Семинар-практикум для педагогов "Организация методической работы по речевому развитию детей в детском саду"
методическая разработка
основные направления работы детского сада по развитию речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_1.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, здравствуйте.
Разрешите представиться, Сухарева Светлана Александровна, воспитатель детского сада «Алёнушка». Высшая квалификационная категория, победитель конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года – 2009», «Воспитатель года – 2014». Педагогический стаж 29 лет.
В этом учебном году я буду руководителем вашего районного методического объединения для педагогов разновозрастных групп.
Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».
Итак, сегодняшняя наша встреча посвящена, пожалуй, самой важной теме, сложной и всегда актуальной, это работа дошкольных учреждений по развитию речи детей дошкольного возраста.
А цели нашего методического семинара мы попробуем определить сами. СЛАЙД
- Изучить методический аспект работы воспитателя по развитию речи.
- Узнать о новых и передовых педагогических практиках.
- Уметь планировать работу по развитию речи для детей разновозрастной группы детского сада.
- Обобщить опыт работы по развитию речи.
- Сравнить методы и приёмы развития речи детей разной возрастной группы.
- Сделать вывод об уровне своей личной компетенции как педагога при организации и проведении речевой деятельности с детьми.
Детский сад «Ивушка» и Надежда Ивановна Рянина сегодня делятся своим опытом работы по развитию речи, и сейчас они нам любезно предоставят видеоролик о том, какие речевые игры они используют. ( просмотр видео)
Надежда Ивановна, Вам слово.
Уважаемые коллеги, а какие игры используете вы в своей деятельности по развитию речи? (мяч бросаю - педагог отвечает).
Спасибо, Надежда Ивановна.
Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы: СЛАЙД
■ работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;
■ формирование грамматического строя речи;
■ расширение словарного запаса;
■ развитие связной речи;
Раздел обучение грамоте добавляется с подготовительной (в других программах со старшей) группы.
Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.
Работа над звукопроизношением является основой первого раздела. СЛАЙД
Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.
Сегодня на нашем семинаре присутствуют специалисты, учителя-логопеды. Они поделятся опытом работы с детьми. Оксана Сергеевна расскажет о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения и научит нас простым игровым упражнениям.
Татьяна Валентиновна расскажет о том, как с помощью музыки можно строить работу по речевой коррекции детей.
Спасибо, коллеги.
Следующий большой раздел работы по развитию речи – это обогащение словаря детей. свой опыт работы по данному разделу предоставит воспитатель детского сада «Ивушка»:
«Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» (Детский сад «Ивушка», воспитатель Тараканова Т.В.
Игра «Чудесный мешочек». Узнаем, на сколько велик словарный запас педагогов =))
Задание: «перевести» пословицу на русский язык.
- Молчаливый рот – золотой рот. (Слово-серебро, а молчание – золото).
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт).
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Обжёгся на молоке, дует и на воду).
- Сын леопарда – тоже леопард. (Яблоко от яблони недалеко падает).
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Шило в мешке не утаишь).
- Бойся тихой реки, а не шумной. (В тихом омуте черти водятся).
Сегодня мы более подробно остановились на двух разделах работы по развитию речи. Так, как мы ограничены во времени, а работа по развитию речи в детском саду это процесс масштабный. Как мы уже проговаривали, есть ещё два направления речевой работы это – формирование грамматического строя речи СЛАЙД.
И развитие связной речи СЛАЙД. Формы работ вы можете посмотреть на данном слайде. Каждая из этих форм имеет свою методику проведения, свои технологии характерные именно для развития связной речи. Сегодня я вам приготовила небольшие памятки по структуре и проведению образовательной речевой деятельности с детьми. ПАМЯТКИ
Обучение грамоте детей имеет также свою методику и чёткое структурирование, и это тоже тема отдельного семинара. Возможно, в будущем, мы сможем коснуться этих разделов развития речи более подробно.
Организовывая свою работу по развитию речи детей в своей группе, мы должны использовать как классические методы, которые прошли проверку и временем, и качественными своими показателями. Так и инновационные методы или как сейчас принято называть, ТЕХНОЛОГИИ. СЛАЙД
Кто из вас, уважаемые педагоги, знаком с технологией синквейна?
Предлагаю познакомиться с этой интересной и очень простой технологией.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн появился в начале XX века в США; • Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хокку и Танка; • В России синквейн начал применяться с 1993 года.
Педагогическая ценность данной технологии:
Обогащает словарный запас. • Учит формулировать идею (ключевую фразу). • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. • Получается у всех. • Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
НАПРИМЕР синквейн слова ЁЖИК.
- Ежик 2. Cерый, колючий 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится маленький ежик. 5. Лес.
Предлагаю вам поупражняться в данной технологии и составить свой синквейн (2 команды).
Способы работы детей над синквейном:
Составление нового синквейна. • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. • Составление синквейна по прослушанному рассказу; • Коррекция и совершенствование готового синквейна. • Анализ неполного синквейна (без указания темы синквейна или определение названия темы этого синквейна).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Составление перспективного плана работы по речевому развитию.
РЕФЛЕКСИЯ.
Ответить на вопросы для «Чудесного мешочка»:
Я узнала…
Мне бы хотелось…
Спасибо за…
Моё пожелание…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.
Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. ...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА».
Речевое развитие дошкольников....
Семинар практикум "Взаимодействие педагогов и семьи по вопросу успешной адаптации детей к детскому саду".
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность, т.е...
Семинар – практикум "Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум для педагогов. "Обеспечение психологического комфорта и безопасности пребывания детей в детском саду"
Создание психологического комфорта и безопасности пребывния в детском саду, возможны только при ПАРТНЕРСКОМ стиле взаимодействия педагога с ребенком, и недирективное, позитивное общение педагога.....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...