Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"
статья
Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_mezhregion_festiv.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений дошкольников.
Быть воспитателем - сложно и ответственно, придя в группу, я не знаю, что меня ждёт сегодня? Захотят ли дети играть, лепить, поделиться своей тайной… Но я точно знаю, что в любом случае, они захотят узнать что - то новое!
Представляете, как удивляются дети, когда на их глазах происходит что – то волшебное, новое, необычное. Сколько вопросов бывает у моих «почемучек»?
Поддержать познавательную инициативу детей, направить их деятельность, любопытство в нужное русло, - поможет, метод детского экспериментирования.
Формирование исследовательских умений дошкольников, одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы - невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования.
Исходя из актуальности темы и понимая какое значение имеет детское экспериментирование, мной разработан проект «Хочу всё знать!»
Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Исходя из цели определила задачи:
- Создать условия для экспериментальной деятельности детей.
- Развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности, наблюдательность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать формированию коммуникативных и творческих навыков.
- Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
- Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, вовлекая их в процесс формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
На организационном этапе проекта изучила научно - методическую литературу и передовой опыт по данной теме. Следующим шагом - было создание условий для детской экспериментальной деятельности.
Для этого была оборудована мини-лаборатория. девиз которой «Хочу всё знать!». Постоянными персонажами лаборатории являются – мудрая тётушка Сова, которая всё знает и делится опытом и девочка Почемучка - она ничего не знает, но хочет всему научиться.
В нашей лаборатории находятся разнообразные материалы и оборудование для экспериментальной деятельности:
- познавательная и методическая литература А.И. Ивановой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, И.Э. Куликовской; энциклопедии для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»;
- приборы: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты, пробирки, колбы, мерные стаканчики, весы, песочные часы, песочные наборы, различные ёмкости;
- картотека опытов и схемы их проведения;
- дидактические игры познавательного характера;
- утилизированный материал;
- природный материал;
- неструктурированный материал: песок, сахар, соль, опилки и др.;
- иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром,
- коллекции видов тканей, бумаги, пуговиц;
- гербарий;
- печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом, снегомер, фартуки, нарукавники, колпачки для проведения опытов.
Совместно с детьми, разработали условные обозначения – разрешающие и запрещающие знаки.
При оборудовании лаборатории учитывала такие требования, как: безопасность, мобильность, достаточность, доступность.
Работая над проектом, руководствовалась дидактическими принципами. Одним из основных - принцип научности, так как у ребёнка необходимо сформировать систему научных понятий, создать верные представления о тех или иных явлениях, которые должны сочетаться с доступностью и яркостью изложения.
- Научности;
- Развивающего характера обучения;
- Цикличности;
- Интегративности;
- Сотрудничества;
- Наглядности;
- Здоровьесбережения;
- Психологической комфортности;
- Результативности.
Содержание учебного материала, рассчитано на детей 4 – 6 лет.
В средней группе проект реализуется как в совместной, так и в самостоятельной деятельности, в режимных моментах и на прогулках.
А вот в старшей и подготовительной группах – дополняется организованная образовательная деятельность.
В ходе проекта использую разнообразные формы, методы и приёмы работы. Естественно, что наиболее интересным и увлекательным для детей является экспериментирование. Дети узнают новое, получают ответы на поставленные вопросы, учатся работать с приборами, оборудованием и различным материалом. Знания, добытые самостоятельно - всегда являются осознанными и более прочными.
- опытно-экспериментальная исследовательская деятельность;
- знакомство с научно - познавательной литературой;
- наблюдения;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- эвристические беседы;
- мозговой штурм;
- моделирование;
- использование ТРИЗ - технологий;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- игровой, сюрпризный момент;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- работа с родителями;
- домашняя лаборатория.
Образовательный стандарт предусматривает эффективное сотрудничество с семьёй. Только при тесном взаимодействии родителей, детей и педагогов, можно добиться положительного результата. Проведённое анкетирование показало, что большинство родителей, а это - 63 % (19 родителей), понимают роль исследовательской деятельности и считают это направление - эффективным.
Наши родители - соучастники образовательной деятельности. Мы познакомили их с целью и задачами проекта, а затем предложили создать домашнюю лабораторию. Что из этого получилось, предлагаем вам посмотреть.
(показ видео со звуком)
Благодаря участию в проекте родителей, у детей сформировалось чувство ответственности, повысилась самооценка. (видео Сони - без звука)
Заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Проект рассчитан на 3 года логически мыслить, чётко проговаривать свои действия, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, - вырастут думающими, творческими людьми.
В детском саду функционирует две параллельные средние группы, что позволяет осуществлять сравнительный контроль. И хотя проект длительный, промежуточные итоги, можно уже подвести сейчас: у детей сформировался интерес к экспериментальной деятельности, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, обогатился словарь специальными терминами.
Перспективы развития педагогического проекта позволяют развить содержание деятельности, расширить контингент участников и распространить опыт.
- разработать программу на основе проведённой работы по детскому экспериментированию;
- принимать участие в детских интеллектуально – творческих конкурсах;
- создать площадку для метеонаблюдений (флюгер, снего-дождемер, ветровой мешок).
- установить сотрудничество с опытно - семенной станцией с. Кабанск.
Реализация проекта по экспериментальной деятельности даёт шанс ребёнку успешно адаптироваться в школе, обеспечивая ему возможность успешного освоения школьной программы.
И в заключении хочется сказать:
Глазам пытливым видеть чудо -
Желаю каждому повсюду.
Солнечный луч! Разве не чудо?
Море цветов, море красок повсюду,
Чудо везде, - ты, только смотри,
Ключиком дверцу чудес, отомкни!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.
В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...
Статья "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников средствами информационно-коммуникационных технологий" в сборнике II областного фестиваля педагогических идей
Статья опубликована в сборнике материалов II областного фестиваля педагогических идей "Актуальные проблемы профессиональной подготовки и деятельности современного педагога", 2017....
Мастер - класс "Шашечный дебют" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования "Дошкольное образование XXI века: инициативы, диалог, сотрудничество",
Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр. И я считаю, что учить детей играть в шашки в дошкольном возрасте и нужно и полезно!Ребёнок, обучающийся этой игре, становиться ...
Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования 2020
IV Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века - педагогические инициативы, диалог, сотрудничество...
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»
VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...
Сборник тезисов "II Межрегиональный фестиваль педагогических идей INoKruf - 2023"
Представлен опыт работы по теме: «Бинарная деятельность специалистов как эффективная форма сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью в условиях детско...
Статья в сборнике VII Межрегионального Фестиваля педагогических идей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХАХТА-ЙОГИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДОУ»
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. (Гиппократ) Все лучшее, что ес...