Формы и методы деятельности старшего воспитателя в работе с педагогами
учебно-методический материал на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 333 Дзержинского района города Волгограда
План - проект
«Молодой специалист»
старший воспитатель
Конева Елена Александровна
Волгоград, 2011 г
Раздел I
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество: Конева Елена Александровна
Год рождения: 1979.
Образование: Высшее
Учебное заведение: В 2009 г. закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» присуждена квалификация Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Должность: старший воспитатель
Аттестация: нет
Педагогический стаж работы в данном учреждении: 9 лет.
Повышение квалификации: «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ВГАПК РО 2011г.
Раздел II
Результаты педагогической деятельности
Результаты образовательной деятельности.
Первостепенной задачей для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое, можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. При этом важным условием для раскрытия созидательных потенциалов ребенка, удовлетворения его ключевых образовательных потребностей является безопасность образовательного пространства. Образовательное пространство – активное «поле» педагогической системы, на котором организуется все многообразие процессов обучения, воспитания и развития. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности»). Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства (Закон РФ «О безопасности»).
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что, в свою очередь, побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. К педагогам предъявлены высокие требования в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В настоящее время методическая работа в ДОУ представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Информационные источники отображают основные направления деятельности старшего воспитателя, но формы и методы работы должны соответствовать требованиям современности, профессиональным потребностям каждого воспитателя.
Основная цель моей деятельности – достижение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса. Центром является личность ребенка, ее внутренний мир. При этом объект деятельности старшего воспитателя, как отмечает И.Н.Казакова, «…это деятельность воспитателя».
Поставлены следующие задачи:
1.Оценить качество профессиональной подготовки педагогического коллектива.
2.Определить действенные современные методы для повышения профессиональной компетентности педагогов.
3.Сформировать научно обоснованное планирование работы детского сада.
Для получения результатов необходимо провести педагогический анализ. Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применения различных способов и средств для достижения поставленных перед ОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу нашего ДОУ в новое качественное состояние. Чёткая организация системы анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, достижения детей. Для решения первой задачи в начале своей работы при обсуждении итогов оперативного и тематического контроля, при подготовке методических мероприятий, мною был использован самоанализ воспитателей. Не всегда он был глубоким и качественным, с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги ограничивались констатацией того, что сделали, иногда относились к этому формально.
Анализ кадров выявил причины такого положения дел:
· Нестабильность кадрового состава.
· Недостаточный квалификационный уровень.
· Средний уровень заинтересованности педагогов результатами своей деятельности.
Такая ситуация дает малоэффективный результат, необходимо активизировать позицию воспитателей. Коллективу была представлена внешняя сторона оценки его деятельности для установления обратной связи. Так, я провела опрос среди родителей воспитанников «Воспитатель глазами родителей», который показал, что воспитатель должен быть: «образованным и грамотным», «добрым и любящим детей», «развивать детей», «владеть инновационными технологиями», «имеет значение наличие квалификационной категории». С помощью наводящих вопросов выясняю дидактическую и методическую подготовленность педагога, его точку зрения на различные проблемы, взгляды на стиль отношения с детьми. Если педагог без опыта работы, то его необходимо за короткий срок ввести в деятельность. Чтобы сформировать у воспитателя адекватную установку на деятельность, я оказываю педагогическое сопровождение (знакомлю с коллективом, групповым, помещением, детьми, планированием, методическим оснащением; в первый день нахожусь в группе с воспитателем, консультирую по возникающим вопросам; далее организовываю индивидуальные и коллективные консультации и привлекаю к этому педагогов со стажем). Оказывая помощь, не критикую педагога, а привожу его к педагогической рефлексии и самоанализу. Организована курсовая подготовка воспитателя, посещение районных мероприятий по обмену опытом, что вдохновляет и стимулирует применять полученные знания на практике, подводит к самостоятельному поиску информации, возникновению новых идей.
В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:
- индивидуальный подход;
- практический деятельностный подход;
- системный подход.
Методическое сопровождение педагогов включает:
диагностический блок:
- изучение психологического климата в коллективе (тест «Психологический климат в педагогическом коллективе»);
- изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов», «Лист самооценки педагога», «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы»);
- составление диагностической карты возможностей и затруднений педагога.
информационно-практический блок:
- организация интерактивных форм работы с воспитателями;
- организация коллективных просмотров, мастер-классов.
Решая вторую задачу, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценивания, использую технологию создания аттестационного портфолио. Портфолио комплектуется в межаттестационный период, пополняется в течение 5 лет работы, и педагог видит свои достижения и проблемные стороны. Эта технология помогает старшему воспитателю видеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.
Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на семинаре, педагогическом совете порождает околосодержательную мотивацию при выступлении, подаче информации («отчитал сообщение – можно поставить галочку за участие»). Особенно это характерно для педагогов с малым опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков. Моя задача - поднять уровень осознания педагогами ценности и необходимости педагогического общения. Здесь традиционные методы хороши при информировании, но формирование мотивации к самообразованию и самопрезентации считаю недостаточным. Наблюдение показало, если у педагога околосодержательная мотивация, то ценность получаемого опыта не всегда осознана: он превращается в поток информации, из которого воспитатель выбирает самое знакомое или легкое – за короткое время он не успел пережить это, сделать личностно значимым.
В детском саду созданы необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса, имеются физкультурно-музыкальный зал, методический кабинет, кабинет для индивидуальных занятий с детьми, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, изолятор.
В детском саду 12 групповых помещения, во всех группах оборудованы спальные комнаты. Созданы необходимые условия для разнообразных видов деятельности детей: познавательно - речевой, социально – личностной, физической, художественно – эстетической.
Развивающая среда носит характер «опережающего развития». В каждой возрастной группе она разнообразна по оформлению, расположению оборудования и материалов, определяется педагогическими установками, а также сензитивными периодами в развитии детей. Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающего пространства, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.
Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовых программ. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий характер, способствует формированию представлений у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей.
В ДОУ осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе специалистов и воспитателей. Воспитатели ведут групповые индивидуальные занятия, благодаря которым создается целостное представление об уровне развития ребенка.
Ежегодно педагогом-психологом проводится диагностика для выявления готовности детей к школьному обучению.
Раздел III
Методическая деятельность
В данный момент в детском саду встал вопрос о разработке плана-проекта «Молодой специалист». Основанием для разработки проекта являются существенные изменения ситуации в ДОУ по кадровому составу. В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к разным группам педагогов, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать в ДОУ условия для профессионального роста молодых специалистов: организационные, научно-методические, мотивационные
Задачи:
1. Обеспечение наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе
2. Использование эффективных форм повышения профкомпетентности и профмастерства молодых специалистов
3. Совместное планирование карьеры молодых специалистов с наставником
Проектная линия
Работа с молодыми кадрами является частью кадровой политики отрасли «Образование», соответствует основным принципам политики в данном направлении федерального и регионального уровней. Реализуя главную цель проекта: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов нам предстоит изменить стратегию и тактику работы с кадрами. Молодые сотрудники – главный резерв детского сада и отрасли в целом, поэтому мы должны предоставить им широкие возможности для профессионального роста, личного развития, самореализации, продвижения по службе. Свою работу по разработке плана-проекта «Молодой специалист» я начала с создания локального акта Положение о проекте «Молодой специалист»
Адаптация социальная – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
Стиль управления – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач, возникающих в процессе руководства, приемов общения руководителя с членами коллектива.
Социальнопсихологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них.
Моральнопсихологический климат – вид социальнопсихологического климата, связанный с моральным состоянием группы.
При реализации плана – проекта «Молодой специалист» будут применяться разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, "мозговой штурм", решение кроссвордов. Все это позволит уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Начать работу по реализации плана проекта можно с шуточного теста, по итогам которого можно увидеть, как начинающий специалист оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств, для молодого специалиста – его «педагогическую» стрессоустойчивость .
Положение о проекте «Молодой специалист»
1.Общее положение
1.1. Проект «Молодой специалист» – элемент методического пространства детского сада, объединяющего начинающих специалистов
1.2. Цель: Проект «Молодой специалист» – создание условий для профессионального роста молодых специалистов: организационных, научно-методических, мотивационных.
1.3. Проектом «Молодой специалист» руководит старший воспитатель ДОУ.
2.Содержание деятельности
2.1. Участникам проекта оказывается теоретическая и практическая помощь по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:
2.1.1. работа с документацией детского сада;
2.1.2. современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
2.1.3. культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
2.1.4. создание воспитательной системы детского сада;
2.2. Руководитель проекта организует посещения занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
3.Организация работы проекта «Молодой специалист»
3.1. работа проекта проводится в форме теоретических занятий (семинаров, практикумов, диспутов, "Круглых столов", викторин)
3.2. Документация проекта «Молодой специалист»:
3.3.1. положение о проекте «Молодой специалист»
3.3.2. план работы детского сада, утвержденный на заседании педагогического совета дошкольного учреждения;
3.3.3. анализ работы, протоколы заседаний
План - проект работы педагогической гостиной
«Молодой специалист»
№ п/п | Содержание работы встреч с педагогами | Сроки | Ответственный |
1 | Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы педагогической гостиной. | Сентябрь
| Заведующий
|
2 | Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГТ в ДОУ Консультирование педагогов по теме «Изучаем программу « От рождения до школы Н.Е.Вераксы» Изучение программы по наплавлению «Познавательно –речевое развитие» | Октябрь | Старший воспитатель |
3 | Тема: Физическое развитие дошкольников Создание условий для охраны жизни и здоровья. Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития Организация двигательного режима в разных возрастных группах. (Разработка конспекта занятия или другой формы работы, его проведения). | Ноябрь | Инструктор по ФИЗО Воспитатель Старший воспитатель
|
4 | Самостоятельная подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики, использование их в различных видах детской деятельности | Декабрь | Воспитатель
|
5 | Тема «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности» Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника. Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы. Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности. |
Январь | Воспитатели -стажисты
|
6 | Изучение программы по наплавлению «Социально – личностное развитие» Тема «Игра и развитие личности дошкольника». Организация и руководство творческими играми детей. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр | Февраль | Воспитатели- стажисты |
7 | Тема «Я – с семьей, она – со мной, вместе мы с детским садом» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний ). | Март | Старший воспитатель |
8 | Изучение программы по наплавлению «Социально – личностное развитие» Оформление педагогического материала “Интересный опыт” с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов ДОУ. | Апрель | Старший воспитатель |
9 | Анкетирование: Что мы знаем о ФГТ» Тема «Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период» Особенности среды развития ребенка в летний период | Май | Старший воспитатель |
10 | Индивидуальное консультирование педагогов по запросам
| В течение всего года | Старший воспитатель |
11 | Отчет педагога о проделанной работе за учебный год
| Июнь | Все педагоги |
В результате работы по проекту планируется наработать практический материал в виде разработки нетрадиционных форм взаимодействия всех участников педагогического процесса. Итогом работы будет проведение внутрисадовского конкурса «Молодой педагог – успешный педагог». Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм. Данный конкурс будет являться подготовительным этапом районного конкурса «Воспитатель года»
Тест для молодого воспитателя
на определение его «педагогической» стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. Дерь в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_deyatelnosti_starshego_vospitatelya_v_rabote_s_pedagogami.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 333 Дзержинского района города Волгограда
План - проект
«Молодой специалист»
старший воспитатель
Конева Елена Александровна
Волгоград, 2011 г
Раздел I
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество: Конева Елена Александровна
Год рождения: 1979.
Образование: Высшее
Учебное заведение: В 2009 г. закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный педагогический университет» присуждена квалификация Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии
Должность: старший воспитатель
Аттестация: нет
Педагогический стаж работы в данном учреждении: 9 лет.
Повышение квалификации: «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» ВГАПК РО 2011г.
Раздел II
Результаты педагогической деятельности
Результаты образовательной деятельности.
Первостепенной задачей для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое, можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. При этом важным условием для раскрытия созидательных потенциалов ребенка, удовлетворения его ключевых образовательных потребностей является безопасность образовательного пространства. Образовательное пространство – активное «поле» педагогической системы, на котором организуется все многообразие процессов обучения, воспитания и развития. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности»). Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства (Закон РФ «О безопасности»).
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики. Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что, в свою очередь, побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. К педагогам предъявлены высокие требования в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В настоящее время методическая работа в ДОУ представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. Информационные источники отображают основные направления деятельности старшего воспитателя, но формы и методы работы должны соответствовать требованиям современности, профессиональным потребностям каждого воспитателя.
Основная цель моей деятельности – достижение высокой эффективности учебно-воспитательного процесса. Центром является личность ребенка, ее внутренний мир. При этом объект деятельности старшего воспитателя, как отмечает И.Н.Казакова, «…это деятельность воспитателя».
Поставлены следующие задачи:
1.Оценить качество профессиональной подготовки педагогического коллектива.
2.Определить действенные современные методы для повышения профессиональной компетентности педагогов.
3.Сформировать научно обоснованное планирование работы детского сада.
Для получения результатов необходимо провести педагогический анализ. Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применения различных способов и средств для достижения поставленных перед ОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу нашего ДОУ в новое качественное состояние. Чёткая организация системы анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, достижения детей. Для решения первой задачи в начале своей работы при обсуждении итогов оперативного и тематического контроля, при подготовке методических мероприятий, мною был использован самоанализ воспитателей. Не всегда он был глубоким и качественным, с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги ограничивались констатацией того, что сделали, иногда относились к этому формально.
Анализ кадров выявил причины такого положения дел:
· Нестабильность кадрового состава.
· Недостаточный квалификационный уровень.
· Средний уровень заинтересованности педагогов результатами своей деятельности.
Такая ситуация дает малоэффективный результат, необходимо активизировать позицию воспитателей. Коллективу была представлена внешняя сторона оценки его деятельности для установления обратной связи. Так, я провела опрос среди родителей воспитанников «Воспитатель глазами родителей», который показал, что воспитатель должен быть: «образованным и грамотным», «добрым и любящим детей», «развивать детей», «владеть инновационными технологиями», «имеет значение наличие квалификационной категории». С помощью наводящих вопросов выясняю дидактическую и методическую подготовленность педагога, его точку зрения на различные проблемы, взгляды на стиль отношения с детьми. Если педагог без опыта работы, то его необходимо за короткий срок ввести в деятельность. Чтобы сформировать у воспитателя адекватную установку на деятельность, я оказываю педагогическое сопровождение (знакомлю с коллективом, групповым, помещением, детьми, планированием, методическим оснащением; в первый день нахожусь в группе с воспитателем, консультирую по возникающим вопросам; далее организовываю индивидуальные и коллективные консультации и привлекаю к этому педагогов со стажем). Оказывая помощь, не критикую педагога, а привожу его к педагогической рефлексии и самоанализу. Организована курсовая подготовка воспитателя, посещение районных мероприятий по обмену опытом, что вдохновляет и стимулирует применять полученные знания на практике, подводит к самостоятельному поиску информации, возникновению новых идей.
В работе с педагогами руководствуюсь следующими принципами:
- индивидуальный подход;
- практический деятельностный подход;
- системный подход.
Методическое сопровождение педагогов включает:
диагностический блок:
- изучение психологического климата в коллективе (тест «Психологический климат в педагогическом коллективе»);
- изучение уровня саморазвития педагогов («Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов», «Лист самооценки педагога», «Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы»);
- составление диагностической карты возможностей и затруднений педагога.
информационно-практический блок:
- организация интерактивных форм работы с воспитателями;
- организация коллективных просмотров, мастер-классов.
Решая вторую задачу, в качестве одной из форм, которая ориентирует воспитателя на процесс самооценивания, использую технологию создания аттестационного портфолио. Портфолио комплектуется в межаттестационный период, пополняется в течение 5 лет работы, и педагог видит свои достижения и проблемные стороны. Эта технология помогает старшему воспитателю видеть проблемы и уровень профессионального роста педагога.
Использование преимущественно традиционных форм взаимодействия на семинаре, педагогическом совете порождает околосодержательную мотивацию при выступлении, подаче информации («отчитал сообщение – можно поставить галочку за участие»). Особенно это характерно для педагогов с малым опытом работы, невысоким уровнем коммуникативных навыков. Моя задача - поднять уровень осознания педагогами ценности и необходимости педагогического общения. Здесь традиционные методы хороши при информировании, но формирование мотивации к самообразованию и самопрезентации считаю недостаточным. Наблюдение показало, если у педагога околосодержательная мотивация, то ценность получаемого опыта не всегда осознана: он превращается в поток информации, из которого воспитатель выбирает самое знакомое или легкое – за короткое время он не успел пережить это, сделать личностно значимым.
В детском саду созданы необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса, имеются физкультурно-музыкальный зал, методический кабинет, кабинет для индивидуальных занятий с детьми, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, изолятор.
В детском саду 12 групповых помещения, во всех группах оборудованы спальные комнаты. Созданы необходимые условия для разнообразных видов деятельности детей: познавательно - речевой, социально – личностной, физической, художественно – эстетической.
Развивающая среда носит характер «опережающего развития». В каждой возрастной группе она разнообразна по оформлению, расположению оборудования и материалов, определяется педагогическими установками, а также сензитивными периодами в развитии детей. Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных и исследовательской деятельности, литературы и театра, интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающего пространства, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.
Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовых программ. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий характер, способствует формированию представлений у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей.
В ДОУ осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе специалистов и воспитателей. Воспитатели ведут групповые индивидуальные занятия, благодаря которым создается целостное представление об уровне развития ребенка.
Ежегодно педагогом-психологом проводится диагностика для выявления готовности детей к школьному обучению.
Раздел III
Методическая деятельность
В данный момент в детском саду встал вопрос о разработке плана-проекта «Молодой специалист». Основанием для разработки проекта являются существенные изменения ситуации в ДОУ по кадровому составу. В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к разным группам педагогов, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать в ДОУ условия для профессионального роста молодых специалистов: организационные, научно-методические, мотивационные
Задачи:
1. Обеспечение наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе
2. Использование эффективных форм повышения профкомпетентности и профмастерства молодых специалистов
3. Совместное планирование карьеры молодых специалистов с наставником
Проектная линия
Работа с молодыми кадрами является частью кадровой политики отрасли «Образование», соответствует основным принципам политики в данном направлении федерального и регионального уровней. Реализуя главную цель проекта: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов нам предстоит изменить стратегию и тактику работы с кадрами. Молодые сотрудники – главный резерв детского сада и отрасли в целом, поэтому мы должны предоставить им широкие возможности для профессионального роста, личного развития, самореализации, продвижения по службе. Свою работу по разработке плана-проекта «Молодой специалист» я начала с создания локального акта Положение о проекте «Молодой специалист»
Адаптация социальная – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.
Стиль управления – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач, возникающих в процессе руководства, приемов общения руководителя с членами коллектива.
Социальнопсихологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них.
Моральнопсихологический климат – вид социальнопсихологического климата, связанный с моральным состоянием группы.
При реализации плана – проекта «Молодой специалист» будут применяться разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, "мозговой штурм", решение кроссвордов. Все это позволит уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
Начать работу по реализации плана проекта можно с шуточного теста, по итогам которого можно увидеть, как начинающий специалист оценивает себя как педагога в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств, для молодого специалиста – его «педагогическую» стрессоустойчивость .
Положение о проекте «Молодой специалист»
1.Общее положение
1.1. Проект «Молодой специалист» – элемент методического пространства детского сада, объединяющего начинающих специалистов
1.2. Цель: Проект «Молодой специалист» – создание условий для профессионального роста молодых специалистов: организационных, научно-методических, мотивационных.
1.3. Проектом «Молодой специалист» руководит старший воспитатель ДОУ.
2.Содержание деятельности
2.1. Участникам проекта оказывается теоретическая и практическая помощь по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:
2.1.1. работа с документацией детского сада;
2.1.2. современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
2.1.3. культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
2.1.4. создание воспитательной системы детского сада;
2.2. Руководитель проекта организует посещения занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
3.Организация работы проекта «Молодой специалист»
3.1. работа проекта проводится в форме теоретических занятий (семинаров, практикумов, диспутов, "Круглых столов", викторин)
3.2. Документация проекта «Молодой специалист»:
3.3.1. положение о проекте «Молодой специалист»
3.3.2. план работы детского сада, утвержденный на заседании педагогического совета дошкольного учреждения;
3.3.3. анализ работы, протоколы заседаний
План - проект работы педагогической гостиной
«Молодой специалист»
№ п/п | Содержание работы встреч с педагогами | Сроки | Ответственный |
1 | Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы педагогической гостиной. | Сентябрь
| Заведующий
|
2 | Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации ФГТ в ДОУ Консультирование педагогов по теме «Изучаем программу « От рождения до школы Н.Е.Вераксы» Изучение программы по наплавлению «Познавательно –речевое развитие» | Октябрь | Старший воспитатель |
3 | Тема: Физическое развитие дошкольников Создание условий для охраны жизни и здоровья. Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития Организация двигательного режима в разных возрастных группах. (Разработка конспекта занятия или другой формы работы, его проведения). | Ноябрь | Инструктор по ФИЗО Воспитатель Старший воспитатель
|
4 | Самостоятельная подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики, использование их в различных видах детской деятельности | Декабрь | Воспитатель
|
5 | Тема «Развитие личности ребенка в трудовой деятельности» Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника. Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы. Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности. |
Январь | Воспитатели -стажисты
|
6 | Изучение программы по наплавлению «Социально – личностное развитие» Тема «Игра и развитие личности дошкольника». Организация и руководство творческими играми детей. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство игрой-драматизацией. Особенности проведения дидактических игр | Февраль | Воспитатели- стажисты |
7 | Тема «Я – с семьей, она – со мной, вместе мы с детским садом» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний ). | Март | Старший воспитатель |
8 | Изучение программы по наплавлению «Социально – личностное развитие» Оформление педагогического материала “Интересный опыт” с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов ДОУ. | Апрель | Старший воспитатель |
9 | Анкетирование: Что мы знаем о ФГТ» Тема «Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период» Особенности среды развития ребенка в летний период | Май | Старший воспитатель |
10 | Индивидуальное консультирование педагогов по запросам
| В течение всего года | Старший воспитатель |
11 | Отчет педагога о проделанной работе за учебный год
| Июнь | Все педагоги |
В результате работы по проекту планируется наработать практический материал в виде разработки нетрадиционных форм взаимодействия всех участников педагогического процесса. Итогом работы будет проведение внутрисадовского конкурса «Молодой педагог – успешный педагог». Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм. Данный конкурс будет являться подготовительным этапом районного конкурса «Воспитатель года»
Тест для молодого воспитателя
на определение его «педагогической» стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. Дерь в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект деятельности старшего воспитателя по теме «Работа ДОУ по методу проектов».
Вид проекта: образовательный, информационный,средней продолжительности. Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов....
Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством
В консультации указан материал по работе с дошкольникамипо ознакомлению с изобразительным искусством...
презентация Формы работы старшего воспитателя по развитию потребности педагогов к саморазвитию
презентация Формы работы старшего воспитателя по развитию потребности педагогов к саморазвитию...
Роль старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ.
Роль старшего воспитателя в детском саду. Функции старшего воспитателя в работе с педагогами....
Роль старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ
Роль старшего воспитателя в работе с педагогами ДОУ...
1-пункт:Методы ,формы ,средства организации деятельности воспитанников. В своей работе использую методы:
Основное целевое направление обучить новыми способами детей, в разных образовательгых областях опираясь на активную деятельность раннего и дошкольного возраста детей в детском саду ....