Основная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Добрый день, коллеги!
Мой доклад на тему «Образовательная программа детского сада: согласование с ФГОС ДО»
Новый проект ФГОС ДО для Вас не является сенсаций. Для более легкого восприятия ФГОС До были введены ФГТ к структуре ООП ДО и ФГТ к условиям реализации ООП ДО. На курсах повышения квалификации в июне 2011 года докладчиками, Коломийченко Л.В., Токаевой Т.Э., были произнесены такие слова: «Сейчас мы набиваем только руку». Этим было объяснен тот факт, что разработанная нами ООП ДО не является последней.
Слайд № 2
ФГОС ДО разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией.
Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:
-к структуре Программы,
-к условиям реализации программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно- пространственной среде.
-к результатам освоения Программы.
Остановимся к требованиям к структуре ООП ДО
Слайд № 3
Необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образования в России. появление Программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности воспитателей.
-1919г.- «Инструкции по введению очага и детского сада»;
-1932г.- Первый проект программы работы детского сада;
-1934г. – «Программа работы детского сада»;
-1938г.- «Руководство для воспитателей детских садов»;
-1953г.- Руководство переиздается;
-1959г. – Появляется новый вид ДОУ – «ясли -сад»;
-1962г. – «Единая программа воспитательно- образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу»;
-1969г. – Программа переиздается;
- 1978г.- Издается 8-е издание Единой программы;
-19865г.- «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
-1989 г.- «Концепция дошкольного воспитания»;
-1989 г. –»Программа «Радуга»;
-1991 г.- Программа «Детство»;
-1994 г.- Программа «Развитие»;
-1995 г.- Программа «Истоки»;
-2004 г. –Новое издание «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
-2009 г. – «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО» от 23.11.2009 № 655;
-2010 г.- Новая редакция программ «Радуга», «Детство», «От рождения до школы», «Успех», «Истоки»;
-2011 г. – Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации ООП ДО» от 20.07.2010 № 2151;
-2013г. – Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Слайд № 4
ООП ДО- комплекс требований, определяющих основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты и тд), а также организационно – педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности.
В соответствии с Проектом ФГОС ДО ООП ДО проектируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования: объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно- педагогические условия образовательного процесса.
Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующей дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка.
Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно- временные (гибкость, трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрации), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
Слайд 5
Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и учетом Примерных программ (ФЗ РФ «Об образовании», ст.12.6).
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психоло- возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:
-охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
-сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
-формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
-формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка социального статуса, психофизиологическим особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Слайд 6
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
-предметно- пространственная развивающая образовательная среда;
-характер взаимодействия со взрослыми;
-характер взаимодействия с другими людьми;
-система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 7
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников в четырех образовательных областях (коммуникативно- личностное развитие, познавательно- речевое развитие, физическое развитие).
В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и /или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциональные программы, методики, формы организации образовательной работы.
Если данная часть программы не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развернуто. В противном случае оформляется в виде ссылок на соответствующую Примерную программу.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциональных программ, методик, форм организации образовательной работы.
Слайд № 8
Структура ОО ДО включает в себя 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, целевые ориентиры.
Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи (развитие специфических видов деятельности, становление первичной ценностной ориентации и социализации, развитие первичных представлений, коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и детей- инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении ООП.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений ООП.
Слайд № 9
Требования к разделам ООП ДО
Целевой раздел ООП ДО
Пояснительная записка должна раскрывать:
Цели и задачи реализации ООП ДО,
Целевые ориентиры,
Приоритетные направления деятельности,
Специфику условий (региональные, национальные, этнокультурные),
Принципы и подходы к формированию ООП ДО.
Слайд № 10
Содержательный раздел включает:
-цели и задачи образовательной работы с учетом психолого – возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
-содержание образовательной работы по видам детской деятельности и учетом используемых примерных ООП ДО и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приемов, средств образования) с учетом психолого – возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Слайд № 11
Содержательный раздел. Обязательная часть
Направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине,
-формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира ( в быту, социуме, природе),
-овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни и питания,
-развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений искусства, мира природы.
Слайд № 12
Для решения задач развития детей содержание Программы отражает направления образовательной работы в четырех образовательных областях:
Коммуникативно- личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Физическое развитие
Слайд № 13
Также решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
-двигательной,
-игровой,
-коммуникативной,
-познавательно- исследовательской,
-восприятия художественной литературы,
-трудовой,
-конструктивной,
-изобразительной,
-музыкальной.
Слайд № 14
Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:
-о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях).
-о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др),
-о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии культур стран и народов мира.
Слайд № 15
Содержательный раздел- часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
Составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциональных и иных программ и /или созданных ими самостоятельно.
Слайд 16
Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов.
Может быть ориентирована на:
-специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс,
- поддержку интересов педагогических работников \организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы,
-сложившиеся традиции Организации.
Также может включать иные характеристики.
Слайд № 17
Содержательный раздел – содержание коррекционной работы (инклюзивного образования)
Включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ, включая детей- инвалидов.
Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей –инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставлению услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведения групповых и индивидуальных занятий.
Коррекционная работы должна быть направлена на:
-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и и детей- инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы,
-освоение детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Слайд № 18
Организационный раздел ООП должен включать:
-характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
-особенности работы в четырех основных образовательных областях в разных видах детской деятельности,
-особенности организации предметно- пространственной развивающей среды,
-характеристику основных принципов, методов, технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе),
-способы и направления поддержки детской инициативы,
-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Слайд № 19
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, которая должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.
В презентации должны быть указаны:
-возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается,
-реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть,
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
-иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения аторов.
Слайд № 20
Требования к результатам ООП ДО
Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детьми.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Слайд 21
Целевые ориентиры:
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.
- Ребенок уверен в своих силах, отрыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- Ребенок обладает развитым воображением. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, пении, танцах, придумывании сказок.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности.
- Ребенок проявляет любознательность. Склонен наблюдать и экспериментировать. Способен к принятию собственных решений.
Слайд № 22
Сравнительный анализ ООП ДО в соответствии с ФГТ и ФГОС ДО.
ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО | ООП ДО в соответствии с ФГТ |
Возраст детей | |
Для детей с 2 месяцев до 8 лет | С 3- 7 лет |
Структура Программы | |
Три раздела Программы: Целевой Содержательный Организационный | Две части Программы: Обязательная (инвариантная). Часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная). |
Соотношение частей Программы | |
Обязательная часть -60%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса– 40%. В каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса. | Обязательная часть – 80%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса- 20%. |
Содержание работы по освоению Программы | |
Четыре образовательных областей: Коммуникативно - личностное развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- речевое развитие Физическое развитие | Четыре направления: Физическое развитие Социально- личностное развитие Познавательно- речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Десять образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье» «Безопасность», «Социализация» «Труд», «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» , «Музыка» |
Мониторинг | |
Целевые ориентиры | Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов, обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных и инди...
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Основная общеобразовательная программа ДОУ, соответствующая требованиям и запросам современного общества.
В презентации представлена структура содержания ООП ДО....
Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ
Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗАннотация: адаптированная основная обра...
Мониторинг качества образовательного процесса по основным общеобразовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
МОНИТОРИНГ ПО 5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗА ПЕРИОД 2019-2022 ГОДЫ...