продолжи».
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать. Составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях Можайска.
Примеры фраз для продолжения:
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
На Бородинском поле много…
Дворец спорта в Можайске называется…
Никола Можайский – это…
Святой родник течёт под стенами…
Игра 6. « Так бывает».
Цель: учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры: воспитатель называет словосочетание, а ребёнок раскрывает его значение. Например: священный Можайск (священные монастыри, собор, церкви и дома),
молодой город ( новостройки, много молодёжи, детей),
город –воин ( находился на границе, был крепостью для врагов), мокрый Можайск ( во время дождя), весёлый ( во время праздников, дня города, масленицы), холодный, белый, цветущий и т. д.
Игра 7 . « Найди отличия».
Цель: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь.
Закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры: Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города, как выглядили и одевались, как и где работали мужчины, во что играли дети; старинные улицы и современные, на чём ездили, где брали пищу…
Игра 8. Игровое упражнение « Всё ли верно? Докажи».
Цель: Закреплять знания о Можайске, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.
Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно выслушивать высказывания и определить верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры подтверждений:
Мы живём в городе.
Наше село называется Клементьево.
Лужецкий монастырь – современное здание.
А.С.Пушкин – художник.
Никольский собор находится в Москве.
На Бородинском поле играют в футбол.
Можайск – столица России.
Игра 9. « Можайские загадки».
Цель: в ходе отгадывания загадок , закреплять знания о достопримечательностях Можайска, развивать воображение , фантазию, память.
Ход игры: педагог загадывает загадку о каком – нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте – схеме города. Например:
Это здание стоит на площади, оно большое и красивое с огромными голубыми окнами, наш Саша ездит туда заниматься хоккеем, а Лера – гимнастикой.
Этот монастырь стоит на берегу Москвы – реки, он виден издалека, когда едешь в Можайск на автобусе.
Предварительный просмотр:
Этическая беседа
« Сердце матери лучше солнышка греет».
Средняя группа.
Программное содержание. Пропагандировать русскую народную культуру, приобщая дошкольников к её традициям. В атмосфере занятия давать каждому ребёнку проявлять свои творческие возможности, инициативу, эмоциональную восприимчивость. Формировать у детей образ мамы. Укреплять чувство особого почитания матери, поддержания народной традиции бережного отношения к матери.
Предварительная работа.
- беседа « Моя мама».
- Рассматривание фотографий своих мам.
- Составление рассказа о своей маме.
- прослушивание и пение песен о маме.
- заучивание стихов, пословиц.
- участие в празднике « при солнышке тепло, при
матушке добро».
Последующая работа.
- чтение произведений о маме.
- организация сюжетно-ролевой игры « Моя мама».
- фотовыставка « Моя мама».
- рисование на тему « Моя мама».
- Работа с родителями : консультация для родителей
« Значение народных традиций в семьях воспитанников».
- Дидактические игры : « Помощница», «Заправь постель
красиво»,» Накрой стол к чаю».
- Совместное посещение праздника ко дню Матери в
Павлищевском Доме Культуры.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент.
- Словесные: беседа проблемного изложения.
- Наглядные : рассматривание.
- Игровые : проведение динамической разминки
« Стираем бельё».
5. Практические : дидактическая игра « Поможем маме».
Ход занятия.
- Ребята, к нам сегодня на занятии пришли гости, поздоровайтесь с ними. Давайте поговорим с вами о самом близком человеке.
Включить мобильный телефон с музыкой:
Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе.
Мама - жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе…
Вы догадались, можете назвать самого близкого человека. Конечно, это мама. А все ли дети знают имена своих мам? ( ответы детей).
- От маминой улыбки становится тепло и светло. Мы сравниваем маму с солнышком : « Что солнышко в небе, что мама в дому». Кто хочет прочитать добрые стихи о своей мамочке?
Я смотрю на солнце –
Маму вижу я.
Моё солнце – мама
Милая моя!
Поцелует мама –
Плохое забывается.
Новый день, весёлый день
Сразу начинается.
Миленькая мамочка,
Мама, улыбнись.
Своим сердцем ласковым,
Ты ко мне прижмись.
Маму крепко поцелую,
Обниму её , родную.
Очень я люблю её
Мама – солнышко моё!
- Вот как красиво отразили дети в своих стихах, какие чудеса хранит мамина улыбка. Мама учит нас быть добрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает. Дети приготовили мудрые пословицы о маме:
Птица рада солнышку, а младенец – матери.
Материнская ласка конца не знает.
У ребёнка заболит пальчик , а у мамы – сердце.
Воспитатель.
Ночь пришла
Темноту привела:
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньки –
Засыпай, баю-бай.
А ваши мамы поют вам песенки перед сном? Мы тоже знаем колыбельную. Давайте возьмём свои игрушки и споём колыбельную, как мама.
Дети берут мягкие игрушки и поют, укачивая:
Баю-бай, баю-бай
Поскорее засыпай.
Ты закрой, закрой глазок,
Ты поспи ещё часок.
Баю- бай, баю-бай.
Воспитатель ( тихо )
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят, поспят
Всему миру спать велят.
( тихо укладывают кукол)
- Дети, а вы знаете, какие у мамы глаза? ( голубые, добрые, внимательные, ласковые, понимающие).
А что мы знаем о маминых руках, какие они? ( заботливые, нежные, тёплые). Почему мамы защищают своих детей? ( ответы детей). « Мамины руки не знают скуки». Мы верим и знаем, что мамины руки всё могут, вот почему едва лишь что-то заболит у нас или поцарапаем руки, ушибёмся – сразу бежим к маме. Мама! Мама! И, о , чудо! Едва лишь мама прижмёт нас к себе, погладит там , где заболит и вот уже боль вполовину меньше, а то и вовсе пропала.
Наши добрые отношения к мамочке можно выразить словом. Почему бы не назвать мамочку солнышком, небушком, давайте попробуем… (дети добавляют ласковые слова о маме : ягодка, звёздочка, золотиночка, картиночка).
- А вы помогаете своим мамам? Хотите помочь своей маме постирать бельё? Вставайте, помогайте !
Физминутка.
Дружно маме помогаем
Мы бельё стираем сами.
Мы бельё намылим сами
И потрём его руками.
Отжимаем и стряхнём
И повесим дружно.
1, 2, 3, 4, подтянулись
Наклонились, .
Хорошо мы потрудились!
- Молодцы, мамы будут рады, что у них такие замечательные помощники! А ещё я знаю, что ваши мамы трудолюбивые, что же умеют делать ваши мамы, кем они работают? ( ответы детей).
А кто уже научился своей маме помогать? А вы любите своих мам? Споём об этом песенку. Песня- инсценировка « Я пеку».
А сейчас мы узнаем, читают ли мамы вам на ночь сказки? ( загадки о сказках).
- Нужно ли жалеть маму , когда обидел её? Как поднять маме настроение». Споём весёлую песенку о маме. ( песня на выбор).
- Часто ли вы говорите своей маме спасибо?
- Помогаете ли мамам, когда она устаёт?
- Назовите поступки, которыми вы можете огорчить свою маму, или обрадовать?...
Предложить закрыть глазки , послушать музыку и представить букет любви, который вы хотели бы подарить своей маме. Рассказать о нём после прослушивания, предложить нарисовать и подарить мамам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ.
Примеры проблемных ситуации...
Методическая копилка воспитателя
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:«Удивительные свойства воды»Цель: создать условия по ознакомлению удивительных свойств воды.Задачи:1. Познакомить дет...
Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”
Методическая копилка воспитателя, задания для детей старшей — подготовительной группы “Математическое развитие”АктуальностьПроблема раскрытия способностей и задатков математического ...
Методическая копилка воспитателя по ранней профориентации
Методическая копилка по ранней профориентации во всех возрастных группах ДОУ Автор: Евсюкова А.ДВоспитатель 2020гАННОТАЦИЯ...
Методическая копилка воспитателя для работы с родителями
Материал для практической работы с родителями в ДОУ....
Методическая копилка воспитателя для работы с педагогами.
Материал для практической работы с педагогами в ДОУ....
Методическая копилка воспитателя для работы с детьми
Материал для практической работы с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ....
Комментарии
Методическая копилка
Представленные мною
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Более 20 лет веду кружковую работу по этой теме, создала мини – музей русской избы « Весёлая горница, являюсь активной участницей ансамбля « Русские напевы» при сельском Доме Культуры, организовала детский ансамбль, выступающий на всех праздниках села. Познавательное занятие для старших дошкольников « Можайск – город тружеников» разработано к 770 – летию города Можайска. Оно расширяет и закрепляет знания детей о родном городе, вызывает интерес к труду взрослых, воспитывает уважение к труду взрослых, к людям труда, желание внести свой вклад в благоустройство и развитие родного города. Развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей, знание истории возрождения декоративно- прикладного искусства воспитывается на интегрированном развлечении « Золотая Хохлома». Целью этого занятия я поставила следующее: заинтересовать детей хохломскими изделиями, предлагая разыграть момент ярмарки, знакомство детей с древними обрядами. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет, самостоятельно выбирая приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям. На этом же занятии прививается любовь к русскому быту с помощью русского фольклора: песен, танцев, хороводов, частушек, игр. Круглый стол с родителями посвящён обсуждению вопроса воспитания любви к родному селу, городу Можайску и столице нашей Родины Москве. Ведь только совместными усилиями детского сада и семьи мы можем добиться определённых результатов. Родителям предлагается обсудить такие вопросы как: - Что значит любить Родину? - Какие праздники вы отмечаете дома? - Какое место в них отведено ребёнку? И т. д. Предлагаются для родителей формы ознакомления с родным селом, рассказывается о работе в детском саду над этой темой. Каждому родителю предлагается заполнить анкету и взять с собой памятку по воспитанию любви к природе родного посёлка. Пропагандируя русскую народную культуру, приобщаю дошкольников к её традициям в этической беседе « Сердце матери лучше солнышка греет». На комплексном занятии укрепляется чувство особого почитания матери, поддерживается народная традиция бережного отношения к матери. Хорошо показать его родителям ко дню Матери в конце ноября. Спасибо за внимание !
Методическая копилка
Методическая копилка
Методическая копилка в помощь воспитателю