Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования
статья по теме
В статье рассматриваются основные направления работы методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику работы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС в практику дошкольного образования.
С 1 сентября вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования — впервые в истории российского образования.
Существенные изменения в системе дошкольного образования и принятие новых нормативно-правовых документов федерального уровня вносят значительные изменения в деятельность ДОУ. Они определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, которые призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования.
Мне бы хотелось с вами поделиться своими рассуждениями по изучению и внедрению ФГОС дошкольного образования.
Система дошкольного образования г. Арзамаса объединяет сегодня 33 дошкольных образовательных учреждения разных видов, в том числе:
- 25 детских садов, реализующих общеразвивающие программы;
- 1 детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей;
- 1 детский сад присмотра и оздоровления;
- 6 детских садов комбинированного вида;
- пять дошкольных учреждения имеют в своем составе структурные подразделения – семейные детские сады.
Внедрение ФГОС пойдет с учетом вида дошкольного учреждения.
Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов - это необходимые факторы, которые необходимо учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС. Анализ кадрового обеспечения в дошкольных образовательных учреждениях (рисунок 1) выявил, что большую часть составляют педагоги со стажем работы более 20 лет, увеличился приток в ДОУ молодых специалистов, основная часть педагогов с высшим педагогическим образованием, немного более половины педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории, что позволит успешно освоить и перейти на ФГОС ДОУ.
Для обеспечения постепенного перехода дошкольных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты необходима консолидация усилий всех педагогов, чему призвана содействовать работа методической службы нашего города. Одним из главных направлений
методической службы является изучение, внедрение и реализация ФГОС ДО, а также обеспечение при этом методического сопровождения. Безусловно, при этом потребуется изменение профессиональной позиции педагогов и совершенствование при этом опыта практической деятельности, ориентированной на развитие каждого ребенка.
Деятельность методической службы г. Арзамаса организуется городским информационно-методическим кабинетом и осуществляется через организацию городских методических объединений, творческих групп и координацию методических служб ДОУ.
Всего в городе Арзамасе работают 6 городских методических объединения педагогов: для заведующих, старших воспитателей, начинающих старших воспитателей, учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп, музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста. Также в городе работают четыре творческих группы: по социально-личностному развитию, по познавательно-речевому развитию, по художественно-эстетическому развитию, по физическому развитию. Это отвечает образовательным областям, предусмотренным ФГТ. В работе творческих групп участвуют воспитатели и специалисты ДОУ.
В методическую службу ДОУ входят старший воспитатель, специалисты ДОУ, опытные и творческие педагоги с высшей и первой квалификационной категорией.
Работа всех представленных форм будут направлены на решение следующих задач:
- выявить затруднения, потребности и образовательные запросы педагогов,
- обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами,
- создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС,
- обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование,
- участие в выявлении наиболее ценного опыта педагогов.
В организации методической работы всех представленных форм наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу.
Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе изучения и внедрения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетенции педагогов.
Деятельность методической службы осуществляется по трем направлениям:
- организационно-методическое направление,
- информационно-методическое направление,
- мониторинговое направление.
Целью организационно-методического направления является - внедрение эффективных технологий образования дошкольников.
Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, вебинары, круглые столы, научно-практические конференции, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов.
Целью информационно-методического направления является - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по изучению, внедрению и реализации ФГОС ДО.
Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, научно-практические конференции, формируются электронные библиотеки, медиатеки, базы данных педагогов.
Целью мониторингового направления является - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса.
Для реализации мониторингового направления организуются: анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов.
Посредством выше перечисленных форм методической работы по каждому направлению решаются следующие задачи:
- реализация ключевых направлений стандарта и решение возникающих при этом затруднений в период перехода на ФГОС,
- формирование основных компетенций у педагогов, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников.
На сегодняшний день наибольшее затруднение вызывают:
1. разработка основной образовательной программы дошкольного образования,
2. организация мониторинга личностных образовательных результатов детей,
3. обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, создание образовательных проектов совместно с семьей,
4. формирование у педагогов основных компетенций, предусмотренных проектом ФГОС.
Городским информационно-методическим кабинетом разработан примерный план поэтапного перехода на ФГОС, который поможет решить выявленные затруднения и перейти на стандартизацию дошкольного образования.
1 этап (2013-2014 учебный год) – подготовка ДОУ к внедрению ФГОС ДО.
№ | Мероприятия | Сроки |
Организационно-методическое направление | ||
1. | Изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей переход на ФГОС ДО на федеральном, региональном, муниципальном и на уровне ДОУ | Постоянно |
2. | Создание рабочей группы по изучению и подготовке к внедрению ФГОС ДО | Октябрь 2013г. |
3. | Организация постоянно действующего семинара ГМО старших воспитателей по внедрению ФГОС ДО | Сентябрь 2013г. – май 2014г. |
4. | Разработка плана информационно-методического сопровождения перехода дошкольных образовательных учреждений г. Арзамас на ФГОС ДО | Август |
5. | Участие в региональной конференции «Проблемы стандартизации дошкольного образования» (ГБОУ ДПО НИРО) | Сентябрь 2013г. |
6. | Семинар для старших воспитателей «ФГОС дошкольного образования» | Сентябрь 2013г. |
7. | Организация квалификационных курсов для заведующих «Новое в законодательстве об образовании. Вопросы применения ФЗ №237 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» | Октябрь 2013г. |
8. | Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Проектирование современных моделей и технологий управления дошкольным образованием» (ГБОУ ДПО НИРО) | Октябрь 2013г. |
9. | Формирование социального заказа на обучение заведующих, старших воспитателей, воспитателей и специалистов ДОУ по проблемам внедрения ФГОС в практику работы дошкольного учреждения | Ноябрь 2013г. |
10. | Участие в организационно-методическом семинаре «Система мониторинга в дошкольном учреждении в рамках проекта ФГОС ДО» (ГБОУ ДПО НИРО) | Ноябрь 2013г. |
11. | Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Предметно-пространственная среда в ДОУ» | Декабрь 2013г. |
12. | Организация консультационной помощи педагогам и руководителям ДОУ | Постоянно |
13. | Семинар для заведующих и старших воспитателей «Условия перехода на новые образовательные стандарты» | Апрель 2014г. |
Информационно-методическое направление | ||
1. | Создание банка электронных версий нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО | Сентябрь 2013г. – май 2014г. |
2. | Методическое сопровождение процесса подготовки ДОУ к введению ФГОС ДО | Постоянно |
3. | Освоение современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС ДО | Постоянно |
4. | Ознакомление педагогов ДОУ с документами и материалами ФГОС ДО | Постоянно |
5. | Информирование педагогов и руководителей ДОУ о процессе введения ФГОС ДО | Постоянно |
Мониторинговое направление | ||
1. | Сбор информации о готовности ДОУ к введению ФГОС ДО | Январь-май |
2. | Диагностика готовности педагогов ДОУ к внедрению ФГОС | Апрель |
2 этап (2014-2015 учебный год) – обеспечение профессиональной деятельности педагогов ДОУ по апробации, внедрению и реализации ФГОС ДО.
№ | Мероприятия | Сроки |
Организационно-методическое направление | ||
1. | Координация работы городских методических объединений | Постоянно |
2. | Формирование социального заказа на обучение заведующих, старших воспитателей, воспитателей и специалистов ДОУ по проблемам внедрения ФГОС в практику работы дошкольного учреждения | По графику |
3. | Организация консультационной помощи педагогам и руководителям ДОУ | Постоянно |
4. | Функционирование дистанционной информационной и методической поддержке педагогических работников вопросам ФГОС ДО | Постоянно |
Информационно-методическое направление | ||
1. | Деятельность методических объединений и творческих групп, работающих над проблемой внедрения ФГОС ДОУ | Сентябрь 2014г. – май 2015г. |
2. | Информационно-методическое сопровождение деятельности ДОУ по внедрению ФГОС ДО | Постоянно |
3. | Информирование педагогов и руководителей ДОУ о процессе введения ФГОС ДО | Постоянно |
4. | Пополнение банка электронных версий нормативно-правовых документов, методических рекомендации, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО | Постоянно |
5. | Методическое сопровождение реализации ФГОС в ДОУ, оказание методической помощи | Постоянно |
6. | Освоение педагогическими работниками современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС ДО (в рамках ГМО, самообразования, обмена опытом) | Постоянно |
7. | Ознакомление педагогов с документами и материалами ФГОС ДО | Постоянно |
8. | Изучение и диссеминация актуального педагогического опыта реализации ФГОС ДО | Январь– май 2015г. |
Мониторинговое направление | ||
1. | Мониторинг эффективности деятельности ДОУ условиях внедрения ФГОС ДО | Май 2015г. |
2. | Организация публичной отчетности ДОУ о ходе реализации ФГОС ДО | Май 2015г. |
3. | Диагностика методических затруднений педагогов ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО | Постоянно |
3 этап (2015-2016 учебный год) – анализ и презентация достигнутых результатов по реализации ФГОС в ДОУ
№ | Мероприятия | Сроки |
Организационно-методическое направление | ||
1. | Координация работы городских методических объединений г. Арзамаса | Постоянно |
2. | Формирование социального заказа на обучение заведующих, старших воспитателей, воспитателей и специалистов ДОУ по проблемам внедрения ФГОС в практику работы дошкольного учреждения | По графику |
3. | Организация консультационной помощи педагогам и руководителям ДОУ | Постоянно |
4. | Функционирование дистанционной информационной и методической поддержке педагогических работников вопросам ФГОС ДО | Постоянно |
5. | Разработка и презентация методических материалов, ориентированных на выполнение требований ФГОС ДО | Постоянно |
6. | Издание методических аналитических материалов по результатам реализации ФГОС в ДОУ | Январь- май 2015г. |
Информационно-методическое направление | ||
1. | Деятельность методических объединений и творческих групп, работающих над проблемой внедрения ФГОС ДО | Сентябрь 2015г. – май 2016г. |
2. | Информационно-методическое сопровождение деятельности ДОУ по внедрению ФГОС ДО | Постоянно |
3. | Информирование педагогов и руководителей ДОУ о процессе введения ФГОС ДО | Постоянно |
4. | Пополнение банка электронных версий нормативно-правовых документов, методических рекомендации, обеспечивающих внедрение ФГОС ДО | Постоянно |
5. | Деятельность всех дошкольных творческих групп по вопросам внедрения ФГОС ДО | Постоянно |
6. | Изучение и диссеминация актуального педагогического опыта реализации ФГОС ДО | Постоянно |
7. | Освоение педагогическими работниками современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС ДО (в рамках ГМО, самообразования, обмена опытом) | Постоянно |
8. | Научно-практическая конференция по итогам реализации ФГОС ДО в ДОУ города | Май |
9. | Создание и презентация методического портфолио городского информационно-методического кабинета по внедрению ФГОС ДО | Май |
Мониторинговое направление | ||
1. | Мониторинг оценки качества внедрения ФГОС и степени достижения планируемых результатов в ДОУ | Апрель - май |
2. | Анализ и систематизация позитивного опыта реализации ФГОС в ДОУ | Постоянно |
На каждом этапе организуется системная работа по изучению и внедрению новых нормативных документов в практику работы ДОУ, и в частности проекта ФГОС ДО. Стараемся учитывать опыт каждого педагога, дошкольного учреждения.
В дальнейшем планируем работать над поиском разных форм, методов работы, их органичном сочетании и со стабильными и вновь появляющимися задачами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС в практику дошкольного образования".
Презентация к статье "Роль муниципальной методической службы во внедрении ФГОС ДО в практику дошкольного образования"...
Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику
Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...
ОТЧЁТ О РАБОТЕ творческой группы МБДОУ д/с «Колокольчик» сл.Б. Мартыновка по реализации III этапа (обобщающий) экспериментальной деятельности "Апробация и внедрение примерной ООП "Мир открытий" в практику дошкольного образования" сл.Б. Мартыновка
Творческая группа педагогов – одна из форм повышения качества дошкольного образования. Одной из эффективных форм качества дошкольного образования является работа творческой группы. Тв...
Основные направления работы МКДОУ Девицкого детского сада «Улыбка» Семилукского муниципального района в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Основная образовательная программа Семилукского муниципального района разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Она основы...
«Организация методической службы в ГДОУ в условиях введения стандарта дошкольного образования"
Цель: Создание условий для творческого развития личности. Раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие активизации детей на занятиях, повышению результативности, развитию навыков самостояте...
Практико значимая работа "Приемы внедрения информационных технологий в процессе дошкольного образования"
В связи с модернизацией образования изменилось его содержание, изменились задачи, которые общество поставило сегодня перед педагогом. Актуальность, значимость и новизна информатизации образовател...
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Здоровьесберегающие технологии в деятельности музыкального руководителя». Скорнякова О.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Ручеѐк» г.Бородино
ДОКЛАД НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙПЛОЩАДКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ДОШКОЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ«Здоровьесберегающие технологии в деятельностимузыкального руководителя»....