Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
методическая разработка по теме
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: …27.05……. – …31.05…….2013г.
2 сессия: …03.06.…… – …07.06…...2013 г.
Выполнила
Сёмочкина Марина Анатольевна
Должность - воспитатель
Место работы - ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»»
Самара, 2013г.
Моделирование системы деятельности педагога,
направленное на решение профессиональной проблемы
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. К сожалению, 70% детей второй младшей группы детского сада испытывают сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Незнание себя и непонимание других является следствием отсутствия опыта социального взаимодействия, низкий социально-ролевой статус тормозит проявление заботы и сострадания, что вызывает устойчивые негативные чувства и реализуется, как разрушительная активность. Дети грубо разговаривают с родителями; со взрослыми разговаривают на «ты»; не умеют играть друг с другом, часто ссорятся. Группа сверстников для ребенка — источник многих позитивных эмоций. В ней корректируется самооценка ребенка, уровень притязания. Сравнение себя с другими детьми, оценка поведения сверстниками, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Отношения ребенка с группой («детским обществом») опосредуются через социальные эмоции, которые являются одним из важнейших этапов социализации, определяя, таким образом, процесс вхождения личности в социум.
В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:
Недостатки в результатах:
- Дети недостаточно владеют навыками взаимоотношений друг с другом;
- у многих детей наблюдается задержка речевого развития, что сказывается на общении;
-слабость обратной связи между педагогами, узкими специалистами и родителями как заказчиков образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;
В связи с новыми требованиями изменилась система построения работы в детском саду, где главной задачей стало развитие детей.
К результатам деятельности воспитателя можно отнести:
-развитие у дошкольников системы общечеловеческих ценностей;
-создание условий для развития игровой деятельности детей;
- развитие монологической и диалогической речи ребёнка;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формирование семейной принадлежности.
Недостатки в процессе:
- педагоги и родители не владеют методикой организации игровой деятельности; - нужны разработки более совершенных методов и средств, способствующих
социальному становлению личности дошкольника;
- отсутствие у воспитателя навыков организации и проведения совместной непосредственно образовательной деятельности направленной на приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. При организации воспитания первоначальных представлений социального характера существуют следующие недостатки в условиях:
- не всегда соблюдается непрерывность воспитательного процесса;
- отсутствие единства требований воспитателей и семьи;
- нет положительного примера со стороны родителей;
- в ДОУ недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребёнка формируются понятия о социально-нравственном поведении; - несоответствие по нормативам рекомендуемых СанПиНом групповых комнат по метражу, что затрудняет организацию деятельности детей.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать проблему: - многие педагоги не обладают основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление психического и физического здоровья воспитанников в условиях ФГТ.
- не владеют информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе; - педагоги не всегда соблюдают принцип интеграции образовательных областей согласно ФГТ;
- система методической помощи не удовлетворяет запросы педагогов;
- нет взаимодействия с социальными партнерами.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. В настоящее время в системе образования реализуются новые Федеральные Государственные Требования. Социально - личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей и успешно, при условии его непрерывного осуществления, включается во все моменты образовательного процесса. Если посмотреть в ФГТ, то можно увидеть, что результат дошкольного образования заключается в формировании интегративных качеств у детей: - эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких и друзей; - овладевший способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время, (повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает педагога к формированию социально-личностного развития воспитанников посредством следующих мер:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
Анализируя качества, которые развиваются в ходе данной работы, с учетом социально – личностного подхода, мы видим портрет дошкольника соответствующий предложенному в ФГТ портрету дошкольника – выпускника.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для реализации данной проблемы я в первую очередь определюсь и распланирую, какими способами, методами и приёмами буду пользоваться, чтобы добиться поставленной цели. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». В течении всего учебного года с детьми будут проводиться различные виды деятельности по соответствующей тематике.
Поэтому можно предложить:
В содержании:
- составление плана работы по развитию у детей навыков общения на год;
- планирование работы по взаимодействию с родителями, так как важным фактором в процессе социально- личностного становления ребенка является семья, и в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений;
- подбор и анализ методической литературы на соответствующую тематику;
-проектная деятельность («Моя семья», «Неделя добра»);
– участие в международном конкурсе рисунков «Мир во всём мире»; - организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор».
При планировании тематической «Недели добра» каждый день был посвящен формированию у детей социально – личностных качеств, развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, положительного отношения к семье.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков.
День недели | Непосредственно –образовательная деятельность | Первая половина дня | Вторая половина дня |
Понедельник | Коммуникация (развитие речи) Беседа «Что значит быть добрым?» Цель: формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Музыка | Проведение ситуативной игры «Машина» Выход из проблемной ситуации. Ежик сказал: «Мы с тобою друзья. Очень мила мне машина твоя. Дай мне, пожалуйста с ней поиграть, Её аккуратно я буду катать». Котик ответил: «Конечно, бери. Кнопку для старта скорее нажми!». | Разучивание мирилки: Мирись, мирись, И больше не дерись. А если будешь драться, Я буду кусаться. А кусаться нам нельзя, Потому что мы друзья. |
Вторник | Физическая культура Упражнять в колонне по одному; парами – «как друзья». Игра «Узнай по голосу» Познание (формирование целостной картины мира) «Улыбнись, и друг с другом подружись» Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Формировать умение договариваться, уступать друг другу. Воспитывать навыки культурного общения. Эмоционально реагировать на музыку и согласовывать движение с мимикой. | Чтение Г.Остер «Вредные советы» Цель: прививать детям навыки поведения через художественные произведения. | Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки». Цель: формирование представлений детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение. |
Среда | Познание (конструирование) «Диван для друга (подружки)» Цель: развивать желание сделать что-то приятное другу (подружке) Музыка | Дидактическая игра: «Что такое хорошо, что такое плохо?», прививать детям умение отличать хорошее поведение от плохого. | Упражнение «Помоги другу» Цель: побуждать детей оказывать помощь друг другу во время одевания. Просмотр мультфильма «Грибок – теремок», беседа о дружбе, взаимовыручке. |
Четверг | Художественное творчество (лепка ) «Испечём бублики для гостей» Цель: формировать основные приемы лепки, создать условия для положительного отношения к окружающим (гостям). | Проведение ситуативной игры «Помощь бельчонку» Выход из проблемной ситуации. «Бедный малыш, мы поможем тебе И одного не оставим в беде. Маму свою ты найдешь вместе с нами, Будем теперь с тобою друзьями». | Дидактическая игра «Как я дома помогаю», побуждать оказывать помощь взрослым. |
Пятница | Художественное творчество рисование) «Портрет семьи» Цель: формировать семейную принадлежность, доброе отношение к членам семьи. | «Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг (в младшем дошкольном возрасте дети наблюдают за работой взрослого) | Дидактическая игра «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. |
В средствах обучения и воспитания:
-подборка литературных произведений: С. Я. Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкая сказка «Айога», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал»; - проведение: ситуативных игр : «Машина», «Помощь Бельчонку»; - разучивание мирилок;
- музыкальная подборка по тематике («Улыбка», «Если добрый ты» и т. д.) - использование интерактивных средств (презентаций) на тему: «Маму обрадовало, что я… », «Мы за столом», «Как мы в детском саду играем».
В контроле:
-Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», анкета «Усвоение социальной информации ребёнком дошкольником» Г.Степанова; «Комплексная диагностика уровней усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»).
-Для диагностики навыков общения в семье проводится анкетирование родителей на заданную тему. Тогда мы может сделать выводы, основываясь
на своих наблюдениях и на мнении родителей.
- Хорошим итогом работы является создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми).
- Наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом.
Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств воспитанников младшей группы: - Достижения ребёнка вызывает озабоченность и требует совместных усилий
педагогов и родителей.
- Ребёнок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение. Поведение ребёнка и его общение с окружающими – не устойчиво. - Имеет представление о некоторых правилах культуры поведения. - В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»). - Ребёнок либо проявляет излишнюю скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелания следовать правилам или требованиям взрослых.
- Откликается на эмоции близких людей и друзей, по примеру воспитателя проявляет сочувствие.
- Сопереживает персонажам сказок, историй рассказов.
- Стремится к общению и взаимодействию в игре.
- Делится игрушками, вступает в ролевой диалог.
- Невнимателен к словам взрослого, повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого.
- Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями в семье. - Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции. Результаты формирования интегративных качеств у ребёнка выражаются в определённом количестве баллов: Критический -1-3 балла, низкий -4-6 баллов ; средний -7-9 баллов; высокий -10-12 баллов . 5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями, гуманными чувствами и культурой общения каждого ребёнка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Кадровые: Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. На данном этапе работы по формированию социального становления личности дошкольника необходимо:
-привлечение к проекту педагога-психолога, логопеда.
- проведение мастер-классов по данному направлению;
- курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО по теме: «Проблемы взаимоотношения между детьми», «Взаимоотношения между детьми и взрослыми»; - педагогические советы на тему: «Социально-нравственные качества детей»; - методические объединения по данной теме.
- изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения (беседа, опрос, анкетирование, «почтовый ящик») с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса;
- организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
Научно-методические: - Информирование педагогических коллективов ДОУ о новых программах, технологиях, учебно-методических пособиях по социально-личностному развитию детей и ознакомление с ними по запросам; - разработка методического пособия для работы с воспитателями по теме: «Образовательная область. Социология»;
- приобретение литературы по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Беседы о чувствах»;
- методические пособия для работы с родителями.
Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников:
- приобретение интерактивной техники;
- наглядного сопровождения по теме: «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя», «Помоги Чебурашке подружиться с Шапокляк»; - подборка мультфильмов про дружбу, взаимовыручку («Грибок-теремок», «Про кота Леопольда, «Про Чебурашку и крокодила Гену» и т.д.); - картины, иллюстрации с изображением ситуаций по теме: «Взаимоотношение детей и взрослых»;
- должно быть соответствие по нормативам рекомендуемых СанПиНом : грамотно и методически верно оформлены групповые комнаты.
Информационные:
- создание информационного банка данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города (дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования);
- подключение Интернет в группу;
- создание обучающих пособий;
- подборка номеров журналов по теме: «Социально-нравственное воспитание
у дошкольников».
Организационные:
- использование разнообразия видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения социально-нравственного развития;
- совместная деятельность педагога и детей (игры-имитации, сюжетно-ролевые) по теме: «Эмоциональное состояние людей»; - проведение родительского собрания по данной тематике;
- проведение семинара-дискуссии для педагогов учреждения;
- проведение совместных с детьми и родителями мероприятий.
Нормативно-правовые: При развитии социально-нравственного воспитания дошкольников педагоги опираются на нормативно - правовые документы:
- «Конвенция о правах ребенка» принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
– Конституция Российской Федерации.
- Закон об образовании.
- Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011;
- Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27.06.2012 №256-од "О внесении изменения в приказ министерства образования и науки
Самарской области от 09.06.2012 №238-од;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
- Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения.
Интернет ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ 2. http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Для педагогов. Курсы повышения квалификации....
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...