мониторинг освоения основной общеобразовательной программы
методическая разработка по теме
карты развития детей с диагностичексими заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_-_19.04.2012.docx | 563 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе образования важнейшим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности.
В Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации предусматривается ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования, среди которых главное место занимает создание системы мониторинга качества образования.
Понятие «мониторинг» рассматривается в ряде сфер: в экономике, социологии и педагогике, что говорит о его достаточно широком применении.
В отечественной педагогике появились исследования проблем педагогического мониторинга, которыми занимались: В.И.Андреев, В.П.Беспалько, М.Б.Гузаиров, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, С.Е.Шишов.
Что такое мониторинг?
Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения.
Это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности ДОУ, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование дальнейшего развития (для оценки качества образования и принятия управленческого решения). Тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.
Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга):
· Воспитатели;
· Руководитель;
· Родители.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.
Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.
Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.
По-мнению Л.С.Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.
Отличительные особенности мониторинга:
· Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.
· При проведении мониторинга основное внимание направляют на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.
Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:
· Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;
· Показатели должны по возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;
· Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;
· Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.
Организация и содержание мониторинга
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольниками в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы (приложение 1)
Мониторинг детского развития
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинскими работниками.
Основная задача этого мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметит при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояние и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а так же выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регулятивных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоциональное принятие или отвержение ситуации, которая ложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методик, бесед. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.
Методы педагогических исследований, используемых в процессе мониторинга
Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и тоже содержания ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, музыкальный руководитель, педагог -психолог.
Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций:
1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;
2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы ДОУ № 4
Возраст: 3-4 года
ФИО ребенка _____________________________________________________________________________
Дата рождения:___________________________________
Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________
Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________
№ пп | Показатели | Методы | Оценка | |
Н.г. | К.г | |||
Мониторинг детского развития | ||||
1 | Образовательная область «Здоровье» | |||
Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). | Наблюдение в режимных моментах | |||
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. | ||||
2 | Образовательная область «Физическая культура» | |||
Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление. | Наблюдение при выполнении упражнений, заданий | |||
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. | ||||
Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. | ||||
Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. | ||||
Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. | ||||
Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м | ||||
3 | Образовательная область «Социализация» | |||
Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. | ||||
Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. | ||||
Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). | Наблюдение в театрализованной деятельности | |||
Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. | ||||
Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. | ||||
Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале). | ||||
4 | Образовательная область «Труд» | |||
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. | Наблюдение в режимных моментах | |||
Может помочь накрыть стол к обеду. | ||||
Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя). | ||||
5 | Образовательная область «Безопасность» | |||
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. | Наблюдение в режимных моментах Беседы по тематическим картинкам | |||
Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. | ||||
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. | ||||
6 | Образовательная область «Познание» | |||
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. | Показ воспитателем геом.фигур детям, затем дети по просьбе воспитателя называют детали. | |||
Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. | «Построй заборчик» | |||
Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. | «Укрась заборчик определенной геом. фигурой по просьбе воспитателя» | |||
Формирование элементарных математических представлений. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). | Д/И «Геометрическое лото» | |||
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. | ||||
Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. | Д/У «Назови что общее» | |||
Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». | Д/И «Геометрическое лото» | |||
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму. | Д/И «Покажи, что назову» | |||
Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска). | Д/И «Поиграем с Зайчиком» | |||
Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». | И/У «Наш день» | |||
Формирование целостной картины мира. Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). | Д/И «Что из чего» | |||
Ориентируется в помещениях детского сада. | Д/И «Что здесь находится» | |||
Называет свой город (поселок, село). | Беседа | |||
Знает и называет некоторые растения | Д/и «Узнай растение по картинке» Д/У «Найди и покажи в группе комнатное растение (3-4 вида)» | |||
Знает и называет некоторых животных и их детенышей | Д/И: «Узнай животное по картинке» «Чья мама?» «Кто это» «Кто живет в лесу» | |||
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. | Д/И «Когда это бывает?» | |||
Проявляет бережное отношение к природе. | Наблюдение на прогулке | |||
7 | Образовательная область «Коммуникация» | |||
Рассматривает сюжетные картинки. | Наблюдение | |||
Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. | Д/И «Чего не стало?» | |||
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. | Беседа по сюжетной картине | |||
8 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» | |||
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. | «Расскажи сказку по картине» | |||
Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. | Д/У «Послушай, вспомни, и назови как называется» | |||
Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. | «Прочитай стихотворение наизусть» | |||
9 | Образовательная область «Художественное творчество» | |||
Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. | Д/У «Расскажи о предмете» «Нарисуй предмет» | |||
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. | ||||
Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. | Рисование карандашом «Неваляшки гуляют» Рисование красками «Украсим платок» Рисование фломастерами «Цветные клубочки» | |||
Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. | Наблюдение в процессе упражнения «Палочки и комочки» | |||
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. | «Пирамидка» «Чашка» | |||
Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. | «Узор в квадрате из геометрических фигур» | |||
Украшает заготовки из бумаги разной формы. | ||||
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. | «Шарики катятся по дорожке» | |||
10 | Образовательная область «Музыка» | |||
Слушает музыкальное произведение до конца. | Наблюдение | |||
Узнает знакомые песни. | Беседа | |||
Различает звуки по высоте (в пределах октавы). | Беседа | |||
Замечает изменения в звучании (тихо — громко). | Беседа | |||
Поет, не отставая и не опережая других. | Наблюдение | |||
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). | Наблюдение | |||
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.). | Д/У «Что за инструмент» | |||
Мониторинг образовательного процесса | ||||
1 | Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | |||
Антропометрические показатели в норме (рост, вес) | Наблюдение | |||
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками | ||||
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | ||||
Сформированы основные движения и физические качества | ||||
Сформирована потребность в двигательной активности | ||||
Сформировано представление о здоровом образе жизни | ||||
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни | ||||
2 | Интегративное качество «Любознательный, активный» | |||
Познавательные интересы | Наблюдение | |||
Познавательные вопросы | Беседы | |||
Познавательное экспериментирование | Наблюдение | |||
Самостоятельность | Наблюдение | |||
Обращение ко взрослому за помощью | ||||
Участие в образовательном процессе | ||||
3 | Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» | |||
Отклик на эмоции близких людей и друзей | Наблюдение в деятельности | |||
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов | Наблюдение в чтении, театрализованной деятельности | |||
Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения | ||||
Эмоциональное реагирование на мир природы | Наблюдение в чтении, на прогулке | |||
Представления об эмоциональных состояниях | Беседа, Д/У «Настроение», рассматривание сюжетных картинок | |||
Проявление эмоциональной отзывчивости | Наблюдение | |||
4 | Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | |||
Использование вербальных и невербальных средств общения | Наблюдение Беседы по тематическим и сюжетным картинкам | |||
Владение диалогической речью | ||||
Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками | ||||
Форма общения со взрослыми | ||||
Формы общения со сверстниками | ||||
Владение культурой общения | ||||
5 | Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | |||
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения | Наблюдение | |||
Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах | Наблюдение на прогулке, экскурсии | |||
Осознание своей жизнедеятельности | Наблюдение в разных идах детской деятельности Предложенное задание воспитателем: Д/И | |||
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений | ||||
Способность к волевому усилию | ||||
Самоподчинение мотивов | ||||
6 | Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | |||
Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) | Д/И, Д/У в самостоятельной деятельности | |||
Проблемность как качество ума | ||||
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | ||||
Замысел в рисовании | Словесный анализ детского рисунка | |||
Замысел в конструировании | Словесный анализ построек | |||
Замысел в речевом творчестве | Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть | |||
7 | Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" | |||
Преставления о себе | Беседа «Кто я?», «Строение тела» | |||
Представления о семье | Беседа «Моя семья» | |||
Представления об обществе и государстве | Беседа «Мой город», «Мой край» | |||
Представления о мире | ||||
Представления о природе | Беседа по тематическим картинам | |||
Представления о культуре | ||||
8 | Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» | |||
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | В процессе НОД («Конструирование», «Аппликация», «ФЭМП», «Физическая культура», «Коммуникация») | |||
Самоконтроль (наглядный образец) | Наблюдение Словесный анализ | |||
Самооценка (наглядный образец) | ||||
Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) | В процессе НОД | |||
Самоконтроль (словесный образец) | Наблюдение Словесный анализ | |||
Самооценка (словесный образец) | ||||
9 | Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |||
Игра | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Рисование | Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности | |||
Лепка | ||||
Аппликация | ||||
Конструирование | ||||
Труд | Наблюдение в НОД, режимных моментах |
Мониторинг освоения основной общеобразовательной программы ДОУ № 4
Возраст: 4-5 года
ФИО ребенка _____________________________________________________________________________
Дата рождения:___________________________________
Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________
Дата проведения:_________________________________ ФИО ответственного______________________
№ пп | Показатели | Методы | Оценка | |
Н.г. | К.г | |||
Мониторинг детского развития | ||||
1 | Образовательная область «Здоровье» | |||
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости -моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле). | Наблюдение | |||
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами, салфеткой, полоскает рот после еды). | Наблюдение Д/И «Для чего нужны человеку части тела?» | |||
2 | Образовательная область «Физическая культура» | |||
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. | Наблюдение при выполнении упражнений, заданий | |||
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. | ||||
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. | ||||
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м). | ||||
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку. | ||||
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. | ||||
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. | ||||
3 | Образовательная область «Социализация» | |||
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. | ||||
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. | ||||
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. | ||||
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. | ||||
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. | Наблюдение в игре-драматизации, театрализованной деятельности | |||
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. | ||||
Имеет простейшие представления о театральных профессиях. | Беседа по тематической картине | |||
4 | Образовательная область «Труд» | |||
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. | Наблюдение в режимных моментах | |||
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. | ||||
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. | ||||
5 | Образовательная область «Безопасность» | |||
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. | Наблюдение в режимных моментах Наблюдение на прогулке, экскурсии Беседы по тематическим картинкам | |||
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. | ||||
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение. | Беседа по тематическим картинкам | |||
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». | Д/И «Все цвета светофора», тематические картинки | |||
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». | Д/И «Правила ПДД детям», тематические картинки | |||
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Беседы по теме ПДД, тематические картинки | |||
6 | Образовательная область «Познание» | |||
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. | Словесный анализ постройки по схеме | |||
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. | «Построй по схеме» | |||
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. | «Сложи лист бумаги пополам» | |||
Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). | Д/И «Геометрическое лото» Блоки Дьенеша Беседа | |||
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». | Д/И «Разложи карточки», «Прилетели бабочки» | |||
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. | Д/И «Разложи палочки, кубики…» Д/И «Разложи карточки» | |||
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. | Анализ двух предметов Д/И «Какая дорожка длиннее, короче», «Сравни дорожки» Д/И «Какая башня выше, ниже», «Посади елочки» | |||
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. | Д/И «Покажи, что я назову» | |||
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе | вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). | Д/И «Поиграем с зайчиком», «Поручения» | |||
Определяет части суток. Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. | Д/И «Когда это бывает?» | |||
Называет признаки и количество предметов. | Д/И «Что из чего» | |||
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. | Д/И «Домашние животные» | |||
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. | Д/И «Что моно собрать в корзину», «Узнай растения по картинке» Рассматривание сюжетных картин о природе. | |||
7 | Образовательная область «Коммуникация» | |||
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). | Д/И «Повтори правильно», «Прятки» | |||
Умеет выделять первый звук в слове. | Д/У «Выдели первый звук в слове» | |||
Рассказывает о содержании сюжетной картинки. | Беседы по картинкам | |||
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки. | Д/И «Опиши предмет», «Закончи предложение» | |||
8 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» | |||
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. | Д/У «Прочти стихотворение» | |||
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. | Наблюдение | |||
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). | Драматизация сказки, отрывка | |||
9 | Образовательная область «Художественное творчество» | |||
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. | Рисование по сказке «Колобок» | |||
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. | ||||
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. | Рисование отдельных элементов на заготовке | |||
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки. | Лепка на свободную тему | |||
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. | «Узор из геометрических фигур» «Узор из растительных фигур» | |||
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур. | ||||
10 | Образовательная область «Музыка» | |||
Узнает песни по мелодии. | Наблюдение | |||
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). | Пение | |||
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. | ||||
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. | Наблюдение | |||
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). | ||||
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. | Игра на инструменте | |||
Мониторинг образовательного процесса | ||||
1 | Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | |||
Антропометрические данные в норме (рост, вес) | Наблюдение | |||
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками | ||||
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | ||||
Сформированы основные движения и физические качества | ||||
Сформирована потребность в двигательной активности | ||||
Сформировано представление о здоровом образе жизни | ||||
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни | ||||
2 | Интегративное качество «Любознательный, активный» | |||
Познавательные интересы | Наблюдение | |||
Познавательные вопросы | Беседы | |||
Познавательное экспериментирование | Наблюдение | |||
Самостоятельность | ||||
Обращение ко взрослому за помощью | ||||
Участие в образовательном процессе | ||||
3 | Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» | |||
Отклик на эмоции близких людей и друзей | Наблюдение в деятельности, общении | |||
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов | Наблюдение в чтении, театрализованной деятельности | |||
Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения | ||||
Эмоциональное реагирование на мир природы | Наблюдение в чтении, на прогулке | |||
Представления об эмоциональных состояниях | Беседа, Д/У «Настроение», рассматривание сюжетных картинок | |||
Проявление эмоциональной отзывчивости | Наблюдение | |||
4 | Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | |||
Использование вербальных и невербальных средств общения | Наблюдение Беседы по тематическим и сюжетным картинкам | |||
Владение диалогической речью | ||||
Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками | ||||
Форма общения со взрослыми | ||||
Формы общения со сверстниками | ||||
Владение культурой общения | ||||
5 | Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | |||
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения | Наблюдение | |||
Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах | Наблюдение на прогулке, экскурсии | |||
Осознание своей жизнедеятельности | Наблюдение в разных идах детской деятельности Предложенное задание воспитателем: Д/И | |||
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений | ||||
Способность к волевому усилию | ||||
Самоподчинение мотивов | ||||
6 | Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | |||
Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) | Д/И, Д/У в самостоятельной деятельности | |||
Проблемность как качество ума | ||||
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | ||||
Замысел в рисовании | Словесный анализ детского рисунка | |||
Замысел в конструировании | Словесный анализ построек | |||
Замысел в речевом творчестве | Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть | |||
7 | Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" | |||
Преставления о себе | Беседа «Кто я?», «Строение тела» | |||
Представления о семье | Беседа «Моя семья» | |||
Представления об обществе и государстве | Беседа «Мой город», «Мой край» | |||
Представления о мире | ||||
Представления о природе | Беседа по тематическим картинам | |||
Представления о культуре | ||||
8 | Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» | |||
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | В процессе НОД («Конструирование», «Аппликация», «ФЭМП», «Физическая культура», «Коммуникация») | |||
Самоконтроль (наглядный образец) | Наблюдение Анализ | |||
Самооценка (наглядный образец) | ||||
Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) | В процессе НОД | |||
Самоконтроль (словесный образец) | Наблюдение Словесный анализ | |||
Самооценка (словесный образец) | ||||
9 | Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |||
Игра | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Рисование | Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности | |||
Лепка | ||||
Аппликация | ||||
Конструирование | ||||
Труд | Наблюдение в НОД, режимных моментах |
Мониторинг развития детей 5-6 лет
№ пп | Показатели развития | Методика | Уровень развития | |
Н.г. | К.г. | |||
Мониторинг детского развития | ||||
1 | Образовательная область «Здоровье» | |||
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу | Наблюдение | |||
Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых). | Наблюдение | |||
Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). | Наблюдение | |||
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. | Наблюдение | |||
Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. | Беседа «Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?» «От чего человек может заболеть?», «Какие полезные продукты та знаешь?» | |||
Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня. | Беседа «Значение утренней гимнастики» | |||
2 | Образовательная область «Физическая культура» | |||
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. | Наблюдение при выполнении заданий и упражнений | |||
Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа. | ||||
Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку | ||||
Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча. | ||||
Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие. | ||||
Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом. | ||||
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами. | ||||
Умеет кататься на самокате. | ||||
Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей. | ||||
3 | Образовательная область «Социализация» | |||
Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры. | Методика Р.Р. Калининой | |||
Умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей. | Наблюдение | |||
В дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш. | Наблюдение | |||
Объясняет правила игры сверстникам. | Наблюдение | |||
После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. | Наблюдение | |||
Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки). | Наблюдение | |||
4 | Образовательная область «Труд» | |||
Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью. | Наблюдение | |||
Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол. | Наблюдение | |||
Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. | Наблюдение | |||
Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы. | Наблюдение | |||
5 | Образовательная область «Безопасность» | |||
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду. | Наблюдение | |||
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. | Наблюдение | |||
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение. | Д/И «Специальные машины» | |||
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». | Д/И «Как правильно перейти улицу» | |||
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». | ||||
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | Беседа «Правила поведения в природе» | |||
6 | Образовательная область «Познание» | |||
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет анализировать образец постройки. | Анализ по схеме | |||
Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения. | Д/У «Выполни постройку» | |||
Создает постройки по рисунку. | Коллективная работа по рисунку «Построим город» | |||
Умеет работать коллективно. | ||||
Развитие элементарных математических представлений. Считает (отсчитывает) в пределах 10. | Д/У «Скажи сколько» | |||
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» | Д/У «Скажи, который по счету предмет» | |||
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). | Д/У «Пусть станет поровну» | |||
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. | Д/У «Сравни предметы» «Сравни ленты» | |||
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. | Д/У «Построй солдат» | |||
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. | Д/У «Назови соседей» | |||
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). | Д/У «Что за фигура?» | |||
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. | Д/И «Наш день» | |||
Называет текущий день недели. | ||||
Формирование целостной картины мира. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту | Д/У «Виды транспорта» «Найди пару» | |||
Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. | Д/И «Что из чего» | |||
Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу. | Беседа | |||
Называет времена года, отмечает их особенности. | Д/У «Что было бы если…..» Тематические картинки | |||
Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. | ||||
Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. | ||||
Бережно относится к природе. | Наблюдение, беседа | |||
7 | Образовательная область «Коммуникация» | |||
Может участвовать в беседе. | Беседа | |||
Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. | Беседа | |||
Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. | Составление рассказа по картине «семья» | |||
Определяет место звука в слове. | Д/И «Определи место звука в слове» | |||
Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. | Д/У «Какой, какая, какие» «Как сказать по другому» | |||
8 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» | |||
Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения. | Д/У «Расскажи стихотворение» | |||
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. | Драматизация отрывка произведения | |||
9 | Образовательная область «Художественное творчество» | |||
Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура). | Беседа «Виды изобразительного искусства» | |||
Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). | Беседа | |||
Знает особенности изобразительных материалов. | Д/У «Что такое» | |||
Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. | Сюжетное рисование | |||
Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. | ||||
Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. | ||||
Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, лет. | Декоративное рисование | |||
Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. | Лепка по сказке «Теремок» | |||
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. | ||||
Создает изображения по мотивам народных игрушек. | ||||
Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги. | Аппликация «Аквариум» | |||
10 | Образовательная область «Музыка» | |||
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). | Прослушивание музыки и беседа | |||
Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). | ||||
Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. | Пение | |||
Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. | Танцевальные движения | |||
Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). | ||||
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. | ||||
Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей. | Игра на музыкальных инструментах | |||
Мониторинг образовательного процесса | ||||
1 | Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | |||
Антропометрические данные в норме (рост, вес) | Наблюдение Беседы Ситуации | |||
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками | ||||
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | ||||
Сформированы основные движения и физические качества | ||||
Сформирована потребность в двигательной активности | ||||
Сформировано представление о здоровом образе жизни | ||||
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни | ||||
2 | Интегративное качество «Любознательный, активный» | |||
Познавательные интересы | Наблюдение Беседа Ситуация «Новый предмет» | |||
Познавательные вопросы | ||||
Познавательное экспериментирование | Наблюдение в уголке экспериментирования в режимных моментах | |||
Самостоятельность | Наблюдение | |||
Обращение ко взрослому за помощью | ||||
Участие в образовательном процессе | ||||
3 | Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» | |||
Отклик на эмоции близких людей и друзей | Наблюдение в деятельности, общении | |||
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов | ||||
Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения | Наблюдение в чтении, в театральной деятельности | |||
Эмоциональное реагирование на мир природы | Наблюдение в чтении, на прогулке | |||
Представления об эмоциональных состояниях | Д/У «Настроение» Рассматривание сюжетных картинок «Покажи настроение» «Определи настроение» | |||
Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||
4 | Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | |||
Использование вербальных и невербальных средств общения | Наблюдение Беседы по тематическим и сюжетным картинкам | |||
Владение диалогической речью | ||||
Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками | ||||
Форма общения со взрослыми | ||||
Формы общения со сверстниками | ||||
Владение культурой общения | ||||
5 | Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | |||
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения | Наблюдение | |||
Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах | Наблюдение на прогулке, экскурсии Д/И «Как перейти улицу» Ситуации | |||
Осознание своей жизнедеятельности | Наблюдение в разных идах детской деятельности Предложенное задание воспитателем: Д/И | |||
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений | ||||
Способность к волевому усилию | ||||
Самоподчинение мотивов | ||||
6 | Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | |||
Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) | Д/И, Д/У в самостоятельной деятельности | |||
Проблемность как качество ума | ||||
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | ||||
Замысел в рисовании | Словесный анализ детского рисунка | |||
Замысел в конструировании | Словесный анализ построек | |||
Замысел в речевом творчестве | Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть | |||
7 | Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" | |||
Преставления о себе | Беседа «Расскажи о себе» | |||
Представления о семье | Беседа «Расскажи о своей семье» | |||
Представления об обществе и государстве | Беседа «Расскажи о городе, государстве, мире» Тематические беседы | |||
Представления о мире | ||||
Представления о природе | Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по тематической картинам | |||
Представления о культуре | Беседа «Что значит быть культурным» Беседы по тематическим картинам | |||
8 | Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» | |||
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Наблюдение в процессе НОД (конструирование, ФЭМП, аппликация, физическая культура, коммуникация) | |||
Самоконтроль (наглядный образец) | Наблюдение Анализ | |||
Самооценка (наглядный образец) | ||||
Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) | В процессе НОД | |||
Самоконтроль (словесный образец) | Наблюдение Анализ | |||
Самооценка (словесный образец) | ||||
9 | Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |||
Игра | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Рисование | Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности | |||
Лепка | ||||
Аппликация | ||||
Конструирование | ||||
Труд | Наблюдение в НОД, режимных моментах |
Мониторинг развития детей 6-7 лет
№ пп | Показатели развития | Методика | Уровень развития | |
Н.г. | К.г. | |||
Мониторинг детского развития | ||||
1 | Образовательная область «Здоровье» | |||
Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу | Наблюдение | |||
Умеет быстро и правильно умываться, пользуясь только своим полотенцем | Наблюдение | |||
Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком). | Наблюдение | |||
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом. | Наблюдение | |||
Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. | Беседа «Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?» «От чего человек может заболеть?», «Какие полезные продукты та знаешь?» | |||
Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня. | Беседа «Значение утренней гимнастики» | |||
2 | Образовательная область «Физическая культура» | |||
Умеет ходить, бегать, прыгать, лазать, метать, сохраняя правильную осанку, направление и темп | Наблюдение в процессе выполнения упражнений, игр, заданий | |||
Умеет прыгать с высоты до 40 см, мягко приземляясь | ||||
Умеет прыгать в длину с места на расстоянии не менее 100 м, с разбега -180, в высоту с разбега – не менее 50 см | ||||
Прыгать через скакалку разными способами | ||||
Умеет перебрасывать мячи весом 1кг | ||||
Умеет бросать мячи в цель из разных исходных положений правой и левой рукой на расстоянии 5-12м | ||||
Умеет метать предметы в движущуюся цель | ||||
Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги, соблюдая интервалы во время передвижения | ||||
Умеет ходить на лыжах на расстояние 3км переменным скользящим шагом, поднимается на горку и спускается с нее | ||||
Участвует в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис) | ||||
3 | Образовательная область «Социализация» | |||
Умеет самостоятельно отбирать и придумывать разнообразные сюжеты игр | Методика Р.Р. Калининой | |||
Умеет выдерживать замысел игры | Наблюение | |||
Может моделировать предметно- игровую среду | Наблюдение | |||
Проявляет себя терпимым и доброжелательным по отношению к сверстникам в процессе дидактических игр | Наблюдение | |||
Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформления постановки | Наблюдение | |||
высказывает свою точку зрения в беседе о спектакле | ||||
Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре | Наблюдение | |||
участвует в творческих группах по созданию спектаклей | Наблюдение | |||
4 | Образовательная область «Труд» | |||
Умет самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, ухаживает за одеждой | Наблюдение | |||
Выполняет дежурства по столовой и в уголке природы | Наблюдение | |||
Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада | Наблюдение | |||
Может планировать свою трудовую деятельность, отбирать материалы, необходимые для игр и занятий | Наблюдение | |||
5 | Образовательная область «Безопасность» | |||
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения нВ улице и в транспорте, дорожного движения | Наблюдение | |||
Различает и называет специальные виды транспорта «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», объясняет их назначение | Наблюдение | |||
Понимает значение сигналов светофора | Д/И «Специальные машины»беседы по тематическим картинкам | |||
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» | Д/И «Как правильно перейти улицу» | |||
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» | ||||
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе | Беседа «Правила поведения в природе» Беседы по тематическим картинкам | |||
6 | Образовательная область «Познание» | |||
Продуктивная деятельность | ||||
Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением | Анализ по схеме | |||
Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта | Д/У «Выполни постройку» | |||
Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции | Коллективная работа по рисунку «Построим город» | |||
ФЕМП | ||||
Умеет самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак. Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями | Д/У «Скажи сколько» | |||
Умеет считать до 10 и больше | Д/У «Скажи, который по счету предмет» | |||
Называет числа в прямом порядке до 10, начиная с любого натурального числа | Д/У «Пусть станет поровну» | |||
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками | Д/У «Сравни предметы» | |||
Различает величины: длину, объем, массу и способы их измерения | Д/У «Построй солдат» | |||
Понимает зависимость между величиной меры и числом | Д/У «Назови соседей» | |||
Умеет делить предметы на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть | Д/У «Что за фигура?» | |||
Различает, называет: отрезок, угол, круг, овал, многоугольники, шар, куб. Проводит их сравнение | Д/И «Наш день» | |||
Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями | ||||
Умеет определять время по часам, временное отношение | Д/У с часами | |||
знает состав чисел первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из последующего за ним в ряду | Д/И «Назови соседей» | |||
Знает монеты достоинством 1,5,10 копеек и 1,2,5 рублей | Д/У «Поиграем в магазин» | |||
Знает название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года | Д/У «Неделя» | |||
Формирование целостной картины мира | ||||
Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира | Д/И «Наши помощники» Беседы с тематическими картинками | |||
Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей | Беседа | |||
Знает герб, флаг, гимн России | Беседа «А знаешь ли ты?» | |||
Называет главный город страны | Беседа | |||
Имеет представление о родном крае, его достопримечательностях | Беседа | |||
Имеет представления о библиотеке, школе | Д\У «Библиотека», «Школа» | |||
Знает некоторых представителей животного мира | Д/У «Назови домашних и диких животных» | |||
Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных и растений | Д/У «Любимое время года» | |||
Знает правила поведения в природе и соблюдает их | Д/И «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?» | |||
Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями | Д/И «Что бывает если…» | |||
7 | Образовательная область «Коммуникация» | |||
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине | Беседа по сюжетной картине Пересказ РНС | |||
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов | Д/И «Слова – неприятели», «Слова – приятели», «Смешные слова» «Составь рассказ» | |||
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове | Д/У «Составь предложение» Чудесный мешочек« «Приятели и неприятели» | |||
8 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» | |||
Отличает жанры литературных произведений | Беседа | |||
Называет любимые сказки и произведения, рассказывает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки | Беседа | |||
Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстрированных книг | Беседа | |||
Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа | «Расскажи стихотворение» | |||
9 | Образовательная область «Художественное творчество» | |||
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство | Д/У «В мастерской» | |||
Называет основные выразительные средства произведений искусства | ||||
Рисование | ||||
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений | Сюжетное рисование на темы окружающей жизни и явлений природы | |||
Использует материалы и способы создания изображения | Наблюдение Рассматривание готовых работ | |||
Лепка | ||||
Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения | Лепка «Дети делают гимнастику» | |||
Создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений | ||||
Выполняет декоративные композиции способами налета и рельефа | ||||
Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства | декоративная лепка «Цветочное панно» | |||
Аппликация | ||||
Создает изображение различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обертывания | Технические умения | |||
Создает сюжетные и декоративные композиции | Просмотр готовых работ | |||
10 | Образовательная область «Музыка» | |||
Узнает мелодию Государственного гимна РФ | Прослушивание музыки и беседа | |||
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) инструмент на котором оно исполнено | ||||
Определяет общее настроение, характер музыкального произведения | Пение | |||
Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) | ||||
Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию | ||||
Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него | ||||
Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок | Танцевальные движения | |||
Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) | ||||
Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах | ||||
Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии | Игра на музыкальных инструментах | |||
Мониторинг образовательного процесса | ||||
1 | Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» | |||
Антропометрические данные в норме (рост, вес) | Наблюдение | |||
Владеет основными культурно-гигиеническими навыками | ||||
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры | ||||
Сформированы основные движения и физические качества | ||||
Сформирована потребность в двигательной активности | ||||
Сформировано представление о здоровом образе жизни | ||||
Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни | ||||
2 | Интегративное качество «Любознательный, активный» | |||
Познавательные интересы | Наблюдение | |||
Познавательные вопросы | Беседа | |||
Познавательное экспериментирование | Наблюдение | |||
Самостоятельность | Наблюдение | |||
Обращение ко взрослому за помощью | Наблюдение | |||
Участие в образовательном процессе | Наблюдение | |||
3 | Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» | |||
Отклик на эмоции близких людей и друзей | ||||
Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов | ||||
Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения | ||||
Эмоциональное реагирование на мир природы | ||||
Представления об эмоциональных состояниях | ||||
Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||
4 | Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» | |||
Использование вербальных и невербальных средств общения | Наблюдение в деятельности, общении | |||
Владение диалогической речью | ||||
Владение конструктивными способами взаимодействия со сверстниками | Наблюдение в чтении, в театральной деятельности | |||
Форма общения со взрослыми | Наблюдение в чтении, на прогулке | |||
Формы общения со сверстниками | Д/У «Настроение» Рассматривание сюжетных картинок | |||
Владение культурой общения | ||||
5 | Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» | |||
Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения | Наблюдение Беседы по тематическим и сюжетным картинкам | |||
Соблюдение правил поведения на улице, в общественных мерах | ||||
Осознание своей жизнедеятельности | ||||
Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений | ||||
Способность к волевому усилию | ||||
Самоподчинение мотивов | ||||
6 | Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» | |||
Применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем) | Д/И, Д/У в самостоятельной деятельности | |||
Проблемность как качество ума | ||||
Преобразование способов решения задач (проблем) в зависимости от ситуации | ||||
Замысел в рисовании | Словесный анализ детского рисунка | |||
Замысел в конструировании | Словесный анализ построек | |||
Замысел в речевом творчестве | Рассказ по картине, прочтение стихотворений наизусть | |||
7 | Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" | |||
Преставления о себе | Беседа «Расскажи о себе» | |||
Представления о семье | Беседа «Расскажи о своей семье» | |||
Представления об обществе и государстве | Беседа «Расскажи о городе, государстве, мире» Тематические беседы | |||
Представления о мире | ||||
Представления о природе | Д/И «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа по тематической картинам | |||
Представления о культуре | Беседа «Что значит быть культурным» Беседы по тематическим картинам | |||
8 | Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» | |||
Умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Наблюдение в процессе НОД (конструирование, ФЭМП, аппликация, физическая культура, коммуникация) | |||
Самоконтроль (наглядный образец) | Наблюдение Анализ | |||
Самооценка (наглядный образец) | ||||
Умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (словесный образец) | В процессе НОД | |||
Самоконтроль (словесный образец) | Наблюдение Анализ | |||
Самооценка (словесный образец) | ||||
9 | Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» | |||
Игра | Наблюдение в игровой деятельности | |||
Рисование | Наблюдение в НОД, самостоятельной деятельности | |||
Лепка | ||||
Аппликация | ||||
Конструирование | ||||
Труд | Наблюдение в НОД, режимных моментах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как интегральный результат дошкольного образования (приказ МОиНРФ от 23.11.2009 г. №655)...
Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"
Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...
Мониторинг достижения детьми 3-4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Познание».
Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. и используется как сопровождающий наглядный ...
Программа экспериментальной деятельности "Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения"
В программе представлены этапы работы по реализации программы, деятельность педагогов по реализации программы на каждом этапе. План реализации программы расчитан на 3 года....
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы «Детский сад - 2100»
Итоговые разльтаты диагностики детей подготовительной группы на конец учебного года....
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в областях «Физическая культура» и «Здоровье»
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТЯХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ЗДОРОВЬЕ»ЧЕРНЫШОВА Т.В., ЮДЕНКОВА Н.А.МБДОУ ЦРР д/с №5...