«Проектирование предметно – развивающей среды для дошкольников с нарушениями речи»
консультация по развитию речи на тему
Реализация социальных потребностей невозможна при отсутствии важного фактора - сформированности речесой деятельности. Системнообразующим началом может стать предмнтно-развивающая среда. Которая должна обладать мобильностью , быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Проектирование предметно – развивающей среды для дошкольников с нарушениями речи».
Петрова Л.П. учитель – логопед ГБОУ ООШ пос. Подгорный
На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования показывают, что самую многочисленную группу от всех детей дошкольного возраста, до 60%, составляют дети с отклонениями в речевом развитии. Анализ состояния речи детей детского сада отслеживает снижение уровня речевого развития дошкольников. При обследовании таких детей выделяются следующие виды речевой недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная и т. д. Что касается самой речи, то, как правило, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также речевой аппарат. Для ребенка с речевыми нарушениями необходимо обеспечить комфортные, во всех отношениях, условия развития, воспитания, обучения и создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника. Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. С 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования.
ФГОС нацелен на главный результат – на социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Но полнота реализации социальных потребностей невозможна при отсутствии важнейшего фактора - сформированности полноценной речевой деятельности. В трудах отечественных психологов общение рассматривается как важнейший фактор социализации, усвоения ребенком социального опыта, накопленного в процессе исторического развития человечества (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин), как предпосылка становления социальных форм поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающими (Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский). Дети с ОНР речи испытывают трудности при построении процессов коммуникативного взаимодействия, обусловленные недостаточностью как языковых средств, так и коммуникативных умений и навыков. Очевидно, что освоение родного языка и способов построения коммуникативного взаимодействия выступает и как конечная цель специального обучения детей с речевыми нарушениями, и как неотъемлемое условие их социализации.
Значение логопедии, как отрасли коррекционной педагогики, заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноту человеческих социальных контактов - источника формирования и уточнения представлений ребенка об окружающей действительности, ее материальной и духовной стороне.
Между тем, на современном этапе развития системы образования выявляется ряд противоречий, касающихся воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР. С одной стороны, несоответствие требований социальной адаптации к возможностям и готовности детей, с другой - выявляются специфические трудности, которые испытывают дети с ОНР вследствие недостаточной коммуникативной готовности. Между тем владение навыками речевого общения является одним из важнейших условий успешной социализации ребенка с ОНР и имеет первостепенное значение для адаптации выпускника логопедической группы к ситуации школьного обучения. В практике наблюдается многообразие педагогических, логопедических технологий, внедрение средств обеспечения непрерывности содержания дошкольного и начального общего образования. В то же время их несистемное объединение приводит к перегрузке коррекционно-развивающего процесса, нарушению единства применения педагогических средств и целостности общего развития ребенка.
Таким образом, системообразующим началом может стать предметно-развивающая среда. С одной стороны на современном этапе развития педагогической науки и практики назрела необходимость использования потенциала среды, однако технология ее проектирования и конструирования применительно к условиям дошкольного образовательного учреждения еще недостаточно разработана. С другой - отмечается недостаточность теоретико-методического обоснования сущности предметно-развивающей среды, ее функционирования с учетом специфики процесса социализации дошкольников с ОНР.
Коммуникативно-личностная область по ФГОС занимает одно из центральных мест в образовательном процессе ДОУ. Коммуникативная компетенция дошкольника во многом определяется уровнем развития речи.
Речевые нарушения требуют специально организованной работы по их коррекции на основе предметно - развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми. Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребенка.
Проблема дошкольных логопунктов в том, что в логопедических кабинетах, зачастую, отсутствуют оптимальные условия, соответствующие современным образовательным технологиям и требованиям ФГОС, позволяющие более эффективно решать коррекционно-логопедические задачи. Развивающая среда в кабинете должна способствовать развитию всех сторон речи. Педагогическое пространство логопедического кабинета должно рассматриваться как система взаимосвязанных коррекционно-воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и логопед.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует:
-целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы;
-реализации предметно-практической направленности специального педагогического пространства;
-обеспечению чувства психологической защищенности;
-сочетанию привычных и инновационных методов в организации и проведении коррекционных занятий.
Это, в свою очередь, является одним из главных условий эффективности коррекционного процесса!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"
Содержание Введение …………………………………………………………………………..31. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...
"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»
Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...
"Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников"
Сообщение для педагогов...
Консультация по теме «Проектирование предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию»
«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его ду...
Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ
Предметно-развивающая среда в ДОУ...
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:1) рабочая зона (обучающая);2) акти...
Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»
В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....