рекомендации для воспитателей по составлению портфолио
консультация по теме
как составить портфолио .какие разделы можно осветить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_sostavleniyu_portfolio.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Формирование профессиональной компетентности педагогов в ДОУ
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ.
Обратимся к анализу литературы для выявления сущности и содержания понятия «профессиональная компетентность».
Некоторые исследователи полагают, что профессиональная компетентность педагога представляет собой единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, его профессионализм (В.А. Сластёнин). Другие обращают внимание на гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания и культуры педагогического общения (Л.М. Митина). Свалова Т.А. выделяет следующие компетенции педагогов ДОУ: методическая, аналитическая, прогностическая, проектировочная компетентности.
Несмотря на различия в подходах, можно отметить нечто общее. Это касается структуры профессиональной компетентности, то есть когнитивного, деятельностного и личностного (профессионально-личностного) компонентов. Профессиональная компетентность педагога системы дошкольного образования предполагает следующие характеристики её компонентов: когнитивный компонент включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук; деятельностный компонент – профессиональные умения и опыт; профессионально-личностный компонент – личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.
На основе анализа литературных источников, профессиональную компетентность педагога можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ осуществляется в рамках методической работы с учётом вышеизложенных показателей. Работа с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
- анкетирование;
- консультации разных форм: индивидуальные, групповые,фронтальные;
- семинары;
- практикумы;
- круглые столы: проблемные, тематические и др.;
- открытые просмотры, взаимопосещения;
- смотры-конкурсы;
- мастер-классы;
- работа в творческих группах и др.
Работа с педагогами по развитию профессиональной компетентности обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а так же повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. Кроме того, педагоги ДОУ активно участвуют в городских методических объединениях, каждый педагог может реализовать свои творческие способности в деятельности с детьми.
2. Методические рекомендации по составлению портфолио педагога
Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы, накоплены его личные профессиональные достижения в воспитательно-образовательной деятельности, результаты развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени (обычно за последние 5 лет). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио удобно использовать для оценки уровня профессионализма работника при его аттестации.
Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение педагога предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.
Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Важно, чтобы педагог проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов. Достойное портфолио педагога - это показатель его профессиональной компетенции.
Содержание портфолио:
- Титульный лист;
- Содержание:
Раздел 1. Общие сведения о педагоге (это своего рода визитная карточка, резюме. Ф.И.О. педагога, дата рождения, образование, специальность, полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог, должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная категория, имеющиеся награды, жизненная позиция (девиз), личная подпись педагога. В правом верхнем углу титульного листа помещается фотография произвольных размеров и характера. Так же этот раздел может содержать дополнительную информацию о себе, своих увлечениях, хобби, которая не отображена в официальных документах или творческих работах. Прилагаются копии дипломов, удостоверения курсов повышения квалификации);
Раздел 2. Достижения педагога (в этом разделе помещаются все имеющиеся у педагога сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: грамоты, благодарственные письма, сертификаты, дипломы за участие в конкурсах, отзывы коллег, родителей, гранты (документы о получении) и т.д.;
Раздел 3. Научно-методическая деятельность (в этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога. Результаты работы по самообразованию, обобщению опыта, выступления, участие в конференциях, «круглых столах», семинарах, мастер-классов, методических объединениях учебного заведения, города, участие в экспериментальной работе, профессиональных конкурсах, распространение передового опыта (открытые занятия, их анализ, выступления на семинарах, конференциях, материалы выступлений, тексты докладов на городских семинарах, МО, публикации иллюстрирующие педагогический опыт, статьи в газетах, журналах, на сайтах, разработка авторских, рабочих программ. В этом разделе помещаются фотографии, презентации, демонстрирующие деятельность);
Раздел 4. Методическое оснащение образовательного процесса (это коллекция лучших методических наработок: планы, методические рекомендации, сценарии мероприятий, разработанные педагогом, раздаточный, дидактический материал, картотеки игр, упражнений, пособия, тесты, мультимедийные разработки педагога (презентации), предметно-развивающая среда (фото);
Раздел 5. Результаты педагогической деятельности. Достижения воспитанников (анализ заболеваемости, уровень развития детей, уровень освоения программы (результаты диагностики),результаты участия в конкурсах, выставках и т.д.)
Раздел 6.Общие сведения о педагоге" обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других - резюме, может быть эссе "Мое педагогическое кредо" либо рубрики "Я - глазами детей", "расскажите обо мне", "Моя семья", "Генеалогическое дерево" и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны.
Несмотря на то, что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство.
Презентация - это итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов, выступление на методическом объединении, презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера Power Point, слайд-шоу.
Примерные критерии оценки портфолио:
- творческий подход к созданию портфолио;
- степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
- глубина и практическая значимость данных материалов;
- наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов; . способ подачи материалов;
- оформление портфолио и др.
Портфолио - дело добровольное, отражает индивидуальность автора - составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер. Автор портфолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен четко осознавать цели создания и возможность его использования в практической деятельности. Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной документ.
Подготовил старший воспитатель Кокорина О.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей по составлению рабочей программы дополнительного образования
Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду нормативных документов, определяющих содержание дошкольного образования?...
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений в помощь при подготовке своего портфолио, а также для создания портфолио детского сада....
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по составлению портфолио.
Портфолио...
Рекомендации для педагогов по составлению портфолио
Как правильно составить папку- портфолио...
Методические рекомендации по составлению портфолио педагога
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ при составлении портфолио педагога....
Методические рекомендации для воспитателей по составлению календарно – тематического планирования по образовательной области «Речевое развитие»
Материал для воспитателей...
рекомендации по составлению портфолио
Сколько бы образцов и рекомендаций по составлению портфолио воспитателя для очередной аттестации не появилось в Интернете, каждый знает, что это огромная работа. Чтобы она не упала на вашу и...