Проблемы психологического сопровождения ФГТ и ФГОС. Пути их решения.
статья на тему

Осинина Галина Николаевна

В силу того, что в настоящее время российское образование проходит этап модернизации, которая носит системно-методологический характер, современная школа и дошкольное образование сталкивается с рядом проблем, что, впрочем, закономерно. Одной из таких проблемных зон, безусловно, является психологическое сопровождение образовательного процесса при переходе на ФГТ и ФГОС. Сегодня мы постараемся разобрать объективные причины тех проблем, которые встают перед психологической службой образования в условиях настоящей модернизации и наметить пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В силу того, что в настоящее время российское образование проходит этап модернизации, которая носит системно-методологический характер, современная школа и дошкольное образование сталкивается с рядом проблем, что, впрочем, закономерно. Одной из таких проблемных зон, безусловно, является психологическое сопровождение образовательного процесса при переходе на ФГТ и ФГОС. Сегодня мы постараемся разобрать объективные причины тех проблем, которые встают перед психологической службой образования в условиях настоящей модернизации и наметить пути их решения.

Во-первых, Так как  стандарт  направлен на внесение качественного изменения в систему  образования и ориентирует на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные и индивидуальные способности и потребности воспитанников,  самоценность ступени дошкольного  и перехода  на начальное  образования как фундамента всего последующего образования. Как следствие возрастает роль  психологического сопровождения всех составляющих образовательного процесса в ДОУ. Психологическое сопровождение способствует повышению компетентности, формированию активности позиций, групповой и индивидуальной мотивации.      

  Психологического сопровождения,  на сегодняшний день оно должно быть включено  во все разделы общей образовательной программы и следовательно в весь образовательный процесс.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо:

  1. Глубоко изучить понятия интегративные качества; их коренные отличия от знаний, умений и навыков, необходимые этапы их формирования.
  2. Изучить и хорошо ориентироваться в комплексной программе.
  3. Составлять программу коррекционной работы для воспитанников в том числе для детей  с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Полностью разработать адекватную систему оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Во-вторых, модернизация образования имеет системно-методологический характер, но эти изменения в большинстве случаев неясны современному педагогу. Нашей новой школе соответственно нужен новый учитель, а детскому саду – новый воспитатель, не другой, а новый. Так как педагоги к переходу на новые стандарты образования и ФГТ не были должным образом обучены, причем в первую очередь это отмечают сами воспитатели, и за это во многом вектор ответственности смещается на педагога-психолога.

Вследствие этого психологу в системе образования необходимо:

  1. Оказывать постоянную методическую помощь педагогам на протяжении всего учебного года, начиная от разработки некоторых разделов рабочих программ, заканчивая помощью в проектировании совместно организованной деятельности.
  2. Выстраивать индивидуальную траекторию (индивидуальный маршрут) развития
  3. Повышать общую психологическую компетентность воспитателя.

В-третьих, в основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Следовательно, родители или законные представители воспитанника должны быть компетентными в вопросе образования их детей. К сожалению, в настоящее время средства массовой информации с функцией представления адекватной информации в необходимом объеме не справляются. Более того, зачастую СМИ дезинформируют родителей по многим вопросам, касающимся модернизации образования. С другой стороны, в современном обществе все больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию как социальному институту. Для некоторых родителей образование превратилось в сферу услуг, то есть «обязаны дать некоторый объем знаний моему ребенку, а также воспитать его, а моя функция, как родителя уже закончилась». Эта тенденция является разрушительной как для ребенка, так и для самой семьи. Поэтому совершенно справедливо современное образование направлено на максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают  педагоги, но во многих случаях необходимо участие педагога- психолога.

Вследствие этого педагогу-психологу необходимо сотрудничать с родителями по вопросу их участия в образовательно-воспитательном процессе.

   Таким образом, мы видим, что в связи с переходом на ФГТ и ФГОС перед психологической службой в системе образования возникают новые задачи, для решения которых педагогу-психологу необходимо в первую очередь повышать свою профессиональную компетентность по вопросам модернизации образования. 

   Все выше перечисленные виды деятельности потребуют от педагога-психолога «вживания» в различные профессиональные роли: психолог-проектировщик, психолог-преподаватель, психолог-куратор, психолог-эксперт. Успешность встраивания педагога-психолога в обновленную модель системы образования будет зависеть от собственной позиции психолога, понимания ситуации, желания включиться в работу; но и  от команды (рабочей группы), ее «сработанности»; от системности в работе, потому что разовые мероприятия не дадут большого эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий дл...

«Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»

Кто они-гиперактивные дети? Работа с воспитателями, работа с родителями гиперактивных детей....

Проблемы адаптации детей - мигрантов и пути их решения

АННОТАЦИЯПлан-конспект:Что такое миграция?Адаптационные проблемы детей-мигрантов.Пути решения, опыт зарубежных стран.Возможность применения зарубежного опыта в России.Ключевые слова: проблемы, дети ми...

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...

Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения"

Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения"    На сегодняшний день в связи с обострением экологических проблем в мире, прихо...

Проблемы воспитания в межнациональной семье, пути их решения.

Россия является многонациональным государством, по данным переписи населения на территории страны проживает более 190 народов и зарегистрировано 2,6 миллиона межнациональных семей....

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....