«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся» по курсу повышения квалификации по ИОЧ
учебно-методический материал на тему
Итоговая работа на тему:
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sugak_a._v_-_kopiya.doc | 61 КБ |
did_igra_risuem.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 04. 03 – 09. 03. 2013г.
2 сессия: 18. 03 – 22. 03. 2013 г.
Выполнила
Сугак Анна Владимировна
Педагог - психолог
ГБОУ СОШ № 9 с\п детский сад «Солнышко»
Самара, 2013г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Повышению эффективности воспитательного процесса проходит через применение проектного метода в педагогике, в него вовлекается большее количество участников и они становятся активными субъектами деятельности.
Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования. Можно отметить ряд типичных проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования:
- нехватка высококвалифицированных педагогических кадров;
- уплотненность групп в дошкольных образовательных учреждениях;
- несогласованность требований организаций, участвующих в образовательном процессе;
- отсутствие единой информационной системы, объединяющей сведения о различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста.
Результат деятельности можно отнести:
- Формирование у детей личностных качеств;
- Наличие у детей интереса к познанию;
- Наличие у детей творческих способностей;
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
Педагогу важно проектировать свою деятельность в тесной взаимосвязи с семьей, с родителями воспитанников.
Недостатки в профессиональной деятельности:
- недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса;
- неумение строить субъектные отношения с воспитанниками и их родителями;
- отсутствие прогнозирования результатов своей деятельности.
Педагог должен уметь работать с детьми, чтобы достигнуть хороших результатов. Необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.
Недостатки в основном процессе возникают из за:
- недостаточные знания в профессиональной деятельности (из-за отсутствия опыта работы в данном направление);
- неумение строить отношения с родителями (построения правильного диалога, конкретизации проблемы);
- отсутствие новых форм и методов обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГТ);
Профессиональная деятельность педагога – это создание необходимой материально - технической базы: учебно - методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.
Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера гендерного воспитания дошкольников. Это отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий, игрушек, компьютера, художественной литературы.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с учётом половых различий, позволяющая по – иному увидеть специфику педагогической работы с детьми. Воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по - разному, одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
На основе анализа недостатков можно сформулировать следующую проблему. Формирования у детей основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести следующие качества:
- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семье;
- родственных отношениях и взаимосвязях, распределение семейных обязанностей, семейных традициях;
- сформированы представления ребенка об обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе;
- интересуется новым, не известным в окружающем мире (мире отношений и своем внутреннем мире);
- откликается на эмоции близких людей и друзей;
В данной работе рассматривается подготовительная к школе группа, обозначим результат более конкретно: в результате решения проблемы ребенок будет знать:
- какие изменения происходят с человека с возрастом;
- различать понятия мальчик, девочка;
- знать мужские и женские профессии;
- есть ли различия между девочками и мальчиками;
- различать мужскую и женскую одежду.
В дальнейшем это позволит ребенку лучше ориентироваться в полоролевом воспитании.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Процесса в ДОУ определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Поэтому можно предложить:
включить в планирование беседы темы: «Я мальчик, я девочка» или «Мы такие разные», составление рассказов «О девочках» или «О мальчиках».
Педагог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс. В средства обучения необходимо включить:
- создание картотеки в группе («Игры для мальчиков» или «Игры для девочек»);
- тематические беседы («Девочки будущие мамы» или «Мальчики наши защитники»);
- разнообразить сюжетно-ролевые игры, ситуации, связанные с гендерным развитием.
Работа ведется в трех направлениях: работа с педагогами, взаимодействие с родителями, работа с детьми. Каждое направление работы проходит три этапа: а) диагностический; б) формирующий; в) заключительный. Именно комплексный подход и вовлечение всех участников образовательного процесса позволит добиться результата, и на выходе из дошкольного учреждения.
Работа с детьми: 1.Интервью - анкетирование детей (Панфилова М.А.).
2. Групповые и индивидуальные игры: а) на формирование гендерной идентичности; б) взаимодействие с противоположным полом.
3. Наблюдение и анализ ролевых игр. К концу всех этапов работы наблюдается существенное изменение отношений всех участников процесса дети – педагоги - родители как друг к другу так и к самим себе.
Работа с педагогами: 1. Подготовка и оформление теоретического материала. 2. Диагностика: а) Анкетирование «Опросник для педагогов»; б) Методика «Рисунок мужчины и женщины» модификация теста «Рисунок человека». Романова Н.М.
3. Формирующий: а) Семинар-практикум: "Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников "; б) Семинар-практикум: "Психологические особенности мальчиков и девочек". в) Наблюдение за работой педагогического коллектива.
4. Заключительное анкетирование.
Взаимодействие с родителями является важным звеном в работе педагога-психолога в формировании гендерного воспитания.
1.Анкетирование: «Определение индивидуальных и гендерных различий у детей раннего и дошкольного возраста.
2.Семинар - практикум: «Как воспитывать девочку, как воспитывать мальчика.
3. Парный психологический тренинг «Мама-дочка, папа – сынок».
4.Индивидуальные консультации по вопросам полоролевого воспитания.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе педагога, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Также можно использовать проектный метод для оценивания результата.
Для объективности и точности необходимо использовать различные методики: Анкета для родителей определяет индивидуальные и гендерные различия у детей раннего и дошкольного возраста. Рисунок семьи, Цель – выявление особенностей восприятия и осознания ребенком половых ролей в семье. Методика исследования детского самосознания Методика может применяться для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием при диагностике, консультировании и коррекции.
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Недостаточно изменения только в образовательном процессе. Значимым фактором развития ребенка является личность педагога. Поэтому необходимо, чтобы он обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Знания не дадут желаемый результат, необходимо применять их в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- самообразованием, (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.).
К кадровым изменениям относится: привлечение к работе музыкального руководителя, логопеда (для оценивания результата проектными методиками).
Научно-методические изменения:
1. Повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими педагогами, физ. инструктора, музыкального руководителя, логопеда;
2. Создание картотеки игр и упражнений по гендерному воспитанию (для мальчиков и девочек).
Кабинет должны быть оснащен в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Я мальчик, Я девочка»; книги для педагогов по тематике; книг для детей с познавательными и обучающими рассказами по гендерному воспитанию, журналов.
Учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГТ. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.
Создание электронных образовательных пособий по теме «Рисуем мальчика, рисуем девочку» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов). Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность.
Воплощение данной системы в жизнь предполагается, что педагог создаст картотеку игр и упражнений. Для повышения эффективности системы разработает критерии и методы его оценки.
Была разработана электронная дидактическая игра для решения поставленной проблемы.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Рисуем мальчика, рисуем девочку»
Возраст целевой группы: Подготовительная группа.
Цель пособия: Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку.
Задачи пособия: 1. Закрепить знания детей в полоролевом поведении.
2. Развивать внимание;
3. Развивать память;
4. Формировать познавательную активность, любознательность;
5. Расширять кругозор детей.
- Алгоритм работы со слайдами:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность, мотивация выбора темы Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. Овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Мотивация темы состоит в создании полоразвивающего пространства, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Противоречия Противоречие возникло между объективным ростом требований к психолого - педагогическому сопровождению гендерного развития дошкольников и недостаточностью разработанных технологий и методик его осуществления.
Прогнозируемый результат В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы ребенок может приобрести следующие качества: имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; сформированы представления об обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях. В данной работе рассматривается подготовительная к школе группа: в результате решения проблемы ребенок будет знать: какие изменения происходят с человека с возрастом; различать понятия мальчик, девочка; знать мужские и женские профессии; есть ли различия между девочками и мальчиками Различать мужскую и женскую одежду. В дальнейшем это позволит ребенку лучше ориентироваться в полоролевом воспитании
Механизмы реализации В соответствии с требования ФГТ реализация гендерного подхода осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, взаимодействие с родителям. Каждое направление работы проходит три этапа: а) диагностический; б) формирующий; в) заключительный. Именно комплексный подход и вовлечение всех участников образовательного процесса позволит добиться результата в этом направлении.
Перспективы решения проблемы Значимым фактором развития ребенка является личность педагога, необходимо, чтобы он обладал высоким уровнем знаний, и применений их в профессиональной деятельности. Педагог должен обладать рядом умений: коммуникативными умениями; конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик); самообразованием; привлечение к работе музыкального руководителя, логопеда ; повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах; создание картотеки игр и упражнений по гендерному воспитанию; сабинет должны быть оснащен в достаточном количестве дидактических игр по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Я мальчик, Я девочка»; книги для педагогов по тематике; книг для детей с познавательными и обучающими рассказами по гендерному воспитанию, журналов.
Познакомьтесь с нами!
Молодец!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Для педагогов. Курсы повышения квалификации....
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...