Тропинки к своему Я
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важна и атмосфера детского коллектива - она должна создавать оптимальные условия: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_-_sr_gr-na_sayt.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38
г.Тамбов, 2014г.
Воспитатель: Старостина В.В.
Тематический план работы кружка
в средней группе
Раздел | Темы занятий Средняя группа | Время проведения |
«Я и эмоции» | 1. Радость 2. Удивление 3. Страх 4. Гнев 5. Горе 6. Наши эмоции | 1 н. октября 2 н. октября 3 н. октября 4 н. октября 1 н. ноября 2 н. ноября |
«Я+Я» | 1.Тайна моего имени 2.Автопортрет 3.Мой внутренний мир 4. Мой любимый сказочный герой 5. Мой ласковый и нежный зверь 6.Мой волшебный дом 7.Я знаю, я умею, я могу. | 3 н. ноября 4 н. ноября 1 н. декабря 2 н. декабря 3 н. декабря 3 н. января 4 н. января |
«Я и моё окружение» |
| 1 н. февраля 2 н. февраля 3н. февраля 4 н. февраля 1 н. марта 2 н. марта |
Итого: | 19 занятий |
Раздел 1. «Я и эмоции»
Занятие № 1 «Радость»
Цель: расширять представления об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.
Ритуальное приветствие.
Воспитатель. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение весёлой девочки). Какое настроение у этой девочки?
Дети. Радостное.
Воспитатель. А теперь попробуйте изобразить радость на своём лице. Что для этого нужно сделать?.. (Ответы детей.)А вот как можно нарисовать схему изображения радости (демонстрируется пиктограмма «радость»).
Послушайте, как отвечали на вопрос «Что такое радость?» ваши ровесники:
- Радость-это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая-это когда у одного, а большая-когда у всех.
- Радость-это когда праздник.
- Радость-когда никто не плачет.
- Радость-это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!»
Воспитатель. А что такое «радость» для вас? Как вы понимаете это слово?
Дети отвечают.
Игра-ассоциация «На что похожа радость».
Воспитатель. А теперь присаживайтесь. Закройте глаза. Вспомните какую-нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте, на что была похожа эта ваша радость. На какой цветок? Животное? Музыку? Запах? Звук? (Ответы детей.)
Этюд «Ласка». Представьте себе мальчика, которому подарили котёнка. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о руки.
Давайте представим себя на месте этого мальчика. «Возьмите» в руки этого пушистого котёнка. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Погладьте его. Улыбнитесь ему. Подуйте на него тёплым воздухом. Чувствуете, как котёнок отвечает на вашу ласку? (Дети выполняют задание.)
Этюд «Первый снег».
Воспитатель. Много дней шёл мелкий холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдёт гулять. Он подошёл к окну и замер от радостного изумления. Всё вокруг было покрыто белым-белым снегом. В саду стало чисто, просторно, красиво. Теперь можно идти гулять. Скорее-скорее одеваться! (Выразительные движения: откинуть назад голову, приподнять брови, улыбнуться.) Давайте теперь попробуем проиграть эту историю. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Скажите, вы теряли когда-нибудь свои игрушки, варежки, носовые платки? А теряли ли вы когда-нибудь хорошее настроение?
Игра «Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, весёлая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или, быть может, таблетки, уколы? А теперь пусть каждый нарисует, что помогает ему вернуть хорошее настроение, что может его легко развеселить. Рядом нарисуйте себя с весёлым выражением лица.
Занятие № 2 «Удивление»
Цель: расширять представления детей об эмоции удивления; учить понимать свои чувства и чувства других людей; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Я предлагаю вам вспомнить и рассказать об удивительных вещах, которые вам встречались, или об удивительных случаях, которые с вами происходили. (Рассказы детей.)
Воспитатель. А теперь попробуйте изобразить на своём лице удивление. Как вы думаете, оно будет длиться долго, или уже удивление мгновенно возникает и быстро исчезает?
Ответы детей.
Воспитатель. Посмотрите на пиктограмму «удивление». Что происходит с нашими лицами, когда мы удивляемся? Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим это прикосновение по кругу. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. У вас замечательно получилось! Вы обратили внимание на то, что каждый из вас удивлялся по-своему? И всё же, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то очень похожее. Что общего в том, как вы изображали удивление? (Ответы детей.)
Игра-ассоциация «Удивление». Закройте глаза и попробуйте представить себе, на какой звук похоже удивление? На какой цвет? Запах? Цветок? Животное? (Дети выполняют задание.)
Этюд «Живая шляпа». Теперь послушайте историю «Живая шляпа».
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На дороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой? (Дети разыгрывают сценку, воспитатель закрепляет мимические навыки.)
Рисунок «Удивлённый человек». Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь.
Дети. Рот широко открывается и вытягивается сверху вниз. Глаза широко распахиваются. Брови ползут вверх.
Воспитатель. Запомните это. Нарисуйте такое же лицо вашему человечку. Не забудьте нарисовать волосы, туловище, нос, уши, одежду. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечек и чему он удивляется. (Когда работа закончена, дети садятся в круг и рассказывают о своих человечках.)
Занятие № 3 «Страх»
Цель: расширять представления детей об эмоции «страх»; учит понимать свои чувства и чувства других; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать снятию страхов детей, повышению уверенности в себе.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Посмотрите на эту пиктограмму. Какое настроение здесь изображено?
Дети отвечают.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о страхе. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей.)
Игра «Расскажи свой страх». Когда я была такой, как вы сейчас, то очень боялась злых собак. А с вами такое случалось? Поднимите тогда руку. А кто чего ещё боялся? Расскажите! (Дети по очереди рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий –воспитатель каждый раз просит поднять руку тех, с кем случалось что-то подобное. Воспитатель следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев.)
Игра «Гуси-лебеди». Встаньте свободно. Представьте, что вы гуляете на лужайке, собираете цветы, наблюдаете за бабочками. Но вдруг звучит сигнал тревоги: умолкает музыка. Это значит, что летят гуси-лебеди, и вам необходимо спрятаться от них за стульчики. (Дети выполняют задание.) Какое чувство вы переживали, когда прятались от гусей?
Дети отвечают.
Игра-ассоциация «Страх». Закройте глаза. Представьте, на какой цвет похож страх? Какой звук? Животное? Растение? (Дети выполняют задание.)
Этюд «Момент отчаяния». А сейчас послушайте ещё одну историю. Представьте себе мальчика, который с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет.
Давайте разыграем эту историю. Распределим роли…(Выразительные движения для мальчика: голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.)
Рисунок «Мой страх». Дети выполняют задание с последующим объяснением своих страхов в кругу.
Игра «Жмурки». Для начала нам необходимо выбрать ведущего, ему мы завяжем глаза. Остальные дети будут бегать по комнате, издавая весёлые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий должен угадать, кто это, и только после этого он может снять повязку. (Воспитатель следит, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, подсказывает детям «поддаться».)
Занятие № 4 «Гнев»
Цель: расширять представление об эмоции «гнев»; учить понимать свои чувства и чувства других людей; продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить преодолевать негативные настроения.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Продолжим знакомство с различными настроениями. Послушайте отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К.Чуковского.
…Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя…
Какими словами можно описать настроения Мойдодыра?
Дети отвечают.
Воспитатель. Именно это настроение мы будем изучать сегодня. Давайте рассмотрим пиктограмму «гнев». Расскажите, что вы видите? (Брови нахмурены, похожи на перевёрнутую букву «Г», рот открыт, растянут в стороны, зубы сжаты так, что видны два ряда зубов.)
Вспомните, когда, при каких обстоятельствах у вас было такое же настроение (Рассказы детей.)
Игра «Ругаемся овощами». Когда у людей злое настроение, они могут ссориться, ругаться друг с другом. И я предлагаю вам поругаться, но не плохими словами, а…овощами: «Ты-огурец», «А ты-редиска» и т.д. (Дети выполняют задание.)
Игра-ассоциация «Злость». Садитесь поудобнее. Давайте на минутку закроем глаза и представим, на какой цвет, запах, цветок, животное похожа злость. Расскажите о ваших ассоциациях. (Рассказы детей.)
Игра «Тигр на охоте».
Воспитатель. Среди животных, на которых похожа злость, гнев, можно назвать тигра. Давайте выберем «тигра». За нашим тигром встанут остальные дети-тигрята. Тигрята должны подражать движениям ведущего и не выскакивать вперёд, иначе они получат шлепок. Тигр должен очень медленно выставлять вперёд одну ногу с пятки на носок, , вытягивать одну когтистую лапу, потом выставлять вторую ногу, вторую лапу, подгибать голову, выгибать спину и медленно, осторожно красться к добыче. Сделав три таких скачка, он группируется, поджимает к груди лапу и голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, затем резко прыгает, издавая громкий крик: «Ха!» Тигрята делают все это одновременно с тигром. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель.. Садитесь поудобнее, я вам расскажу одну историю, а потом мы её разыграем.
Этюд «Гневная гиена». Представьте себе гиену, которая стоит возле пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена ждёт, когда обезянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке, и всё время повторяет:
Я страшная гиена,
Я гневная гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Итак, сколько человек нам понадобится, чтобы разыграть эту историю?
Дети. Все!
Воспитатель. Выберем гиену, обезьянку, остальные будут помощниками, выручающими бедную обезьянку. Подумайте, как надо изображать злобную гиену? (Выразительные движения: усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.) А как изобразить испуганную обезьянку? (Раскрытые широко глаза и рот, растянутый в стороны.)
Рисунок «Злой человек». А теперь нарисуйте в своих альбомах человечков со злым, сердитым выражением лица. (При необходимости психологу следует ещё раз повторить описание особенностей мимики.) Покажите своих человечков друг другу. (Дети выполняют задание.)
Упражнение «Уходи, злость, уходи!» Сегодня мы с вами всё занятие говорили про злость. А в конце занятия я предлагаю прогнать от нас это настроение. Ложитесь на ковёр по кругу. Закройте глаза. Со всей силы крикните: «Уходи злость, уходи!» Можете при этом постучать ногами и руками по полу. (Дети выполняют задание.) А теперь по моей команде ложитесь в позу «звёзды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежите, слушая музыку.
Занятие № 5 «Горе»
Цель: расширять представления об эмоции «горе»; учить их понимать свои чувства и чувства других; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные настроения.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Посмотрите на пиктограмму, изображающую горе. Расскажите, что вы видите. (Брови слегка приподняты, внешние уголки рта опущены вниз; уголки глаз тоже направлены вниз.)
Вспомните, когда вам было грустно. Расскажите об этих случаях. (Рассказы детей.)
Игра-ассоциация «Горе». Присаживайтесь на ковёр. Закройте глаза и подумайте, на что похожи горе, грусть, печаль: на какой звук, цвет, запах, растение, животное. (Включается кассета с записью грустной мелодии.) Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом. (Ответы детей.)
Этюд «Северный полюс». Садитесь поудобнее. Я расскажу вам одну удивительную историю, а потом мы попробуем её разыграть.
У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик – с емицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была на Северном полюсе!
И Женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинёшенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов.
Давайте мы с вами попробуем теперь изобразить эту девочку Женю. Представьте, что вы берёте в руки волшебный цветик-семицветик, отрываете лепесток и загадываете желание оказаться на Северном полюсе (зачитывается стихотворение). И вот вы уже на Северном полюсе. Как можно изобразить, что вам холодно, одиноко, грустно? (Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены вниз.)
Рисунок «Грустный человек».
Воспитатель. Один человек рассказал мне, что, когда он путешествовал по свету, он попал однажды на волшебный остров, где живут одни плаксы. И мы сейчас попробуем такой остров создать. Пусть каждый из вас нарисует в своём альбоме печального человечка, у которого могут даже катиться слёзы. (Дети рисуют.)
Воспитатель. Покажите своих человечков друг другу. Какой удивительный остров плакс у нас получился! Я вам желаю никогда не попадать на этот остров.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание.)
Занятие № 6 «Наши эмоции»
Цель: продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса; закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления об эмоциях; продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений; развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами вспомним, какие настроения мы изучили.
Дети. (Радость, удивление, страх, гнев, горе.)
Воспитатель. Почему мы можем определить настроение человека?
Дети (По его лицу.)
Воспитатель. Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание.)
Игра «Кривые зеркала». Давайте поиграем. Вам необходимо разбиться на пары. Один из вас становится «зеркалом», а второй будет в это зеркало смотреться. «Зеркалу» я дам карточку, на которой изображено какое-то настроение. Ему необходимо будет изобразить это настроение, при этом не называя его. Зеркало у нас необычное, а кривое, потому оно искажает лицо того, кто в него смотрится, и должно изобразить другое настроение. (После того, как пара изобразит настроение, остальные дети угадывают его по мимике; затем в игре участвует другая пара.)
Упражнение «Слушаем музыку».
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее. Я включу вам музыку. Слушайте её внимательно, постарайтесь определить настроение музыки (радостное). Посмотрите, у меня на столе разложены разноцветные кусочки ткани. Выберите те кусочки, которые подходят к настроению «радость». Я вам немного подскажу: выбранная вами ткань может по цвету совпадать с каким-то предметом. Например, жёлтое тёплое солнце несёт людям радость. (Аналогичное упражнение проводится с мелодией грустного характера.)
Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.
Дети. Злость.
Воспитатель. Кислый лимон.
Дети. Грусть.
Воспитатель.. Сладкий виноград.
Дети. Радость.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
Игра «Профессии». Вы знаете, что взрослые люди чаще всего где-то работают. И у них тоже бывает разное настроение. И это мы сейчас попробуем изобразить. Встаньте свободно и выразительными движениями своего тела и выражением своего лица покажите мне весёлого танцора, удивлённого дирижёра, злого дворника, грустного художника, испуганного водителя. (Дети выполняют задание.)
Рисунок «Разные человечки».
Воспитатель. Мы сегодня очень много говорили о настроениях: угадывали их, изображали на своём лице и своими движениями. Самое время эти настроения зарисовать.
Откройте свои альбомы. Мы будем создавать портреты. Возьмите по одному кружку, обведите его пять раз. Обводите кружки, оставляя между ними достаточно места. Эти кружки мы будем превращать в лица человечков с разными настроениями. Следите, чтобы настроения не повторялись. Используйте карандаши разного цвета. (Дети выполняют задание.)
Покажите работы друг другу. Наше занятие окончилось.
Раздел 2 «Я+Я»
Занятие № 1 «Тайна моего имени».
Цель: способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена? (Рассказывает детям, заранее подготовив необходимый материал про значения имён).
Игра «Эхо». Сейчас мы поиграем в новую игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать своё имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем своё имя прохлопывает Викина соседка справа-Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопывают своё имя. (Дети по очереди называют и прохлопывают своё имя-сперва по одному, затем все вместе.)
Игра «Маленькое имя». А теперь давайте представим себе, что вы вдруг стали маленькими. Мы будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, должен будет принять позу маленького ребёнка. Все остальные повторяют его позу и хором называют его имя.
(Когда все дети поучаствуют в игре, можно обсудить, что чувствовали при этом дети, почему был выбран именно тот или иной возраст «маленького ребёнка».)
Воспитатель.Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей, - невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой. Давайте каждый из вас назовёт имя своего друга. (Ответы детей.)
Игра «Объясни имя». Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.
Воспитатель. Незнайка.
Дети. Его так назвали, потому что он ничего не знает.
Воспитатель. Белоснежка.
Дети. Она бел Воспитатель. ая, как снег.
Воспитатель. Снегурочка.
Воспитатель. Дети. Она сделана из снега.
Синеглазка.
Дети. Это девочка с синими глазами.
Воспитатель.Курочка Ряба.
Дети. Она пёстрая, рябая.
Молодцы, ребята!
Игра «Ласковое имя». А теперь давайте встанет в круг. Вспомним, как ласково зовут вас дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, назовёт одно или несколько своих ласковых имён. Важно, кроме того, запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто первый раз бросил вам, и произнести его ласковое имя. (Дети по кругу перебрасывают друг другу мячик, называя свои ласковые имена. Затем игра повторяется в обратном порядке.)
Конкурс «Кто знает больше имён». Сейчас мы разделимся на две команды и проведём конкурс. Называть можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовёт больше имён. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Сегодня мы говорили про ваши имена, вы слышали много вариантов вашего имени, эти знания пригодятся вам. Сейчас мы оформим личную визитную карточку. Здесь должно быть красиво нарисовано имя или что-нибудь важное о вас.
Например: Оля очень любит цветы, наверное её имя будет похоже на ромашку.
(Визитку можно украсить узорами по краю листа.)
Занятие № 2 «Автопортрет»
Цель: помочь детям понять собственную индивидуальность.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Скажите, а если бы вам довелось заглянуть в колодец (конечно же, при этом вас должен держать за руку кто-нибудь из взрослых), что бы привиделось вам? (Ответы детей.)
Игра «Радио». Итак, сегодня мы с вами говорим о том, как мы выглядим. И я предлагаю вам новую игру. Знаете ли вы, как называют человека, которого мы слышим по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаём, кто же потерялся. Сначала диктором буду я. Слушайте: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, в косичках белые банты. Она хорошо поёт песни. Кто знает эту девочку?»
Дети. Знаем, это Ира!
Воспитатель. Правильно, угадали.
А теперь диктором будет кто-то из вас. (Во время игры психолог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям…)
Игра «Ветер дует на…». Итак, диктор рассказал про каждого из вас. Это пригодится вам в следующей игре. Сначала выберем ведущего. Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Например: ветер дует на того, у кого светлые волосы, - значит, все светловолосые собираются вместе. (Задания могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто любит лето» и т.д. Можно выбрать ведущим кого-то из детей.)
Воспитатель. Мы хорошо подвигались, а теперь присаживайтесь на коврик, отдохните, а я вам расскажу про девочку Катю.
«Сидит девочка Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один». «Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?» - спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: «А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и курносый нос свой куда не надо не совала».
Воспитатель. Дети, а вы как думаете? Правильно бабушка ответила Кате? Давайте и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так? Два уха, два глаза, один нос, один рот? (Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.)
Рисунок «Мой портрет». А теперь раскройте свои альбомы и нарисуйте себя. Постарайтесь передать цвет волос, одежды. (Дети выполняют задание.)
Занятие № 3 «Мой внутренний мир»
Цель: учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.
Ритуал приветствия.
Воспитатель «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поближе познакомимся с миром, который находится внутри вас. Ваши переживания, настроения, желания – всё это и есть ваш внутренний мир».
Упражнение» Слушаем себя». Давайте сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг.., что происходит внутри каждого из вас. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям…Что каждый из вас сейчас чувствует, чего хочет? Что вы слышали? (Дети делятся своими впечатлениями.)
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!». А теперь у нас следующее задание. Попробуйте посмотреть на себя со стороны, а потом расскажете о себе: своём внешнем облике, поведении, желаниях…(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем наше занятие.
Игра-разминка «Ветер дует на…» Давайте поиграем в игру «Ветер дует на…». Когда я буду произносить слова задания, все, к кому эти слова относятся, бегом собираются в кружок. Итак, мы начинаем: «Ветер дует на того, кто любит рисовать.., кто хотел бы иметь собаку или кошку, а мама не разрешает.., кто любит ходить в цирк или кукольный театр.., кому нравится получать подарки.., кто любит есть конфеты…» (Дети выполняют задание. Затем проводится краткое обсуждение игры.)
Игра «Знакомство-представление». Сегодня на занятии мы много говорили о вашем внутреннем мире, мы также много узнали о желаниях и настроениях других. Теперь нас ждёт новая игра. Необходимо разбиться на пары, внимательно посмотреть на своего партнёра, вспомнить всё, что вы знаете о нём или что он сам рассказывал о себе. А затем познакомьте нас со своим партнёром, представьте его нам. Расскажите о н1м то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих.
Рисунок «Мне это нравится». А сейчас давайте немного порисуем. Постарайтесь припомнить самое замечательное переживание, которое стало возможным благодаря вашим глазам, то есть вы можете нарисовать то, что вы когда-либо видели, и это вам очень понравилось. (Дети выполняют задание.)
Занятие № 4 «Мой любимый сказочный герой»
Цель: способствовать самовыражению ребёнка; продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Здравствуйте, я рада вас видеть. Садитесь поудобнее.
Присказка
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шёлково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.
Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:
Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого петуха…
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей…
(Русская народная сказка)
Это присказка, а сказки? Сказки дальше пойдут.
Игра «Хоровод сказочных героев». Назовите сказки, которые читают вам дома.
Дети. «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки и его друзей», «Колобок», «Сказка о царе Салтане», «Красная Шапочка», «Карлсон, который живёт на крыше», «Царевна-лягушка», «Три толстяка», «Три поросёнка», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Финист-ясен сокол»…
Воспитатель. Вспомните, какие сказочные герои живут в этих сказках, но не называйте их. Мы сейчас поиграем. Один ребёнок встанет в центр круга и изобразит какого-либо сказочного героя. Остальные должны сначала отгадать, а затем изобразить этого же героя. (Дети по очереди изображают своих любимых сказочных героев, остальные пытаются угадать, кого задумал водящий.)
Воспитатель . Послушайте загадки о сказочных героях и попробуйте их отгадать.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
Дети. Колобок
Воспитатель.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её.
Дети. Красная Шапочка.
Воспитатель.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек-копытца.
Трое их-и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети. Три поросёнка.
Воспитатель.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Дети. Айболит.
Воспитатель.
Возле леса, на опушке
Трое их живут в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети. Три медведя.
Воспитатель..
Что за странный
Человек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?..
Дети. Буратино.
Воспитатель.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш… (Малыш)
Игра «Любимый сказочный герой». А теперь попробуйте вспомнить свою самую любимую сказку, любимого сказочного героя, на которого вам хотелось быть похожим. Конечно, это может быть и герой мультфильма. Попробуйте превратиться в этого сказочного героя. Затем по очереди представьтесь от имени героя. Например, «Я-Золушка», а потом войдите в круг и подвигайтесь, как двигается ваш герой, немного поживите его жизнью. Затем остальные могут задавать необычные вопросы «Золушке»: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что видишь во сне?» (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Итак, все показали своих героев, а теперь давайте посмотрим внимательно друг на друга и попытаемся найти сходство каждого ребёнка с его героем. (Дети выполняют задание. Затем следует краткое обсуждение проведений игры.)
Воспитатель. Итак, каждый из вас назвал и изобразил своего любимого героя. А сейчас я вам предлагаю сочинить сказку, в которой все эти герои будут жить. Пусть каждый придумает по 1-2 предложения, но так, чтобы эти предложения связывались между собой. (Дети выполняют задание.)
Рисунок «Мой любимый сказочный герой». Мы с вами много говорили сегодня о сказках и сказочных героях. А теперь закройте глаза и ещё раз представьте себе какого-нибудь сказочные героя. Постарайтесь запомнить, как он выглядит. Откройте глаза и нарисуйте этого сказочного героя в своём альбоме. (Дети выполняют задание.)
Занятие № 5 «Мой ласковый и нежный зверь».
Цель: закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных; продолжать воспитывать чувство заботы о животных, сострадание к бездомному животному; продолжать учить детей подражать характерным жестам, движениям, позам, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; развивать воображение детей, выразительность их движений.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее, я включу вам аудиозапись, а вы постарайтесь догадаться, о чём пойдёт речь сегодня (звучит запись голосов животных). Да, мы поговорим сегодня о животных. Голоса каких животных вы услышали? (Ответы детей.)
Игра «Придумаем клички животным с картинки». А теперь давайте вспомним, как выглядят некоторые животные. В центре стола разложены картинки, перевёрнутые изображениями вниз. Каждый из вас по очереди должен будет взять по одной картинке, рассмотреть её и назвать животное. А теперь вам нужно придумать ему имя, у животных оно называется кличкой. Кличку необходимо подбирать, опираясь на внешние данные и на внутренние качества животного. Например, посмотрите на эту картинку. Здесь нарисован кот, которого можно назвать и Пушок (потому что он пушистый), и Черныш (потому что мех у него чёрного цвета), и Мурлыка (ведь наверняка он мурлычет чудные песенки), и Шустрик (потому что ему всё интересно, он быстро бегает за ленточкой). (Далее дети выполняют задание, воспитатель может помочь в определении черт животных для выбора его клички.)
Игра «Большой - маленький». А сейчас мы вспомним, как двигаются животные. Для этого вам необходимо разбиться на пары. Один из пары будет изображать взрослое животное, другой – его детёныша. Давайте вспомним, что может делать взрослое животное?
Дети. Ласкать детёныша; учить добывать себе еду, если это дикое животное; жалеть, наказывать.
Воспитатель. Всё верно. А детёныш отвечает своим поведением на эти действия. (Дети работают в парах, изображая по заданию воспитателя различных животных.)
Игра «Я и животное».
Воспитатель. А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте, что к нам в комнату по очереди друг за другом входят разные животные. Они невидимые, видеть их могу только я в своих волшебных очках. Я называю животное, а вы представляете, что оно оказалось рядом с вами, и реагируете на него. Например, я говорю: «змея». Наверняка, это животное, которого вы боитесь, или, по крайней мере, опасаетесь. И поэтому нужно сделать испуганное лицо, поджать ноги, чтобы нечаянно не наступить на неё. (Далее воспитатель называет животных. Это могут быть: кошка, собака, жираф, ёж, хомячок, лев, лиса и др.)
Игра «Изобрази животное».
Воспитатель. А теперь закройте глаза и представьте себе любое животное. Рассмотрите его хорошенько – как оно выглядит, как двигается. Теперь мы будем по очереди показывать движения животного, не называя его. Остальные дети должны угадать, что это за животное. (Дети выполняют задание.)
Игра «Сказочная зверюшка».
Воспитатель. Сейчас я попрошу вас представить себе далёкие планеты, на которых обитают невиданные странные животные. Затем, дети, представьте себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих необыкновенных животных. И каждый из вас может придумать и создать какое-нибудь невиданное животное для этого зоопарка. Оно может быть настолько странным и необычным, насколько вы пожелаете.
Рисунок «Сказочная зверюшка». (Когда рисунки готовы, дети показывают их друг другу.)
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы много говорили о животных. Как и людям, животным приятно, когда им говорят ласковые слова, даже если это животное, на ваш взгляд, злое или страшное. Вспомните любое животное и скажите ему ласковое слово. Например, я скажу льву: «Ты такой сильный и смелый!» (Высказывания детей.)
Расскажите, что вам особенно запомнилось? Что нового вы узнали о животных?
Занятие № 6 «Мой волшебный дом».
Цель: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие внимания и интереса к партнёрам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения.
Ритуал приветствия.
Игра «Строители». Воспитатель предлагает каждому ребёнку построить себе дом, используя предметы, находящиеся в помещении (мягкие модули, большие кубики и т.п.). После выполнения задания детям задаются вопросы:
- «Удобно ли тебе будет жить в этом доме?»;
- «Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?»;
- «Кто будет жить в этом доме кроме тебя?» и т.д.
По окончании беседы детям предлагается построить большой общий дом.
Упражнение «Стройка». Движениями показывать как – кладут кирпичи, носят в ведре цемент, красят, пилят, забивают гвозди и т.д.
Упражнение «Робот в доме».
Воспитатель.
Представьте, что к вам с другой планеты в ваш волшебный дом прилетел инопланетянин и предложил научить вас и показать, как на их планете изобретают роботов…
Дети делятся на пары. Один из детей, входящих в пару, будет использовать роль изобретателя, другой - робота. «Робот» ища спрятанный предмет, движется по указанию «изобретателя» прямо, влево и т.д. Затем, дети меняются ролями. Упражнение повторяется. После того, как каждый ребёнок побывает в разных ролях, воспитатель спрашивает:» Кем больше понравилось быть – изобретателем или роботом? Почему?»
Рисунок «Мой волшебный дом». (После выполнения задания дети обсуждают рисунки друг друга, задают вопросы, делятся впечатлениями).
Занятие № 7 «Я знаю, я умею, я могу!».
Цель: закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и о своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способностям общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.
Ритуал приветствия.
Игра «Я и другие».
Воспитатель. Я предлагаю вам выполнить одно очень интересное задание. Посмотрите на своего соседа справа, а потом расскажите нам о нём, о том, что в нём есть хорошего, подчеркните его положительные черты. А после скажите, от чего ему надо избавиться, чтобы стать ещё лучше. (Дети выполняют задание.)
Игра «Колдун».
Воспитатель. Вы хорошо говорили друг о друге, а теперь давайте помолчим. Представьте, что вас заколдовал колдун, так, что вы потеряли способность говорить. На вопросы, которые будем задавать я и другие дети, вы можете отвечать только жестами. С помощью наших вопросов вы постараетесь рассказать историю о том, как вас заколдовали. Вспомните, что с помощью движений рук можно показать размер и форму предметов, своё настроение. (Дети по очереди выполняют задание.)
Игра «Я знаю, я умею, я могу!»
Воспитатель. Мы с вами уже многому научились, стали старше и умнее. Давайте вспомним, что мы уже знаем. Вставайте в круг. Мы будем кидать мяч друг другу. Я первая кидаю мяч со словами:
«Я знаю пять (шесть-семь-по количеству детей в подгруппе) имён девочек…» (мальчиков; названий настроений; ласковых слов; отличий животного от человека; способов порадовать родителей и т.п. мяч передаётся на каждое новое слово, таким образом, каждый из вас говорит одно слово и кидает мяч соседу. По такому же принципу выстраивается цепочка ответов «Я умею», «Я могу».
Рисунок «Наша группа».
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам на одном большом листе бумаги нарисовать нашу группу. Каждый рисует то, что хочет. (Дети выполняют задание.)
Раздел 3. «Я и моё окружение».
Занятие № 1. «Мы так похожи».
Цель: формировать у каждого ребёнка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Задумывались ли вы над тем, что, несмотря на всё разнообразие человеческих лиц, иногда мы встречаем двух почти одинаковых людей? Как их называют? (Двойняшки, близнецы.) Но похожими между собой могут быть не только двойняшки, но даже мы с вами. Не верите? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы схожи с соседом справа. Вы можете называть черты сходства во внешности, в поведении, увлечении. (Дети отвечают.)
Воспитатель. Ну вот, вы и убедились, что черты сходства можно найти между любыми людьми.
Игра «Ассоциации». А теперь я хочу усложнить задание. Закройте глаза и представьте себе тот цветок или животное, на которое, как вам кажется, вы похожи. (Включается музыка.) Рассмотрите его получше, а теперь откройте глаза и расскажите нам, кого вы представляли себе и почему.(дети выполняют задание.)
Игра «Подарок». Вы хорошо выполнили это задание, поэтому я могу вас пригласить в парк развлечений, где нас ждут удивительные приключения. В этот парк входят не по билету – при входе нужно сделать подарок другим людям. Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? (Ответы детей.)
Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только выдуманные. Но я думаю, что выдуманные подарки почти так же интересны, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими. И можем подарить любой подарок соседу справа. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы получить больше всего.
А теперь по очереди «подарим друг другу наши подарки». Не забывайте при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, конечно, не забудет поблагодарить. (После того как дети «подарят друг другу подарки», можно спросить их, какие подарки им понравились больше и почему, что было приятнее: дарить или получать.)
Игра «Мыльные пузыри». Итак, мы вошли в Парк. Смотрите, навстречу нам выходит клоун, который выдувает мыльные пузыри. (Воспитатель-ведущий имитирует выдувание мыльных пузырей, а дети произвольно двигаются по комнате, сталкиваются и кружатся, изображая полёт этих пузырей. Во время свободного движения читается стихотворение.)
Мыльные пузыри
Осторожно-пузыри-пузыри…
- Осторожно, какие!
- Ой, смотрите!
- Раздуваются!
- Блестят!
- Отрываются!
- Летят!
(Э. Фарджен)
(После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол).
Игра «Комната смеха». А теперь мы отправимся в комнату смеха. Кто-нибудь из вас бывал в комнате смеха? Там стоят кривые зеркала, которые могут расширить или сузить изображение, удлинить или укоротить, или же совсем искривить его. Смотреть на себя в такие зеркала бывает обычно очень смешно. Сейчас каждый из вас станет кривым зеркалом. (Воспитатель задаёт детям тип зеркала.)
Один из вас зайдёт в нашу «комнату смеха» и по очереди будет подходить к каждому зеркалу и делать перед ним какое-либо движение. А «зеркало» попробует его отразить Побеждает то «зеркало», которое сумеет отразить «посетителей» смешнее всего. Потом в комнате смеха у нас побывает каждый.
(Все дети по очереди выполняют роль «посетителя». После игры проводится небольшое обсуждение.)
Воспитатель: Ну сразу видно, что смеяться и веселиться вы все умеете и любите, и этим вы тоже похожи друг на друга.
Занятие № 2 «Мы такие разные».
Цель: учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Сегодня на нашем занятии мы поговорим о том, какие мы все разные.
Игра «Башенка из игрушек». У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмёт набор картинок и выложит и них башенку: в первом окне на её вершине будет находиться ваша самая любимая игрушка, в окне пониже – менее любимая и т.д.
(По завершении упражнения воспитатель помогает детям сделать вывод, что у каждого из них получилась своя башенка, т.е. дети выбирали игрушки по своему личному предпочтению.)
Игра «Мы такие разные». Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот ребёнок, о котором пойдёт речь, сделает шаг вперёд.
Воспитатель. Кто у нас самый высокий?...самый маленький?
У кого самые светлые волосы?...тёмные волосы?
У кого на голове есть бант?
У кого на одежде нет пуговиц?
У кого в одежде присутствует красный (синий, жёлтый) цвет?
(После игры воспитатель обращает внимание детей на то, что они снова смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других.)
Игра «Спиной друг к другу». А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете запоминать особенности внешности друг друга. Для этого вам необходимо разбиться на пары и встать спиной друг к другу. Я разрешаю вам на минутку развернуться и посмотреть друг на друга. Затем один из пары будет описывать внешность своего партнёра – какие у того волосы, глаза, нос, одежда…(В конце игры воспитатель отмечает лучших игроков, которые смогли запомнить и назвать наибольшее число деталей внешности и одежды своего партнёра по игре. Затем воспитатель вместе с детьми обсуждает на примере 1-2 пар играющих, чем они отличаются друг от друга.)
Игра «Знакомство-представление».
Воспитатель. Мы сегодня много говорили о том, какие мы разные. Вы много узнали и о себе, и о других детях. Теперь я дам вам новое задание. Разбейтесь на пары. Познакомьте нас со своим партнёром, представьте его всем нам. Расскажите о нём то, что могло бы заинтересовать всех присутствующих, постарайтесь вспомнить что-то необычное, свойственное только ему… (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Надеюсь, что после нашего занятия вы поняли, какие люди разные, каждый со своими привычками, внешностью, поведением.
Занятие № 3 «Язык жестов и движений».
Цель: расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Скажите, с помощью чего вы можете общаться с другими людьми? (С помощью слов, речи.)
Воспитатель. А есть ещё один способ объяснения с человеком: без слов, с помощью движения рук, тела, взгляда. Как вы думаете, можно ли узнать, о чём думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения? Попробуйте угадать настроение, слушая музыку (звучит мелодия).
Дети отвечают.
Игра «Через стекло». Давайте и мы поучимся разговаривать без слов. Сейчас вы разделитесь на пары. Каждая пара по очереди попробует перед нами сказать что-то без слов. Представьте, что между вами стекло, через некоторое не проникают звуки, и вам нужно объясниться с помощью движений рук.
(Темы для разговора детям можно предложить:
- «Выходи на улицу гулять, поиграем в футбол» - «Я сейчас поём и выйду»;
- «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» - «Я не знаю, где стакан»;
- «Надень шапку, на улице холодно» - «Я не буду надевать, я не замёрзну» и т.п.
Дети также могут сами придумать своё сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга, и обсудить, что они чувствовали при передаче сообщений, легко ли им было.)
Упражнение «Артисты пантомимы».
Воспитатель. А вы знаете, что без слов можно не только разговаривать друг с другом, но и изображать различные предметы? Давайте попробуем это сделать. (Детям предлагается изобразить предметы: часы с кукушкой, горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг; людей различных профессий: дирижёра оркестра, парикмахера за работой, повара, готовящего обед, зубного врача, выдёргивающего зуб, шофёра, чинящего автомобиль.)
Игра «Кто я?».
Воспитатель. Вы уже умеете разговаривать без слов, и мы можем поиграть в игру-загадку. Я предлагаю вам подумать и изобразить что-то или кого-то движениями рук, тела, взглядом (например: поезд, чайник, дерево, собаку, птицу, самовар и т.д.). Остальные должны отгадать изображаемый предмет. (После правильного ответа психолог спрашивает, по каким признакам ребёнок догадался, что загадан именно этот предмет.)
Игра «Заколдованный ребёнок». А теперь – новая игра. Сначала выберем водящего. Представьте себе, что этого ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает только жестами. Указательным пальцем он может показывать на различные предметы и указывать направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там. Задайте нашему заколдованному ребёнку какой-нибудь вопрос, а он пусть ответит на него без слов. (Дети выполняют задание.)
Занятие № 4 «Давайте жить дружно»
Цель: развивать групповую сплоченность; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение со сверстниками; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. У вас есть настоящие друзья? Как вы думаете, что значит выражение «настоящий друг»?
Дети отвечают.
Воспитатель. А вот можно ли сказать про вас, что вы все «хорошие друзья», мы и проверим сегодня. В дружбе обязательно все помогают друг другу.
Игра «Путанка». Нам необходимо выбрать одного водящего. Он встанет спиной к остальным детям. Все игроки выстраиваются в шеренгу, берутся за руки и начинают «запутываться», но обязательно не разжимая рук. Задача водящего – распутать всех с тем же условием, не разжимая рук. Настоящие друзья делают всё вместе, сообща.
Игра «Поварята». Все встают в круг-это кастрюля. Сейчас мы будем готовить суп. Пусть каждый придумает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, луком, капустой, петрушкой, солью и т.д.). (Воспитатель выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя должен впрыгнуть в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле».
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какое у нас вкусное блюдо получилось, просто объедение.
Каждый человек вкладывает в дружбу какую-то частичку себя: кто-то – доброту, кто-то - весёлость, кто-то –заботу о других.
Игра «Психологическая лепка». Сейчас вы попытаетесь стать частью целого, а именно – одной общей скульптуры. Я попрошу вас «слепить» из своих тел одну общую фигуру (можно на ковре): морскую звезду (ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д.) – и показать, как она движется. Запомните: вы должны не только «слепить» фигуру, но и оживить её, двигаясь плавно и слаженно, не нарушая её целостности. (Дети по заданию воспитателя образуют «скульптурную композицию» и в таком виде проходят по комнате, стараясь двигаться слаженно и не нарушить целостность группы.)
Упражнение «Договорись взглядом».
Воспитатель. Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. (Дети выполняют задание.)
Игра «Не намочи ноги» (игру можно провести в виде соревнования). Условно разделим нашу комнату на две части: сушу и болото. Через болото можно перейти по этим дощечкам (воспитатель выкладывает на пол дощечки), но только в паре. Найдите себе пару. Каждой паре необходимо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Один ребёнок должен встать спереди, другой пойдёт за ним следом. Один ребёнок должен встать спереди, другой пойдёт за ним следом. Второй каждый раз передаёт дощечку вперёд, а первый кладёт её и осторожно переступает на неё и т.д. Победит та пара, которая дружно и быстро доберётся до края болота. (Дети разбиваются на пары и выполняют задание.)
Игра «Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы-одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь подышим вместе. Вдох-вместе делайте шаг вперёд. Выдох-шаг назад. Вдох-вместе делайте два шага вперёд. Выдох-два шага назад. Послушайте, как чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук-делайте шаг вперёд, стук-шаг назад. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе.
Занятие № 5 «Мальчики и девочки».
Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками.
Ритуал приветствия.
Воспитатель. А как вы думаете, каким должен быть мальчик, с которым детям хотелось бы дружить?
Дети отвечают.
Воспитатель. А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?
Дети отвечают.
Воспитатель. А теперь, девочки, давайте предоставим мальчикам возможность проявить смелость, ловкость.
Игра «Петушки». Я приглашаю мальчиков принять участие в весёлом соревновании. Мне понадобятся два игрока. Им нужно будет встать друг напротив друга и, прыгая на одной ноге, хлопать друг друга ладонью по ладони. Не устоявший на одной ноге считается проигравшим. Проигравшие по очереди выбывают из игры. В конце игры остаётся один – победивший всех остальных. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Девочки, давайте поздравим победителя и поаплодируем ему. А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными, и мы с мальчиками это сейчас проверим.
Упражнение «Приглашение на танец». Наши девочки будут танцевать. Но, чтобы им было легче это сделать, им будут немножко помогать наши мальчики. Итак, мальчики приглашают девочек на танец. (Педагог объясняет и показывает детям, как это надо делать мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря мальчиков за приглашение.)
Разбейтесь на пары: мальчик с девочкой. Возьмитесь за руки. (Звучит музыкальное сопровождение. Дети танцуют.) Музыка закончилась. Поклонитесь друг другу. Мальчики, отведите девочек на место. Теперь, мальчики, выбирайте девочку, которая танцевала лучше других.
Игра «Лужа».
Воспитатель. Я подготовила для вас игру, в которой мальчики научатся помогать девочкам, а девочки-благодарить мальчиков за их помощь.
Садитесь на стульчики. (Педагог, переходя от одного ребёнка к другому, говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из детей и спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе». Воспитатель берёт ребёнка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идём, идём, идём, дружка себе найдём!» Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех детей. Все образуют круг.)
Игра «Найди свою пару». А теперь-новая игра. Встаньте парами: девочка с мальчиком. Посмотрите на своего партнёра. Как только зазвучит музыка, вы свободно будете двигаться по группе уже без пары. Как только музыка прервётся, все девочки и мальчики должны как можно скорее найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успеют найти друг друга и взяться за руки, будут победителями. (Игру можно повторить 3-4 раза.)
Итак, что нового вы узнали сегодня о мальчиках и девочках? Каким должен быть мальчик? девочка? (Ответы детей.) Нарисуйте в своих альбомах мальчика и девочку.
Занятие № 6 «С кем я живу».
Цель: помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
Ритуал приветствия.
Беседа «Что такое семья?» А вот чьи вы – это мы сегодня и попробуем выяснить. Сегодня наш разговор пойдёт о вас и о ваших семьях. Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.) Да, семья-это близкие друг другу люди, они живут вместе и помогают друг другу.
Упражнение «Кто кому кто?» Посмотрите на эту картинку: здесь изображена большая семья. (Демонстрируется картинка «Семья».) Давайте разберёмся, кто в этой семье кому и кем доводится. Каждому из вас я дам карточку, на которой изображены отдельные члены семьи. Вы должны будете сказать, кто кому кем приходится. Например, в этой семье два мальчика: они друг другу – братья; бабушке девочка доводится внучкой. (Дети выполняют аналогичные задания.)
Давайте поближе познакомимся с каждым членом семьи. А начнём мы это знакомство с мамы. С чем можно сравнить мамину улыбку?
Дети отвечают.
Воспитатель. От маминой улыбки нам становится очень хорошо, радостно, светло и тепло, как от солнышка. А сами вы улыбаетесь своей маме? (Ответы детей.)
Беседа «Чем порадуем родителей?» Я предлагаю вам послушать одно стихотворение:
Мой день
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днём я прогулялся сам
И домой вернулся сам.
Дома поиграл я сам,
Книжку почитал я сам,
Вечером разделся сам,
Спать улёгся в тишине…
Увидел звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и всё.
Спасибо мне!
Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно. Узнал ли кто-нибудь из вас в этом стихотворении себя? Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении, и как бы вели себя вы, понравится ли ваше поведение маме или папе, если вы будете такими, как этот мальчик? Как вы можете порадовать маму? Папу? (Ответы детей.)
Игра «Мы очень любим».
Воспитатель. Семья-это люди, которые любят друг друга. Вставайте в кружок. Выберем ведущего, он встанет в центр круга. А остальные представят, что они- мама, папа, бабушка, дедушка-словом, те, кто очень любит нашего ведущего. Он будет нам по очереди кидать мячик, а мы – называть его ласковыми словами.
А теперь вспомните ситуации, когда вы своей семьёй бывали в интересном месте или, может, вы отмечали какой-нибудь праздник, а может, это был самый обычный день, но вам вместе было хорошо, уютно. (Рассказы детей.)
Рисунок «Особый день моей семьи».
Воспитатель. В своих альбомах нарисуйте этот день, подумайте, чем будут заняты на картинке члены вашей семьи, какое настроение будет на их лицах. Покажите рисунки друг другу, поделитесь своими впечатлениями.
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что вам особенно запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательно-развивающий проект «Тропинка к своему Я»
Формирование психологического здоровья детей старшей группы...
Дополнительная образовательная программа психологической поддержки дошкольников Тропинка к своему Я
программа психологической поддержки дошкольников...
Примерное тематическое планирование по эмоциональному развитию детей младшей группы по книге О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»
Тематическое планирование развивающих занятий для детей младших групп по месяцам на учебный год....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»
АктуальностьОбщительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйт...
Тропинка к своему я
Тропинка к своему я...