Современные технологии развития речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Копылова Зоя Борисовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии развития речи детей младшего дошкольного возраста

                                               «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

                                                а на завтрашний день детского развития,

                                                только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения

                                                к жизни те процессы, которые сейчас лежат

                                               в зоне ближайшего развития» 

                                                                                                           Л. С. Выготский

 В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

  Определяющим моментом в успешном решении задач «развития речи детей младшего дошкольного возраста» является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы адекватны возрастным возможностям детей и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

  При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • Ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  • Содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • Технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • Основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
  • Реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • Организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии речевого развития:

-проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;

-игровые технологии;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения

Проектная деятельность:

В младшей группе используются краткосрочные мини-проекты, которые представляют собой серии образовательных ситуаций:

«Прогулка куклы кати» (подбор одежды в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игры на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку)

«Поможем малышам животных найти маму» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детёнышей. Знакомство с внешними особенностями домашних животных и правилами общения с ними) и др.

Тематика проектов может соответствовать праздникам, событиям, происходящим в стране, детском саду, группе

Технология исследовательской деятельности:

В результате использования данной технологии по средствам наблюдений, опытов, экспериментов, развивающих игр - обогащается и активизируется словарь ребёнка. Словарь, формируемый в процессе практических действий очень глубокий и стойкий, т.к. связан с формированием собственного опыта.

Игровые технологии: ( Метод наглядного моделирования или мнемотехника)

Этот метод предусматривает применение не изображения предметов, а символов. Символы приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а домашних дом. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов и мнемодорожек. Особенно эффективны модели при разучивании стихотворений.

К игровым технологиям относятся:

-игры на развитие речевого дыхания;

-подвижные и хороводные игры с текстом

-пальчиковая и артикуляционная гимнастика

-дидактические игры

-театрализованные игры

Информационно-коммуникационные технологии:

Компьютерные игровые комплексы (КИК)- одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Технология проблемного обучения:

Организация деятельности детей, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемной ситуации. В ходе решения, которой проявляется самостоятельность воспитанников, в результате него и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным в данной деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО. Педагогам необходимо иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе образовательной деятельности. В младшем дошкольном возрасте данная технология направлена на обогащения и активизацию словаря детей.

  Результат применения современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста - это положительная динамика развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...

Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...

Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...

«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».

В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...

Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".

Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....

Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО

Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтом...

«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».

Дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окружаю...