Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskierekomendatsii.docx | 7.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Согласно уставу дошкольного учреждения одной из задач его деятельности является всестороннее развитие личности каждого ребенка, поскольку именно «в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, семье и самому себе».
Реализация основных задач деятельности дошкольного учреждения основывается на «непрерывном развитии способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создании предпосылок эффективного овладения ими учебной деятельностью в начальной школе».
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:
1) рабочая зона (обучающая);
2) активная зона (двигательная активность);
3) спокойная зона (релаксирующая).
При организации развивающей среды в группе должны учитываться следующие принципы построения развивающей среды:
- гибкого зонирования (в группе выделяются разные по назначению пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), имеются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей; происходит периодическая сменяемость игрового материала, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей);
- индивидуализации (учитываются индивидуальные интересы, склонности детей);
- полифункциональности (дети имеют возможность по-разному использовать различные составляющие предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; предметы не обладают жестко закрепленным способом употребления);
- доступности среды (воспитанники имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);
- безопасности (всех элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Цветовая палитра комнаты представлена теплыми, пастельными тонами, развивающее пространство отвечает ведущему виду деятельности для данного возраста – игре.
Границы между центрами подвижные (объемные модули), легко перемещаются.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, настольные игры, канцелярские принадлежности (краски, карандаши, бумага и т.п.). Есть так называемый «уголок уединения» («личного пространства»), где дети могут полистать понравившуюся книгу или просто отдохнуть.
Игры и игрушки соответствуют половозрастным особенностям детей: это конструкторы, кубики, машины, куклы, наборы для ролевых игр в семью, больницу, магазин, парикмахерскую и др.
В ходе проектирования предметно-развивающей среды в Дошкольном Образовательном Учреждении должны быть решены следующие задачи:
- изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы Дошкольного Образовательного Учреждения;
- разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в Дошкольном Образовательном Учреждении с учетом возрастных особенностей детей;
- организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
- создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
- содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
- приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.
Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.
Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:
· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";
· сенсомоторного развития "Мир под рукой";
· уединения "Мой маленький домик";
· безопасности;
· конструирования "Маленькие строители";
· физкультурно-оздоровительный "Мы – спортсмены";
· театрализованный "Играем в театр";
· краеведения;
· творчества "Талантливые пальчики";
· музыкальный;
· развития речи "Будем говорить правильно";
· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";
· песка и воды;
· природы "Юные экологи";
· экспериментирования "Юные исследователи";
· развивающих игр "Ученый".
Например, собранные в центре "Ученый" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).
Группы оснащены магнитными досками,икт, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.
Представленные в центре сюжетно-ролевых игр игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.
Особое внимание в Дошкольном Образовательном Учреждении уделяется эстетическому оформлению группового помещения, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.
При оформлении Развивающей Предметно-просторанственной среды должно учитываться мнение воспитанников и родителей, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.
Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды групп детского сада.й
Данный материал предназначен для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений и направлен на оказание методической помощи в вопролсе олрганизации предметно-развивающей среды в дет...
Методические рекомендации по созданию предметно развивающей среды по образовательным областям
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...
Презентация на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."
В презентации даны методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в группе раннего возраста....
Презентация на тему "Методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС в группе раннего возраста."
В презентации даны методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в группе раннего возраста....
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...