Научно-практическая конференция «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития»
статья по теме

Доклад «Организация предметно – развивающей среды в коррекционной группе в соответствии  с требованиями ФГТ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx30.2 КБ
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

Факультет коррекционной педагогики

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 7
для детей с ограниченными возможностями здоровья  (VII, VIII вида)
Кировского района  Санкт-Петербурга

Научно-практическая конференция

«Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами
интеллектуального развития»

Доклад

«Организация предметно – развивающей среды
в коррекционной группе в соответствии  с требованиями ФГТ»

Подготовили:

Канцер Я. М.

Иващенко Л. В.

Сычёва Е. В.

Санкт-Петербург

2013

Предметно – развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие «среда» – это система, включающая взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и  интересов, возрастных и типологических особенностей,  уровня активности и др.

Организация развивающей среды с учётом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

При построении среды  необходимо руководствоваться принципами
В. А. Петровского:

•        дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый  – ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.

•        активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».

•        стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

До ФГТ

  1. Односложное  внутреннее пространство.
  2. Излишнее многообразие зон, раздробленность.
  3.  Уголки стабильны,  тематически пестры.  

После  ФГТ.

1.        Зона уединения.

2.        Зона для активного движения и возведения крупных построек.

3.        Рабочая зона (познания, социализация, продуктивная деятельность , экспериментально – исследовательская деятельность и др.)

Рабочая зона.

Содержит игровые материалы для:

- художественно – эстетического развития

- интеллектуального и сенсорного развития

- мини – лаборатория

- игровая деятельность

- эмоциональное развитие

- хозяйственно – бытовой труд

- безопасность, ПДД

Центр «Будем говорить правильно»:

1.  Полка или этажерка для пособий.

2.  Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала).

3.  Картотека предметных и сюжетных картинок.

4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.                                                          

5.  Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.).

6.  Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?», «Кто за забором?»«Собери семейку» и др.).

7.  Лото и домино.

8.  Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.

9. Диапроектор, экран, набор слайдов по изучаемым темам.

        Патриотический центр:

1.  Альбомы и наборы открыток с видами Санкт-Петербурга, карта или макет центра города и микрорайона, российская атрибутика.

2.  Куклы в русских костюмах.

3. Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).

Центр «Наша библиотека»:

1.  Стеллаж или открытая витрина для книг.

2.  Стол, два стульчика, мягкий диван.

3.  Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных обла¬стях.

5.  Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6.  Книжки-раскраски, книжки-самоделки.

7.   Магнитофон,  аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

8.  Диафильмы.

Центр «Играем в театр»:

1.  Большая ширма, маленькая ширма.

2.  Стойка-вешалка для костюмов.

3.  Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.

4.  Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок.

5.  Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения те¬атрализованных игр.

6.  Грим, зеркало, парики.

Центр «Интеллектуального и сенсорного развития»:

1.  Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие пред¬меты, предметные картинки).

2.  Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа.

3.  Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик „Плюх-Плюх"», «Шнур-затейник»  др. игры, разработанные в центре Воскобовича).

4. Рабочие тетради.

5. Набор объемных геометрических фигур.

6. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели

7. Счеты, счетные палочки.

        Центр художественного творчества:

1.        Восковые и акварельные мелки.

2.  Цветной мел.

3.  Гуашевые, акварельные краски.

4.  Фломастеры, цветные карандаши.

5.  Пластилин, глина, соленое тесто.

6.   Цветная  и белая бумага,  картон,  обои,  наклейки, ткани,  нитки,  ленты,  самоклеящаяся  пленка,  старые открытки, природные материалы (сухие листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений,  мелкие ракушки  и т.п.).

7.  Рулон простых белых обоев для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций.

8.  Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам.

9.  Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами, маленькие доски для индивидуального рисования.

11.   Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись».

Центр «Наша лаборатория»:

1.  Стол для проведения экспериментов.

2.  Стеллаж для пособий и оборудования.

3.  Резиновый коврик.

4.  Халаты, передники, нарукавники.

5.  Бумажные полотенца.

6.   Природный материал: песок, вода, глина, камешки.ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.

7. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.

8.  Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9.  Микроскоп, лупы.

10.  Аптечные и песочные часы, безмен.

12.  Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).

13.  Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.

14.  Игра «Времена года»

16.  Календарь природы.

Центр «Мы играем»:

1.  Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.

2.  Комплекты одежды по сезонам для кукол.

3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда кукол, коляски.

4.  Предметы-заместители.

5.  Большое зеркало.

6.  Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр.

7.  Атрибуты для ряжения.

Музыкальный центр:

1.  Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, «поющие» игрушки).

2.  Звучащие предметы-заместители.

3.  Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, зыки для детей (по программе), голосов природы.

Зона двигательной активности и возведения крупных построек.

Состоит из:

- физкультурно – оздоровительных атрибутов

- игрушек – двигателей

-конструктивный материал

Центр «Учимся строить»:

1.  Строительный конструктор с блоками среднего размера.

2.  Строительный конструктор с блоками маленького размера.

3.  Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» «Кремль».

4.  Игра «Логический домик».

5.  Нетрадиционный материал для строительства (картон¬ные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, контейнеры  разных размеров крышками).

6.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур¬ки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорож¬ные знаки, светофоры).

7.  Макет железной дороги.

8.  Транспорт (мелкий, средний, крупный).

9.  Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики фургоны, специальный транспорт).

10. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выпол¬нения, закрепляемые на ковролиновом полотне.

Центр «Учимся конструировать»:

1.   Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания  узоров из них.

2.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками ма¬ленького и среднего размеров.  

3.  Игра «Танграм».

4.  Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5.  Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6.  Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

7.  Кубики с изображениями.

8.  Блоки Дьенеша.

Физкультурный центр:

1.  Мячи средние разных цветов.

2.  Мячи малые разных цветов.

3.  Мячики массажные разных цветов и размеров.

4.  Обручи.

5.  Канат, веревки, шнуры.

6.  Флажки разных цветов.

7.  Гимнастические палки.

8.  Кольцеброс.

9.  Кегли.

10.  «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

11.  Мишени на ковролиновой основе с набором дрот и мячиков на «липучках».

12.  Детская баскетбольная корзина.

13.  Длинная скакалка.

14.  Летающая тарелка (для использования на прогулке)

15.  Нетрадиционное спортивное оборудование.

16.  Массажные и ребристые коврики.

Зона уединения.

Включает в себя:

-мягкая мебель

- зеленая зона, экологический уголок

-ширма, мягкие игрушки

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, а также уголок уединения и релаксации.

Центр природы  Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Все пространство, в зависимости  от конкретных задач, может меняться, трансформироваться, для этого используются легкиеразноуровневые столы , ширмы. Игровые материалы хранятся в  прозрачных и открытых контейнерах, откуда легко достаются и легко убираются. Внутри каждой зоны расположены те материалы, которые необходимы для деятельности в данной зоне, а на границе – материалы, необходимые и часто используемые в обеих частях группового пространства.

Но дети, с проблемами в развитии, склонны переносить элементы прошлого опыта на решение новой задачи, встречаясь с новым они как – бы  «соскальзывают» с правильных действий на ошибочные. Детей пришлось заново знакомить с новой – старой обстановкой и новыми – старыми игрушками. Учились раскладывать игровой материал по контейнерам, а не раскладывать по полкам, разворачивать столы и ширмы наиболее удобно для игр.

Предметно – развивающая среда это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, тогда ПРС будет способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»

Факультет коррекционной педагогики

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 7
для детей с ограниченными возможностями здоровья  (VII, VIII вида)
Кировского района  Санкт-Петербурга

Научно-практическая конференция

«Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами
интеллектуального развития»

Доклад

«Организация предметно – развивающей среды
в коррекционной группе в соответствии  с требованиями ФГТ»

Подготовили:

Канцер Я. М.

Иващенко Л. В.

Сычёва Е. В.

Санкт-Петербург

2013

Предметно – развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Понятие «среда» – это система, включающая взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и  интересов, возрастных и типологических особенностей,  уровня активности и др.

Организация развивающей среды с учётом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

При построении среды  необходимо руководствоваться принципами
В. А. Петровского:

•        дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый  – ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.

•        активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».

•        стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», которая способствует установлению оптимального контакта с детьми. Реализуется путём подбора мебели с учётом возраста детей (регулируемые ножки у столов, банкетки, доска на уровне глаз детей и др.).

Принцип активности, возможности её проявления и формирования у детей и взрослых путём их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр, настольного театра.

Принцип стабильности – динамичности, предусматривает создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации, сочетание привычных и неординарных элементов.

До ФГТ

  1. Односложное  внутреннее пространство.
  2. Излишнее многообразие зон, раздробленность.
  3.  Уголки стабильны,  тематически пестры.  

После  ФГТ.

1.        Зона уединения.

2.        Зона для активного движения и возведения крупных построек.

3.        Рабочая зона (познания, социализация, продуктивная деятельность , экспериментально – исследовательская деятельность и др.)

Рабочая зона.

Содержит игровые материалы для:

- художественно – эстетического развития

- интеллектуального и сенсорного развития

- мини – лаборатория

- игровая деятельность

- эмоциональное развитие

- хозяйственно – бытовой труд

- безопасность, ПДД

Центр «Будем говорить правильно»:

1.  Полка или этажерка для пособий.

2.  Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала).

3.  Картотека предметных и сюжетных картинок.

4. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах.                                                          

5.  Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т. п.).

6.  Дидактические игры по развитию речи («Кто за деревом?», «Кто за забором?»«Собери семейку» и др.).

7.  Лото и домино.

8.  Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.

9. Диапроектор, экран, набор слайдов по изучаемым темам.

        Патриотический центр:

1.  Альбомы и наборы открыток с видами Санкт-Петербурга, карта или макет центра города и микрорайона, российская атрибутика.

2.  Куклы в русских костюмах.

3. Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрешек», «Раньше и сейчас» и т. п.).

Центр «Наша библиотека»:

1.  Стеллаж или открытая витрина для книг.

2.  Стол, два стульчика, мягкий диван.

3.  Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно сменяемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. Книги по интересам о достижениях в различных обла¬стях.

5.  Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6.  Книжки-раскраски, книжки-самоделки.

7.   Магнитофон,  аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

8.  Диафильмы.

Центр «Играем в театр»:

1.  Большая ширма, маленькая ширма.

2.  Стойка-вешалка для костюмов.

3.  Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания 4—5 сказок.

4.  Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный для обыгрывания этих же сказок.

5.  Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения те¬атрализованных игр.

6.  Грим, зеркало, парики.

Центр «Интеллектуального и сенсорного развития»:

1.  Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие пред¬меты, предметные картинки).

2.  Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и фланелеграфа.

3.  Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик „Плюх-Плюх"», «Шнур-затейник»  др. игры, разработанные в центре Воскобовича).

4. Рабочие тетради.

5. Набор объемных геометрических фигур.

6. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели

7. Счеты, счетные палочки.

        Центр художественного творчества:

1.        Восковые и акварельные мелки.

2.  Цветной мел.

3.  Гуашевые, акварельные краски.

4.  Фломастеры, цветные карандаши.

5.  Пластилин, глина, соленое тесто.

6.   Цветная  и белая бумага,  картон,  обои,  наклейки, ткани,  нитки,  ленты,  самоклеящаяся  пленка,  старые открытки, природные материалы (сухие листья, лепестки цветов, травы, семена различных растений,  мелкие ракушки  и т.п.).

7.  Рулон простых белых обоев для коллективных рисунков, коллажей, аппликаций.

8.  Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты по темам.

9.  Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами, маленькие доски для индивидуального рисования.

11.   Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Хохломская игрушка», «Жостовская роспись».

Центр «Наша лаборатория»:

1.  Стол для проведения экспериментов.

2.  Стеллаж для пособий и оборудования.

3.  Резиновый коврик.

4.  Халаты, передники, нарукавники.

5.  Бумажные полотенца.

6.   Природный материал: песок, вода, глина, камешки.ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.

7. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль.

8.  Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9.  Микроскоп, лупы.

10.  Аптечные и песочные часы, безмен.

12.  Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля).

13.  Схемы, модели, таблицы с «алгоритмами» выполнения опытов.

14.  Игра «Времена года»

16.  Календарь природы.

Центр «Мы играем»:

1.  Куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий.

2.  Комплекты одежды по сезонам для кукол.

3. Постельные принадлежности для кукол, мебель и посуда кукол, коляски.

4.  Предметы-заместители.

5.  Большое зеркало.

6.  Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр.

7.  Атрибуты для ряжения.

Музыкальный центр:

1.  Детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы, «поющие» игрушки).

2.  Звучащие предметы-заместители.

3.  Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, зыки для детей (по программе), голосов природы.

Зона двигательной активности и возведения крупных построек.

Состоит из:

- физкультурно – оздоровительных атрибутов

- игрушек – двигателей

-конструктивный материал

Центр «Учимся строить»:

1.  Строительный конструктор с блоками среднего размера.

2.  Строительный конструктор с блоками маленького размера.

3.  Тематические строительные наборы «Город», «Мосты» «Кремль».

4.  Игра «Логический домик».

5.  Нетрадиционный материал для строительства (картон¬ные коробки, оклеенные самоклеящейся пленкой, контейнеры  разных размеров крышками).

6.  Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур¬ки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорож¬ные знаки, светофоры).

7.  Макет железной дороги.

8.  Транспорт (мелкий, средний, крупный).

9.  Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики фургоны, специальный транспорт).

10. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выпол¬нения, закрепляемые на ковролиновом полотне.

Центр «Учимся конструировать»:

1.   Мозаики (средняя и мелкая) и схемы выкладывания  узоров из них.

2.  Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с блоками ма¬ленького и среднего размеров.  

3.  Игра «Танграм».

4.  Разрезные картинки (8—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5.  Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6.  Игрушки-трансформеры, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

7.  Кубики с изображениями.

8.  Блоки Дьенеша.

Физкультурный центр:

1.  Мячи средние разных цветов.

2.  Мячи малые разных цветов.

3.  Мячики массажные разных цветов и размеров.

4.  Обручи.

5.  Канат, веревки, шнуры.

6.  Флажки разных цветов.

7.  Гимнастические палки.

8.  Кольцеброс.

9.  Кегли.

10.  «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

11.  Мишени на ковролиновой основе с набором дрот и мячиков на «липучках».

12.  Детская баскетбольная корзина.

13.  Длинная скакалка.

14.  Летающая тарелка (для использования на прогулке)

15.  Нетрадиционное спортивное оборудование.

16.  Массажные и ребристые коврики.

Зона уединения.

Включает в себя:

-мягкая мебель

- зеленая зона, экологический уголок

-ширма, мягкие игрушки

В нашей развивающей среде существует уютное место для отдыха, а также уголок уединения и релаксации.

Центр природы  Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, аквариумными рыбками, учим детей правильному уходу за ними. В уголке природы помещены краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для нашего района).

Все игрушки игровой материал размещён таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

Все пространство, в зависимости  от конкретных задач, может меняться, трансформироваться, для этого используются легкиеразноуровневые столы , ширмы. Игровые материалы хранятся в  прозрачных и открытых контейнерах, откуда легко достаются и легко убираются. Внутри каждой зоны расположены те материалы, которые необходимы для деятельности в данной зоне, а на границе – материалы, необходимые и часто используемые в обеих частях группового пространства.

Но дети, с проблемами в развитии, склонны переносить элементы прошлого опыта на решение новой задачи, встречаясь с новым они как – бы  «соскальзывают» с правильных действий на ошибочные. Детей пришлось заново знакомить с новой – старой обстановкой и новыми – старыми игрушками. Учились раскладывать игровой материал по контейнерам, а не раскладывать по полкам, разворачивать столы и ширмы наиболее удобно для игр.

Предметно – развивающая среда это открытая, незамкнутая система, способная к изменению, тогда ПРС будет способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...

«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»

Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...

«ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Консультация для педагогов по теме «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ  ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Изобразительная деятельность аппликация» 3 – 4 года

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Изобразительная деятельн...