Современные технологии развития речи детей ДОО (из опыта работы воспитателя детей среднего возраста)
статья по развитию речи (средняя группа)
В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Алехина Э.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад№67 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Современные технологии развития речи детей ДОО (из опыта работы воспитателя детей среднего возраста)
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
В работе с детьми по речевому развитию я использую следующие современные образовательные технологии:
• мнемотаблицы
• ТРИЗ технологию
• дидактический синквейн
• круги Лулия
• проекты
Особое место в развитии речи детей дошкольного возраста я отвожу «мнемотехнике».
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».
Мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
"ТРИЗ - технология"
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
В процессе работы мной были выбраны различные методы и приемы ТРИЗ, один из которых метод фокальных объектов, суть его заключается в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект и обычные предметы наделяются совершенно необыкновенными свойствами. Он прекрасно развивает воображение, ассоциативное мышление и способность к изобретательству. Сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать. Далее подбирается несколько случайных объектов и составляется перечень свойств. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект.
Технология ТРИЗ помогает развить фантазию и логическое мышление детей, учит их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогащает круг представлений, увеличивает словарный запас, формирует связную речь.
Технология "Синквейн".
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинала с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Познакомила детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я тем самым подготовила платформу для последующей работы над предложением. Дала понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Круги Луллия
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора.
Для работы с детьми я использую не более трех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
Круги Луллия использую в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике, представляя их как чудесные кольца или загадочные круги.
Использование современных образовательных технологий по развитию речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом:
• связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам дошкольного образования;
• словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
• ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
• дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
• появился интерес к заучиванию стихов.
Заключение
Таким образом, современные образовательные технологии по развитию речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувства и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования (мнемотехники, ТРИЗ технология, круги Луллия, а также дидактический синквейн можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1297476-1607585521.jpg)
Современные технологии развития речи детей. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей, их причины.
О методе морфрлогического анализа - Круги Луллия, типичных морфологических ошибках детей, их причинах и способах преодаления....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1009832-1520875994.jpg)
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
В дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290509-1605682710.jpg)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)
Как организовать игровую деятельность детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366654-1637780202.jpg)
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-1382104-1643473657.jpg)
«Современные технологии развития речи детей младшей группы ДОО (из опыта работы воспитателя)».
Дошкольном возрасте развивается речь - это главная форма общения. Путь, через который проходит ребёнок впервые годы жизни, поистине грандиозен. Речь маленького ребёнка формируется от общения с окружаю...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/21/picture-1472762-1684678628.jpg)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя).
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100013-1547105424.jpg)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии организации игровой деятельности детей (из опыта работы воспитателя)...