мониторинг освоения основной общеобразовательной программы
методическая разработка по теме

карты развития детей с диагностичексими заданиями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_-_19.04.2012.docx563 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\светлана\Desktop\скон. подтверждение\1 009.jpg

C:\Users\светлана\Desktop\скон. подтверждение\1 081.jpg

На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.

В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.

Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.

В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.

Что такое мониторинг?

Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности ДОУ, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование дальнейшего развития (для оценки качества образования и принятия управленческого решения). Тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):

·        Воспитатели;

·        Руководитель;

·        Родители.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

Отличительные особенности мониторинга:

·         Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

·         При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

·          Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

·          Показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

·          Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

·          Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений,  процессов с помощью относительно  стабильного  ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

Организация и содержание мониторинга

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние  образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Цель мониторинга – изучить процесс  достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования  на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые  они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

При организации мониторинга учитывается положение  Л.С. Выготского о ведущей роли  обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных  качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса  (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольниками в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.  Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы (приложение 1)

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками.

Основная задача этого мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметит при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного  развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать  состояние и  высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение  к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений  внутри группы.

Диагностика регулятивных  способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоциональное принятие  или отвержение ситуации, которая ложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методик, бесед.  На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

Методы педагогических исследований, используемых в процессе мониторинга

Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования  проводится всеми специалистами  ДОУ, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой  деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и тоже содержания ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление  о сформированности  интегративных качеств, которые и являются критериями характера  реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, музыкальный руководитель, педагог -психолог.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций:

1.         определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2.         обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3.         осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4.         прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

 

 


Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы ДОУ № 4

Возраст: 3-4 года

ФИО ребенка _____________________________________________________________________________

Дата рождения:___________________________________

Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________

Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________

№ пп

Показатели

Методы

Оценка

Н.г.

К.г

Мониторинг детского развития

1

Образовательная область «Здоровье»

Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Наблюдение в режимных моментах

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

2

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.

Наблюдение при выполнении упражнений, заданий

Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.

Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м

3

Образовательная область «Социализация»

Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

Наблюдение в игровой деятельности

Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).

Наблюдение в театрализованной деятельности

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).

4

Образовательная область «Труд»

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Наблюдение в режимных моментах

Может помочь накрыть стол к обеду.

Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя).

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Наблюдение в режимных моментах

Беседы по тематическим картинкам

Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность.

Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

Показ воспитателем  геом.фигур детям, затем дети по просьбе воспитателя называют детали.

Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

«Построй заборчик»

Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

«Укрась заборчик определенной геом. фигурой по просьбе воспитателя»

Формирование элементарных математических представлений.

Умеет  группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).

Д/И «Геометрическое лото»

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

Д/У «Назови что общее»

Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».

Д/И «Геометрическое лото»

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.

Д/И «Покажи, что назову»

Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

Д/И «Поиграем с Зайчиком»

Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».

И/У «Наш день»

Формирование целостной картины мира.

Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).

Д/И «Что из чего»

Ориентируется в помещениях детского сада.

Д/И «Что здесь находится»

Называет свой город (поселок, село).

Беседа

Знает и называет некоторые растения

Д/и «Узнай растение по картинке»

Д/У «Найди и покажи в группе комнатное растение (3-4 вида)»

Знает и называет некоторых животных и их детенышей

Д/И: «Узнай животное по картинке»

«Чья мама?»

«Кто это»

«Кто живет в лесу»

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Д/И «Когда это бывает?»

Проявляет бережное отношение к природе.

Наблюдение на прогулке

7

Образовательная область «Коммуникация»

Рассматривает сюжетные картинки.

Наблюдение

Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

Д/И «Чего не стало?»

Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Беседа по сюжетной картине

8

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

«Расскажи сказку по картине»

Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

Д/У «Послушай, вспомни, и назови как называется»

Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

«Прочитай стихотворение наизусть»

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Д/У «Расскажи о предмете»

«Нарисуй предмет»

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Рисование карандашом «Неваляшки гуляют»

Рисование красками «Украсим платок»

Рисование фломастерами «Цветные клубочки»

Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

Наблюдение в процессе упражнения «Палочки и комочки»

Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

«Пирамидка»

«Чашка»

Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур.

«Узор в квадрате из геометрических фигур»

Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

«Шарики катятся по дорожке»

10

Образовательная область «Музыка»

Слушает музыкальное произведение до конца.

Наблюдение

Узнает знакомые песни.

Беседа

Различает звуки по высоте (в пределах октавы).

Беседа

Замечает изменения в звучании (тихо — громко).

Беседа

Поет, не отставая и не опережая других.

Наблюдение

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).

Наблюдение

Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Д/У «Что за инструмент»

Мониторинг образовательного процесса

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели в норме  (рост, вес)

Наблюдение

Владеет основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Сформированы  основные движения и физические качества

Сформирована потребность  в двигательной активности

Сформировано представление о здоровом образе жизни

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Познавательные интересы

Наблюдение

Познавательные вопросы

Беседы

Познавательное экспериментирование

Наблюдение

Самостоятельность

Наблюдение

Обращение ко взрослому за помощью

Участие в образовательном процессе

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Отклик на эмоции близких  людей и друзей

Наблюдение в деятельности

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

Наблюдение в чтении, театрализованной деятельности

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения

Эмоциональное реагирование на мир природы

Наблюдение в чтении, на прогулке

Представления об эмоциональных  состояниях

Беседа, Д/У «Настроение», рассматривание сюжетных картинок

Проявление эмоциональной отзывчивости

Наблюдение

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Наблюдение

Беседы по тематическим и сюжетным картинкам

Владение диалогической речью

Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками

Форма общения со взрослыми

Формы общения со сверстниками

Владение культурой общения

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения

Наблюдение

Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Осознание своей жизнедеятельности

Наблюдение в разных идах детской деятельности

Предложенное задание воспитателем: Д/И

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений

Способность к волевому усилию

Самоподчинение мотивов

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)

Д/И, Д/У  в самостоятельной деятельности

Проблемность как качество ума

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации

Замысел  в рисовании

Словесный анализ детского рисунка

Замысел  в конструировании

Словесный анализ построек

Замысел в речевом творчестве

Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть

7

Интегративное качество «Имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Преставления о себе

Беседа «Кто я?», «Строение тела»

Представления о семье

Беседа «Моя семья»

Представления об обществе и государстве

Беседа «Мой город», «Мой край»

Представления о мире

Представления о природе

Беседа по тематическим картинам

Представления о культуре

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Умения работать по  правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

В процессе НОД («Конструирование», «Аппликация», «ФЭМП», «Физическая культура», «Коммуникация»)

Самоконтроль (наглядный образец)

Наблюдение

Словесный анализ

Самооценка (наглядный образец)

Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец)

В процессе НОД

Самоконтроль (словесный образец)

Наблюдение

Словесный анализ

Самооценка (словесный образец)

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Игра

Наблюдение в игровой деятельности

Рисование

Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности

Лепка

Аппликация

Конструирование

Труд

Наблюдение в НОД, режимных моментах

Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы ДОУ № 4

Возраст: 4-5 года

ФИО ребенка _____________________________________________________________________________

Дата рождения:___________________________________

Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________

Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________

№ пп

Показатели

Методы

Оценка

Н.г.

К.г

Мониторинг детского развития

1

Образовательная область «Здоровье»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

Наблюдение

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды).

Наблюдение

Д/И «Для чего нужны человеку части тела?»

2

Образовательная область «Физическая культура»

Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

Наблюдение при выполнении упражнений, заданий

Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.

Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

3

Образовательная область «Социализация»

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.

Наблюдение в игровой деятельности

Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.

Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.

В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.

В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

Наблюдение в игре-драматизации, театрализованной деятельности

В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.

Имеет простейшие представления о театральных профессиях.

Беседа по тематической картине

4

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.

Наблюдение в режимных моментах

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Наблюдение в режимных моментах

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Беседы по тематическим картинкам

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Беседа по тематическим картинкам

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».

Д/И «Все цвета светофора», тематические картинки

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Д/И «Правила ПДД детям», тематические картинки

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Беседы по теме ПДД, тематические картинки

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Словесный анализ постройки по схеме

Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.

«Построй по схеме»

Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

«Сложи лист бумаги пополам»

Формирование элементарных математических представлений.

Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).

Д/И «Геометрическое лото»

Блоки Дьенеша

Беседа

Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».

Д/И «Разложи карточки», «Прилетели бабочки»

Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Д/И «Разложи палочки, кубики…»

Д/И «Разложи карточки»

Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.

Анализ двух предметов

Д/И «Какая дорожка длиннее, короче», «Сравни дорожки»

Д/И «Какая башня выше, ниже», «Посади елочки»

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.

Д/И «Покажи, что я назову»

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).

Д/И «Поиграем с зайчиком», «Поручения»

Определяет части суток.

Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.

Д/И «Когда это бывает?»

Называет признаки и количество предметов.

Д/И «Что из чего»

Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

Д/И «Домашние животные»

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Д/И «Что моно собрать в корзину», «Узнай растения по картинке»

Рассматривание сюжетных картин о природе.

7

Образовательная область «Коммуникация»

Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Д/И «Повтори правильно», «Прятки»

Умеет выделять первый звук в слове.

Д/У «Выдели первый звук в слове»

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

Беседы по картинкам

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

Д/И «Опиши предмет», «Закончи предложение»

8

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Д/У «Прочти стихотворение»

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Наблюдение

Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Драматизация сказки, отрывка

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Рисование по сказке «Колобок»

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет  выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Рисование отдельных элементов на заготовке

Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Лепка на свободную тему

Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

«Узор из геометрических фигур»

«Узор из растительных фигур»

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

10

Образовательная область «Музыка»

Узнает песни по мелодии.

Наблюдение

Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).

Пение

Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Наблюдение

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Игра на инструменте

Мониторинг образовательного процесса

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические данные в норме (рост, вес)

Наблюдение

Владеет основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Сформированы  основные движения и физические качества

Сформирована потребность  в двигательной активности

Сформировано представление о здоровом образе жизни

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Познавательные интересы

Наблюдение

Познавательные вопросы

Беседы

Познавательное экспериментирование

Наблюдение

Самостоятельность

Обращение ко взрослому за помощью

Участие в образовательном процессе

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Отклик на эмоции близких  людей и друзей

Наблюдение в деятельности, общении

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

Наблюдение в чтении, театрализованной деятельности

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения

Эмоциональное реагирование на мир природы

Наблюдение в чтении, на прогулке

Представления об эмоциональных  состояниях

Беседа, Д/У «Настроение», рассматривание сюжетных картинок

Проявление эмоциональной отзывчивости

Наблюдение

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Наблюдение

Беседы по тематическим и сюжетным картинкам

Владение диалогической речью

Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками

Форма общения со взрослыми

Формы общения со сверстниками

Владение культурой общения

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения

Наблюдение

Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Осознание своей жизнедеятельности

Наблюдение в разных идах детской деятельности

Предложенное задание воспитателем: Д/И

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений

Способность к волевому усилию

Самоподчинение мотивов

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)

Д/И, Д/У  в самостоятельной деятельности

Проблемность как качество ума

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации

Замысел  в рисовании

Словесный анализ детского рисунка

Замысел  в конструировании

Словесный анализ построек

Замысел в речевом творчестве

Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть

7

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Преставления о себе

Беседа «Кто я?», «Строение тела»

Представления о семье

Беседа «Моя семья»

Представления об обществе и государстве

Беседа «Мой город», «Мой край»

Представления о мире

Представления о природе

Беседа по тематическим картинам

Представления о культуре

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Умения работать по  правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

В процессе НОД («Конструирование», «Аппликация», «ФЭМП», «Физическая культура», «Коммуникация»)

Самоконтроль (наглядный образец)

Наблюдение

Анализ

Самооценка (наглядный образец)

Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец)

В процессе НОД

Самоконтроль (словесный образец)

Наблюдение

Словесный анализ

Самооценка (словесный образец)

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Игра

Наблюдение в игровой деятельности

Рисование

Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности

Лепка

Аппликация

Конструирование

Труд

Наблюдение в НОД, режимных моментах

Мониторинг развития детей 5-6 лет

№ пп

Показатели развития

Методика

Уровень развития

Н.г.

К.г.

Мониторинг детского развития

1

Образовательная область «Здоровье»

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

Наблюдение

Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Наблюдение

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Наблюдение

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Наблюдение

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

Беседа «Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?»

«От чего человек может заболеть?», «Какие полезные продукты та знаешь?»

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Беседа «Значение утренней гимнастики»

2

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.

Наблюдение при выполнении заданий и  упражнений

Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку

Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.

Умеет кататься на самокате.

Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

3

Образовательная область «Социализация»

Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Методика Р.Р. Калининой

Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.

Наблюдение

В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.

Наблюдение

Объясняет правила игры сверстникам.

Наблюдение

После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.

Наблюдение

Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Наблюдение

4

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.

Наблюдение

Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.

Наблюдение

Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.

Наблюдение

Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Наблюдение

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Наблюдение

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Наблюдение

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Д/И «Специальные машины»

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Д/И «Как правильно перейти улицу»

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Беседа «Правила поведения в природе»

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет анализировать образец постройки.

Анализ по схеме

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Д/У «Выполни постройку»

Создает постройки по рисунку.

Коллективная работа по рисунку «Построим город»

Умеет работать коллективно.

Развитие элементарных математических представлений. Считает (отсчитывает) в пределах 10.

Д/У «Скажи сколько»

Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

Д/У «Скажи, который по счету предмет»

Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

Д/У «Пусть станет

поровну»

Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

Д/У «Сравни предметы»

«Сравни ленты»

Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

Д/У «Построй солдат»

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

Д/У «Назови соседей»

Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).

Д/У «Что за фигура?»

Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

Д/И «Наш день»

Называет текущий день недели.

Формирование целостной картины мира. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту

Д/У «Виды транспорта»

«Найди пару»

Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

Д/И «Что из чего»

Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу.

Беседа

Называет времена года, отмечает их особенности.

Д/У «Что было бы если…..»

Тематические картинки

Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

Бережно относится к природе.

Наблюдение, беседа

7

Образовательная область «Коммуникация»

Может участвовать в беседе.

Беседа

Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

Беседа

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Составление рассказа по картине  «семья»

Определяет место звука в слове.

Д/И «Определи место звука в слове»

Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Д/У «Какой, какая, какие»

«Как сказать по другому»

8

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.

Д/У «Расскажи стихотворение»

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Драматизация отрывка  произведения

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Беседа «Виды изобразительного искусства»

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Беседа

Знает особенности изобразительных материалов.

Д/У «Что такое»

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Сюжетное рисование

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства,        лет.

Декоративное рисование

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Лепка по сказке «Теремок»

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Аппликация «Аквариум»

10

Образовательная область «Музыка»

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).

Прослушивание музыки и беседа

Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.

Пение

Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Танцевальные движения

Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.

Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.

Игра на музыкальных инструментах

Мониторинг образовательного процесса

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические данные в норме (рост, вес)

Наблюдение

Беседы

 Ситуации

Владеет основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Сформированы  основные движения и физические качества

Сформирована потребность  в двигательной активности

Сформировано представление о здоровом образе жизни

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Познавательные интересы

Наблюдение

Беседа

Ситуация «Новый предмет»

Познавательные вопросы

Познавательное экспериментирование

Наблюдение в уголке экспериментирования в режимных моментах  

Самостоятельность

Наблюдение

Обращение ко взрослому за помощью

Участие в образовательном процессе

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Отклик на эмоции близких  людей и друзей

Наблюдение в деятельности, общении

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения

Наблюдение в чтении, в театральной деятельности

Эмоциональное реагирование на мир природы

Наблюдение в чтении, на прогулке

Представления об эмоциональных  состояниях

Д/У «Настроение»

Рассматривание сюжетных картинок

«Покажи настроение»

«Определи настроение»

Проявление эмоциональной отзывчивости

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Наблюдение

Беседы по тематическим и сюжетным картинкам

Владение диалогической речью

Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками

Форма общения со взрослыми

Формы общения со сверстниками

Владение культурой общения

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения

Наблюдение

Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах

Наблюдение на прогулке, экскурсии

Д/И «Как перейти улицу»

Ситуации

Осознание своей жизнедеятельности

Наблюдение в разных идах детской деятельности

Предложенное задание воспитателем: Д/И

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений

Способность к волевому усилию

Самоподчинение мотивов

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)

Д/И, Д/У  в самостоятельной деятельности

Проблемность как качество ума

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации

Замысел  в рисовании

Словесный анализ детского рисунка

Замысел  в конструировании

Словесный анализ построек

Замысел в речевом творчестве

Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть

7

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Преставления о себе

Беседа «Расскажи о себе»

Представления о семье

Беседа «Расскажи о своей семье»

Представления об обществе и государстве

Беседа «Расскажи о городе,  государстве, мире»

Тематические беседы

Представления о мире

Представления о природе

Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по тематической картинам

Представления о культуре

Беседа «Что значит быть культурным»

Беседы по тематическим картинам

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Умения работать по  правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Наблюдение в процессе НОД (конструирование, ФЭМП, аппликация, физическая культура, коммуникация)

Самоконтроль (наглядный образец)

Наблюдение

Анализ

Самооценка (наглядный образец)

Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец)

В процессе НОД

Самоконтроль (словесный образец)

Наблюдение

Анализ

Самооценка (словесный образец)

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Игра

Наблюдение в игровой деятельности

Рисование

Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности

Лепка

Аппликация

Конструирование

Труд

Наблюдение в НОД, режимных моментах

        

Мониторинг развития детей 6-7 лет

№ пп

Показатели развития

Методика

Уровень развития

Н.г.

К.г.

Мониторинг детского развития

1

Образовательная область «Здоровье»

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

Наблюдение

Умеет быстро  и правильно умываться, пользуясь только своим полотенцем

Наблюдение

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком).

Наблюдение

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Наблюдение

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

Беседа «Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?»

«От чего человек может заболеть?», «Какие полезные продукты та знаешь?»

Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Беседа «Значение утренней гимнастики»

2

Образовательная область «Физическая культура»

Умеет ходить, бегать, прыгать, лазать, метать, сохраняя правильную осанку, направление и темп

Наблюдение в процессе выполнения упражнений, игр, заданий

Умеет прыгать с высоты до 40 см, мягко приземляясь

Умеет прыгать в длину с места на расстоянии не менее 100 м, с разбега -180, в высоту с разбега – не менее 50 см

Прыгать через скакалку разными способами

Умеет перебрасывать мячи весом 1кг

Умеет бросать мячи в цель из разных исходных положений правой и левой рукой на расстоянии 5-12м

Умеет метать предметы в движущуюся цель

Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги, соблюдая интервалы во время передвижения

Умеет ходить на лыжах на расстояние 3км переменным скользящим шагом, поднимается на горку и спускается с нее

Участвует в играх с элементами спорта (городки,  баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис)

3

Образовательная область «Социализация»

Умеет самостоятельно отбирать и придумывать разнообразные сюжеты игр

Методика Р.Р. Калининой

Умеет выдерживать замысел игры

Наблюение

Может моделировать предметно- игровую среду

Наблюдение

Проявляет себя терпимым и доброжелательным по отношению к сверстникам в процессе дидактических игр

Наблюдение

Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформления постановки

Наблюдение

высказывает свою точку зрения в беседе о спектакле

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии,  правила поведения в театре

Наблюдение

участвует в творческих группах по созданию спектаклей

Наблюдение

4

Образовательная область «Труд»

Умет самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, ухаживает за одеждой

Наблюдение

Выполняет дежурства по столовой и в уголке природы

Наблюдение

Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада

Наблюдение

Может планировать свою трудовую деятельность, отбирать материалы, необходимые для игр и занятий

Наблюдение

5

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила  организованного поведения в детском саду, поведения нВ улице и в транспорте, дорожного движения

Наблюдение

Различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение

Наблюдение

Понимает значение сигналов светофора

Д/И «Специальные машины»беседы по тематическим картинкам

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»

Д/И «Как правильно перейти улицу»

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,  пешеходный переход «Зебра»

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе

Беседа «Правила поведения в природе»

Беседы по тематическим картинкам

6

Образовательная область «Познание»

Продуктивная деятельность

Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением

Анализ по схеме

Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта

Д/У «Выполни постройку»

Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции

Коллективная работа по рисунку «Построим город»

ФЕМП

Умеет самостоятельно  объединять различные группы предметов, имеющие общий признак. Устанавливает  связи и отношения между целым множеством и различными его частями

Д/У «Скажи сколько»

Умеет считать до 10 и больше

Д/У «Скажи, который по счету предмет»

Называет числа в прямом  порядке до 10, начиная с любого натурального числа

Д/У «Пусть станет

поровну»

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками

Д/У «Сравни предметы»

Различает величины: длину, объем, массу и способы их измерения

Д/У «Построй солдат»

Понимает зависимость между величиной меры и числом

Д/У «Назови соседей»

Умеет делить предметы на несколько равных частей, сравнивать  целый предмет и его часть

Д/У «Что за фигура?»

Различает, называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб. Проводит их сравнение

Д/И «Наш день»

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное  расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями

Умеет определять время по часам, временное отношение

Д/У с часами

знает состав чисел первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего за ним в ряду

Д/И «Назови соседей»

Знает монеты достоинством 1,5,10 копеек и 1,2,5 рублей

Д/У «Поиграем в магазин»

Знает название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

Д/У «Неделя»

Формирование целостной картины мира

Имеет разнообразные впечатления о предметах  окружающего мира

Д/И «Наши помощники»

Беседы с тематическими картинками

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей

Беседа

Знает герб, флаг, гимн России

Беседа «А знаешь ли ты?»

Называет главный город страны

Беседа

Имеет представление о родном крае, его достопримечательностях

Беседа

Имеет  представления о библиотеке, школе

Д\У «Библиотека», «Школа»

Знает некоторых представителей животного мира

Д/У «Назови домашних и диких животных»

Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений

Д/У «Любимое время года»

Знает правила поведения в природе и соблюдает их

Д/И «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»

Устанавливает  элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями

Д/И «Что бывает если…»

7

Образовательная область «Коммуникация»

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине

Беседа по сюжетной картине

Пересказ РНС

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов

Д/И «Слова – неприятели», «Слова – приятели», «Смешные слова»

«Составь рассказ»

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове

Д/У «Составь предложение»

Чудесный мешочек«

«Приятели и неприятели»

8

Образовательная область «Чтение художественной  литературы»

Отличает жанры литературных произведений

Беседа

Называет любимые сказки и произведения, рассказывает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки

Беседа

Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстрированных книг

Беседа

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа

«Расскажи стихотворение»

9

Образовательная область «Художественное творчество»

Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство

Д/У «В мастерской»

Называет основные выразительные средства произведений искусства

Рисование

Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей  жизни, литературных произведений

Сюжетное рисование на темы окружающей жизни и явлений природы

Использует материалы  и способы создания изображения

Наблюдение

Рассматривание готовых работ

Лепка

Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения

Лепка «Дети делают гимнастику»

Создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений

Выполняет декоративные композиции способами налета и рельефа

Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства

декоративная лепка «Цветочное панно»

Аппликация

Создает изображение различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обертывания

Технические умения

Создает сюжетные и декоративные композиции

Просмотр готовых работ

10

Образовательная область «Музыка»

Узнает мелодию Государственного гимна РФ

Прослушивание музыки и беседа

Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец)  инструмент на котором оно исполнено

Определяет общее настроение, характер музыкального произведения

Пение

Различает части  музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию

Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него

 Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок

Танцевальные движения

Умеет выполнять танцевальные движения  (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг)

Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах

Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии

Игра на музыкальных инструментах

Мониторинг образовательного процесса

1

Интегративное качество «Физически развитый,

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические данные в норме (рост, вес)

Наблюдение

Владеет основными культурно-гигиеническими навыками

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Сформированы  основные движения и физические качества

Сформирована потребность  в двигательной активности

Сформировано представление о здоровом образе жизни

Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни

2

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Познавательные интересы

Наблюдение

Познавательные вопросы

Беседа

Познавательное экспериментирование

Наблюдение

Самостоятельность

Наблюдение

Обращение ко взрослому за помощью

Наблюдение

Участие в образовательном процессе

Наблюдение

3

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Отклик на эмоции близких  людей и друзей

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения

Эмоциональное реагирование на мир природы

Представления об эмоциональных  состояниях

Проявление эмоциональной отзывчивости

4

Интегративное качество «Овладевший средствами общения

и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных  средств общения

Наблюдение в деятельности, общении

Владение диалогической речью

Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками

Наблюдение в чтении, в театральной деятельности

Форма общения со взрослыми

Наблюдение в чтении, на прогулке

Формы общения со сверстниками

Д/У «Настроение»

Рассматривание сюжетных картинок

Владение культурой общения

5

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением  и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы  и правила поведения»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения

Наблюдение

Беседы по тематическим и сюжетным картинкам

Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах

Осознание своей жизнедеятельности

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений

Способность к волевому усилию

Самоподчинение мотивов

6

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные

и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)

Д/И, Д/У  в самостоятельной деятельности

Проблемность как качество ума

Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации

Замысел  в рисовании

Словесный анализ детского рисунка

Замысел  в конструировании

Словесный анализ построек

Замысел в речевом творчестве

Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть

7

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Преставления о себе

Беседа «Расскажи о себе»

Представления о семье

Беседа «Расскажи о своей семье»

Представления об обществе и государстве

Беседа «Расскажи о городе,  государстве, мире»

Тематические беседы

Представления о мире

Представления о природе

Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по тематической картинам

Представления о культуре

Беседа «Что значит быть культурным»

Беседы по тематическим картинам

8

Интегративное качество «Овладевший универсальными

предпосылками учебной деятельности»

Умения работать по  правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Наблюдение в процессе НОД (конструирование, ФЭМП, аппликация, физическая культура, коммуникация)

Самоконтроль (наглядный образец)

Наблюдение

Анализ

Самооценка (наглядный образец)

Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец)

В процессе НОД

Самоконтроль (словесный образец)

Наблюдение

Анализ

Самооценка (словесный образец)

9

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Игра

Наблюдение в игровой деятельности

Рисование

Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности

Лепка

Аппликация

Конструирование

Труд

Наблюдение в НОД, режимных моментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Мониторинг достижения детьми 3-4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Познание».

Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. и используется как сопровождающий  наглядный ...

Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"

В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в областях «Физическая культура» и «Здоровье»

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЗДОРОВЬЕ»ЧЕРНЫШОВА Т.В., ЮДЕНКОВА Н.А.МБДОУ ЦРР д/с №5...