Обеспечение новых образовательных результатов у обучающихся
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 391 городского округа Самара
Управленческий проект
«Обеспечение новых образовательных результатов у обучающихся»
Выполнил: воспитатель МКДОУ № 391 г.о. Самары
Долгова Екатерина Сергеевна
Самара 2014г.
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности ДОУ позволяет сделать вывод о сложившихся трудностях социально – личностного развития воспитанников.
Социально – личностное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Социально – личностное развитие - основа любой системы воспитания и образования. Перед педагогами и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения.
ФГТ в рамках модернизации системы дошкольного требуют выполнения поставленных задач в области «Социализация». Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- развитие игровой деятельности.
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №277 г.о. Самара описаны вышеуказанные задачи образовательной области «Социализация» добавлены следующими:
- формирование свободной творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям;
- развитие познавательных интересов, эстетических чувств, нравственных основ личности.
В старшей группе МБДОУ № 277 наблюдается недостаточная сформированность умения воспитанниками позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками.
Владея подчас даже весьма солидным набором конкретных умений и навыков, ребенок не может использовать их в общении со сверстниками для решения разнообразных задач своей деятельности. У воспитанников наблюдается недостаточная доброжелательность в общении со сверстниками. Отсутствует желание понять и поддержать сверстника (например, ребенок может отобрать игрушку, обидеть сверстника, не обращая внимания на слезы).
Оценив существующую ситуацию, можно отметить недостатки в решении такой важной задачи как формирование умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками.
Низкий уровень сформированности у воспитанников данного качества связан со многими недостатками как в условиях так и в самом процессе образовательной деятельности педагога.
В процессе образовательной деятельности:
- организация педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения строится в основном по схеме, в которой преобладает деятельность, организованная взрослыми;
- недостаточно используются проблемные ситуации, игры инсценировки, которые способствуют накоплению у воспитанников положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений;
- недостаток взаимодействия с родителями по вопросам социально – личностного развития детей.
В условиях образовательной деятельности выступают на первый план следующие недостатки:
- годовой тематический план работы дошкольного учреждения не предусматривает тем, посвящённых социально – личностному развитию детей;
- образовательный процесс в ДОУ не сопровождается рекомендациями педагога-психолога;
- отсутствует возможность внести современные интерактивные технологии в образовательный процесс по причине недостатка необходимого оборудования в дошкольном учреждении;
- отсутствие дидактических игр, наглядных и интерактивных пособий;
- отсутствие атрибутов для реализации сюжетно – ролевых игр и театрализованной деятельности;
- недостаточная оснащенность методического кабинета современной методической литературой по проблеме разрешения конфликтных ситуаций у воспитанников.
Таким образом, вышеописанные недостатки привели к формулировке профессиональной проблемы: какие условия необходимо создать для формирования умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Для того чтобы способствовать формированию умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками, необходимо использовать следующие методы:
- повышение квалификации педагогов в вопросах социально – личностного развития воспитанников;
- разработка программы по формированию умения воспитанников общаться со сверстниками;
- педагогическое просвещение семей воспитанников в вопросах социально – личностного развития детей;
- внесение в годовой тематический план работы дошкольного учреждения тем, посвящённых социально – личностному развитию детей;
- привлечение к решению проблемы педагога – психолога;
- включение современных интерактивных технологий в образовательный процесс;
- обогащение групп разнообразными дидактическими играми, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре;
- создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;
- оснащение методического кабинета современной методической литературой по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате проведения работы по формированию умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации, планируется развитие следующих социально – личностных качеств у воспитанников:
Активный, любознательный – активно включается в игры и совместную деятельность как самостоятельно, так и по предложению сверстников, реализует социальные роли через образ взрослого, самостоятельно предлагает сверстникам сюжеты для игр.
Эмоционально отзывчивый – эмоционально откликается на положительные эмоции сверстников. К переживающему отрицательные эмоции сверстнику привлекает внимание взрослого, а также проявляет сочувствие, оказывает заботу и сопереживает. Старается прийти на помощь сверстникам в трудную минуту, оказать помощь. Сопереживает героям художественных произведений (книг, картин, мультфильмов).
Воспитанный – имеет представление о противоположных моральных понятиях (жадность – щедрость, взаимовыручка – себялюбие). В целом позитивно относится к требованиям выполнения моральных норм и правил поведения.
Толерантный - способный мириться с чужим мнением, с интересами и желаниями сверстников.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Изменения в содержании образовательного процесса характеризуются:
- внесением в календарно – тематический план недели «Вежливости» и «Дружбы».
- разработкой программы по формированию умения воспитанников позитивно разрешать конфликтные ситуации в общении со сверстниками. Программа включает в себя 2 раздела:
«Я и мои эмоции». В содержание этого раздела входят игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
«Я и другие». Здесь представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувств общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и к друг другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что существуют и другие средства общения.
Цель программы: создание условий для раскрепощения ребенка, развитие положительных эмоций, умение общаться со сверстниками, углубленное ознакомление с социальным окружающим миром.
Задачи программы:
- формирование навыков социального поведения и общения с другими людьми, путем создания игровых ситуаций;
- способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям;
- развитие умения осознавать и воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Реализуется данная программа в средней группе, в течение 2 недель в образовательной, художественной, самостоятельной и игровой деятельности воспитанников.
1)В совместной деятельности:
- проведение психогимнастики. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекатно выразить свое. («Плач, смех, испуг…», «Скучно так сидеть», «Телефон», «Ой, ой, живот болит!», «Разное настроение». М.И. Чистякова «Психогимнастика»).
- беседы ( «Почему нужно уступать», «К чему ведут ссоры», «Правила дружной игры», «Как жить дружно без ссор» В.И. Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет).
- изобразительная деятельность ( «Мы все такие разные», «Сказочные герои и я» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»).
- театрализованная деятельность. Используются произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”). Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
- проблемные ситуации («С девочкой случилась беда», «А как бы ты поступил….», «Девочка пришла в детский сад…» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет).
- чтение художественной литературы (Е.Бехлеров «Капустный лист», З. Ежикова «Крот и его друзья», В. Осеева «Кто наказал его», С. Михалков «Хорошие товарищи»).
- сюжетно – ролевые игры («Детский сад», «Автобус», «Магазин»).
2) В индивидуальной работе:
- упражнения на выражения эмоций («Ласка», «Кузнечик», «Солнечные капельки» М.И. Чистякова «Психогимнастика»).
- корректировка поведения непосредственно в момент возникновения проблемной ситуации между детьми.
3) В работе с родителями:
- Акетирование родителей «Что вы знаете о социально – личностном развитии вашего ребенка»
- «Нравственные отношения в семье и в детском саду» Творческая лаборатория с элементами тренинга.
- Совместное театрализованное мероприятие «Дружная семейка» Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы в детско-родительском коллективе, закрепление навыков социального поведения и общения.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
- дидактические игры («Чудо – дерево», «Домино дружбы»);
- наглядное пособие, сюжетные картины («Не ссорься с друзьями», «Не обижай маленьких и защищай их», «Помоги другу в трудный момент», «Останови товарища, если он делает что-то плохое»).
Контроль результатов может осуществляться с помощью:
1. Регулярных бесед по теме нравственного воспитания «Если кто-то поссорился», «Друг», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Сила, не право» и тд.;
2. Наблюдением за детьми:
- в их самостоятельной деятельности (способный управлять своим поведением и планировать свои действия; поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными),
- в совместной деятельности воспитателя и детей
3. Диагностическим инструментарием мониторинга является методическое пособие «Педагогическая диагностика развития дошкольников по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменения в кадровых условиях. Повышение знании педагога в сфере социально – личностного развития с помощью изучения современной методической литературы: «Ознакомление дошкольников с социальным миром. В контексте ФГТ» Громова О.Е., «Учим детей сочувствовать и сопереживать» Семенака , «Этика для детей 5-7 лет. Метод. Пособие» Мулько И.Ф,; чтения периодической педагогической литературы: «Воспитатель», Детский сад от А до Я», «Ребенок в детском саду» и т.д. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, участие в мероприятиях по обмену передовым опытом в вопросах эмоционально – личностного развития воспитанников.
Изменения в научно – методических условиях. Привлечение к работе педагога – психолога; разработка новых методических пособий; приобретения современных дидактических игр, наглядных пособий и интерактивных обучающих фильмов, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.
Материально – технические условия. Для изменения материально-технических условий детский сад должен быть оснащён всей необходимой техникой: интерактивная доска, пректор, компьютер. Для обеспечения наглядности и интерактивность образовательного процесса.
Методический кабинет должен быть пополнен необходимыми пособиями, которые могут быть использованы в образовательном процессе, касательно социально – личностного развития (сюжетные наглядные пособия, дидактические игры по нравственному воспитанию, характерные игрушки (куклы – мама, папа, дочка, сынок; куклы по профессиям; куклы, которые дети могут использовать для моделирования жизненных ситуаций). Приобретение атрибутов для различных сюжетных игр по возрасту детей.
Изменения в информационных условиях включают в себя приобретение или изготовление мультимедийных пособий, наглядных иллюстраций и сюжетных картин.
Изменения в организационных условиях. Регулярное проведение родительских собраний; возможна организация работы с подгруппами родителей. Каждое собрание должно сопровождаться активными обсуждениями, необходимыми консультациями и раздаточным материалом (памятки, консультации, советы) для родителей. Обмен опытом в сфере нравственного воспитания дошкольников между педагогами (тренинги, мастер – классы, семинары).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Для педагогов. Курсы повышения квалификации....