Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ
Аннотация: адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса для детей от 3 до 7 лет, направлена на преодоление или ослабление недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, социальную адаптацию и комплексную подготовку к следующей ступени обучения.
При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу воспитанников, месту расположения, педагогическим возможностям. В образовательном учреждении может быть несколько АООП.
Ключевые слова: АООП, инклюзивное образование, ОВЗ, интеграция в единое образовательное пространство.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ
1. Инклюзивное образование в ДОУ
Цель инклюзивного образования детей с ОВЗ - обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1 г. 6 месяцев до 8 лет на качественное и доступное образование по полной образовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.
Задачи:
- обеспечение условий для социальной адаптации детей;
- интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей;
- формирование общей культуры, осуществление познавательно - речевого, социально личностного, художественно-эстетического и физического развития детей в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ (по полной образовательной или индивидуальной программе) с учётом психофизических особенностей и возможностей ребёнка;
- обеспечение коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка;
- формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих социальную успешность;
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- создание современной развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в ДОУ реализуется через модель полной инклюзии - посещение ребенком с ОВЗ возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.
Для организации инклюзивного образовательного процесса в ДОУ необходимо наличие:
- заключения ПМПК,
- адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ,
- письменного заявления родителей (законных представителей) на получение их ребенком образования по адаптированной программе,
- предметно-пространственной развивающей среды, сформированной с учетом особенностей ребенка с ОВЗ.
Основными ступенями реализации инклюзивного образования являются:
1 ступень - предварительная:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;
- определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающийся с ОВЗ;
- определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ;
- заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.
2 ступень - диагностическая:
- изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);
- описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.
3 ступень - практическая:
- разработка АООП для детей с ОВЗ и их реализация в ДОУ.
2. Проектирование адаптированной общеобразовательной программы (АОП) осуществляется по алгоритму:
1. Изучение программно-целевых документов.
2 Разработка документации ДОУ по реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ.
3 Сбор информации о детях с ОВЗ (база данных).
4. Выяснение образовательного спроса.
5. Разработка АОП с учетом условий ДОУ.
На 1 этапе проектирования АООП необходимо изучить нормативно-правовые документы федерального, регионального уровня.
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года № 1014.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
+ региональные документы
На 2 этапе проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы необходимо разработать локальные акты ДОУ по реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ.
- Положение об организации инклюзивного образования воспитанников с ОВЗ в ДОУ ( в котором определена модель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование в учреждении, которое создает условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей)
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения АООП ДОУ
На 3 этапе проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы необходимо создать информационную базу о детях с ОВЗ. Данная база формируется на основании заключений ПМПК
Таблица 1
Журнал регистрации детей с ОВЗ
№ | ФИО ребенка | Домашний адрес, телефон | ФИО родителей (законных представи-телей) | Сведения ТМПК | ||
Дата проведения | Рекомендации | |||||
Образова-тельная программа | Форма обучения | |||||
1 |
На 4 этапе проектирования адаптированной основной общеобразовательной программы необходимо выявить образовательный спрос у родителей (законных представителей). На данном этапе родители определяют по какой образовательной программе будет осуществляться воспитательно-образовательный процесс для ребенка с ОВЗ, а для ребенка – инвалида дополнительно выбираются мероприятия из перечня ИПРА.
Определяются формы работы с родителями, методы и приемы взаимодействия с ними.
5 этап. Заключительным этапом является разработка АООП.
АОП – нормативный документ дошкольной образовательной организации, созданный педагогическим коллективом (рабочей группой) с учетом Примерной основной образовательной программы, но с изменениями, дополнениями в содержании, использовании организационных форм образования в соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников.
АОП обеспечивает гарантии в получении детьми дошкольного образования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями.
АОП разрабатывается на весь период обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ, четко формулируются цели АОП; определяются задачи, конкретизирующие цель АОП; определяется содержание АОП.
Титульный лист АООП содержит: информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа; полное наименование программы с указанием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об образовательной организации.
При проектировании АОП необходимо учитывать принципы, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2
Принципы проектирования АОП
Принципы, отраженные в ФГОС дошкольного образования: | Общедидактические принципы | Принципы организации коррекционно-развивающей работы |
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: реализуется через развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | принцип целенаправленности педагогического процесса: реализуется при организации направленного воздействия на преодоление (…..) с целью коррекции и/или компенсации выявленных нарушений. | принцип единства диагностики и коррекции: реализуется при планировании КРО, построении индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ в зависимости прогноза и результатов обследования. |
Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить:
- описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования;
- планированию форм реализации АОП.
- планированию участия в реализации АОП различных специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, педагога- психолога, и др.);
- включению в реализацию АОП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ.
3. Цели АОП
Цель в ФГОС: позитивная социализация и всесторонне развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту видах деятельности.
В зависимости от того, для какой категории детей предназначена АООП, определяются цели программы.
Таблица 3
Цели АООП
№ | Категории ОВЗ | Цели АООП |
1 | Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности. |
2 | Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями ребёнка дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - дети с НОДА), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. |
3 | Дети с задержкой психического развития (ЗПР) | Проектирование модели коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития дошкольников с ЗПР, их позитивной социализации, формирование морально – волевых установок, познавательных интересов и творческой инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. |
4 | Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Обеспечение условий для развития и коррекции аффективных нарушений дошкольников с РАС, их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей… |
5 | Дети с умственной отсталостью (УО) | Создание условий для развития ребенка с умеренной и тяжелой УО, его первичной социализации, формирования личностных установок, формирования познавательной активности и инициативы на основе… |
Кадровое обеспечение реализации АООП.
При Проектировании адаптированной основной общеобразовательной программы необходимо понимать, кто будет участвовать в реализации АООП и какова будет роль каждого участника. В связи с отсутствием учителя - дефектолога коррекционный блок АООП реализуют имеющиеся специалисты детского сада.
Педагог-психолог - осуществляет работу по образовательной области «Познавательное развитие». Перед психологом стоит задача преодоления недостатков социально - коммуникативного развития, оказания различного рода психологической помощи, гармонизации внутреннего мира ребенка.
Учитель-логопед - осуществляет работу по образовательной области «Речевое развитие». Основная функция - коррекция недостатков фонематической, произносительной и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с ребёнком и в процессе индивидуальных занятий.
Воспитатель - реализует задачи коррекционно-развивающего компонента программы в процессе режимных моментов, совместной с ребенком деятельности, проведения НОД, предусмотренных расписанием, развивает мелкую моторику воспитанников через организацию продуктивных видов деятельности: конструирования, рисования, лепки и аппликации, проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, координационных способностей, развитию правильного дыхания, координации речи и движения.
Музыкальный руководитель - обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса.
При проектировании АООП так же необходимо учитывать то, что создание специальной предметно-пространственной среды должно быть ориентировано на каждого ребенка с ОВЗ. Это позволит ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче
Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая учебная программа по реализации «Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи №9 на 2018-2019 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации«Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка»в группе компенсирующей направленности для детей с 4 до 5 л...
Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушениями р
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Б» 5-6 лет на 2018-2019 учебный год
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ г.Нижневартовыска ДС №86 «Былинушка» на 2018 – 2019 учебный год, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной о...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДС № 54 «Катюша» группы общеразвивающей направленности для детей пятого года на 2021- 2022 учебный год
Рабочая программа по реализации образовательной программы ДОУ №54 группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)...
Адаптивная основная общеобразовательная программа (АООП) инструктора по физической культуре для группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития
Российская ФедерацияБрянская городская администрация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №130«ДЕСНЯНСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ» Г. БРЯНСКА ...