ПРОГРАММА ДЕТСКИЙ САД-СЕМЬЯ
рабочая программа на тему
Программа знакомит с опытом работы детского сада по взаимодействию с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskiy_sad_-semya.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «Детский сад и семья»
Введение
Комплексная программа развития «Детский сад и семья», разработанная на 2009 – 2011 годы в МДОУ детский сад №6 «Родничок», - основа взаимодействия детского сада и семьи.
Программа строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).
Программа состоит из введения, обоснования её актуальности, основных направлений работы и выработки стратегий по взаимодействию с семьей в целях повышения педагогической культуры родителей, формирования партнерских отношений с семьей, строящихся на принципах гуманизма, дифференцированного, адресного и личностно - деятельностного подходов.
- Обоснование актуальности программы.
Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье.
Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника именно семье принадлежит особая, первостепенная роль в становлении его личности, социализации, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности.
В условиях экономического и политического реформирования происходящего в нашей стране, снизился жизненный уровень многих российский семей, произошла дифференциация доходов, заметно снизился образовательный уровень родителей. В результате проведенного анкетирования мы выявили, что только % родителей наших воспитанников имеют высшее образование, а % -
Многие мамы и папы не понимают важности работы с маленькими детьми, поэтому возникают трудности в установлении контактов с такими родителями. Но, не смотря ни на что, семья по-прежнему остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей.
Ближе всего к дошкольнику, проблемам его воспитания в семье стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, преодолении ошибок семейного воспитания, повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
Мы понимаем, что семья и детский сад не могут заменить друг друга. Необходимы их взаимопроникновения и преемственность в работе. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой и сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями программы стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
- Законодательно – нормативное обеспечение программы.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Закон РФ «Об образовании».
- Закон Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл».
- Типовое положение о ДОУ.
- Устав образовательного учреждения.
- Родительский договор.
- Цели и задачи программы.
Цель: расширение педагогических знаний и умений родителей и корректировка и трудностей семейных взаимоотношений, воспитание здорового развитого ребенка, которого любят о котором заботятся.
Задачи:
- Основные направления работы
Существуют две силы, определяющие состояние и развитие ребенка в дошкольный период: семья о дошкольное образовательное учреждение. Поступательное развитие личности ребенка может быть обеспечено лишь согласованными, позитивными усилиями этих сил. Отсутствие взаимопонимания, уважения между ними становится проблемой личного роста и мироощущения маленького человека. Переход от сосуществования в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями проводится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление | Второе направление |
Работа с педагогическим коллективом детского сада | Педагогическое образование родителей. |
Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей. | Знакомство с новыми программами и технологиями. |
Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей. | Знакомство с новыми программами и технологиями. |
Изучение интересов и потребностей родителей и детей. | Создание родительских клубов (семейный клуб). |
Разработка авторских программ, учебных планов по дополнительным образовательным услугам. | |
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями. |
- Педагогические принципы.
Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства).
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Этапы работы по взаимодействию с семьей
Этапы, задачи. | Мероприятия. | Ответственный. | Ожидаемые результаты. |
Подготовительный – изучение ситуации. | 1.Опрос родителей. 2. Педсовет на тему: «Инновационный подход к взаимодействию с родителями». 3. Оформление стендов, памяток, уголков, визиток. 4. Разработка планов работы с родителями. | Заведующая, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Воспитатели | Составление аналитической справки. Выработка алгоритмов работы. Составление социального паспорта семьи. Подбор иллюстраций, статей. Создание программно-методического обеспечения. |
Практический – апробация наработанного материала. | 1.Создание «Семейных клубов» 2.Создание ЕОП «Семья – д/сад» | Заведующая, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Воспитатели | Подготовка методических рекомендаций |
Аналитический – разработка выводов и рекомендаций. | 1.Профессиональный конкурс «Лучший проект по работе с семьей» 2. Педсовет | Заведующая, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Воспитатели | Публикации. Распространение опыта работы. Выводы и предложения. |
Итоговый – подведение итогов. | 1.Определение направлений дальнейшей работы. | Коллектив ДОУ | Отчет по результатам работы. |
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
1 этап. Поиск контактов, первые встречи двух сторон, выработка желания общаться. На этом этапе воспитателю особенное необходимо проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность. Сдержанность, чтобы не оттолкнуть их некорректными вопросами.
2 этап. Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях ребенка.
3 этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо выслушать и не опровергать. Постепенно нужно предложить свои способы воздействия, призвав к объединению усилий для выработки единых требований.
4 этап. Согласованное сотрудничество в достижении общей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, определяют цели и задачи, находя способы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5 этап. Реализация достигнутых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатываются согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
6 этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать готовые решения. Надо тщательно проанализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых педагогических воздействий.
Диагностическая карта социально – педагогического обследования семьи ребенка – дошкольника
№ блока | Задачи | Содержание |
I | Провести обследование дошкольника и его семьи. На основе данных обследования дать анализ психофизических проблем ребенка и социально – педагогической ситуации в семье. | 1.Знакомство с семьей ребенка. 2.Анкетирование родителей с целью: - выявления социального статуса семьи; - предпочтительного направления работы ДОУ для своего ребенка; - что больше всего привлекает их в детском саду; 3.Психологическое исследование взаимоотношений в семье – рисунок ребенка на тему «Моя семья». 4. тестирование родителей на выявление педагогического потенциала семьи. |
II | Выявить особенности взаимоотношений ребенка в семье. | 1. Творческое задание на тему «Семейный праздник» или «Мой день рождения». 2.Анкетирование родителей по вопросу взаимоотношений между членами семьи. |
III | Изучить документацию ребенка и его семьи: составить аналитическую справку. | 1.Сделать анализ всей работы. 2.Наметить перспективы дальнейшего планирования работы. |
Формы взаимодействия с семьёй
| |||
Консультативно - рекомендательная работа | Лекционно-просветительская работа | Практические занятия для родителей | Совместная работа родителей, детей, педагогов |
1) Конференции | 1) Лекции специалистов ДОУ | 1) Семинары-практикумы | 1) Экскурсии, походы |
2) Вечера вопросов и ответов | 2) Занятия для родителей в библиотеке ДОУ | 2) Дни открытых дверей | 2) Традиции, развлечения, семейные встречи |
3) «Круглый стол» с участием родителей | 3) Беседа со специалистами | 3) Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей | 3) Семейные праздники: День матери, День отца, День семьи. |
4) Педагогический совет с участием родителей | 4) Педагогическая гостиная | 4) Выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций | 4) Занятия в театральной гостиной для родителей и детей |
5) Групповые собрания родителей | 5) «Круглый стол» с участием родителей | 5) Смотры конкурсы игрового оборудования | 5) Семейные клубы по интересам |
6) Тематические консультации | 6)Участие в работе родительского комитета | 6) Мастерская | |
7) Общие собрания родителей | |||
8) Презентация дошкольного учреждения | |||
9) Педагогические беседы с родителями |
| |
Консультативно - рекомендательная работа | Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком |
|
|
| 2)Ярмарки – распродажи семейных посиделок |
3)Посещения на дому | 3)Читательские конференции «Круг семейного чтения» |
| 4)Коллективные творческие дела |
4)Записки, дневники, информационная корзина | 5)Семейные клубы |
5)Буклеты | 6)Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка) |
6)Поручения | |
7)«Ящики вопросов и ответов» | |
8)Библиотека |
Наглядно - информационные | ||
Консультативно - рекомендательная работа | Практические занятия для родителей | Совместная работа родителей, детей, педагогов |
Уголок для родителей | Дни открытых дверей | Мастерские |
Выставка психолого – педагогической литературы | Школы для родителей | Ведение личной фотолетописи ребёнка в период посещения д/с (портфолио ребёнка) |
Папки - передвижки | Тематические выставки | Выставка детских работ |
Папки - раскладушки | Конференции | Беседы с детьми, участие в совместных проектах |
Газета для родителей | Визиты в группу | |
Информационный листок, бюллетень | ||
Библиотечки для родителей | ||
Доска объявлений | ||
Видеозаписи занятий, игр, прогулки, которые озвучены специалистами |
Классификация форм работы педагогов с родителями
Формы работы | Время проведения | Количество участников | Состав участников | Задачи взаимодействия | ||||||||||
ежедневно | еженедельно | ежемесячно | 3-4 раза в год | 1-2 раза в год | по необходимости | индивидуальная | подгрупповая | коллективная | педагоги и родители | педагоги, родители и дети | педагоги, родители и специалисты | педагогическое просвещение | включение в деятельность ДОУ | |
Родительское собрание | * | * | * | * | * | |||||||||
Конференция | * | * | * | * | ||||||||||
Беседа | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||||
Тематические консультации | * | * | * | * | * | * | * | |||||||
Семинар-практикум | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||
Записки | * | * | * | * | * | |||||||||
Дневники | * | * | * | * | ||||||||||
Информационный листок | * | * | * | * | ||||||||||
Информационный стенд | * | * | * | * | * | |||||||||
Доска объявлений | * | * | * | * | ||||||||||
Информационная корзина | * | * | * | * | * | |||||||||
Газета | * | * | * | * | * | * | * | |||||||
Тематические выставки | * | * | * | * | * | * | ||||||||
Папки-передвижки | * | * | * | |||||||||||
Папки-раскладушки | * | * | ||||||||||||
Буклеты | * | * | * | |||||||||||
Визиты в группу | * | * | * | |||||||||||
Дни открытых дверей | * | * | * | * | * | |||||||||
Посещение семьи | * | * | * | * | ||||||||||
Поручения | * | * | * | |||||||||||
Клубы | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||||
Досуги | * | * | * | * | ||||||||||
Экскурсии, походы | * | * | * | |||||||||||
Вечер вопросов и ответов | * | * | * | * | ||||||||||
Ящик вопросов и ответов | * | * | * | |||||||||||
Лекторий | * | * | * | * | * | * | * | |||||||
Библиотека | * | * | * | * | * | * | ||||||||
Мастерские | * | * | * | * | * | * |
Новые формы сотрудничества детского сада с семьей
№ | Формы сотрудничества |
1. | Вовлечение в совместную творческую деятельность. |
2. | Семейные клубы по интересам. |
3. | Занятия в театральной гостиной для родителей и детей. |
4. | Семейные встречи. |
5. | Музыкальные гостиные. |
6. | Совместные прогулки, экскурсии. |
Основные направления и задачи сотрудничества МДОУ д/с №6 с семьёй на 2009 – 2011г.г.
План мероприятий по реализации программы.
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
Исследование семей воспитанников для выявления:
| Сентябрь | Заведующая. Старший воспитатель. |
Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей. | Сентябрь – октябрь | Воспитатели |
Изучение и анализ работы ДОУ с родителями для выявления уровня работы воспитателей:
| Сентябрь 2009г. | Заведующая. Старший воспитатель |
Проведение педсовета совместно с родителями для выявления критериев успешной работы с родителями, определение целей и задач на ближайший период. | Ноябрь 2009г. | Заведующая. Старший воспитатель |
Проведение практикумов общения педагогов с родителями, консультаций:
| В течение года | Заведующая. Старший воспитатель. Педагог - психолог |
Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ | Апрель | Заведующая. Старший воспитатель. Музыкальный руководитель. Воспитатели. |
Создание в ДОУ пакета нормативно – правовой документации, обеспечивающей права ребенка:
| Сентябрь – ноябрь 2009 г. | Заведующая. Старший воспитатель. |
Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании детей, изучение мотивов и потребностей родителей. | Постоянно в течение года | Заведующая. Психолог. Воспитатели. |
Знакомство родителей с программами воспитания и обучения детей, по которым работает ДОУ. | Заведующая. Старший воспитатель. Воспитатель | |
Родительские собрания для повышения уровня педагогической грамотности родителей:
| 2 раза в год. | Заведующая. Старший воспитатель. Педагог – психолог |
Выпуск газеты для родителей «Родничок» | В течение года | Творческая группа |
Оформление папок – передвижек:
| В течение года | Воспитатели Педагог – психолог. Логопеды |
Организация консультаций воспитателей, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей:
| 1 раз в месяц | Старший воспитатель. Педагог – психолог. Логопеды. Воспитатели. |
Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье:
| В течение года | Заведующая. Старший воспитатель. Педагог – психолог. Воспитатели |
Проведение коррекционной работы с проблемными семьями:
| В течение года | Педагог – психолог. Воспитатели |
Сотрудничество с детским садом (Организация семейного клуба – во всех группах). | 1 раз в месяц | Воспитатели. Специалисты |
Организация Дня добрых дел | 2 раза в год | Воспитатели |
Проведение итоговых занятий в каждой возрастной группе | 1 раз в квартал | Воспитатели |
Проведение традиционных праздников:
| В течение года | Музыкальный руководитель. Воспитатели. |
Разработка сценариев и апробация новых мероприятий:
| В течение года | Музыкальный руководитель. Воспитатели. |
Организация выставок поделок, рисунков, фотовыставок. | В течение года | Музыкальный руководитель. Воспитатели. |
Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (анкетирование) | 2 раза в год | Заведующая. Старший воспитатель. |
Совместная разработка «модели выпускника» | Апрель | Заведующая. Старший воспитатель. Творческая группа воспитателей и родителей. |
План работы с семьями воспитанников (традиции детского сада)
Формы работы | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные |
Родительские собрания | Участие в обсуждении вопросов физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. Вопросы адаптации детей в ДОУ. | 1 раз в квартал | Воспитатели групп, старший воспитатель, заведующая |
Анкетирование и опросы | Выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах. Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских притязаний к образованию семей. Социологическое обследование семей. | Ноябрь Май | Психологическая служба |
Консультирование | По запросам различных служб и специалистов. По запросам родителей. | В течение года | Воспитатели групп, старший воспитатель, заведующая, психолог |
Досуговые мероприятия | Детские праздники, конкурсы, викторины, выставки (согласно годовому плану). | В течение года | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Совместное творчество детей, родителей и специалистов
| Групповые досуговые мероприятия с участием родителей | В течение года | Воспитатели групп, старший воспитатель |
Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ | Дни открытых дверей. Занятия с приглашением родителей. Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми. | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели, психолог |
Помощь родителей учреждению | Организация и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов). Участие в субботниках. | В течение года | Воспитатели |
Наглядная педагогическая пропаганда
| Информационные корзины. Тематические выставки. Уголки для родителей. Выпуск газеты для родителей.
| В течение года
| Старший воспитатель, воспитатели
|
Сотрудничество с детским садом | Организация различных клубов (во всех группах) | В течение года | Старший воспитатель, воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников
Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...
Комплексная программа:"Детский сад и семья"
Опыт работы детского сада и семьи....
ВОЗ семья и детский сад по программе "К здоровой семье через детский сад"
Возраст от 3 до 7 лет завершает уникальный семейный период развития человека, когда семья оказывает главное влияние на развитие ребенка. Это определяется особенностями созревания...
Консультация для педагогов ДОУ по внедрению остеопатической и адаптационной гимнастик в режим дня в рамках программы «К здоровой семье через детский сад»
Краткий обзор пользы остеопатической и адаптационной гимнастик и организация работы в режиме дня....
Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников
Проект программы детско-родительского клубапо взаимодействию педагогов группы с семьями воспитанников...
Программа взаимодействия с семьями воспитанников «Детский сад + семья» МБДОУ «Детский сад № 37 «Мальвинка» «» принята на педагогическом совете приказ № 366 от 30.08.2018 года.
Методы работы с родителями: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; убеждение; опора на положительный примерФормы работы с родителями: родительские собрания, конференции, индивидуальные консу...
Программа взаимодействия ДОО с семьями воспитанников «Детский сад + семья»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.Р...