Принята на заседании педагогического совета МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка» Протокол № 4 от 30.08.2012 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА «СКАЗКА» АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2012-2015 гг.
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких» Сократ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. Наименование: Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Алексеевского детского сада «Сказка» Алексеевского муниципального района Волгоградской области на 2012 - 2015 годы. Разработчик: творческая группа МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка» Авторы: заведующий МБДОУ Алексеевским детским садом «Сказка» - Песковацкова А.М., старший воспитатель - Степыгина Л. А. и педагоги. Утверждена педагогическим советом МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка» Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
СОДЕРЖАНИЕ. 1. Теоретическое обоснование Программы. 2. Информационная справка 3. Анализ воспитательно-образовательного процесса 4. Программное обеспечение 5. Взаимодействие педагогов с воспитанниками 6. Кадровое обеспечение 7. Методическая работа 8. Медико - социальные условия пребывания детей в ДОУ 9. Система работы с родителями. 10. Концепция Основные концептуальные идеи развития Прогнозируемые результаты Основные принципы 11. Этапы реализации Программы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы, учитывая общие тенденции мирового развития, направлена на формирование нового типа личности, способной обеспечить сохранение места России в ряду ведущих стран мира. Одной из основных особенностей современного периода развития системы дошкольного образования России является замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития. Успешность решения поставленных задач зависит от действий конкретных образовательных учреждений, руководителей, педагогов. Планирование и прогнозирование - основа управления, важная стадия управленческого цикла на всех уровнях управления. «Программа развития дошкольного образовательного учреждения» является стратегической основой действий руководителя и педагогического коллектива, выступает в качестве перспективного плана, этапа работы ДОУ в режиме развития. С её помощью коллектив детского сада реализует свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющую определенный социальный заказ, обеспечивающую конкретную результативность. Цель написания программы - обеспечение работы ДОУ в режиме непрерывного развития, направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников. Содержание программы опирается на актуальный уровень развития детского сада, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Система управленческих действий заложенных в программу затрагивает всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, администрацию, родителей. Программа акцентирует внимание на: - формирование развивающей среды детского сада; - профессиональном мастерстве педагогов; - совершенствование управления; - качество воспитательно-образовательного процесса; - обеспечение гарантированных результатов развития каждого ребенка. Программа строится на понимании специфики дошкольного образования, зависимости его от социально-экономических условий страны и области. Программа осуществляет две основные функции: 1. Очерчивает стратегию развития детского сада; 2. Ориентирует всю деятельность на конечный результат. Принцип интеграции содержит выход на координацию по всем направлениям деятельности. Принцип гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его становление и развитие. Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме. Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Адрес: 403241, Волгоградская область, ст. Алексеевская, ул. Крестьянская, 77 Телефон: 8 (84446)3 – 15 – 30. Учреждение функционирует с 1991 года, находится в отдельно стоящем типовом двухэтажном здании. Режим работы ДОУ: - годовой цикл: круглогодично - режим работы групп: 10 часов 30 минут
В детском саду функционирует 7 групп, которые посещают 182 воспитанника в возрасте от 1 года до 7 лет. Группы сформированы по возрастному принципу. № | группа | Возраст детей | Количество детей | 1. | Группа раннего возраста «Малышок» | 1 - 2 | 19 | 2. | 1 младшая группа «Дельфинчики» | 2 – 3 | 25 | 3.
| 2 младшая группа «Смешарики» | 3-4 | 31 | 4.
| Средняя группа «Цыплята» | 4-5 | 31 | 5.
| Разновозрастная группа «Теремок» | 5-6 3-4 | Старшая подгруппа 18 2 младшая подгруппа 4 | 6.
| Старшая группа «Облачко» | 5-6 | 30 | 7. | Подготовительная «Пчёлка» | 6– 7 | 24 |
Кадровая характеристика. На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 15человек (старший воспитатель, 12 воспитателей, музыкальный руководитель, 1 учитель – логопед-1). Медицинских работников –1 человек. Укомплектованность кадрами - 100%. На момент составления программы вакантных должностей нет. Коллектив стабильный. В количественном соотношении преобладают педагоги со стажем от 15 до 30 лет. Анализ педагогического стажа, квалификационных категорий представлен в таблицах. а) по образованию (табл. 1):
Всего | Высшее (в том числе кандидаты и доктора наук) | Незаконченное высшее | Среднее специальное | Среднее |
|
|
|
| 15 | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
| 6 | 40 | - | - | 9 | 60 | - | - |
б) по стажу работы (табл. 2):
1-3 года | 4-5 лет | 6-10 лет | 11-15 лет | 16-20 лет | 21-25 лет | 26 лет и выше |
|
|
|
|
|
|
| Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | 1 | 6,5 | 1 | 6,5 | 1 | 6,5 | 2 | 13 | 1 | 6,5 | 2 | 13 | 7 | 48 |
в) по квалификационным категориям (табл. 3): Всего | Высшая квалификационная категория | I квалификационная категория | II квалификационная категория |
|
|
| 13 | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % |
| 1 | 6,5 | 10 | 66,7 | - | - |
Не имеют категории 4 педагога, что составляет 26,8%
Социальный паспорт семей воспитанников: Общее количество семей – 176; Воспитанники проживают в районе ДОУ. Социальный статус воспитанников на 01.09.2012г : ● дети из полных семей – 139 ● дети из неполных семей –37 ● дети из многодетных семей – 15 ● дети-инвалиды – 1 ● опекаемые дети – нет ● дети сироты – нет
Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Основными средствами реализации предназначения МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка» являются:
- Устав образовательного учреждения утверждён Постановлением главы Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 24 октября 2011года № 575 - Лицензия образовательного учреждения регистрационный номер - № 651 от 22.09.2011 г. серия РО №025260. Срок действия лицензии : бессрочно. - Свидетельство об аккредитации серия АА №045643 от 20.06.2002г. рег. № 1635. - Освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования». - Учредителем МБДОУ Алексеевского детского сада «Сказка» от имени администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области является отдел образования администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области. - Освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой , Т.С.Комаровой - 6-е изд. В процессе обучения используются и другие парциальные программы и новые обучающие технологии: «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной Л.Д., «Театр – Творчество – Дети» Н.Ф.Сорокиной, Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В. - предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской и трудовой. Ближайшее окружение учреждения (социум) – -отдел образования администрации Алексеевского муниципального района, -администрация Алексеевского сельского поселения, -отдел по делам ГОЧС и охране окружающей среды Администрации Алексеевского муниципального района, -комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, - ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма»» -Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, -комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области, -МСОШ, -МУДОД «Детская школа искусств», -центр казачьей культуры, -МУ «Социально – досуговый центр детей и молодежи» -спортивная школа, -поликлиника, -детская поликлиника, -МБУК «МКДЦ», -МБДОУ района, -библиотека, -отделение связи, -пожарная часть, -полиция, -краеведческий музей -кинозал «Луч»
Взаимодействие с ними, осуществляется на основе договоров о сотрудничестве. В своей деятельности учреждение руководствуется нормативными документами: - законом РФ "Об образовании", - типовым положением о дошкольном образовательном учреждении; - Конвенцией о правах ребенка и др. Наиболее важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управляющая система в нашем детском саду состоит из двух структур:
I структура – общественное управление, состоящее из: - совета ДОУ; - общего собрания коллектива учреждения; - родительского комитета; - педагогического совета.
Их деятельность регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями.
II структура – административное управление, состоящее из трёх уровней:
I уровень – заведующий ДОУ, управленческая деятельность которого обеспечивает следующие условия для реализации функций управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ: правовые; материальные; социально – психологические; организационные.
Объектом управления заведующего является весь коллектив ДОУ, дети и родители (законные представители).
II уровень – старший воспитатель, завхоз, медицинская сестра.
Объектом управления сотрудников второго уровня является часть коллектива согласно их функциональным обязанностям. Старший воспитатель осуществляет руководство и внедрение программ, педагогических технологий, проводит мониторинг, организует методическое обеспечение. Завхоз обеспечивает организацию труда обслуживающего персонала. Медицинская сестра ДОУ взаимодействует с педагогами, обслуживающим персоналом, проводит санитарно-просветительную работу среди работников ДОУ и родителей. III уровень управления осуществляется воспитателями ДОУ, специалистами и обслуживающим персоналом. Объектом управления являются дети и родители (законные представители).
Все эти функциональные подразделения в структуре детского сада специализированы и нацелены на выполнение определенных видов управленческих действий и могут принимать решения относительно круга специальных вопросов. Существующая система управления работает эффективно, дает устойчивые положительные результаты. Координация деятельности всех педагогов, обслуживающего персонала обеспечивает слаженность, бесперебойность и непрерывность в работе. С этой целью проводятся собрания, педагогические советы, заседания Совета ДОУ, совещания при заведующем и старшем воспитателе. Систематически осуществляется контроль за деятельностью педагогов в форме наблюдений, проверок всех сторон деятельности, учете и анализе. По результатам контроля проводится корректировка воспитательно-образовательного процесса. Деятельность ДОУ строится на диагностической основе педагогов, анкетирования родителей, социального опроса родителей. При организации образовательно-воспитательного процесса используются графические планы, циклограммы и позволяющие повысить эффективность труда, улучшить качество работы, сэкономить и правильно распределить рабочее время. Результативность воспитательно-образовательной программы отслеживается старшим воспитателем, медицинской сестрой, воспитателями и заведующим ДОУ. Результаты обсуждаются на педагогических советах, родительских собраниях. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина. Выполнение правил по охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников находятся под контролем администрации. Характеристика достижений ДОУ. В 2004 году детский сад получил звание: «Предприятие образцового порядка». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад «Сказка» по итогам областного конкурса «Дошкольное образовательное учреждение 2010 года» награждён дипломом от Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.
За участие в VI специализированной выставке «Образование - 2010» на Волгоградском образовательном форуме коллектив детского сада награждён дипломом от комитета по образованию Администрации Волгоградской области. Большое внимание в нашем детском саду уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. На занятиях, в беседах воспитатели знакомят детей с обычаями, бытом, культурой наших предков. Стало традицией празднование народных и православных праздников. Ежегодно мы принимаем активное участие в районном детском православном фестивале «Пасхальная радость». За практический вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения, за добросовестный труд, мастерство, творчество наш коллектив неоднократно был награждён дипломами, почётными грамотами, благодарственными письмами от главы администрации Алексеевского муниципального района, от районного комитета профсоюза. Наши дети являются активными участниками районных конкурсов, фестивалей, концертов.
3. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют как отзывы родителей воспитанников, так и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в детский сад. В детском саду функционируют 7 групп с 10,5 часовым пребыванием. Детьми дошкольное учреждение на момент составления программы укомплектовано на 100%. Образовательная деятельность в общеразвивающих группах детского сада строится в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и др. Выбор данной программы обусловлен уровнем профессиональной подготовленности педагогических кадров (ни один педагог учреждения не проходил курсовую подготовку по программам нового поколения), состоянием предметно-развивающей среды и образовательного процесса в ДОУ (преобладают традиционные подходы к организации развивающей среды, к концепции построения воспитательной и развивающей работы с дошкольниками). Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и реализуется в различных формах организации педагогического процесса. Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям: развитие детей в изобразительной деятельности, речевое развитие дошкольников, физическое развитие и здоровье, экологическое воспитание дошкольников, художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Вместе с тем, на протяжении ряда лет воспитанники детского сада показывают низкие показатели по: формированию элементарных математических представлений и развитию речи. В процессе жизнедеятельности в детском саду сформировались следующие ценности: Открытость и поддержка - ДОУ открыто внешнему миру, мы готовы принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся, открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении. Индивидуализация означает, что мы стремимся создавать такие условия в детском саду, которые соответствуют уникальности каждого и обеспечивают развитие способностей воспитанников, самореализацию взрослых участников образовательного процесса.
Инновационность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, осваивать новые педагогические технологии, соответствовать потребностям и интересам семьи. Сотрудничество – мы стремимся все вместе – педагоги, родители, решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах воспитанников. Профессионализм, который достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. Содержание и методы воспитания и обучения детей, реализуемые в ДОУ. В ДОУ используется современная форма организации обучения, занятия проводятся по подгруппам. Своей главной задачей коллектив детского сада считает создание благоприятных условий и хорошего микроклимата для максимального развития личности каждого воспитанника, формирования его готовности к дальнейшему развитию. Реализуемые в ДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности. Программы обеспечивают высокий уровень физического развития детей и укреплению их здоровья. В ДОУ реализуется комплекс развивающих и оздоровительных технологий. Система занятий ориентирована на потенциальную социально- психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку воспитанников. На основе диагностики координируются содержание педагогического процесса старшим воспитателем и педагогами. Сотрудники детского сада считают, что полноценное физическое воспитание и развитие воспитанников возможно лишь при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Для закрепления полученных знаний и приобщение к здоровому образу жизни ежегодно, в дни весенних каникул проводится неделя здоровья. Одним из основных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья воспитанников. Медико-педагогическим персоналом сада определены основные направления воспитательно-образовательной работы с воспитанниками: оценка здоровья воспитанника при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья (составления отчётов о состоянии здоровья воспитанников, совместные обходы групп медсестрой, старшим воспитателем и заведующей); помощь, педагогическая поддержка в период адаптации ребенка в условиях ДОУ; обеспечение комфортной обстановки и эмоционального благополучия воспитанника; воспитание у дошкольников потребности к здоровому образу жизни (обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек); поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. В ДОУ ведется работа по физическому развитию дошкольников. Наряду с занятиями по физической культуре проводятся различные мероприятия по укреплению здоровья детей: диагностика и иммунизация, диспансеризация и закаливающие процедуры; регулярно проводился анализ посещаемости и заболеваемости детей. Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья.
№п/п |
группы |
Группы здоровья |
|
|
|
| I | II | III |
1.
|
Группа для детей раннего возраста
|
9 |
2 |
|
2. |
I - младшая |
15 |
15 |
|
3. |
II - младшая
|
9 |
22 |
|
4. |
Средняя |
19 |
13 |
|
5. |
Разновозрастная |
21 |
|
1 |
6. |
Старшая |
16 |
17 |
|
7. |
Подготовительная |
18 |
4 |
2 |
| ВСЕГО:
| 107 | 73 | 3 |
На достаточно высоком уроне находится система оказания дополнительных образовательных услуг. В настоящее время воспитанникам ДОУ оказываются бесплатные услуги. Качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников, так и их родителей. В детском саду используется программа С. Николаевой «Юный эколог». Изготовлено большое количество наглядных пособий, необходимых для ознакомления с флорой и фауной, природоохранной деятельности человека. Это позволяет формировать у воспитанников устойчивый интерес к живой и неживой природе. Наблюдения в природе, экскурсии по участку ДОУ позволили сформировать у воспитанников положительное отношение к природе, обратить внимание на красоту и совершенство животных, растений и насекомых. Работая в уголках природы, воспитанники учатся ухаживать за комнатными растениями, знакомятся с условиями жизни и роста растений. Весной, летом и осенью они с интересом наблюдают за ростом посаженых на площадке растений. На территории ДОУ большое количество цветников. В детском саду разработана программа по благоустройству территории. Детский сад на договорной основе взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта района и области. Существующая система взаимодействия с другими учреждениями образования требует совершенствования. Несмотря на то, что у детского сада заключены договора о сотрудничестве работа ведется бессистемно, от случая к случаю – мероприятия разрозненные, не согласуются с программными задачами, решаемыми в ДОУ, нет четкого плана преемственности, обеспечивающего достижение высоких образовательных результатов совместными усилиями. Последнее время все острее ставится проблема обновления содержания образования в детском саду. Соответственно возникает проблема с финансово-экономической и нормативно-правовой обеспеченностью данного вопроса. Население молодое, наблюдается рост рождаемости, а соответственно рост потребности молодых родителей в местах в дошкольном учреждении, потребности в новых формах дошкольного образования. На современном этапе основной задачей детского сада, требующей более глубокого подхода, является задача нравственно – патриотического воспитания детей. Данная проблема в ДОУ решается в комплексе. Она включает в себя ознакомление с природой, историческим и культурным прошлым, гражданско-патриотическое воспитание. Вся работа педагогического коллектива направлена на воспитание у детей человеческой доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Одной из важных задач ДОУ является интеллектуальное развитие воспитанников. Мир ребенка – это конкретное существование в настоящий момент. То, что окружает ребенка в данный момент это и привлекает его внимание, а это реальные предметы и явления. В детском саду идет процесс обновления предметно-развивающей среды. Продуманное размещение игрового и дидактического материала позволяет детям свободно двигаться и заниматься любыми видами деятельности. Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей. Именно в игре закладываются основы будущей личности. Для этого в групповых комнатах оформлены соответствующие игры: «Салон красоты», «Салон моды», «Супермаркет» и пр. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связано со всеми сторонами воспитательного процесса. Педагоги развивают эстетическое отношение детей к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры, средствами искусства и литературы. Огромная роль в эстетическом воспитании отводится музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель ДОУ обеспечивает разносторонность музыкального развития всех и каждого, творчески подходит к музыкально-образовательному процессу, внося в работу с воспитанниками интересные находки. В ДОУ работает кружок: «Театр в детском саду» по программе «Театр – Творчество- Дети Н.Ф.Сорокиной. В ДОУ стало традицией организация совместных праздников и досугов: «Осенины», «Масленица», «День игрушки » по стихам А. Барто, «Зимние забавы», «Дни здоровья», туристические походы в пределах детского сада. Ежегодная диагностика усвоения программного материала показывает системность и последовательность работы педагогов. По результатам диагностики, овладение детьми основными разделами реализуемой программы составляет: высокий уровень – 70,4 % средний уровень – 23 % низкий уровень – 6,6 % Анализируя диагностику и самоанализ педагогов, проводимые ежегодно, наглядно увидели проблемы и задачи, которые необходимо решать в новом учебном году: - работа по физическому воспитанию – необходимо расширять и углублять знания педагогов о закаливающих процедурах; - организации оптимальной двигательной активности и проблемах физического воспитания; - поиск новых эффективных форм работы с семьей; - развитие речи дошкольников, включая нетрадиционные формы организации занятий в повседневной деятельности; По причине недостаточного опыта работы у педагогов были выявлены затруднения по следующим разделам деятельности: «Вопросы этики. Этикет», «Художественно-речевая и театральная деятельность», «Приобщение к национальным истокам», «Организация продуктивной деятельности», поэтому в следующем учебном году, необходимо углубить знания педагогов. 4. ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программы | Технологии и методики |
|
| Оздоровительные | Воспитательные | Основные: - « Программа воспитания и обучения в детском саду» Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
Дополнительные: «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Физическая культура – дошкольникам» Глазыриной Л.Д., «Театр – Творчество – Дети» Н.Ф.Сорокиной, Логопедическая работа по преодалению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В.
| ." Оздоровление детей в условиях детского сада" Л.В. Кочеткова, Москва 2005. . " Физическое воспитание в семье и ДОУ" Г.В.Глушкова, Л.Г.Голубева, И.А.Прилепина, Москва, Школьная Пресса 2005. . "Занятия физической культурой в ДОУ" Горькова Л.Г., ОбуховаЛ.А., Москва 2005. . " Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет и 5-6 лет" (М.И.Картушина, Москва 2007). . "Двигательно – игровое пространство в группе детского сада" Попова М.Н, Санкт – Петербург 2002. . " Я и моё тело" Шукшина С.Е, 2004. . " Спортивные игры для детей" Громова О.Е., Москва 2003. . " Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении" Щербак А.П., Москва 2001. . Упражнения на каждый день: " Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет" Тихомирова Л.Ф., Ярославль 2003. . " Физкультурные праздники в детском саду" Наталия Луконина, Любовь Чадова, Москва 2005. . " Малыши, физкульт –привет!" Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г., Москва 2005. | . "Развивайте у дошкольников творчество" Казакова Т.Г., Москва 1985. . "Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени" Лыкова И.А., Москва 2008. . "Организация сюжетной игры в детском саду" Михайленко Н.Я., Москва 1997. . "Первые сюжетные игры малышей" Зворыгина Е.В., Москва 1988. . "Театр настроений" Иванова Г.И., Москва 2006 . "Пластилинография" Давыдова Г.Н, М.2006, "Пластилиногррафия для малышей" Давыдова Г.Н, М. 2006. . "Лепка для детей раннего возраста" Янушко Е.А, методическое пособие для воспитателей и родителей, М.2006. . "Аппликация с детьми раннего возраста" Янушко Е.А, методическое пособие для воспитателей и родителей, М.2006. |
Основные методические пособия
Оздоровительные | Развивающие | . "Оздоровление детей в условиях детского сада" Кочетова Л.В., Москва 2005. . "Двигательно – игровое пространство в группе детского сада" М.Н. Попова, Санкт – Петербург 2002. . "Правила и безопасность дорожного движения" занятия с детьми старшего дошкольного возраста О.А. Скоролупова, Москва 2004. . "Физкультура и закаливание в семье" С.А. Полиевский, Е.П. Гук, Москва 1984. . "Как воспитывать здорового ребёнка" Алямова В.Т, Н.Новгород, М., Минка- Пресс. . "Двигательный игротренинг для дошкольников" Потапчук А.А, Овчинникова Т.С, С-П.,2003, Речь. . "Творим здоровье души и тела" Лотохина Л.И, С-П, 1997. . "Подвижные игры с детьми дошкольного возраста" Тимофеева Е.А, М., 1999. | ."Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет" Гербова В.В., Москва 1987. . "Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада" Гербова В.В.,Максаков А.И., Москва 1986. . "Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада" Гербова В.В., Москва 1989. . "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду" Комарова Т.С., Москва 1981. . "Знакомим дошкольников с окружающим миром" Акимова Ю.А., Москва 2008. . "Развитие и ознакомление с окружающим миром в ДОУ" И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина, Москва 2007. . "Театрализованные игры для дошкольников" Е.В. Прохорова, Санкт – Петербург 2005. . "Маленькие исследователи в детском саду" И.Л. Паршукова, Санкт – Петербург 2005. . " Логика и математика для дошкольников" Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, Санкт – Петербург 2000. . "Пластилинография" Г.Н. Давыдова, Москва 2006. . "Рисование и лепка" О.В.Григорьева, Санкт – Петербург 1995. .Уроки ручного труда" А.В. Козлина, Москва 2004. . "Конспекты комплексных занятий с детьми 4 – 5 лет" О.А. Новиковская, Санкт – Петербург 2006. . "Играем, танцуем, поём!" Пособие по музыкально – ритмической деятельности" Г.Т. Фёдорова, 2000. . "100 поделок из ненужных вещей" Цамуталина Е.Е, Ярославль, Академия развития, 1997. . "100 оригами" Долженко Г.И, Ярославль, Академия развития, 2004 . "100 поделок из бумаги" Долженко Г.И, Ярославль, академия развития, 2004. . |
Согласно программе развития детского сада одной из приоритетных задач формирования социально-образовательного пространства является совершенствование образовательной среды, т.е. совокупность условий оказывающих влияние на развитие воспитанника в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, успешность его дальнейшего обучения, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду мы выделили: оснащенность педагогического процесса учебно-методическим материалом; взаимодействие участников образовательного процесса; формирование предметно-пространственной среды воспитанника. Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс на достаточно хорошем уровне. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной комплексной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в.В.Гербовой, Т.С., Т.С.Комаровой. Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями. В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, которые проводятся педагогами по наиболее актуальным и проблемным вопросам. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей,зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, театрализованного творчества, уединения, добрых дел, спортивный и т.д. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В связи с этим, сделан акцент на «одомашнивание» среды развития ребенка. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Оформлены экологические уголки, тематически оформлены коридоры.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ВОСПИТАННИКАМИ Взаимодействие педагогов с воспитанниками является основным звеном образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении. Главной задачей нашей деятельности является: выбор верной позиции педагога во взаимодействии с воспитанниками, которая базируется на следующих основных положениях: - гуманизация способов общения с ребенком как целевая ориентация педагогов; - использование педагогами новых форм работы с детьми, в том числе индивидуальной и по подгруппам, направленных на реализацию индивидуального подхода; - практика диагностики индивидуальных особенностей детей; - специализация педагогов дошкольного воспитания, т. е. углубленное владение педагогами какими-либо методиками; - появление освобожденных специалистов; - проведение специальной работы по созданию положительного психологического климата в коллективе. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Результаты анкетирования воспитателей ДОУ показали, что у 97% педагогов взаимодействие с детьми носит гуманный характер. Задача администрации ДОУ состоит в том, чтобы педагоги ДОУ осознавали важное значение правильно выбранного стиля взаимодействия с детьми в процессе их воспитания и обучения. В ДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера. Взрослые реализуют в общении с воспитанниками позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям, поддерживая его достоинство. С целью изучения отношения к дошкольному учреждению воспитанников и их родителей проводилось неоднократное анкетирование в ДОУ.
6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДОУ сформирован педагогически грамотный, работоспособный коллектив. В учреждении работают 15 педагогов. Заведующий имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию, награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки, стаж работы – 20 лет. Всего педагогических работников |
| Штат | Укомплектовано (физических лиц) | 15 | 15 |
Уровень квалификации педагогов. № П/П | Ф.И.О. | Образование | Квалификационная категория | Ставки (количество основных и дополнительных с указанием Ф.И.О.) | Педагогический стаж | Общий стаж |
|
|
|
| среднее | высшее | Дата присвоения квалификационной категории | Дата окончания квалификационной категории |
|
|
| 1 | Мартынова Тамара Владимировна |
| + | 1 31.05.12 |
31.05.17 |
1 |
7 |
11 | 2 | Болдырева Марина Ивановна | + |
|
|
29.12.06
|
1 |
20 |
27 | 3 | Васильева Ольга Анатольевна | + |
| 1 30.03.09 |
30.03.14 | 1,5 (0,5 по замене отпусков)
|
8
|
15 | 4 | Кутузова Екатерина Юрьевна | + |
|
|
| 1 | 3 мес. | 4 мес. | 5 | Федосова Любовь Александровна |
| + | 1 31.05.12 |
31.05.17 |
1 |
21 |
21 | 6 | Сухоиванова Наталья Анатольевна | + |
|
1 31.05.12 |
31.05.17 | 1 | 24 | 25 | 7 | Мязина Татьяна Петровна |
| + |
|
| 1 | 28 | 31 | 8 | Чиликина Татьяна Сергеевна |
| + |
|
| 1 (0,5 по замене отпусков) | 4 | 4 | 9 | Сушилина Алла Анатольевна | + |
| 1 30.03.09 | 30.03.14 | 1 | 24 | 28 | 10 | Кубракова Светлана Олеговна | + |
| 1 22.06.12 | 22.06.17 | 1 | 8 | 8 | 11 | Терновая Ольга Викторовна | + |
| 28.03.08 | 28.03.13 | 1 | 30 | 33 | 12 | Александрина Зинаида Васильевна |
| + | 1 31.05.12 | 31.05.17 | 1 | 14 | 19 | 13 | Степыгина Лариса Александровна |
| + | Высшая 28.12.10 | 28.12.15 | 1 | 35 | 36 | 14 | Витенбург Татьяна Геннадьевна | + |
| 1 28.12.10 | 28.12.15 | 1,5 | 25 | 26 | 15 | Филимонова Валентина Анатольевна | + |
| 1 28.11.06 | 28.11.11 | 1 | 39 | 42 |
В 2010-2011 учебном году прошли обучение на курсах повышения квалификации ФИО | Название курсов | Год прохождения | Степыгина Л.А. | «Теоретические и методические основы образования детей дошкольного возраста: инновационные подходы» | 2010 | Витенбург Т.Г. | «Теория и методика музыкального образования в ДОУ: актуальные проблемы» | 2010 |
Самообразования педагогов. № п/п |
Тема самообразования
| Ф.И.О. воспитателя | 1. | «Развитие мышления в младшем дошкольном возрасте по средствам организации дидактических игр вне занятий»
| Александрина З. В. | 2.. | «Развитие личностных качеств ребёнка через ролевую игру»
| Болдырева М. И. | 3. | «Давай познакомимся». Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира.
| Васильева О. А. | 4. | «Создание музыкальной среды в группе. Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду» | Витенбург Т. Г. | 5. | «Нетрадиционные формы работы по ИЗО с детьми дошкольного возраста»
| Кубракова С. О. | 6. | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
| Мартынова Т. В. | 7. | «Формирование начальной экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в игре»
| Сухоиванова Н. А. | 8. | «Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам фольклора для детей раннего возраста»
| Сушилина А. А. | 9. | «Воспитание валеологической культуры»
| Терновая О. В. | 10. | «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
| Федосова Л. А. | 11. | «Сенсорное развитие младших дошкольников»
| Чиликина Т. С. | 12. | «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
| Мязина Т.П. | 13. | «Использование информационных технологий в непрерывной образовательной деятельности по рисованию в ДОУ» | Кутузова Е.Ю. |
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, следовательно, на основе этого дифференцирование определить цели работы с педагогическими кадрами и выбрать адекватные формы ее проведения.
7. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. Методическая работа занимает особое место в системе управления нашего детского сада, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов, обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с воспитанниками в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога детского сада по - прежнему остается одной из самых сложных. Чтобы проанализировать эффективность методической работы в ДОУ нами сформулированы критерии ее оценки: -результат развития воспитанников; -достижение оптимального уровня для каждого воспитанника или приближение к нему за отведенное время без перегрузки; -соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат, времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности; -улучшение психологического микроклимата; -рост творческой активности педагогов и их удовлетворительности результатами своего труда. В состав методической работы заложены основные функции: диагностико-аналитическая – связана с познанием и самосознанием личности, ее результатов, социально – психологического климата в педагогическом коллективе с целью его оптимизации и реализации творческого потенциала, индивидуального стиля деятельности педагогов и др. проективно–конструктивная – проявляется в планировании работы ДОУ, проектирование развития педагогического коллектива, его сотрудничества с родителями, определение близких, средних, дальних его перспектив, путей преодоления трудностей, роста профессионального мастерства педагогов, самосовершенствование и др. изыскательно–инновационное – связано с отбором, поиском новых, прогрессивных психолого-педагогических идей, эффективных методов и приемов дошкольного воспитания, внедрения их в практику. организационно – регулирующие – появляется в организации деятельности педагогического коллектива, его сплочения, регулирования системы отношений в педагогическом коллективе и создания благоприятного социально – психологического климата в нем; нахождении наилучшего практического применения способности каждого члена педагогического коллектива; сотрудничестве и сотворчестве с родителями; в организации и саморегуляции своей профессиональной деятельности; стимулирующая – выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях ее совершенствования, формирования потребности в профессиональном самовоспитании; информационно–нормативная – проявляется в оперативном информировании педагогического коллектива о новых достижениях в области психологии и педагогики дошкольного воспитания, передовом опыте общественного и семейного воспитания; о документах, связанных с охраной прав ребенка, изменениях функциональных обязанностей педагога. Рассмотрев задачи и особенности методической службы, мы проанализировали методическую работу, проводимую в нашем детском саду. На данный период она представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы. Это: 1. МО, 2. самообразовательная работа, 3. семинары, 4. семинары – практикумы, 5. практические конференции, 6. дискуссии и др. Управленческую деятельность руководителя ДОУ можно считать системной и результативной, она обеспечена всесторонней информацией о состоянии работы в каждом подразделении, то есть процесс управления требует постоянной обратной связи. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь и является важнейшим источником информации. Вся контрольно–диагностическая деятельность в ДОУ осуществляется на основе мониторинга. Для проведения мониторинга выделяется небольшое количество показателей, характерных для данного отрезка наблюдаемого педагогического процесса. Затем методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике, чтобы руководитель постоянно осуществлял с нормативными показателями. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормой помогает дать содержательную объективную оценку и осуществить коррекцию. В процессе анализа фактических результатов мы высказываем свое отношение и осуществляем процесс оценивания – даем оценку. Фиксируем результат в словах или другой форме. Поэтому эффективность мониторинга зависит от корректности заданных норм и стандартов. Методическая работа с кадрами постоянно совершенствуется. Изначально перед коллективом были поставлены реальные, обеспеченные всеми ресурсами цели. К таким ресурсам относятся: люди, время, финансы, материально – техническая база, технология, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса увязывает свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Руководитель и подчиненные определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы. В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определенные и согласованные со всеми членами коллектива. Важным моментом управления по результатам является выделение ключевых результатов. Мы их выделяем, исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей и содержания работы с воспитанниками. 1. Здоровье и здоровый образ жизни. 2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. 3. Личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями (интеллектуальные, художественно-эстетическое, социально-нравственное). 4. Готовность к обучению в школе. 5. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности и семьи. Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозированного результата. Надеемся, что введение в практику работы детского сада технологии управления по результатам будут способствовать более глубокому осознанию целей дошкольного воспитания каждым педагогом, а, следовательно, создание адаптированной образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей семьи. Главное в нашей методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Поэтому развитие системы методической работы с педагогическими кадрами с целью повышения эффективности ее функционирования осуществляется в нашем ДОУ в соответствии с рядом важнейших требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации воспитателей, а именно: практической направленности; научности и конкретности; системности и систематичности; оперативности и оптимального сочетания различных форм и методов методической работы. 8. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада соответствует требованиям госсанэпиднадзора, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. В текущем учебном году перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования оздоровительно - физкультурных мероприятий в системе работы детского сада по охране и укреплению здоровья детей. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико - педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей. Для установления более тесной связи между семьей и ДОУ проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания ребенка в семье, его биоритмы, особенности развития и поведения. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе медицинским персоналом и педагогами групп даются рекомендации родителям, индивидуальные для каждого воспитанника. Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установке временной динамики психологических, деятельностных и их эмоциональных качеств. Устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в детском саду, согласованный с родителями. Ежеквартально проводится анализ острой заболеваемости с учетом групповой заболеваемости. Незначительные тенденции к снижению заболеваемости объясняются сложными социально-экономическими условиями в семьях воспитанников, неадекватным лечением, боязнь со стороны родителей проведения закаливающих и профилактических мероприятий. Учитывая имеющиеся данные, медико-педагогическим персоналом ДОУ были определены основные направления воспитательно-оздоровительной работы с детьми: — оценка здоровья воспитанника при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья: совместные обходы групп старшей медицинской сестрой, старшим воспитателем, заведующей ДОУ; — охрана и укрепление психофизического здоровья воспитанника: наблюдение и изучение их эмоционального состояния , психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, выработка рекомендаций, использование элементов коррекционной работы с воспитанниками; — помощь, педагогическая поддержка в период адаптации воспитанника к условиям ДОУ; — обеспечение эмоционального благополучия воспитанника: психологизация воспитательного процесса в целом, индивидуальная работа с учетом индивидуально-психологических особенностей; — воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек, беседы о последствиях воздействия на организм вредных веществ; — воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с воспитанниками, формирующего их адекватную самооценку; — развитие познавательного интереса воспитанников к окружающему: использование в целях воспитания, образования и оздоровления элементов русского фольклора с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам; — поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья воспитанников. Особое внимание в ДОУ должно уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов детей разных возрастных групп пересмотрена организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей. Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и - лимфообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. 9. СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. В ДОУ сложилась система работы с родителями воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педколлективом ДОУ); образовательные запросы родителей. В структуре этой системы: - педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого - педагогической культуры) через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации; - информирование родителей о состоянии и перспективах работы ДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания; -включение родителей в образовательный процесс через Дни открытых дверей,привлечение родителей, чаще педагогов-специалистов, к проведению отдельных занятий, демонстрацию личностных достижений воспитанников; -привлечение родителей к руководству ДОУ через их участие в работе Совета ДОУ, родительского комитета. В детском саду сложилась система мониторинга эффективности работы с семьей. В основе мониторинга – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием воздействия ДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения. Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического; практического; контрольно-оценочного. Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений ородителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К нимотносятся: Опрос; Анкетирование; Патронаж; Интервьюирование; Наблюдение; Изучение медицинских карт; Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, и т.д.). Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т.д.). Для решения данной задачи используются соответствующие формы взаимодействия: игротека, выставки выходного дня, встреча с интересным человеком, праздники. Второй блок содержит информацию, направленную на решения конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развития. Формы и методы работы, используются медицинским работникам, специалистами, педагогами и зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках 1 блока. Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями используется опрос, оценочные листы, экспрэсс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. используются для отслеживания и оценки отсроченного результата. Проводимая работа в детском саду показала, что работа с моделью, позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы ДОУ. Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив ДОУ. Показателем ее результативности являются: удовлетворительность родителей работой ДОУ; удолетворенностью степенью информированности о ДОУ в целом, о деятельности группы в целом, о ребенке и т.д.; удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ. Авторитет ДОУ . Пользуется авторитетом – 89%, Не пользуется авторитетом – 3% О нем вообще не говорят – 1 % Затруднялись ответить – 7 %.
10. КОНЦЕПЦИЯ. Основные концептуальные идеи развития. Первостепенной возможностью для дошкольного образования является развитие базиса личностной культуры воспитанника, обеспечение его эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей. Все это вместе взятое можно рассматривать как ключевые образовательные потребности, которые формируются под воздействием образовательной среды, частью которой является и образовательное пространство детского сада. При этом важным условием для раскрытия созидательных потенций воспитанника, удовлетворения его ключевых образовательных потребностей является безопасность образовательного пространства. Образовательное пространство – активное «поле» педагогической системы, на котором организуется все многообразие процессов обучения, воспитания и развития. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз (Закон РФ «О безопасности»). Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства. Коллективом ДОУ создана система стабильного функционирования. Главное - сформированы традиции в образовательной системе, работе с семьями воспитанников; - организационная структура дошкольного учреждения соответствует миссии детского сада; - на лицо целостность педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического управленческого компонента; - создан эмоционально-психологический комфорт воспитанника в педагогическом процессе, обеспечивающий возможность его самоутверждения, уверенности в себе; - осуществляется гуманизация учебно-воспитательного процесса через: ориентацию на личность воспитанника; - создание возможностей для реализации каждым ребенком возрастного потенциала; - сложился опыт оздоровительной деятельности; - разработана и внедряется система экологического воспитания.
Миссия детского сада состоит в воспитании физически здоровой, интеллектуальной, творчески развитой личности путём формирования основ экологического и художественно-эстетического воспитания. К ценностям ДОУ относятся: - открытость и поддержка – ДОУ открыто к внешнему миру, мы готовы принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами и родителями, оказывать психолого-педагогическую поддержку всем семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не зависимо от того, посещает ли ребенок детский сад. Мы стремимся открыто обсуждать профессиональные проблемы и оказывать поддержку и помощь в их решении. - индивидуализация означает для нас, что нет воспитанников, нет его семьи «вообще», нет педагога «вообще», есть именно этот воспитанник, этот взрослый рядом с их неповторимыми особенностями, возможностями и интересами. Поэтому мы стремимся создавать такие условия в детском саду, которые будут соответствовать уникальности каждого и обеспечат развитие способностей воспитанника, самореализацию педагогов, и участие родителей в образовательном процессе. Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей, расширять перечень образовательных услуг. Сотрудничество – мы стремимся совместно с родителями решать проблемы, планировать и организовывать мероприятия в интересах воспитанников. Профессионализм и высокое качество образовательных услуг, которое достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. Основная цель - обновление воспитательно-образовательного процесса, соответствие его Федеральным Государственным Требованиям (поэтапно учреждение переходит с 2011 – 2012 учебного года на новую программу, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2010 г.). Достижения стратегической цели будет осуществляться через реализацию следующих направлений: - работа с персоналом, - работа с детьми, - с родителями, - с предметно-пространственной средой, - с внешней средой. Организационной основной деятельности ДОУ в конкретный период (учебный год) будет являться годовой план, в котором конкретизируются задачи по всем направлениям деятельности и разрабатываются средства и способы их достижения. ЗАДАЧИ: 1. Работа с детьми 1.1. Развивать способности, заложенные в каждом воспитаннике: Обеспечение высокого уровня научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе ФГТ. Создание условий, обогащающих нравственно-духовный, эмоциональный мир каждого воспитанника. Воспитание чувства принадлежности к российской, европейской и мировой культур. 1.2. Формировать в детях уверенности в себе, своих силах и возможностях: Организация предметно-развивающего, образовательного пространства для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого воспитанника в рамках образовательного дошкольного стандарта. Обеспечение благоприятного перехода воспитанников на следующую возрастную ступень. 1.3. Способствовать развитию познавательной активности воспитанников в процессе формирования основ экологической культуры: Создание условий для позитивного восприятия и отношения воспитанника к окружающему миру. Развитие инициативности, самостоятельности и творческого освоения воспитанниками экологической культуры. Формировать у воспитанников осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе. 1.4. Осуществлять современный подход к методической работе с воспитанниками по развитию речи, как основной коммуникативной функции человека. 1.5. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно- патриотического потенциала воспитанников на основе синтеза традиционной и инновационного опыта российской системы. 2. Работа с педагогами Создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов. Обеспечение эффективного методического сопровождения по реализации ФГТ. 3. Работа с внешней средой 3.1. Совершенствовать систему взаимодействия детского сада и школы. 3.2. Расширить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями с целью оказания материальной поддержки и реализации Программы развития детского сада. 4. Работа с родителями Обеспечить стабильное функционирование системы преемственности ДОУ и семьи в воспитании и обучении воспитанников, изучение и активизация педагогического потенциала семьи: - создания для родителей возможности выбора образовательной программы, - комфортных условий воспитания и образования воспитанника, - медицинского обслуживания, 5. Предметно-пространственная среда Обеспечить динамичное развитие предметно-пространственной среды в соответствии с меняющимися потребностями воспитанников и родителей. Прогнозируемые результаты. 1. Повысится качество оздоровительной работы с воспитанниками, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности. 2. Повысится компетентность воспитателей в вопросах индивидуализации образовательного процесса через овладение современными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими развитие индивидуальных способностей воспитанника. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. 4. Сохраниться высокое качество непосредственно образовательной деятельности . 5. Система нравственно-патриотического воспитания воспитанников будет соответствовать современным требованиям. 6. Будет осуществляться квалифицированное консультирование родителей по вопросам оздоровления, образования и актуальным проблемам воспитания и развития воспитанников. 8. Повысится уровень правовой культуры всех участников образовательного пространства. 9. Расширится участие родителей в деятельности ДОУ, основанное на их выборе: - в оказании дополнительных услуг; - в участии образовательного процесса; - в проведении совместных мероприятий; - укрепиться сотрудничество ДОУ и семьи. 10. Модернизация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ Основные принципы. Работа ДОУ строится с учетом следующих принципов: 1. Принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития воспитанника, а создание условий для полноценного проживания каждым воспитанником своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания. 2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента. 3. Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных воспитанников, так и подгруппы , а также путем создания благоприятных условий для их полноценного развития , опережающего в своем развитии сверстников. 4. Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, воспитанника и родителей. 5. Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей воспитанника, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. 6. Принцип культуросообразности, ориентирующий воспитанника на освоение общечеловеческой культуры. 7. Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым. 8. Принцип научности состоит в том, что воспитанник усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень. Коллектив ДОУ выбирает следующие приоритетные направления развития образовательного процесса в МБДОУ . · Физическое развитие. · Охрана жизни и здоровья детей.· · Социально-психологическая деятельность. · Интеллектуальное развитие.
11. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1 ЭТАП, подготовительный, один год (2012 - 2013 учебный год) 1. Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения. 2. Разработать необходимую нормативно-правовую базу программы развития. 3. Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства, методы и формы образовательной работы. 4. Проектирование организации, содержания и технологии педагогического процесса, основанного на ФГТ (в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 г.). 5. Описание воспитательно-образовательного процесса соответствующего ФГТ. 6. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности педагогов для эффективного перехода к ФГТ. 2 ЭТАП, поисково-преобразующий (2013 - 2014 учебный год) 1. Практическая реализация программы развития. 2. Диагностика уровня развития воспитанников и квалификации педагогов. 3. Коррекция программ и учебных планов в соответствии с ФГТ (в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 г.). 4. Создание системы гражданского и правового воспитания. 5. Осуществление поисков возможностей разнообразных программ с учетом работы с одаренными воспитанниками и коррекции воспитанников «группы риска». 6. Сохранение и развитие единого образовательного пространства, соответствующего ФГТ. 3 ЭТАП, заключительный (2014 - 2015 учебный год) 1. Диагностирование продвижения воспитанников и квалификации педагогов. 2. Анализ работы детского сада по программе развития 2012 – 2015 года и его соответствие ФГТ. 3. Ознакомление специалистов района с результатами работы детского сада 4. Осуществить модернизацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ и программой развития. 5. Завершить внедрение программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 г. 1 ЭТАП, подготовительный, один год (2012 - 2013 учебный год) Задачи: 1. Формирование нового педагогического мышления коллектива. 2. Создание и систематизация пакета документов, регулирующих работу детского сада. №п/п | содержание | срок | ответственный | 1 | Разработать «Программу здоровья» | 2012 год | Ст. медсестра, Старший воспитатель | 2 | Продолжать внедрение Программы Развития | До 2015 года | Старший воспитатель, заведующая | 3 | Внедрение Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 г.) | постоянно | Старший воспитатель, заведующая, воспитатели | 4 | Продолжать оборудовать группы в соответствие с Программой | постоянно | Старший воспитатель, заведующая | 5 | 5 Продолжить формирование методического и дидактического оснащения программы | постоянно | Старший воспитатель, воспитатели | 6 | Разработать и внедрить в практику диагностику по Программе Развития | постоянно | Старший воспитатель | 7 | Продолжить обучение на курсах педагогов, начинающих работать по новой программе до 2015 года | постоянно | Старший воспитатель, заведующая | 8 | Ввести в практику ДОУ работу адаптационной группы по подготовке детей к детскому саду | постоянно | Старший воспитатель | 9 | Продолжать работу по проекту «Развитие территории ДОУ» | До завершения проекта | Заведующая ДОУ, завхоз | 10 | Ввести в практику такое направление работы как «накопление методических разработок» | постоянно | Старший воспитатель, воспитатели | 11 | Продолжать работу по повышению квалификации педагогов согласно перспективному плану | постоянно | Старший воспитатель, воспитатели | 12 | 12 Создать пакет документов по выявлению результативности работы | Май 2012 года | Старший воспитатель | 13 | Разработать систему взаимоконтроля и самоконтроля педагогов | Май 2012 года | Старший воспитатель | 14 | Провести семинар - практикум по вопросам внедрения ФГТ | Апрель 2012 года | Заведующая, старший воспитатель | 15 | Расширить участие ДОУ в городских мероприятиях | постоянно | Заведующая, старший воспитатель | 16 | Расширение и углубление знаний педагогов о современных подходах к организации образовательной деятельности воспитанников в соответствии с ФГТ | Август 2013 | Заведующая, старший воспитатель | 17 | Описать воспитательно-образовательный процесс, основанный на ФГТ. | Август 2013 года | Заведующая, старший воспитатель Воспитатели, ст. медсестра |
2 ЭТАП, поисково-преобразующий (2013 - 2014 учебный год, начало 2014г.) Задачи: 1. Практическая реализация Программы. 2. Контроль над её осуществлением. 3. Внесение необходимых корректив. №п/п | содержание | сроки | ответственный | 1 | Активно принимать участие в районных мероприятиях | постоянно | Старший воспитатель | 2 | Завершить внедрение Программы | Конец 2014 года | Старший воспитатель | 3 | Представить опыт работы детского сада | Начало 2015 года | Старший воспитатель | 4 | Внедрить в практику систему взаимоконтроля и самоконтроля | постоянно | Старший воспитатель | 5 | Систематизировать материалы из опыта работы детского сада по образовательным областям. | Январь 2015 года | Педагогический коллектив | 6 | Завершить работу по проекту развития территории ДОУ | 2015 год | Завхоз, заведующая | 7 | Создать у каждого воспитателя лабораторию по одной из образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». | 2015 год | Старший воспитатель, воспитатели | 8 | Создать рабочие программы по всем образовательным областям. | 2015 год | Старший воспитатель, воспитатели | 9 | Ввести в практику ДОУ стабильный мониторинг развития воспитанников с последующим анализом результатов | 2015 год | Старший воспитатель | 10 | Отработать систему взаимодействия специалистов и воспитателей | 2013 – 2014 г.г. | Старший воспитатель | 11 | Внедрить « Программу здоровья» в деятельность детского сада | С января 2013 года | Ст. медсестра | 12 | Внедрить программу «От рождения до школы» 2011г. под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой | постоянно | Старший воспитатель, заведующая, воспитатели |
3 ЭТАП, заключительный (конец 2015г.) Задачи: 1.Анализ работы детского сада по реализации ФГТ и Программы развития. 2. Оформление и предъявление опыта работы. №п/п | содержание | сроки | ответственные | 1 | Создание экспертной группы для анализа выполнения Программы | Сентябрь 2014 года | Заведующая ДОУ | 2 | Анализ реализации ФГТ и выполнения «Программы развития» экспертной группой | Январь 2015 года | Творческая группа | 3 | Подготовка и оформление отчетных материалов | 2015 год | Творческая группа | 4 | Отчет экспертной группы перед педсоветом детского сада | 2015 год | Творческая группа | 5 | Проведение конференции сотрудников и родителей по итогам выполнения «Программы развития» | Март 2015 года | Старший воспитатель | 6 | Анкетирование педагогов по итогам выполнения Программы | Декабрь 2014 года | Старший воспитатель | 7 | Оформления стенда по итогам выполнения Программы развития ДОУ | 2015 год | Старший воспитатель | 8 | Представление опыта работы по ФГТ | 2015 год | Старший воспитатель |
Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их деятельность в инновационном режиме. 3. Повышение социальной, коммуникативной, информационной и деятельностной компетентностей воспитанников ДОУ. 4. Обеспечение выравнивания стартовых возможностей воспитанников для обучения их в школе. 5. В МБДОУ воспитательно-образовательная работа сформирована в соответствии с ФГТ и программой развития. 6. Внедрена программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 г.) |