Пример написания пояснительной записки к ООПДО
статья по теме
В статье предложен пример написания пояснительной записки к основной общеобразовательной программе для дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей.
Пример написания пояснительной записки к ООПДО
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 «Утиное гнездышко» разработана педагогическим коллективом образовательного учреждения
Основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с:
международно-правовыми актами:
· Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, в СССР вступила в силу 15.09.1990),
· Декларация о правах ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959);
законами РФ и документами Правительства РФ:
· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (с изменениями и дополнениями),
· ст. 30 Конституции РФ, ст.ст. 7,9,12,14,17,18,28,32,33 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями),
· Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562,
· Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условием ее реализации (далее по тексту - ФГТ), утверждённые приказом Министерства образования РФ от 23.11.2009 №655,
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,
· «Национальная доктрина образования» (одобрена постановлением Правительства РФ от 30.06.200 г.),
· Гражданский и трудовой кодекс РФ;
документами Федеральных служб:
· СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях» от 22.07.2010 № 18267;
нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ:
· «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (от 09.08.2000 № 237/23-16),
· «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального школьного образования» (от 25.03.1994),
· «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений РФ» (от 24.04.1995 №6/10-15),
· «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003,
· «О статусе образовательных учреждений» (от 08.06.1998 №30),
· «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» (от 24.03.1995 №42/19-15),
· «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» (от 14.03.2000 № 65/23-16),
· «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (от 05.07.2001 №505),
· Проект «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», подготовленный Федеральным государственным учреждением Федеральный государственный институт развития образования,
· «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 21.10.2010г №03 – 248);
а также, в соответствии с Уставом МБДОУ д/с № 83 «Утиное гнездышко».
Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 83 «Утиное гнездышко» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, с 07.00 часов до 19.00 часов.
В настоящее время функционирует 10 групп:
- 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет;
- 8 групп дошкольного возраста с 3 до 7 лет,
Наше дошкольное учреждение посещают 213 детей.
Предполагается формирование группы кратковременного пребывания.
1. Контингент воспитанников ДОУ
Таблица 1
№п/п | Возрастные группы | Количество групп | Количество детей |
2012-2013 | 2012-2013 | ||
1 | От 2 до 3 лет – группа раннего возраста | 2 | 36 |
2 | От 3 до 4 лет – группа младшего возраста | 2 | 45 |
3 | От 4 до 5 лет – группа среднего возраста | 2 | 47 |
4 | От 5 до 6 лет – группа старшего возраста | 2 | 49 |
5 | От 6 до 7 лет – группа старшего возраста | 2 | 51 |
6 | Группа кратковременного пребывания | 1 | 12 |
7 | Итого | 11 | 240 |
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Возраст | Возрастные особенности | Индивидуальные особенности |
Приложение № 1
Социальное обследование семей показало:
29 – неполных семей, 30 – многодетных семей, 1 семья малоимущие.
Дошкольное учреждение посещают 3 опекаемых ребенка.
По национальности: Татары - 7, Лезгины - 1, Чеченцы - 1, Азербайджанцы - 1, Башкиры - 2, Чуваши - 2, Калмыки -1, Ненцы - 1, Украинцы - 2, Ногайцы - 1, Белорусы - 1, Киргизы - 1, Армяне - 1.
Расстановка кадров
Группы раннего возраста от 2 до 3 лет
№ 1 «Ягодка»
Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование средне-специальное, II квалификационная категория
№ 8 «Птенчики»
Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, не имеет квалификационной категории
Группы младшего возраста от 3 до 4 лет
№ 9 «Солнышко»
Воспитатель 1 - образование средне-специальное, II квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, I квалификационная категория
№ 10 «Матрешка»
Воспитатель 1 - образование средне-специальное, II квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, I квалификационная категория
Группы среднего возраста от 4 до 5 лет
№ 3 «Березка»
Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория
Воспитатель 2 – образование высшее, не имеет квалификационной категории
№ 6 «Теремок»
Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная категория
Воспитатель 2 — образование высшее, I квалификационная категория
Младший воспитатель -Марченко Надежда Александровна
Группы старшего возраста от 5 до 6 лет
№ 2 «Совушка»
Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, I квалификационная категория
№ 7 «Радуга»
Воспитатель 1 - образование высшее, II квалификационная
Воспитатель 2 - образование высшее, не имеет квалификационной категории
Группы старшего возраста от 6 до 7 лет
№ 4 «Непоседы»
Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, I квалификационная категория
№ 5 «Подсолнушки»
Воспитатель 1 - образование высшее, I квалификационная категория
Воспитатель 2 - образование высшее, I квалификационная категория
Подменный воспитатель
образование высшее, I квалификационная категория
Музыкальный руководитель образование средне-специальное, I квалификационная категория
Учитель-логопед образование высшее, I квалификационная категория
Инструктор по физической культуре образование высшее, I квалификационная категория
Педагог — психолог образование высшее, квалификационной категории не имеет.
Цели деятельности МБДОУ по реализации ООП
- Создание системы воспитания, обучения и развития, а также присмотра и ухода и оздоровления детей направленной на осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности в работе семьи, начальной школы в реализации духовного, психофизического развития и здоровья детей;
- Приобщение детей к основным компонентам человеческой культуры (знание искусство, мораль, труд и т.д.);
- Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни.
Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности МБДОУ:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- осуществление интеллектуального, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания , обучения и развития детей.
«Познавательно-речевое развитие детей»: комплексное развитие всех сторон устной речи; подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение); содействие развитию у детей познавательных интересов; содействие интеллектуальному развитию ребенка; формирование элементарных математических представлений. Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира искусств, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и естественных наук, ОБЖ и гигиены.
Познавательно-речевое развитие ребенка предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности.
Интеллектуальная готовность - это прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов: воображения, творчества, мышления (однако в основном мышление дошкольника остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами или их заместителями), а также достаточный уровень сформированности познавательных интересов, их ориентированность на зону ближайшего развития.
Под речевой готовностью понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов.
Познавательно-речевая готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Приоритетные направления деятельности МБДОУ по реализации Программы:
- обогащение содержания и среды развития ребёнка по приоритетному направлению деятельности МБДОУ - познавательно-речевому развитию детей;
- повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГТ;
- совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
- развитие системы взаимодействия с МБОУ СОШ № 13, МБОУ СОШ № 38 в соответствии с ФГТ и ФГОС;
- расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа кратковременного пребывания);
- создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
- совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в МБДОУ;
- повышение эффективности использования ресурсов МБДОУ.
Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ
Приложение № 2
Принципы и подходы к реализации Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа построена на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Программа
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию ребенка;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
- предполагает построение процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
А также в программе сочетаются следующие принципы:
Приложение № 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение № 1 | 43.87 КБ |
Приложение № 2 | 14.59 КБ |
Приложение № 3 | 12.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
Возраст | Возрастные особенности | Индивидуальные особенности |
2 – 3 года группа №1 «Ягодка», № 8 «Птенчики» | На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. | Дети данных групп, вновь поступившие в дошкольное учреждение, у некоторых еще не закончен адаптационный период. Для воспитанников данных возрастных групп характерны общие показатели развития. Нервно– психического развитие соответствуют возрастной норме. На достаточном уровне развиты культурно- гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Дети умеют общаться друг с другом, начинают играть вместе, говорят предложениями, используют существительные и прилагательные. Понимают речь взрослого без наглядного сопровождения; задают вопросы типа: «Что это?». Выполняют двухступенчатую инструкцию: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Используют по назначению цветные карандаши, рисуют по возрасту, манипулируют с предметами. Самостоятельно делают несложные постройки и называют их. Адаптация практически у всех воспитанников протекает успешно. |
3 – 4 года Группы: № 9 «Солнышко», № 10 «Матрешка» | В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. | № 9 «Солнышко» Группы здоровья: I - 2 II - 23 III – Итоговый уровень усвоения программного материала 89% 69% - высокий уровень (11 детей) 21% - средний уровень (5 детей) низкий уровень – нет Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данной возрастной группы демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме): Умеют общаться со взрослыми; любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление; особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту, некоторые дети любят экспериментировать, пользуются сенсорным эталонам; есть воспитанники с высоким уровнем развития мелкой моторики, развитием образного мышления, воображения, есть предпосылки к предметному рисунку; Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка. Группа № 10 «Матрешка» Группы здоровья: I - 4 II - 18 III – 3 Итоговый уровень усвоения программного материала 87% 69% - высокий уровень (11 детей) 38% - средний уровень (7 детей) низкий уровень – нет группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данных возрастных категорий демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме): - любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление; - особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту; - в перцептивной деятельности – к переходу с использования предэталонов к сенсорным эталонам; Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка. |
4 – 5 лет Группы: № 3 «Березка», № 6 «Теремок», | В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией. | Группа № 6 «Теремок» Группы здоровья: I - 2 II - 21 III – 1 Итоговый уровень усвоения программы - 84% высокий уровень развития (12 детей) - 50% средний уровень развития (12 детей) - 50% низкий уровень развития - 0 Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данной возрастной группы демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме): Умеют общаться со взрослыми; любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление; особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту, некоторые дети любят экспериментировать, пользуются сенсорным эталонам; есть воспитанники с высоким уровнем развития мелкой моторики, развитием образного мышления, воображения, есть предпосылки к предметному рисунку; Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка. Группа № 3 «Березка» Группы здоровья: I - 3 II – 15 II – б-1 III – 1 Итоговый уровень усвоения программы-88% высокий уровень развития (11 детей) 55%, средний уровень развития (9 детей) 45% низкий уровень – нет Для воспитанников данной возрастной группы характерны общие показатели развития. Большинство воспитанников данных возрастных категорий демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме): - любят играть в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры на логическое мышление; - особенности развития зрительно – моторной координации соответствуют возрасту; - в перцептивной деятельности – к переходу с использования предэталонов к сенсорным эталонам; Практически у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты память и внимание, наглядно-действенное мышление и воображение. Во взаимоотношениях со сверстниками дети начинают руководствоваться нормами и правилами, у некоторых воспитанников начинает развиваться самооценка. |
5-6 лет группы: № 2 «Совушка», № 7 «Радуга» | Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. | Группы № 2 «Совушка» Группы здоровья: I - 4 II - 14 II б - 1 III – 1 Диспансерный учет ВНС – 1 ребенок Итоговый уровень усвоения программы – 90% средний уровень развития (4 ребенка) 20%, высокий уровень развития (16 детей) 80%, Развито слоговое чтение, дифференциация звуков. Дети эмоционально отзывчивы, стремятся к контактам, проявляя доброжелательность в отношении с друг другом и взрослым. Большинство воспитанников данной группы демонстрируют готовность на достаточном уровне (по возрастной норме): - в общении со взрослым – к появлению познавательного мотива; - в игре – к освоению ролевого взаимодействия; - к развитию и техническому усложнению продуктивной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием); - в восприятии предметного мира – к созданию сложных объектов, упорядочению групп предметов по сенсорному признаку. Не у всех воспитанников на уровне возрастной нормы развиты речь, есть затруднения в произношении, Достаточно развиты мелкая моторика, память и внимание, наглядно-действенное мышление и элементы образного мышления, воображение. Во взаимоотношениях со сверстниками дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников развивается самооценка. Группа № 7 «Радуга» Группы здоровья: I –6 II – 17 Диспансерный учет Анемия – 2 ребенка; Пупочная грыжа – 2 ребенка; Паховая грыжа - 1 ребенок; Нефропатия - 1 ребенок. Итоговый уровень усвоения программы – 91% Высокий уровень - 15 детей – 65%, Средний уровень – 8 человек – 35%. Низкий уровень – 0. У детей данной группы конструктивный вид общения. Дети проявляют одобряемые формы поведения (могут сами убирать игрушки, выполняют несложные поручения, замечают несоответствия поведения других детей общепринятым нормам и правилам). Умеют радоваться успехам других. Традиции группы развивают доброжелательное отношение друг к другу. Чувствительны к оценке взрослого. Получают удовлетворение от выполнения трудных заданий. Ярко выражено стремление к театрализованной деятельности (настольный, пальчиковый театр). Высокий показатель развития двигательных умений и навыков на физическом уровне. Проявляется эмпатия, альтруизм (соотнесение действий с реальной проблемой). |
6 – 7 лет Группы № 4 «Непоседы», № 5 «Подсолнушки» | В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. Д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. П. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. Д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. | Группа № 4 «Непоседы» Группы здоровья: I - 3 II - 21 III –0 Диспансерный учет Анемия – 1 ребенок Итоговый уровень усвоения программы на конец учебного года - 90 %; средний уровень развития (6 детей) 25%: высокий уровень развития (18 детей 75 %, с низким уровнем – 0 человек. Некоторые воспитанники имеют трудности в развитии речи, с нормой развития речи – 2 ребенка. ФФНР – 18 детей; ФНР – 1 ребенок; НПОЗ – 2 ребенка; ОНР (III уровня) – 1 ребенок. На достаточном уровне развиты: мелкая и крупная моторика, память и внимание, образное мышление и элементы словесно-логического мышления, воображение, произвольность внимания. Во взаимоотношениях со сверстниками дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников на достаточном уровне развита самооценка. Группа № 5 «Подсолнушки» Группы здоровья: I – 4 II – 19 II – 0 Итоговый уровень усвоения программы – 89% высокий уровень развития (14 детей) 60%, средний уровень развития (9 детей) 39%, с низким уровнем – 0 человек. Некоторые воспитанники имеют трудности в развитии речи, с нормой развития речи 6 воспитанников. ФФНР – 14 детей; ФНР – 1 ребенок; НПОЗ – 1 ребенок; ОНР (III уровня) – 1 ребенок. На достаточном уровне развиты: мелкая и крупная моторика, память, образное мышление и элементы словесно-логического мышления, воображение, произвольность внимания. Во взаимоотношениях со сверстниками дети руководствуются нормами и правилами, у многих воспитанников на достаточном уровне развита самооценка. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Особенности осуществления образовательного процесса в МБДОУ
Особенности | Характеристика региона (муниципалитета) | Выводы и рекомендации |
Природно-климатические и экологические | Город расположен в пределах лесоболотной зоны Западно-сибирской низменности. Климат района резко континентальный. Относится к зоне избыточного увлажнения при недостаточной теплообеспеченности. Основным источником поступления влаги являются осадки. В начале холодного периода (октябрь – ноябрь) идет интенсивная потеря тепла и промерзание грунтов. В январе – феврале происходит миграция влаги сверху вниз, и влагосодержание верхнего (30 см) слоя почвы от декабря к марту возрастает. В мае после схода снега постепенно оттаивает почва, но прогревается очень медленно. Избыточное увлажнение способствует активизации вирусов, грибков, бактерий, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье детей. Заслуживает внимания экологическое состояние края: активная вырубка лесов для строительства нефтяных буровых и скважин, бесхозяйственное отношение к лугам, промышленное производство снижает уровень содержания кислорода и повышает содержание в воздушных массах углекислого газа, что отрицательно сказывается на здоровье воспитанников. | При планировании образовательного процесса необходимо внести коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения. Так, например, прогулка в холодный период времени осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10, в актированные дни прогулка заменяется методом сквозного проветривания в отсутствии детей, организуются подвижные игры в спортивном зале, в зале хореографии. Экологические особенности местности позволяют вести углубленную работу экологической направленности. |
Национально-культурные и этнокультурные | Сургут многонациональный город. Самыми многочисленными являются русские. Коренными, малочисленными народностями являются ханты, манси, ненцы. | Возможно введение региональной программы по ознакомлению воспитанников с культурой коренных народностей. Отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством. |
Культурно-исторические | Крупнейшее предприятие города ГРЭС – 1, ГРЭС – 2, «Сургуттрансгаз», Сургутский завод стабилизации конденсата, «Сургутгазпром», и многие другие | При реализации образовательной области «Социализация» необходимо введение тем, направленных на ознакомление воспитанников с профессиональной деятельностью взрослых. |
Демографические | Наблюдается естественный прирост населения города. Характерной чертой последних лет является миграционные процессы. | Возможна реализация региональной программы по работе с детьми, для которых русский язык не родной. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
В программе сочетаются следующие принципы:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Пояснительная записка к ООПДО(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)
пояснительная записка к ООПДО...
Пример написания нового конспекта написания НОД 2017-2018гг.
Этот конспект нам дали на курсах повышения квалификации декабрь 2017г....