«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
методическая разработка по теме
Для педагогов. Курсы повышения квалификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 45.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 08.04.2013г. – 12.04.2013г.
2 сессия: 22.04.2013г. – 26.04.2013 г.
Выполнила
Яковлева Оксана Владимировна
воспитатель
МБДОУ №400
Самара 2013г.
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленное на решение профессиональной проблемы.
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Дошкольное детство – важнейший период в социально-нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Проблема воспитания культуры поведения волновала педагогов еще с давних времен. Сократ (469-399 г. г. до н. э), считал, что целью нравственного воспитания, является, не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Аристотель (384 – 322 г. г. до н. э.), в области нравственного воспитания придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков и разум – таковы три источника нравственного воспитания.
В дальнейшем развитием проблемы нравственного воспитания занимались такие педагоги-ученые как Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.
А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен уделяли нравственному воспитанию большое внимание. Они, рассматривали его как необходимое условие для развития гармоничной личности.
В советское время под руководством Н. К. Крупской была разработана Концепция воспитания, которая основана на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.
Вопросами нравственного воспитания занимались современные педагоги и психологи: С. Н. Николаева, И. Н. Курочкина, В. И. Петрова и др.
Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Юдина, и др.
Учёные, занимающиеся проблемой формирования и воспитания культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают изменения.
С введением ФГТ происходят изменения в процессе становления социальной личности ребенка дошкольного возраста. По запросу государства, родителей, общества ребенок, сегодня – это успешная личность.
Важнейшей задачей воспитания такой успешной личности ребенка дошкольника – является формирование духовно-нравственного развития, культуры поведения, толерантности, этикета, уважения к старшим и т.д.
Формирование у дошкольника культурыповедения – это значит воспитывать у него умение содержатьв порядкеместо, где он занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам, окружающему миру.
Культура поведения – это качества, которые являются показателем положительного отношения ребенка к своему делу, людям, обществу.Все этиосновы закладываются в детстве.
В настоящие время, очень актуальна проблема воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.У детей часто проявляется неуважительное отношение к окружающим, старшим, сверстникам. Они могут грубостью отвечать на просьбы сверстников, не умеют договариваться друг с другом. Со старшими – переговариваются.
Недостатки в результатах:
- Дети не знают моральных норм и правил поведения со сверстниками, со старшими, в обществе.
- Часто у детей отсутствует положительный пример родителей.
- Довольно часто нет эмоционально-положительного климата в семьях воспитанников.
Недостатки в процессе:
- Недостаточно эмоциональных и духовных контактов, обмена мыслями и чувствами, потребности в общении друг с другом.
- Мало внимания уделяется культурным «привычкам» в общении ребенка со взрослыми и сверстниками.
- Необходимость научится использовать новые средства и методы для формирования культурного поведения.
Недостатки в условиях:
- Недостаточно нового методического и информационного материала, способствующих правильному формированию культуры поведения у старших дошкольников.
- Недостаточно грамотно разработанных дидактических пособий, игр для формирования культурного поведения.
- Нет необходимого количества мультимедийных пособий по воспитанию культуры поведения у детей.
Для достижения лучшего результата в формировании культурны поведения у детей, недостаточно давать только знания и умения, необходимо привлекать детей к практической деятельности, где они смогут успешно применять полученные знания и умения. Обучая детейстаршего дошкольного возраста правилам культурного поведения, взрослые помогают социализации детей в окружающем мире.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно увидеть следующие противоречия:
- необходимостью в современном обществе воспитыватьв личностидуховность, вежливость, чуткость, трудолюбие, скромность, толерантность, деликатность и недостаточностью сформированности правил культуры поведения у детей дошкольников;
- необходимостью социально-нравственного воспитания с раннего детства и недостаточной разработкой педагогических условий для формирования культуры поведения детей.
Профессиональная проблема.
Изучив противоречия, выявляется проблема о необходимости формирования у дошкольников культуры поведения в деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Когда педагог создаст наилучшие условия для воспитания и формирования культурны поведения у дошкольников, тогда дети начнут осознанно делать правильные поступки.
Новый образовательный результат:
Результат дошкольного образования заключаются в формировании интегративных качеств у детей:
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- способный, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
- способный управлять своим поведением, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения в общении со взрослыми и сверстниками;
- имеющий, первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Для результата воспитания и формирования культурны поведения у детей необходимо:
- Положительный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение педагога и детей.
- Большую роль повоспитанию и формированию культурны поведения, играет пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего это сам воспитатель.
- Тесная связь с семьей как необходимое условие для воспитания и формирования культурны поведения у детейсо взрослыми и сверстниками. Общая цель семьи и детского сада – это хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
Родители и воспитатели обязаны помочь «маленькому человеку» вписаться в социум, познать тайны человеческих взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно.
Воспитание детей шестого года жизнинаправлено, на развитие уметь понимать окружающих им людей, проявлять к ним толерантность, дружелюбие, стремление к общению и взаимодействию. Педагог у детей формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на их отношения с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми.Необходимо учить детейкультуре поведения так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Педагогу необходима любовь к детям, фантазия и творчество в работе. Ребенок дошкольник уже много знает: он наблюдает за окружающим миром, пробует сам совершать те или иные поведенческие действия и наглядно осознает их успешность или неудачу. И тогда задача воспитателя и родителей – расширить и скорректировать детское знание о культурном поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.
Воспитателю необходимо выработать порядок поведения в детском коллективе, основными правилами должны являются: сопереживание, проявление дружеского участия, терпение, доброжелательный настрой на других. Важно, чтобы ребенок, знакомясь с тем или иным поведенческим требованием, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо.
Когда педагог, приучает детей к соблюдению культурных правил поведения, то он должен не только их показать, но и контролировать их точное и непременное выполнение.
Воспитатель, организует интересные проблемные ситуации, занятия, настольные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые способствуют проявлению добрых чувств, поступков в взаимоотношениях детей. В педагогическом процессе необходимо сводить к минимуму приобретениеотрицательных привычек поведения и негативных переживанийу детей.
Характеристика изменений в образовательном процессе.
Новейшие методы воспитания культуры поведения должны быть направлены на то, чтобы поставить ребёнка в такие условия, при которых его поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым. Должны произойти следующие изменения в образовательном процессе:
В содержании:
- в календарно-тематическое планирование вводятся тематические недели;
- итоговые мероприятия на темы: «Как мы выполняем правила поведения», «День этикета»;
- реализация игровой деятельности через сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, в которых отражаются социально-нравственные отношениях между людьми:«Цветок красивых слов», «Вежливая поездка»;
- организация развивающих практических и игровых ситуаций в совместной деятельности детей и педагога, для обогащения личного опыта в культуре поведения в паре или подгруппе: «Тебя пригласили в гости», «Как без сор решить спор», «Волшебные слова — наши верные друзья».
В средствах обучения и воспитания:
Использование:
- Художественная литература: ОсееваВ. Волшебное слово,-М.: Детская литература, 2012 ; КатаевВ. Цветик – Семицветик, -М.: Дрофа, 2008;Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости, -М.: Педагогика, 1984; Остер Г. Вредные советы, -М.: АСТ, 2008;Чуковский К.И. Мойдодыр. Стихи и сказки, -М.:Эксмо,2010; Толстой А. Золотой ключик, или приключения Буратино, -М.: Мир искателя, 2001 и др.;
- Мультфильм: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Бобик в гостях у Барбоса», «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»;
- Дидактический материал: наглядное пособие «Незнайка учит правила поведения», «Ожившие игрушки»;
- Мультимедийные презентации: «Мы путешествуем по стране этикета», «Мама обрадовалась, что я… », «Мы за столом», «Мы идём в театр».
В контроле:
- викторинына тему: «Чему нас учат герои книг?», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе»;
- дидактические игры: «Если добрый ты», «Узнай какое у меня настроение (по выражению лица)», «Письма вежливого сказочника»;
- наблюдение за детьми и их взаимоотношениями за столом, во время прогулок, на занятиях, во время совместных игр.
Промежуточный результат освоения программы раскрывает динамику формирования интегративных качеств по формированию культуры поведения у воспитанников старшей группы:
- Достижения ребёнка вызывает озабоченность и требует совместных усилий отвоспитателей и родителей;
- Ребёнок сохраняет жизнерадостное, дружелюбное настроение. Поведение ребёнка и его общение с окружающими – не устойчиво.
- Имеет представление о правилах культуры поведения. В привычной для него обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с воспитателем (здоровается, прощается, обращается на «Вы»).
- Ребёнок, проявляет излишнюю скованность при общенииили наоборот, может проявлятьагрессивность, нежелания следовать правилам или требованиям взрослых.
- Откликается на эмоции близких и друзей. Сопереживает героям сказок, персонажам рассказов. Стремится к общению и взаимодействию в игре. Делится игрушками и вступает в ролевой диалог. Без внешнего побуждения по своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.
- Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы. По примеру воспитателя может проявлять сочувствие. Адекватно реагирует на отрицательную оценку действий ребенкавзрослым. И старается в дальнейшем их больше не повторять. Ребенок делает попытки оценивать действия и поступки других с позиции известных ему правил. Невнимателен, рассеян к словам взрослого, и может, повторяет неподходящие действия, несмотряоценку на и указания взрослого.
- Проявляет любовь к родителям, интересуется событиями, которые происходят в его семье. Понимает иможет словесновыразить некоторые свои эмоции, рассказать о том, что умеет уже делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности.
В ходе диагностики, использовался метод наблюдения. Основная цель диагностики, определить уровень сформированности культуры поведения детей в старшей группе № 6.
Тема наблюдения «Культура поведения детей дошкольного возраста»
Фамилия, имя ребенка | Культурно – гигиенические навыки | Культура общения | Культура деятельности | Культура взаимоотношений | Уровень | ||
Со взрослыми | Со сверстниками | Со взрослыми | Со сверстниками | ||||
1. Ваня Ч. | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | средний |
2. Соня Н. | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | высокий |
3. Влад Е. | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | средний |
4.Тихон В. | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | средний |
5. Милана Р. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | низкий |
Результаты формирования культуры поведения у ребёнка выражаются в количестве баллов: низкий уровень – 1-10 баллов, средний – 11-20 баллов, высокий – 21-30 баллов.
После проведения диагностики получились следующие результаты:
У 40 % детей старшей групп МБДОУ №400 низкий уровень сформированности культуры поведения, у 55 % средний уровень и только у 5 % уровень культуры высокий.
Характеристика изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
В любомиз моментовобразовательной деятельности детей воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственными представлениями,культурой общенияи гуманными чувствами каждого ребёнка. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:
В кадровых:
- курсы повышения квалификации педагогов в СИПКРО;
- педагогические советы на тему: «Культура поведения детей нашей группы». Доклады сообщений педагогов для обмена опытом и рекомендаций;
- методические объединения на тему: «Настоящая дружеская помощь», «Мы культурные ребята».
От педагогического мастерства воспитателя, его культуры поведения и любви к детям зависит степень приобретениядетьмикультуры поведения.
В научно-методических:
- методическое пособие для работы с детьми на тему: «Расту культурным»;
- методическое пособие для родителейна тему: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
- сценарии мероприятий на тему: «Секреты нашей дружбы»; «Путешествие в страну вежливости».
В материально-технических:
- приобретение мультимедийной и интерактивной техники в ДОУ;
- наглядное сопровождение по теме: «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя»,«Мы дома и в гостях», «Вежливая поездка».
- мультфильмы, иллюстрации, изображения на ситуации по теме: «Культура поведения взаимоотношений детей и взрослых».
Информационные:
- подключение Интернета в каждую возрастнуюгруппу;
- подборка журналовна тему: «Воспитание социально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста»;
- покупка литературы на тему: «Обучение речевому этикету», «Беседы о чувствах».
В организационных:
- использование различных видов детской деятельности, которые направленнына социально-нравственное развитие детей дошкольников;
- совместная деятельность воспитателя и детей через игру-имитацию, сюжетно-ролевую на тему: «Театральные секреты», «Домашние поручения»;
- мероприятия родительское собраниена тему:«Мы – вежливые ребята»;
- выставки рисунков на тему: «Моя семья»,«Что такое хорошо, и что такое плохо», «Я и мой друг».
В нормативно-правовых:
- календарно-тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
Итоговая работа на тему: «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...