Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.
статья по теме
Материал для работы педагога-психолога с молодыми специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.
Содержание работы с начинающими педагогами зависит от следующего:
- имеют ли они педагогическое образование; если имеют, то какое учебное заведение (колледж или вуз), какой факультет (дошкольный, начальных классов, другой) окончили;
- насколько хорошо подготовлены теоретически (знают основы общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали или участвуют в исследовательской деятельности;
- имеют ли опыт практической работы с детьми;
- каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
В зависимости от этого молодых специалистов условно разделяют на три группы:
1) воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
2) воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по содержанию и, конечно, по целям.
Для первой группы молодых специалистов выбираются такие методы, приемы и формы работы, которые способствуют усвоению теоретического материала, формированию навыков практической работы. Это консультации, семинары – практикумы, беседы, коллективные просмотры, наставничество, лекции, аукцион педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно – деятельностные игры, «книжная лавка».
Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих овладению навыками практической работы с детьми, родителями. Это семинары – практикумы, коллективные просмотры, взаимопосещения, анализ педагогических ситуаций, практические отчеты и др.
Для третьей группы применяют формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников. Это дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, беседы, диспуты, убеждение, поощрение.
В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.
1 этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.
2 этап – развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно –образовательной работы, вырабатывается свой стиль, появляется интерес к опыту коллег.
3 этап – 4-5 год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.
4 этап – совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.
Работу по повышению психологической компетентности молодых педагогов стоит начать со следующих шагов или этапов.
1 этап – диагностический. На этом этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Педагог-психолог проводит собеседование на знание программы дошкольного воспитания. Предлагаются анкеты.
Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе, в которой работает молодой специалист. Результаты фиксируются в тетради наблюдений.
Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус. Это связано с тем, что он не успел установить и закрепить дружеские связи с другими членами коллектива.
Работу необходимо начать с общего мероприятия в форме чаепития с использования различных тренинговых игр и упражнений с целью знакомства, сплоченности вновь образовавшегося коллектива.
2 этап – основной. На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их психологической и профессиональной компетентности. Этап длится в течение всего учебного года. Пли планировании работы с педагогами психолог ориентируется на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. А содержание будет зависеть от годовых задач ДОУ, интересов педагогов, трудностей, которые они испытывают в работе. Одним из интересных методов активного обучения в работе с молодыми кадрами является консультация – диалог. Два педагога имеют разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они излагают свои аргументы , а слушатели выбирают ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям. Одной из эффективных форм в работе с молодыми кадрами является «Решение ситуационных задач» Ситуация – оценка: предлагается описание конкретного случая и принятия мер; задача слушателей – назвать и оценить действия, их причину. Ситуации, которые предлагает педагог-психолог взяты из повседневной жизни, либо они являются типичными.
3 этап – подведение итогов, или аналитический.
Психолог в конце учебного года, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста молодого специалиста, намечает перспективы дальнейшей работы.
1. В нашем дошкольном учреждении в последние несколько лет сложилась
следующая ситуация. С открытием новых групп, с уходом на пенсию опытных педагогов поменялся педагогический состав.
Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало планирование системы работы с молодыми специалистами.
Проблема еще заключалась в том, что более половины новых сотрудников без специального дошкольного образования, а двое из них с незаконченным высшим.
2. Почему важна работа с педагогами, в том числе с молодыми специалистами.
От педагогов в значительной степени зависит эмоциональное благополучие и психическое развитие детей в условиях семьи и детского сада.
Воспитатель детского учреждения играет важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, поскольку проводит с ребенком даже больше времени, чем родители.
У ребенка с воспитателем устанавливаются тесные эмоциональные связи, отчасти компенсирующие отсутствие родителей.
А также педагог является первым официальным лицом, в присутствии которого ребенок приобретает социальный опыт адаптации.
Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждение с одной стороны, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, с другой стороны складывается впечатление, что педагог пробуя себя в профессии, думает и размышляет: «Останусь я в профессии или нет». Поэтому задачей педагога- психолога является помочь молодому специалисту в профессиональном становлении, развить интерес к педагогической профессии.
Ведь компетенция от лат. переводится, как добиваюсь, соответствую, подхожу. Это девиз первых лет работы молодых педагогов. А система работы педагога – психолога будет способствовать росту их профессиональной компетентности, освоению новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы. Компетентность понимается, как способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами.
Общие проблемы с кадрами.
В своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующими проблемами: постепенно уходит пласт опытных педагогов-профессионалов, у некоторых педагогов со стажем «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить и возможностями, возникновение стереотипов в работе. С открытием новых групп приходят молодые специалисты с разным образованием, не всегда дошкольным. Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало актуальным планирование системы работы с молодыми специалистами.
В своей профессиональной деятельности пли планировании работы с педагогами я столкнулась со следующей проблемой
В нашем дошкольном учреждении в последние несколько лет сложилась
следующая ситуация. С открытием новых групп, с уходом на пенсию опытных педагогов поменялся педагогический состав.
Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало актуальным планирование системы работы с молодыми специалистами.
Проблема еще заключалась в том, что более половины новых сотрудников без специального дошкольного образования, а двое из них с незаконченным высшим.
Одной из моих годовых задач в работе с детьми является развитие их эмоционального мира.
Для успешного решения этой годовой задачи педагогам необходимо не только понимать значимость проблемы, но и владеть определенными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в этой области. С целью повышения психологической компетентности педагогов в работе над данной проблемой я использовала различные методы активного обучения (семинары, консультации, семинар-практикум, деловая игра, фотовыставка и т.д.) А детям, в свою очередь, доступно не только знание базовых эмоций, но и умение их понимать и различать. Например: «Я сегодня – грустный. Почему? Что я могу сделать, чтобы моё настроение изменилось? Позвонить другу, попросить поиграть с взрослыми, включить веселую музыку и т. д.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.
Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...
методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...
Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...
Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ...
Консультация учителя-дефектолога для педагогов ДОУ "Проведение углубленной психолого-педагогической диагностики в работе специалистов ДОУ"
Консультация для педагогов "Цели и задачи углубленной психолого-педагогической диагностики в работе спеиалистов ДОУ" с бланком анамнестических сведений...