Современные технологии развития речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_razvitiya_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития речи детей младшего дошкольного возраста
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития,
только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения
к жизни те процессы, которые сейчас лежат
в зоне ближайшего развития»
Л. С. Выготский
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.
Определяющим моментом в успешном решении задач «развития речи детей младшего дошкольного возраста» является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы адекватны возрастным возможностям детей и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- Ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- Содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- Технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- Основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком;
- Реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- Организация активной речевой практики каждого ребёнка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии речевого развития:
-проектная деятельность;
-исследовательская деятельность;
-игровые технологии;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технология проблемного обучения
Проектная деятельность:
В младшей группе используются краткосрочные мини-проекты, которые представляют собой серии образовательных ситуаций:
«Прогулка куклы кати» (подбор одежды в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игры на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку)
«Поможем малышам животных найти маму» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детёнышей. Знакомство с внешними особенностями домашних животных и правилами общения с ними) и др.
Тематика проектов может соответствовать праздникам, событиям, происходящим в стране, детском саду, группе
Технология исследовательской деятельности:
В результате использования данной технологии по средствам наблюдений, опытов, экспериментов, развивающих игр - обогащается и активизируется словарь ребёнка. Словарь, формируемый в процессе практических действий очень глубокий и стойкий, т.к. связан с формированием собственного опыта.
Игровые технологии: ( Метод наглядного моделирования или мнемотехника)
Этот метод предусматривает применение не изображения предметов, а символов. Символы приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а домашних дом. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. В младшем дошкольном возрасте необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов и мнемодорожек. Особенно эффективны модели при разучивании стихотворений.
К игровым технологиям относятся:
-игры на развитие речевого дыхания;
-подвижные и хороводные игры с текстом
-пальчиковая и артикуляционная гимнастика
-дидактические игры
-театрализованные игры
Информационно-коммуникационные технологии:
Компьютерные игровые комплексы (КИК)- одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.
Технология проблемного обучения:
Организация деятельности детей, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемной ситуации. В ходе решения, которой проявляется самостоятельность воспитанников, в результате него и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жестким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным в данной деятельности, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО. Педагогам необходимо иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе образовательной деятельности. В младшем дошкольном возрасте данная технология направлена на обогащения и активизацию словаря детей.
Результат применения современных образовательных технологий и методик направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста - это положительная динамика развития всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, звуковая культура речи, словарь, практическое овладение нормами речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Использование технологии мнемотехники в развитии детей дошкольного возрастаРабота по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Роль развития речи...
Современные образовательные технологии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в много...
Современные технологии развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Одной из предпосылок развития учебной деятельности детей является их умение правильно и красиво говорить. Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности речевого разв...
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...
Статья на тему: "Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО".
Становление личности начинается в детстве в процессеобщения и совместной с взрослым и со сверстникамидеятельности. Первостепенное значение при этом имеетовладение родным языком, родной речью....
Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтом...
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
Дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окружаю...