Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.
консультация на тему
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_dostupnosti_doshkolnogo_obrazovaniya_i_puti_ih_resheniya.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы доступности дошкольного образования и пути их решения.
Кузнецова Вера Васильевна-
старший воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 37 муниципального образования город Армавир
Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи необходимо развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей дошкольного возраста и внедрять новые формы обучения.
3. Гарантии права ребенка на получение образования закреплены :
- Конституция Российской Федерации .
- Закон Российской Федерации «Об образовании», а в проекте нового закона предполагается ,что дошкольное образование для детей 5- 7 лет станет первым ступенью образования .
- ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от24 июля 1998г.
- ФЗ № 181 « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.
4. Традиционно наиболее эффективной моделью , которая обеспечивает полноценное развитие дошкольника , по праву признаётся детский сад.
5. В тоже время данные ежегодного мониторинга охвата детей 5-7 лет дошкольным образованием позволяют констатировать: 21% детей не посещают ДОУ.
Причины, по которым это происходит , разнообразны :
- Удалённость детского сада от места проживания-45%.
- Несостоятельность родителей по оплате ДОУ -18%.
- Социальное неблагополучие семьи -7,5 %.
- Религиозные убеждения родителей – 2,3 %.
- Недопонимание родителей роли ДОУ в подготовке детей к школе-19%.
- Состояние здоровья детей-7%
6. В нашем городе создана система мониторинга, определяющая динамику состояния доступности услуг, качества дошкольного образования:
В 2011 - 2012 учебном году функционируют 83 группы кратковременного пребывания, которые 921 ребенок дошкольного возраста. Дополнительным образованием в дошкольных образовательных учреждениях охвачено 1694 ребенка( кружковая работа, секции, консультативные пункты) .
7. Вместе этого недостаточно. Внедрение таких альтернативных форм работы, как частные детские сады, лекотеки, гувернерская служба, консультативные пункты при ресурсных центрах, группы семейного воспитания, кратковременного пребывания, адаптационные группы , патронаж на дому помогут решить поставленные задачи.
8.С 2011 учебного года в МБДОУ № 37 наряду с группами общеразвивающей направленности открыты группы компенсирующей направленности , которые посещают дети с ОНР,ЗПР,РДА.
Альтернативные услуги, обеспечивающие доступность дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
9.Для выполнения социального заказа общества –создание различных
форм организации предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ дающей равные стартовые возможности при поступлении в школу и оказания альтернативных услуг, обеспечивающих доступность дошкольного образования для детей не посещающих детский сад наше дошкольное учреждение предоставляет следующие вариативные формы работы :
1. Группа семейного воспитания .
2.Группа кратковременного пребывания для детей с синдромом раннего детского аутизма.
3.Адаптационная группа для детей раннего возраста.
4.Консультативный пункт для родителей и детей , не посещающих ДОУ с проблемами в развитии .
5.Патранаж детей на дому в силу серьёзных заболеваний.
10. Создание инклюзивной модели в ДОУ– группы семейного воспитания позволяет сделать услуги дошкольного образования более разнообразными и доступными для населения , а также увеличить количество детей, получаю-щих качественное образование.
11.Конечно введение такой модели не может быть массовой, но мы уверены , что она вызовет интерес у некоторой части многодетных, молодых семей и родителей , чьи дети по тем или иным причинам не могут посещать детский сад.
На базе нашего детского сада комбинированного вида № 37 г. с 2010 г. открыта группа семейного воспитания .
12.В нашем учреждении воспитателем группы семейного воспитания является прекрасная мама одиннадцати своих детей . Группу семейного воспитания посещают 4 ребёнка дошкольного возраста от 2 до 6 лет.
Немаловажно, в каких условиях осуществляется работа группы семейного воспитания. Поэтому перед открытием группы, комиссией , в состав которой входит представитель управления образования были обследованы жилищно-бытовые условия семьи в помещении собственного дома. В ходе проверки было установлено, что для открытия данной группы в доме созданы соответствующие условия для открытия группы : есть комнаты для игр, для отдыха, для занятий с детьми.
13. Многодетная мама была принята на должность воспитателя, прослушав педагогические курсы, после чего установили порядок взаимодействия семьи и ДОУ. Далее старшей медицинской сестрой – была проведена работа с мамой – воспитателем по составлению меню для группы семейного воспитания на каждый день , хранению и приготовлению блюд. Дом , где живёт семья расположен на не большом расстоянии от территории детского сада .У родителей имеется транспорт . Семья ежедневно получает продукты питания по меню-требованию.
14.Особо ценно при выборе такой формы то, что дети спят , играют, принимают пищу в привычной для них обстановке – дома ,а на занятия по выбору мамы – педагога ходят в детский сад по определённому графику; посещают музыкальные занятия и вечера развлечения, проводимые в ДОУ. Дополнительно дети посещают художественную и музыкальную школы.
Организация группы семейного воспитания предоставляет маме возможность заниматься воспитанием детей, сохраняя при этом трудовой стаж , заработанную плату и отпуск, больничный лист по уходу за ребёнком.
15.Любой педагогический коллектив детского сада должен направлять свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах.
16.Одной из форм такой поддержки семьи с 2011года стала организация городского клуба «Семейное счастье» на базе нашего детского сада. Родители таких же групп семейного воспитания детских садов города общаясь друг с другом и специалистами смогли получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Основная цель клуба : объединение профессиональных усилий педагогов и родителей для помощи семьям воспитанников в их развитии.
17.Следующей формой предоставления альтернативных услуг в нашем ДОУ является группа кратковременного пребывания для детей с синдромом Раннего детского аутизма, открытая с 01.09.2011года.
Посещают эту группу дети, прошедшие обследование в ПМПЦДиК города , и получившие путевку УО в данную группу ,в возрасте от 3-х до 7 лет по индивидуальному графику 3 раза в неделю.
Вся деятельность этой группы направлена на создание условий для реабилитации ребёнка и предполагает коррекционно-развивающую работу по исправлению нарушений.
Работа в рамках этой группы максимально сориентирована на сопровождение и помощь ребёнку и направлена на его успешную социализацию в настоящем и будущем, что является его основной целью .
18.Коррекционная работа с ребенком проводится учителем- дефектологом и воспитателем и сочетается с задачами развития ребенка с учетом его возраста и индивидуальными особенностями .
Отслеживание результатов производится в течение года и состоит из трёх основных этапов : диагностического, промежуточного, и этапа определения конечных результатов в конце учебного года.
19.Следующей (альтернативной услугой) вариативной формой работы в нашем учреждении по результатам социально- педагогического исследования была выделена такая модель группы кратковременного пребывания,как адаптационная группа для детей ясельного возраста, дети которой в последствии будут посещать наше дошкольное учреждение. Организация такой группы предполагает следующие услуги: адаптация к условиям детского сада , консультации для молодых мам, мини занятия.
Адаптационная группа для детей ясельного возраста, открыта с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 1,0 года до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский сад.
20.Условия пребывания: в музыкальном зале , группе (и) или на прогулке.
Время посещения: совместное (и) или раздельное пребывание детей и родителей в фиксированное время. Помимо этого в этой группе работают педагоги ,которые будут воспитывать и обучать этих детей в обычной группе. Практика показала , что до 85% детей после посещения подобных групп переходят в постоянно действующие группы детского сада .
Период работы группы: в течение марта- октября календарного года.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в адаптационной группе определяется основной общеобразовательной программой ДОУ аи индивидуальными особенностями воспитанников. На каждого ребенка заводится лист адаптации, где воспитатель с мамой и старшей медсестрой отмечают отрицательные и положительные моменты в поведении ребенка.
Положительный опыт работы этой группы позволит в будущем проектировать модель постепенной адаптации ребенка раннего возраста к условиям полного дневного пребывания его в дошкольном образовательном учреждении.
21.Сегодня обратиться за помощью к специалистам ДОУ могут родители детей , не посещающих детский сад. Это стало возможным в связи с открытием консультативного пункта на базе МБДОУ с сентября 2011года.
- Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
- Консультативный пункт создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения.
В нашем консультативном пункте можно получить бесплатную консультацию опытных специалистов: педагогов, психолога, учителя- логопеда, учителей- дефектологов, старшей медицинской сестры , старшего воспитателя по различным проблемам воспитания, развития и обучения ребенка. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в Консультативном пункте строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов.
22. Цели создания консультативного пункта - обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.
23.Основными задачами консультативного пункта являются:
- - оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
- - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- - проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- - обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
24. Порядок работы консультативного пункта осуществляется, согласно графика: 2 раза в неделю. Примерное время одной консультации 30 минут.
Результаты педагогической диагностики являются фундаментом всей последующей консультативной и методической помощи, при этом особую ценность имеет совместное (педагоги + родители) наблюдение за ребенком, заполнение индивидуальных карт, обсуждение планов дальнейшего индивидуального развития.
Практика показала , что встреча родителей со специалистами и включение в живой процесс « ребёнок- родитель-специалист» в условиях комфортной ситуации оказываются наиболее полезной для родителей , которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение. Первая встреча с семьёй не всегда бывает последней. После получения ответа на один вопрос у родителей как правило , возникает потребность во второй и в третьей встречи. Поэтому основная задача консультативного пункта заключается в умение поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком , в формировании практических навыков, в получении своевременной и достоверной педагогической информации.
25. В соответствии ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г ст.18 (С изменениями от 22.12.2008г.) предусмотрено, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
26. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
27. На основании письма Министерства образования и науки РФ № АФ-150/60 от 18 апреля 2008г «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами».
- Развитие интегративного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Необходимо развивать процесс интеграции детей в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.
- Немаловажно создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей в ДОУ.
- Далее , формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и(или) физического развития.
- 28. Обеспечить комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его пребывания в ДОУ.
- Необходима специальная подготовка педагогического коллектива , обеспечивающего интегрированное образование.
- А также, проведение информационно- просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса.
- Итак, развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.
29. Невозможность посещения ребёнком- инвалидом дошкольного учреждения в силу специфики основного заболевания натолкнуло коллектив детского сада при содействии УО и ПМПЦДиК на мысль оказания услуги «патронажа на дому». в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду.
Услуга для детей и родителей «Патронаж на дому» организована для детей от 3 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, комплексной поддержки родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка – инвалида.
Особенно необходим индивидуальный режим работы с каждым ребенком и индивидуальная программа его развития (выбор занятий , которые оказываются ребенку дома и в детском саду). Если имеется запрос родителей на какие-либо занятия , которые педагог не может оказать в домашних условиях (музыкальные занятия, т.д.), то для ребенка составляется режим посещения этих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении в те часы, когда данное занятие проходит в группе, соответствующей его возрасту (или индивидуальному развитию).
В нашем детском саду педагог- психолог и учитель- дефектолог оказывают помощь 3 детям-инвалидам , в возрасте от 3 лет до 6 лет 2 раза в неделю .
ПМПКДиК даны рекомендации о психолого-педагогической коррекционной работе с ребенком (вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции, в которых нуждается ребёнок-инвалид (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.).
Разработан индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
30. Также, педагогами учреждения разработана система работы с семьей :
– ознакомление родителей с результатами диагностики (наблюдений) за развитием ребенка;
– участие в составлении индивидуальных программ (планов) развития;
– ознакомление родителей с содержанием работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
– обучение родителей конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности.
31. Заключение
Необходимо отметить, что решить поставленные задачи, возможно только при условии слаженной работы администрации города, управления образования, центра развития образования, социальных служб города и дошкольных образовательных учреждений.
Итак , мы считаем что предлагаемые нами вариативные формы работы в ДОУ и оказываемые виды услуг, являются альтернативными для ДОУ и обеспечивают доступность дошкольного образования
поэтому позволяют:
- увеличить охват детей дошкольным образованием на 10%;
- повысить качество дошкольного образования;
- обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу;
- развивать процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками;
- развивать сеть образовательных учреждений , удовлетворяющих требованиям безбарьерной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...
Доклад по теме: «Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования» в рамках семинара: «Теория и практика интегрированного обучения в дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение детских представлений о разнообразии окружающего мира....
Статья на тему: «Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения»
Авторская статья о проблемах в ДОУ и их решениях. В данной статье во внимание взято одно из направлений проблем ДОУ - нравственное воспитание. Личностный подход здесь играет непосредственное значение....
Статья на тему:"Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения"
Статья на тему:«Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения» Подготовила воспитательДетский сад №1 комбиированноговида «...
Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения"
Публикация для воспитателей "Проблемы экологического воспитания образования и пути их решения" На сегодняшний день в связи с обострением экологических проблем в мире, прихо...
Доклад на тему: "Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решения"
Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Сегодняшняя наша тема: «Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решение:По этому вопросу самыми важными вопросами по моему мне...
Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения
Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения...