Реализация комплексно-тематического и принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада.
материал (средняя группа) по теме

Лобанова Наталия Николаевна

 

 

                                          Выступление по теме :

 

       Реализация комплексно-тематического и

   принципа  и принципа интеграции в образовательной

                      практике детского сада.

                  

           

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила: Лобанова Н.Н. воспитатель МДОУ

                                         Атемарского  д.с. № 1 «Теремок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобранауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

     В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются 3 основных принципа построения образовательного процесса:

     Учебный;

     Предметно-средовой;

     Комплексно-тематический.

     Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольной образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами.

     До введения ФГТ учебная модель являлась  наиболее распространенной и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению  окружающим, по математике, развитию речи и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приемов, более свободной организации детей, сущность учебной модели не изменилась, так как главной сосавляющей занятия является воздействие взрослого на ребенка, а не взаимодействие и сотрудничество.

     В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса , ярким примером является система М. Монтессори.  В нашем саду по этой системе работает педагог Федаева Н.К.

     В чем  же состоит главная составляющей этой системы. Конечно это богатый дидактический материал, действие с которым , по мнению автора, автоматически развивает ребенка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль.

      Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применен быть не может, так как не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребенка с взрослым для развития всех видов детской деятельности.

     Однако предметно-средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей, Он обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интереса.

     Подойдем  ближе к комплексно-тематическому принципу  построения образовательного процесса

     « Как мы понимаем комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. В первую очередь, тематическое планирование _ это планирование в соответствии  с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям .

 

     Согласно ФГТ к структуре  основной общеобразовательной программы, педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

     Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов  или частей.

     Интеграция в содержании образовании означает объединение обобщенных знаний. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

     Интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение  художественной литературы, художественное творчество, музыка.  

     В связи с положением ФГТ  мы разрабатываем возможные способы интеграции различных образовательных областей. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

     Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризуется принятием ребенка условной  ( в отличие от его реальной) жизненной позиции.

     Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов  познания, способствующая формированию целостной картины мира.

     Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и  объединение усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата.

     Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.

     Трудовая деятельность – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть (потрогать) почувствовать.

     Продуктивная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или  идеальный продукт.

      Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близки и успешные в реализаци позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

     Восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, -э то форма активности ребенка,  предполагающая не пассивное  созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии,  сопереживании героям, в воображаемом  перенесении на себя событий, « мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

     Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организован с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.

Такой инновационный процесс  дает возможность открытия новых направлений в работа и вносят положительные моменты: 1. Делать жизнь  в детском саду более осмысленной и интересной.

2. Формировать образ выпускника в соответствии  запросами общества и государства .

3. ориентироваться на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

4. Обеспечить преемственность с примерными основными программами  начального образования

     Программа  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями  особенностями воспитанников.  Это означает. что  выбранная тема «проецируется» на десять образовательных областей, предлагаемых ФГТ и на  все структурные  единицы образовательного процесса.

     Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части, образовательный процесс.  Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить  больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, т.е. «сформировать целостную картину мира».

     Комплексно-тематический принцип образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире.

     Использование принципа интеграции имеет свои преимущества.

     Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но емкой, что возможно при интегративном подходе,  когда  конкретным предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных аспектах

     Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

      Осуществляется принцип здоровье сбережения, так как особенность  интеграции является смета  поз и видов детской деятельности. Это позволяет удерживать внимание, интерес , придает ей игровой характер.

    Реализация принципов комплексно-тематического планирования  требует особое внимание оснащение  предметно-развивающей среды   

     В своей  стараемся использовать большое количество разнообразного наглядного материала иллюстрации, картины, макеты, предметы быта , поделки, элементы костюмов и т. д. Важными вопросами являются размещение, сменность развивающего материала.

     Одной теме уделяем не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели.

     Тема отражается в подборе материалов,  находящихся  в группе, , и уголках развития .

      В практике нашего детского сада широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями. Общение осуществляется  с родителями  опосредованно – через информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки и т.д. В саду имеется информационный  стенд, который подразумевают  информирование родителей о теме недели, по которой работает  детский сад. Так же размещаем консультации, игры , стихотворения для разучивания с детьми и другую интересную информацию по теме.  Кроме того , в каждой группе в родительском уголке также происходит еженедельное обновление информации в соответствии с темой недели.

     На традиционных родительских собраниях  мы заранее знакомим родителей с темами, которые запланированны, предлагаем материал, которым можно обогатить знания детей, чтоб работа  по теме недели  велась не только в детском саду но и продолжалась дома. Привлекаем родителей  к созданию развивающей среды в соответствии с темой. Кроме традиционных  родительских собраний , активно внедряем  тематические собрания совместно с детьми. В завершении некоторых тематических недель  в детском саду проводим развлечения, праздники и  досуги совместно с родителями. Проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители непросто зрители, а  участники.

     Одна из наиболее популярных форм работы с родителями – это конкурсы и выставки детских работ

     Подводя итоги, следует отметить, что  комплексно-тематический принцип  служит одной цели- развитию  детей  в познавательной, социальной, эмоциональной и физической  сферах, сохранению  их физического и психического здоровья , а также  обеспечивает  увлекательный образовательный процесс и выводит детей  на самоорганизацию , самостоятельный  уровень познания  через открытия.  

                                        ЛИТЕРАТУРА:

Гризик Т.О. «О федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Дош. воспитание 2010 г.

Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Ми\нобрнауки РФ № 655 от 23.11.09 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Выступление по теме :

       Реализация комплексно-тематического и

   принципа  и принципа интеграции в образовательной

                      практике детского сада.

                   

           

                                                   Подготовила: Лобанова Н.Н. воспитатель МДОУ

                                         Атемарского  д.с. № 1 «Теремок»

     Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Минобранауки России от 23.11.2009 № 655 планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

     В настоящее время в массовой практике дошкольного образования используются 3 основных принципа построения образовательного процесса:

     Учебный;

     Предметно-средовой;

     Комплексно-тематический.

     Надо заметить, ни один из них фактически не встречается в дошкольной образовании в чистом виде, сочетаясь с одним или двумя другими принципами.

     До введения ФГТ учебная модель являлась  наиболее распространенной и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению  окружающим, по математике, развитию речи и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приемов, более свободной организации детей, сущность учебной модели не изменилась, так как главной сосавляющей занятия является воздействие взрослого на ребенка, а не взаимодействие и сотрудничество.

     В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса , ярким примером является система М. Монтессори.  В нашем саду по этой системе работает педагог Федаева Н.К.

     В чем  же состоит главная составляющей этой системы. Конечно это богатый дидактический материал, действие с которым , по мнению автора, автоматически развивает ребенка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль.

      Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применен быть не может, так как не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребенка с взрослым для развития всех видов детской деятельности.

     Однако предметно-средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей, Он обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интереса.

     Подойдем  ближе к комплексно-тематическому принципу  построения образовательного процесса

     « Как мы понимаем комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. В первую очередь, тематическое планирование _ это планирование в соответствии  с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка (физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому) и образовательным областям .

     Согласно ФГТ к структуре  основной общеобразовательной программы, педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

     Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов  или частей.

     Интеграция в содержании образовании означает объединение обобщенных знаний. Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

     Интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГТ обозначены десять образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение  художественной литературы, художественное творчество, музыка.  

     В связи с положением ФГТ  мы разрабатываем возможные способы интеграции различных образовательных областей. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

     Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризуется принятием ребенка условной  ( в отличие от его реальной) жизненной позиции.

     Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов  познания, способствующая формированию целостной картины мира.

     Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и  объединение усилий с целью налаживания отношений  и достижения общего результата.

     Двигательная деятельность – это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций.

     Трудовая деятельность – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть (потрогать) почувствовать.

     Продуктивная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или  идеальный продукт.

      Музыкально-художественная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близки и успешные в реализаци позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

     Восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, -э то форма активности ребенка,  предполагающая не пассивное  созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии,  сопереживании героям, в воображаемом  перенесении на себя событий, « мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

     Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ организован с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.

Такой инновационный процесс  дает возможность открытия новых направлений в работа и вносят положительные моменты: 1. Делать жизнь  в детском саду более осмысленной и интересной.

2. Формировать образ выпускника в соответствии  запросами общества и государства .

3. ориентироваться на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.

4. Обеспечить преемственность с примерными основными программами  начального образования

     Программа  строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями  особенностями воспитанников.  Это означает. что  выбранная тема «проецируется» на десять образовательных областей, предлагаемых ФГТ и на  все структурные  единицы образовательного процесса.

     Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части, образовательный процесс.  Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить  больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями, т.е. «сформировать целостную картину мира».

     Комплексно-тематический принцип образовательного процесса предусматривает объединение комплекса различных видов специфической детской деятельности вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире.

     Использование принципа интеграции имеет свои преимущества.

     Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но емкой, что возможно при интегративном подходе,  когда  конкретным предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных аспектах

     Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

      Осуществляется принцип здоровье сбережения, так как особенность  интеграции является смета  поз и видов детской деятельности. Это позволяет удерживать внимание, интерес , придает ей игровой характер.

    Реализация принципов комплексно-тематического планирования  требует особое внимание оснащение  предметно-развивающей среды    

     В своей  стараемся использовать большое количество разнообразного наглядного материала иллюстрации, картины, макеты, предметы быта , поделки, элементы костюмов и т. д. Важными вопросами являются размещение, сменность развивающего материала.

     Одной теме уделяем не менее одной недели. Оптимальный период 2-3 недели.

     Тема отражается в подборе материалов,  находящихся  в группе, , и уголках развития .

      В практике нашего детского сада широко используются наглядно-информационные формы общения с родителями. Общение осуществляется  с родителями  опосредованно – через информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки и т.д. В саду имеется информационный  стенд, который подразумевают  информирование родителей о теме недели, по которой работает  детский сад. Так же размещаем консультации, игры , стихотворения для разучивания с детьми и другую интересную информацию по теме.  Кроме того , в каждой группе в родительском уголке также происходит еженедельное обновление информации в соответствии с темой недели.

     На традиционных родительских собраниях  мы заранее знакомим родителей с темами, которые запланированны, предлагаем материал, которым можно обогатить знания детей, чтоб работа  по теме недели  велась не только в детском саду но и продолжалась дома. Привлекаем родителей  к созданию развивающей среды в соответствии с темой. Кроме традиционных  родительских собраний , активно внедряем  тематические собрания совместно с детьми. В завершении некоторых тематических недель  в детском саду проводим развлечения, праздники и  досуги совместно с родителями. Проведение праздников в детском саду значительно интереснее, когда родители непросто зрители, а  участники.

     Одна из наиболее популярных форм работы с родителями – это конкурсы и выставки детских работ

     Подводя итоги, следует отметить, что  комплексно-тематический принцип  служит одной цели- развитию  детей  в познавательной, социальной, эмоциональной и физической  сферах, сохранению  их физического и психического здоровья , а также  обеспечивает  увлекательный образовательный процесс и выводит детей  на самоорганизацию , самостоятельный  уровень познания  через открытия.  

                                        ЛИТЕРАТУРА:

Гризик Т.О. «О федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Дош. воспитание 2010 г.

Федеральные государственные требования  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Ми\нобрнауки РФ № 655 от 23.11.09 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

Реализация ФГТ в детских образовательных учреждениях требует нового  подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образова...

Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада...

Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в подготовительной группе детского сада по теме: «Снег-лёд».

: Закрепить знания детей о свойствах снега и льда, выявить признаки сходства и различия, познакомить с природным явлением – гололёд и правилами безопасности. ...

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в младшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента  в младшей группе детского сада....

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в средней группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкально - образовательной деятельности с включением регионального компонента в средней группе детского сада...

Комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности в старшей группе детского сада

В материале представлен комплексно - тематический план музыкальной образовательной деятельности с включением регионального компонента в старшей группе детского сада....