Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.
статья по теме

Материал для работы педагога-психолога  с молодыми  специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.

Содержание работы с начинающими педагогами зависит от следующего:

- имеют ли они педагогическое образование; если имеют, то какое учебное заведение (колледж или вуз), какой факультет (дошкольный, начальных классов, другой) окончили;

- насколько хорошо подготовлены теоретически (знают основы общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали или участвуют в исследовательской деятельности;

- имеют ли опыт практической работы с детьми;

- каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.

В зависимости от этого молодых специалистов условно разделяют на три группы:

1) воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;

2) воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по содержанию и, конечно, по целям.

Для первой группы молодых специалистов выбираются такие методы, приемы и формы работы, которые способствуют усвоению теоретического материала, формированию навыков практической работы. Это консультации, семинары – практикумы, беседы, коллективные просмотры, наставничество, лекции, аукцион педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно – деятельностные игры, «книжная лавка».

Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих овладению навыками практической работы с детьми, родителями. Это семинары – практикумы, коллективные просмотры, взаимопосещения, анализ педагогических ситуаций, практические отчеты и др.

Для третьей группы применяют формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников. Это дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, беседы, диспуты, убеждение, поощрение.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.

 1 этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания  и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

2 этап – развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно –образовательной работы, вырабатывается свой стиль, появляется интерес к опыту коллег.

3 этап – 4-5 год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

4 этап – совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Работу по повышению психологической компетентности молодых педагогов стоит начать со следующих шагов или этапов.

1 этап – диагностический. На этом этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Педагог-психолог проводит собеседование на знание программы дошкольного воспитания. Предлагаются анкеты.

Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе, в которой работает молодой специалист. Результаты фиксируются в тетради наблюдений.

 Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус. Это связано с тем, что он не успел установить и закрепить дружеские связи с другими членами коллектива.

Работу необходимо начать с общего мероприятия в форме чаепития  с использования различных тренинговых игр и упражнений с целью знакомства, сплоченности вновь образовавшегося коллектива.

 2 этап – основной. На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их психологической и профессиональной компетентности. Этап длится в течение всего учебного года.  Пли планировании работы с педагогами психолог ориентируется на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. А содержание будет зависеть от годовых задач ДОУ, интересов педагогов, трудностей, которые  они испытывают в работе. Одним из интересных методов активного обучения в работе с молодыми кадрами является консультация – диалог. Два педагога имеют разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они излагают свои аргументы , а слушатели выбирают ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям. Одной из эффективных форм в работе с молодыми кадрами является «Решение ситуационных задач» Ситуация – оценка: предлагается описание конкретного случая и принятия мер; задача слушателей – назвать и оценить действия, их причину. Ситуации, которые предлагает педагог-психолог взяты из повседневной жизни, либо они являются типичными.

3 этап – подведение итогов, или аналитический.

Психолог в конце учебного года, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста молодого специалиста, намечает перспективы дальнейшей работы.

 

 

  1. В нашем дошкольном учреждении в последние несколько лет сложилась

следующая ситуация. С открытием новых групп, с уходом на пенсию опытных педагогов поменялся педагогический состав.  

Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало планирование системы работы с молодыми специалистами.

Проблема еще заключалась в том, что более половины новых сотрудников без специального дошкольного образования, а двое из них с незаконченным высшим.

2.   Почему важна работа с педагогами, в том числе с молодыми специалистами.

От педагогов в значительной степени зависит эмоциональное благополучие и психическое развитие детей в условиях семьи и детского сада.

Воспитатель детского учреждения играет важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, поскольку проводит с ребенком даже больше времени, чем родители.

У ребенка с воспитателем устанавливаются тесные эмоциональные связи, отчасти компенсирующие отсутствие родителей.

А также педагог является первым официальным лицом, в присутствии которого ребенок приобретает социальный опыт адаптации.

Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждение с одной стороны,  испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, с другой стороны складывается впечатление, что педагог пробуя себя в профессии, думает и размышляет: «Останусь я в профессии или нет». Поэтому задачей педагога- психолога является помочь молодому специалисту в профессиональном становлении, развить интерес к педагогической профессии.

 Ведь компетенция от лат. переводится, как добиваюсь, соответствую, подхожу. Это девиз первых лет работы молодых педагогов. А система работы педагога – психолога будет способствовать росту их профессиональной компетентности, освоению новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы. Компетентность понимается, как способность человека найти оптимальный вариант решения проблемы минимальными затратами.

Общие проблемы с кадрами.

 В своей профессиональной деятельности я столкнулась со следующими проблемами: постепенно уходит пласт опытных педагогов-профессионалов,  у некоторых педагогов со стажем «педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить и возможностями, возникновение стереотипов в работе. С открытием новых групп приходят молодые специалисты с разным образованием, не всегда дошкольным. Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало актуальным планирование системы работы с молодыми специалистами.

 В своей профессиональной деятельности пли планировании работы с педагогами я столкнулась со следующей проблемой

 В нашем дошкольном учреждении в последние несколько лет сложилась

следующая ситуация. С открытием новых групп, с уходом на пенсию опытных педагогов поменялся педагогический состав.  

Те формы и методы в работе, которые применялись в течение последних лет, потеряли свою значимость. Поэтому одной из главных задач стало актуальным планирование системы работы с молодыми специалистами.

Проблема еще заключалась в том, что более половины новых сотрудников без специального дошкольного образования, а двое из них с незаконченным высшим.

   Одной из моих годовых задач в работе с детьми является развитие их эмоционального мира.

Для успешного решения этой годовой задачи педагогам необходимо не только понимать значимость проблемы, но и владеть определенными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в этой области. С целью повышения психологической компетентности педагогов в работе над данной проблемой я использовала различные методы активного обучения (семинары, консультации, семинар-практикум, деловая игра, фотовыставка и т.д.) А детям, в свою очередь, доступно  не только знание базовых эмоций, но и умение их понимать и различать. Например: «Я сегодня – грустный.  Почему? Что я могу сделать, чтобы моё настроение изменилось? Позвонить другу, попросить поиграть с взрослыми, включить веселую музыку и т. д.»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"

Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами....

Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.

Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ...

Консультация учителя-дефектолога для педагогов ДОУ "Проведение углубленной психолого-педагогической диагностики в работе специалистов ДОУ"

Консультация для педагогов "Цели и задачи углубленной психолого-педагогической диагностики в работе спеиалистов ДОУ" с бланком анамнестических сведений...