Команда единомышленников – основа успешной инновационной деятельности
статья по теме
Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному выбору на основе личной ответственности за результат деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_komandnoy_raboty.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Команда единомышленников – основа успешной
инновационной деятельности
В ходе модернизации Российского образования многие образовательные учреждения встали на путь инновационной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово», являясь областной экспериментальной площадкой, работает над проблемой разработки механизма внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Это позволит детским садам города осмыслить опыт оздоровления детей, смоделировать здоровьесберегающий процесс, максимально соответствующий условиям детского сада и профессиональным возможностям педагогов в своем дошкольном учреждении, сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.
Для осуществления инновационного замысла, прежде всего, необходима команда профессионалов- единомышленников, обладающих уверенностью в себе, выстраивающих работу по личному выбору на основе личной ответственности за результат деятельности.
Эта очень сложная и длительная работа – необходимый этап любой инновационной деятельности, и администрации образовательного учреждения необходимо направить все усилия на:
- Установление добрых взаимоотношений в педколлективе на основе поддержки. Важно, чтобы каждый сотрудник ощутил заботу о себе, почувствовал, что его ценят, создают условия для проявления его возможностей;
- На установление подлинной демократии, так как уровень демократического участия является ключевым фактором в достижении высоких показателей. Все действия или процессы, которые осуществляются в образовательном учреждении, должны быть хорошо обсуждены, осмыслены каждым сотрудником, приняты педколлективом и осуществлялись бы с его активным участием;
- На понимание каждым сотрудником того, над чем работает коллектив и какова роль каждого в этом процессе. Педагоги должны четко знать, каковы основные направления деятельности образовательного учреждения, что ожидается от них, что они могут ожидать от других, в чем заключается их роль, каковы нормы, ценности, правила учреждения;
- На повышение уверенности педагогов в себе, в своих силах, их самостоятельности и ответственности за результаты своей работы.
Для успешной деятельности учреждения необходима сбалансированность четырех элементов:
Взаимоотношения – Участие – Прозрачность - Самостоятельность
В нашем дошкольном образовательном учреждении это достигается через:
- Тренинговую работу «Искусство командной работы и лидерства» с педколлективом, тренинги личностного роста, на которых рождается доверительность между сотрудниками, формируются такие умения, как:
- умение вырабатывать групповую стратегию деятельности;
- умение использовать творческий подход к делу;
- умение самовыражаться;
- доверять другим, верить в себя;
- быть честным;
- преодолевать трудности эффективным способом;
- поддерживать успехи других и признавать свои и т.п.
- Выработку имиджа или делового кредо детского сада - внутренних, мобилизующих педколлектив ценностных установок, ориентаций, потребностей.
Совместное создание проекта делового кредо детского сада позволило заинтересовать всех сотрудников, дать почувствовать каждому единство в работе через совместную разработку стратегии развития учреждения, его приоритетов, ценностей, позволяет выделить направленность поведения педагога, элементы корпоративной культуры (неписаные законы, традиции, ритуалы, имиджевые элементы и т.п.).
- Расширение структуры управления.
В нашем дошкольном учреждении организационная структура управления была изменена с линейного типа на линейно-функциональную, а затем на структуру матричного типа. Произошло расширение структуры управления по горизонтали за счет создания служб:
- службы мониторинга,
- службы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка,
- службы психолого-методического сопровождения педагога,
- службы психолого-медико-педагогического сопровождения семьи,
- службы сопровождения эксперимента по здоровьесбережению,
- информационной службы.
В структуре управления выделились три уровня:
- Общественный (Совет по развитию ДОУ, управляющий совет, родительские комитеты);
- Административный (педагогический совет детского сада, заведующая детским садом, научный консультант, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующей по научно-экспериментальной деятельности, руководители служб детского сада, которые возглавляют и осуществляют анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование деятельности педколлектива);
- Профессионально-педагогический (творческие, проблемные, проектные группы, творческие объединения педагогов, которые содействуют работе педколлектива и реализуют идеологию детского сада через профилактическую, развивающую, коррекционную, учебно-оздоровительную, физкультурно-оздоровительную, просветительскую работу)
В результате, основными стали функциональные, а не административные взаимосвязи и взаимодействия, посредством которых идет формирование педагогических сообществ, объединений педагогов, по сути экспериментальных команд, которые имея сформированное профессиональное мировоззрение, устойчивую профессиональную позицию, новые ценностные ориентации, новое отношение к ребенку, создают новую практику в детском саду, делают более эффективными условия.
4. Осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения как единой модели деятельности дошкольного учреждения.
Инновационный замысел дошкольного учреждения реализуется на основе психолого-медико-педагогического сопровождения - комплексной технологии, позволяющей объединить всех участников образовательного процесса в решении задач оздоровления, развития детей.
Главным звеном психолого-медико-педагогического сопровождения детей в детском саду являются психолого-медико-педагогические консилиумы I и II типа, самодостаточные, хорошо структурированные «действа». Психолого-медико-педагогический консилиум представляет собой организационную форму, которая помогает педколлективу разработать и спланировать единую стратегию сопровождения каждой возрастной группы, каждого ребенка, задействовать при этом профессиональный, личностный потенциал всех специалистов дошкольного учреждения на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности.
Даты проведения педконсилиумов 2-х видов занесены в план работы детского сада, таким образом заранее осуществляется постановка целей и задач и каждый участник консилиума изначально хорошо понимает назначение общей встречи и для детского сада в целом и для себя, как специалиста в частности .
- Создание системы работы с педагогическими кадрами.
Детей XXI века должны воспитывать педагоги XXI века: теоретически подготовленные, свободные от педагогических стереотипов, способные глубоко осмысливать и передовую практику и научные исследования в своей профессиональной области. В основе системы работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной компетентности педагога, помогающая выявить проблемы и затруднения. Педагогические советы, семинары-практикумы, психологические студии, гостиные и др. направлены на:
- развитие личности педагога,
- развитие рефлексивной деятельности,
- формирование ключевых компетенций педагога,
- профессиональное самосовершенствование и самореализацию,
- взаимообмен духовными ценностями,
- развития творчества в профессиональной деятельности,
- сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса,
- формирование навыков по разностороннему развитию личности ребенка,
- на освоение личностного подхода к ребенку - как образовательной технологии.
- Осуществление сотрудничества специалистов детского сада с внешним сообществом:
- научным потенциалом города и области,
- преподавательскими кадрами Кемеровского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новокузнецкой педакадемии, Кемеровского государственного университета,
- образовательными учреждениями города,
- родителями,
- социумом,
позволяет педагогическим кадрам детского сада своевременно знакомиться с передовым опытом, получать помощь и научно-образовательную поддержку по организации новых проектов изменения деятельности в дошкольном учреждении, получать обратную связь о результативности своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Формирование команды единомышленников в ДОУ
Описана система развития педагогической команды ДОУ....
Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...
Команда единомышленников в ДОУ
Мы, руководители учреждения, несем ответственность за достижение целей образовательного процесса. Но иногда, стремясь достичь его эффективности, забываем, что в процесс включены не т...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....