Публичный доклад
материал по теме
Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада I категории № 25 "Родничок" города Сургута ХМАО - ЮГРА за 2012-2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnyy_doklad_2012-2013_uchebnyy_god.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учреждения | 3-6 | |
1.1. | Тип, вид | 3 |
1.2. | Лицензия на образовательную деятельность | 3 |
1.3. | Местонахождение | 3 |
1.4. | Характеристика микрорайона | 3 |
1.5. | Учредитель, куратор | 3 |
1.6. | Режим работы | 4 |
1.7. | Количество групп и воспитанников. | 4 |
1.8. | Назначение, роль особенности учреждения в муниципальной системе образования. | 4-5 |
1.9. | Структура управления | 5-6 |
1.10 | Деятельность учреждения в статусе опорного образовательного учреждения. | 6 |
2. | Особенности образовательного процесса | 7-13 |
2.1. | Специфика основной общеобразовательной программы дошкольного образования. | 7-8 |
2.2. | Дополнительное образование | 8 |
2.3. | Оздоровительная работа | 9-10 |
2.4. | Система внутреннего мониторинга качества образования | 11 |
2.5. | Взаимодействие с семьями воспитанников | 11-13 |
3. | Условия осуществления образовательного процесса | 13-21 |
3.1. | Финансовые ресурсы МДОУ и их использование | 13 |
3.2. | Расходы на одного воспитанника. | 13 |
3.3. | Материально-техническая база учреждения (внутренних помещений и территории) | 13-15 |
3.4. | Кадровое обеспечение | 15-16 |
3.5. | Обеспечение безопасности в здании и на прилегающей к ДОУ территории | 17-18 |
3.6. | Медицинское обслуживание | 18-20 |
3.7. | Организация питания детей | 20-21 |
4. | Результаты деятельности учреждения, качество образования | 21-25 |
4.1. | Результаты освоения детьми общеобразовательной программы | 21-22 |
4.2. | Доля выпускников с оптимальным и достаточным уровнем готовности к школе | 23 |
4.3. | Заболеваемость | 23 |
4.4. | Травматизм детей в ДОУ | 23 |
4.5. | Результаты участия воспитанников в соревнованиях, конкурсах, выставках, акциях | 23-24 |
4.6. | Число детей, принявших участие в социально значимых мероприятиях | 24 |
4.7. | Мнение родителей и представителей органов общественного управления о деятельности педагогов, функционировании учреждения и качестве предоставляемых услуг | 25 |
5. | Социальное партнерство учреждения | 25-26 |
6. | Заключение | 26-27 |
6.1. | Итоги деятельности учреждения за отчетный период | 26-27 |
6.2. | Основные направления развития учреждения на предстоящий учебный год и перспективу | 27 |
6.3. | Адрес сайта, контактная информация ответственных лиц | 27 |
1. Общие характеристики заведения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад I категории № 25 «Родничок», был построен в 1974 году и находился в ведомстве треста «Запсибэнергострой». В 1994 году был передан в муниципальную собственность. В 2001 году детский сад был закрыт на реконструкцию и открыл свои двери для детей в 2004 году. В 2006 году детскому саду присвоен статус – центр развития ребенка.
Дошкольное учреждение размещено в трехэтажном здании, к которому присоединено здание бассейна. На территории дошкольного учреждения находится отдельно стоящее здание – хозяйственный блок. Общая площадь всех помещений составляет 5894 кв. м.
1.1 Тип, вид учреждения
Тип – дошкольное образовательное учреждение
Вид учреждения – центр развития ребенка
1.2 Лицензия на образовательную деятельность
Лицензия: Серия 86 ЛО1, Регистрационный № 315 от 19 июля 2012 года, выдана - Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
срок действия: бессрочная
1.3 Местонахождение
628400, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут; улица Республики, дом 82А;
Контактные телефоны: 24-63-39, 24-63-38;
Сайт МБДОУ - http://detkin-club.ru
Электронная почта – ds25admsurgut.ru
- Характеристика микрорайона
Детский сад расположен во дворах улиц: Республики, Майская, Энергетиков. В окружении находятся: Спортивный комплекс «Энергетик», Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского; лечебные учреждения – окружная больница, детская поликлиника №3, МОУ лицей № 2, МОУ СОШ № 8, учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»; учреждения сферы услуг – библиотека им. А.С. Пушкина, почтамт, отделение Сбербанка, магазины, парикмахерские.
1.5 Учредитель, куратор
Учредитель - Администрация города Сургута.
Куратор – департамент образования Администрации города.
1.6 Режим работы
- пятидневная рабочая неделя
-12 часовой режим (с 07.00 до 19.00)
- выходные дни: суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.7 Количество групп и воспитанников
В учреждении функционирует 13 групп, из них 11 групп общеразвивающей направленности, 2 группы кратковременного пребывания (для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения).
- группа раннего возраста для детей 1,5-3 года – 3;
- младшая дошкольная группа для детей 3-4 года – 2;
- средняя дошкольная группа для детей 4-5 лет – 2;
- старшая дошкольная группа для детей 5-7 лет – 4.
Группа кратковременного пребывания №1 возраст детей -3-4 года; время работы с 09.00 до 12.30;
Группа кратковременного пребывания №2 возраст детей -5-7 лет; время работы с 15.00 до 18.30.
Проектная мощность детского сада – 205 детей.
Численность воспитанников с 12-часовым посещением – 269.
Численность воспитанников групп кратковременного пребывания – 20.
учебный год | количество групп общеразвивающей направленности | количество групп кратковременного пребывания | общая численность детей | средняя наполняемость |
2010-2011 | 11 | 2 | 271 | 24 |
2011-2012 | 11 | 2 | 279 | 25 |
2012-2013 | 11 | 2 | 303 | 25 |
1.8 Назначение, роль особенности учреждения в муниципальной системе образования.
Детский сад осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ « Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 октября 2011г. № 2562, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для детских образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1. 2660-10) с изменениями и дополнениями, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с муниципальным заданием МБДОУ ЦРР – д/с № 25 «Родничок» оказывает услугу – дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях; категория потребителей: физические лица в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными задачами деятельности учреждения являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического (приоритетное направление) и физического развития детей с учетом их индивидуальных особенностей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родной земле, стране; формирование у детей черт характера, которые помогут ему стать полноценным гражданином общества; воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; воспитание чувства гордости за достижения страны; воспитание любви к армии, гордости за мужество воинов; развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка, в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой и с учетом индивидуальных особенностей.
Учреждение является участником Федерального Реестра «Всероссийская Книга Почета», внесен в Реестр по предложению органа исполнительной власти ХМАО-Югры.
1.9 Структура управления
Руководство учреждением осуществляет заведующий - Невьянцева Татьяна Александровна. Стаж педагогической работы – 30 лет. Имеет высшее образование. В должности руководителя с 18.04.2011г
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления дошкольного учреждения являются:
- Управляющий совет;
- Общее собрание работников учреждения;
- Педагогический совет;
- Родительский комитет.
Порядок выборов органов самоуправления Учреждения и их компетенция определяются Уставом учреждения.
1.10 Деятельность учреждения в статусе опорного образовательного учреждения
В 2013 году учреждению присвоен статус опорного образовательного учреждения. Направление инновационной деятельности «Формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГТ»
- Особенности образовательного процесса.
2.1 Специфика основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с образовательной программой и Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ реализуется на основе комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Москва, 2004). Выбор данной общеобразовательной программы обусловлен тем, что она:
- является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, ответственный редактор М.А. Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования;
- представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет;
- основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей;
- на первый план выдвигает развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и раскрывающую его индивидуальные особенности.
Коллектив образовательного учреждения ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей.
Содержание обучения детей осуществлялось на основе учебного плана, который построен в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями по выполнению учебной нагрузки согласно СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 с изменениями и дополнениями.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста в 2012-2013 учебном году составлял:
в группе раннего возраста (1,5 – 3 года) – 10 занятий;
в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) – 11 занятий;
в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – 13 занятий;
в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 15 занятий;
в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 17 занятий.
План обеспечивает рациональную организацию учебного процесса, необходимую для предотвращения перегрузки и перенапряжения детей и обеспечивает условия успешного обучения воспитанников, сохраняя их здоровье.
2.2 Дополнительное образование
Дополнительное образование выстроено на основе программы педагога дополнительного образования И.Л. Короткой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», цель которой привлечь внимание к народной педагогике и приобщать детей к русской народной культуре через все виды фольклора и народного творчества.
Коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения № 25 «Родничок» на протяжении многих лет работает по этому приоритетному направлению.
Вся образовательная работа в учреждении связана с народной культурой.
В штатное расписание введена ставка педагога дополнительного образования – этнографа. Разработан тематическо-перспективный план занятий на год для каждой возрастной группы, основа которого - земледельческий календарь. Используя план педагога дополнительного образования планируют работу воспитатели. Образовательная деятельность по ознакомлению детей с народной культурой организована со второй младшей группы. В течение всего года дети знакомятся с народными праздниками, народными традициями, обычаями, бытом народа.
В группах кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
На базе дошкольного учреждения в 2012-2013 учебного года предоставлялись платные услуги по обучению детей английскому языку. НОУ НТ "Центр гуманитарного образования"
2.3 Оздоровительная работа
Оздоровительная работа в ДОУ проводится на основе нормативно – правовых документов:
- СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» и т.д.
Согласно современным требованиям важным качественным показателем работы дошкольного учреждения является не только всестороннее развитие детей с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, но и сохранение, и укрепление здоровья. Для решения этой задачи в ДОУ используются следующие здоровьесберегающие педагогические технологии: подвижные, народные и спортивные игры, пальчиковая, дыхательная гимнастики, утренняя зарядка, физкультминутки, гимнастика «после сна», физкультурные занятия, плавание. Использование этих технологий позволяет формировать у воспитанников потребность к здоровому образу жизни, а у педагогов ДОУ и родителей детей – положительные отношения к организации индивидуальной работы с детьми.
В учреждении создан и действует Центр образовательных программ здоровьесбережения. Центр создан с целью формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса.
Проведение «Дней здоровья» стало традицией в МБДОУ. Они входят в состав целой системы физкультурно-оздоровительных мероприятий как одна из форм работы с воспитанниками и их родителями. Основная задача данного мероприятия – привлечь родителей к участию в совместных с детьми праздниках. Благодаря личному участию, родители могут понаблюдать за свои ребенком в коллективе, оценить уровень его физической подготовки. Атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует у них интереса к общению со своими детьми.
В рамках Дня здоровья в 2012-2013 учебном году прошли мероприятия: смотр «Чистота - залог здоровья», выставка рисунков «Я со спортом подружусь», шашечный турнир, мотокросс (самокаты), совместные с детьми и родителями развлечения «Я и мои спортивные родители».
С целью профилактики здоровья детей в образовательном учреждении проводится медицинский осмотр детей.
Распределение детей по уровню физического развития
год | высокий уровень | выше среднего | средний уровень | ниже среднего | низкий уровень |
2010 | 2 | 78 | 173 | 13 | 3 |
2011 | 21 | 59 | 156 | 21 | 2 |
2012 | 22 | 26 | 178 | 21 | 26 |
Распределение детей по группам здоровья
год | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
2010 | 38 | 206 | 26 | - |
2011 | 70 | 176 | 16 | - |
2012 | 77 | 184 | 12 | 1 |
Распределение детей по физкультурным группам
год | основная группа | подготовительная группа | специальная группа |
2010 | 225 | 44 | - |
2011 | 225 | 37 | - |
2012 | 255 | 18 | - |
Каждый год дошкольное учреждение принимает большое количество детей раннего возраста. Тяжелой степени адаптации в 2012-2013 учебном году не наблюдалось. Это говорит о том, что в детском саду созданы благоприятные условия для прохождения успешной адаптации. Организовано сопровождение адаптационного периода, которое в себя включает: ведение адаптационных листов, рекомендации для родителей, индивидуальный режим посещения, коррекционная работа с детьми, использование психосберегающих технологий.
Показатели адаптации вновь прибывших детей (%)
Степень адаптации | 2010-2011 учебный год | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год |
Тяжёлая | - | 4 | - |
Средняя | 6 | 7 | 22 |
Лёгкая | 94 | 89 | 78 |
2.4 Система внутреннего мониторинга качества образования
Определить степень освоения ребенком образовательной программы, влияние образовательного процесса на развитие дошкольника, оценить степень продвижения и выявить индивидуальные возможности ребенка, наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы помогает мониторинг проводимый в ДОУ.
Мониторинг образовательного процесса, детского развития составлен по критериям, определенным «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой.
Для проведения диагностики оценки уровня готовности к школе используется диагностический комплекс «Диагностика готовности ребенка к школе» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой.
Мониторинг адаптации детей к условиям ДОУ проводится используя методы: наблюдение, анкетирование родителей.
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников
Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года было одним из приоритетных направлений деятельности учреждения. Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
С 2005 года в детском саду работает семейный клуб «Школа заботливого родителя», целью которого является удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, побуждение к размышлению и анализу родительского поведения, к обмену опытом друг с другом. С родителями проводились консультации, были организованы встречи с учителем – логопедом, педагогом дополнительного образования по этнографии, педагогом - психологом, просмотр видеофильмов о жизнедеятельности детей в детском саду. В группах раннего возраста оформлялись фото стенды «День за днем», где родители знакомились с жизнью детей в детском саду.
Осуществляет работу данного клуба воспитатель группы раннего возраста Дубровина Г.Г. Работа семейного клуба для детей раннего возраста и их родителей (законных представителей) отмечается родителями с положительной стороны.
Родители являются активными участниками образовательного процесса ДОУ. Работа ведется в двух направлениях: педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность ДОУ. Педагогический персонал не только сообщает родителям педагогические знания, стимулирует их интерес к педагогике, проблемам воспитания, но и формирует их родительскую позицию. Привлечение родителей к участию в работе ДОУ происходит непрерывно и постоянно. Каждый педагог использует принцип индивидуального подхода к родителям, и поощряет любое его участие в жизни группы. Мы считаем, что отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В целях повышения эффективности взаимодействия и формирования желания семьи участвовать в работе, мы используем ставшие традиционными следующие формы: информационно-наглядные материалы (стендовые консультации, выпуск газеты ДОУ «Родничок - удивительный мир детства»); анкетирование; участие в выставках - «Осенняя фантазия», «Все любят цирк», «Мой город»; конкурсы - «Лучшее оформление группы к Новому году», «Цветочная поляна»; выставка рисунков «Рисуем всей семьей»; семинары-практикумы; «Дни открытых дверей»; «мастер-классы»; совместные спортивные и музыкальные мероприятия; совместные субботники и проведение акций по благоустройству территории.
В течение года оформлялись информационные стенды для родителей с наглядной агитацией в форме консультаций, рекомендаций, буклетов, памяток по воспитанию и развитию, оздоровлению и закаливанию детей в групповых раздевалках.
С 2012 года создан Интернет - сайт ДОУ с целью открытости и доступности информации о деятельности дошкольного учреждения.
В ДОУ работает родительский комитет и Управляющий Совет. В соответствии с планом состоялись заседания, где были намечены основные направления работы в 2013-2014 учебном году, обсуждались проблемы, над которыми проводилась совместная работа детского сада и семьи.
Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:
- активное участие родителей в жизни детского сада;
- деятельность родителей по пропаганде и рекламе ДОУ в городе;
- наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей». Опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ» показал, что 96% родителей довольны тем, что их ребенок посещает детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива.
3. Условия осуществления образовательного процесса
- Финансовые ресурсы МДОУ и их использование
Финансирование ДОУ осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности ДОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности.
Из муниципального бюджета оплачиваются расходы на заработную плату, на содержание имущества, компенсируются расходы на питание воспитанников.
Внебюджетные средства складываются из родительской платы за содержание ребенка в ДОУ и спонсорской помощи и расходуются на:
развитие образовательного учреждения и совершенствование воспитательно-образовательного процесса (приобретение оборудования, учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря).
В течение года было приобретено новое оборудование для ведения образовательной деятельности с детьми.
Предметно-развивающая среда групп пополнилась дидактическим материалом и игровым оборудованием.
Выделенные денежные средства на содержание учреждения расходуются своевременно и в полном объеме.
В 2013 году ООО «Газпром трансгаз Сургут» в лице генерального директора Иванова Игоря Алексеевича оказали спонсорскую помощь в размере 76 тыс. рублей на покупку жарочного шкафа.
3.2 Расходы на одного воспитанника.
Стоимость родительской платы определена приказом департамента образования Администрации города Сургута от 07.03.2013 №02-11-83/13 «О затратах на содержание одного ребенка (присмотр и уход за ребенком) в 2013 году и сумме родительской платы в месяц за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования составляет 2283 рубля.
3.3 Материально-техническая база учреждения (внутренние помещения и территория)
В детском саду одиннадцать групповых помещений, в которых имеются спальни. Все групповые помещения, оборудованы в соответствии с требованиями САНПиН, имеются две группы кратковременного пребывания, в которых дети находятся без сна.
В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, театрализованного творчества, спортивный, книжный, экспериментально-исследовательской деятельности, и т.д.
Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В каждой группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок).
В детском саду имеются эстетично оформленный, располагающий к творчеству, пению и танцам музыкальный зал; наполненный спортивным современным оборудованием физкультурный зал; оборудованный необходимыми средствами для обучения детей плаванию бассейн, кабинет «Русская горница» и музей «Русская изба» создают атмосферу национального быта русского народа. Кабинет педагога-психолога укомплектован набором современных диагностических и развивающих методик. В специально оборудованном кабинете учителя - логопеда установлены столы для занятий с детьми, зеркала.
Все помещения оснащены современными пособиями.
Методический кабинет оформлен в соответствии с современными требованиями: много дидактического материала, пособий, оснащен компьютером и оргтехникой (сканер, принтер, ксерокс, ламинатор, мультимедийный проектор, брошюратор), наполнен новинками педагогических изданий по разным направлениям, подборками журналов, располагает к общению и творчеству педагогов. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В кабинете имеется в достаточном количестве методическая литература по программе дополнительного образования. Библиотека оснащена современной детской и педагогической литературой, достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями.
В течение учебного года заметно пополнился учебно-методический комплекс ДОУ, обогатилась предметно-развивающая среда в группах (пособия, игрушки, детская мебель для сюжетно-ролевых игр).
В учреждении имеются медицинский и процедурный кабинеты, изолятор, кабинеты физиотерапии и массажа.
На прогулочных верандах здания детского сада дети гуляют в ненастную, холодную погоду. Проводятся занятия по обучению детей правилам дорожного движения, игры.
Участок освещен, оснащен навесами, имеются прогулочные площадки, большое количество деревьев и малых игровых форм (кораблики, прыгунки, песочницы). Отдельное место на территории ДОУ отведено спортивной площадке, которая оборудована спортивным комплексом с лесенками, перекладинами, баскетбольными щитами, гимнастическим бревном, ямой для прыжков. Имеется специальная территория - цветники, огород, «поляна лекарственных трав». Силами педагогического и родительского коллективов территория благоустроена и озеленяется, созданы все условия для разнообразной, интересной и полезной деятельности детей на прогулке.
Организованная предметно-развивающая среда в нашем учреждении соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, и позволяет успешно проводить воспитательно-образовательную, развивающую и физкультурно-оздоровительную работу с детьми.
3.4 Кадровое обеспечение
В 2012-2013 учебном году образовательный процесс в ДОУ осуществляли 30 педагогов, из них: воспитателей - 23, инструктор по физической культуре -1, учитель-логопед-1, педагог-психолог - 1, педагог дополнительного образования - 1, музыкальный руководитель – 3.
Аттестация педагогов проводится в соответствии с планом, все педагоги, подавшие заявления успешно. В 2012-2013 учебном году прошли аттестацию 2 воспитателя и 1 музыкальный руководитель.
квалификационная категория | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год |
высшая | 8 | 6 |
первая | 10 | 15 |
вторая | 4 | 5 |
без категории | 8 | 4 |
Педагоги ДОУ – это грамотные высококвалифицированные специалисты, способные осуществлять образовательный процесс с использованием традиционных методик и инновационных технологий, грамотно организовывать работу с родителями.
учебный год | образовательный уровень педагогов | стаж работы | |||||
высшее | среднее профессиональное | до 5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15-20 лет | больше 20 лет | |
2011-2012 | 16 | 11 | 5 | 2 | 2 | 5 | 13 |
2012-2013 | 17 | 13 | 5 | 2 | 1 | 5 | 17 |
Основную часть работников составляют педагоги - специалисты с большим опытом работы, успешно использующие традиционные способы, методы и приемы организации дошкольников наряду с инновационными, умело делящиеся секретами профессиональной деятельности с коллегами.
Педагоги дошкольного учреждения награждены:
Благодарственным письмом МКУ «УДОУ» - 19 человек;
Почетной грамотой МКУ «УДОУ» - 1 человек;
Почетной грамотой ДО города Сургута – 10 человек;
Почетной грамотой Главы города Сургута - 1 человек;
Благодарностью Министерства образования и науки Российской Федерации – 1 человек;
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации – 1 человек;
Звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 1 человек.
Каждые 5 лет педагоги проходят профессиональную переподготовку. В течение 2012-2013учебного года курсовую переподготовку прошли 3 педагога по темам: «Модернизация дошкольного образования в контексте ФГТ к структуре ООП» и «Современные подходы к музыкальному воспитанию и обучению в ДОУ».
Педагоги детского сада принимают активное участие в конкурсах разного уровня:
- III Международный театральный фестиваль «Давыдовский» - II место в номинации «Лучшее композиционное решение мизансцен», музыкальный руководитель –1;
- II открытый конкурс авторских разработок «Методист года» - место в номинации «Здоровьесберегающие технологии», музыкальный руководитель –1;
- Всероссийский сетевой конкурс «Панорама педагогических достижений», воспитатели -3; инструктор по физической культуре –1; педагог дополнительного образования –1; заместитель заведующего по УВР –1; музыкальный руководитель -1; учитель-логопед-1;
- Подготовили детей к участию во всероссийских конкурсах «Мудрый совенок», «Мечтай! Исследуй! Решай!», «О чем мечтают дети?».
Все педагоги получили сертификаты, дипломы.
3.5 Обеспечение безопасности в здании и на прилегающей к ДОУ территории
Обеспечение безопасности учреждения осуществляется согласно разработанных нормативных документов. Территория учреждения ограждена металлическим забором. Для эвакуации предусмотрены три входных двери, ворота по периметру для проезда пожарной машины и другого автотранспорта.
Установлена система видеонаблюдения в здании и на территории учреждения.
Здание телефонизировано, аппараты прямой городской телефонной линии находятся в кабинетах заведующего, делопроизводителя с факсом, заместителя заведующего по АХР, заместителя заведующего по УВР, специалиста отдела кадров, в медицинском кабинете. Телефон с определителем номера установлен на первом этаже (вахта).
Входные двери оборудованы видеодомофонами.
Имеется «тревожная кнопка», позволяющая круглосуточно устанавливать связь со службой полиции.
Предусмотрено дежурное (ночное) и аварийное освещение (эвакуационные и световые указатели «выход»).
Подключена система дистанционной передачи сигнала о пожаре на пульт «01».
Установлена охранная пожарная сигнализация (ОПС) с системой речевого оповещения о пожаре. Динамики оповещения установлены в каждом кабинете и коридорах учреждения.
В здании: 18 пожарных кранов, 55 огнетушителей.
Все группы имеют пожарные выходы на улицу.
На дверях коридоров путей эвакуации, лестничных пролетов установлены доводчики.
Пропускной режим осуществляется: с 19.00 до 07.00; учреждение охраняется 3 сторожами (посменно), с 07.00 до 19.00 – дежурство вахтеров.
Посещение учреждения по служебной необходимости осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность с отметкой в Журнале регистрации посетителей.
Ежедневно проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет обнаружения посторонних предметов.
Разработаны и введены в действие Паспорт антитеррористической защищенности учреждения и Паспорт дорожной безопасности.
Для обеспечения безопасности пребывания ребенка в ДОУ разработан план мероприятий по реализации программы ОБЖ. Воспитатели знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, развивают психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защитные рефлексы и навыки само - и взаимопомощи, формируют сознательное, ответственное и бережное отношение детей к своей безопасности и безопасности окружающих, способствуют приобретению элементарных знаний и умений по защите жизни и здоровья как своего, так и окружающих.
Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (угроза террористического акта, пожар) ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и персонала ДОУ.
3.6 Медицинское обслуживание
Медицинское обслуживание воспитанников в ДОУ осуществляет медицинский персонал муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №3» в соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 201 от 17.09.2007г.
За учреждением закреплен следующий медицинский персонал:
- Старшая медицинская сестра;
- Медицинская сестра;
- Медицинская сестра процедурная;
- Медицинская сестра по физиотерапии;
- Медицинская сестра по массажу.
Основной задачей медицинского персонала дошкольного учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап это проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижения заболеваемости. Медицинский персонал занимается просветительской работой с воспитателями и родителями. Каждый месяц проводится анализ заболеваемости, посещаемости детей в каждой группе, анализируется уровень профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми и вырабатываются мероприятия по снижению заболеваемости детей.
В ДОУ ежедневно осуществляется осмотр детей врачом – педиатром.
Осмотр врачами – узкими специалистами проводится ежегодно.
Проводятся специальные медицинские оздоровительные мероприятия: кварцевание помещений, фитотерапия, профилактические мероприятия против гриппа и ОКИ, массаж, физиопроцедуры и т.д
Медицинскими специалистами в 2012-2013 году проведены процедуры:
процедура | количество детей | количество посещений |
Массаж | 173 | 1620 |
Светолечение | 315 | 1354 |
Электролечение | 71 | 490 |
Ингаляционная терапия | 385 | 3080 |
Фитотерапия | 771 | 6618 |
Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников в ДОУ создан и успешно работает психолого-медико-педагогический консилиум.
Его деятельность направлена на обеспечение оптимальных педагогических условий для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Коррекционно-развивающую работу ведет учитель-логопед, педагог-психолог, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, воспитатели групп. Работа проводится по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям специалистов.
Консилиум взаимодействует с территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города.
В течение года было проведено 8 заседаний ПМПк.
В целях максимального содействия полноценному речевому и психическому развитию каждого ребёнка созданы условия для ранней профилактической и коррекционной логопедической работы.
Учителем – логопедом в течение года обследован 151 ребенок, с нарушениями выявлено 98 детей. В логопедический пункт было зачислено 52 дошкольника.
Для достижения положительной динамики в коррекции нарушенного звукопроизношения использовались индивидуальная и подгрупповая формы непосредственно образовательной деятельности.
Целенаправленная и мотивированная организация коррекционно-образовательной работы способствовала тому, что у детей произошли положительные изменения, динамика в развитии и коррекции: 50 воспитанников (98%) выпущены с чистой речью, с улучшением - 2 ребенка (2%).
По результатам обследования были определены направления работы с детьми, как в регламентированной деятельности, так и в индивидуальной работе. Разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию и обучению детей.
Наряду с коррекционной работой с детьми, специалистами ПМПк осуществлялась консультативная работа с родителями воспитанников (более 70 консультаций в течение года). Для педагогов проведены семинары - практикумы на следующие темы: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста», «Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте». Подготовлены памятки, буклеты с информацией по профилактике речевых нарушений у дошкольников.
Педагогом – психологом на протяжении всего периода работы осуществлялся контроль за психоэмоциональным состоянием детей в группах. По запросу родителей и педагогов было организовано индивидуальное сопровождение трудного ребенка. Для 8 воспитанников была составлена индивидуальная программа. После проведения диагностики по подготовке детей к школе, 14 детей, имеющих низкий уровень, были взяты на групповые развивающие занятия. В конце учебного года по результатам диагностики, детей с низким уровнем нет.
Педагогом-психологом проведено индивидуальное консультирование родителей и педагогов - 104 консультации, из них письменных - 15, индивидуальных - 89.
3.7 Организация питания детей
Организации питания в детском саду уделяется особое внимание. В дошкольном учреждении обеспечивается 5-разовое питание детей. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется согласно гражданско-правовых договоров и договоров на поставку продуктов питания поставщиками:
- ООО «Весна» г. Сургут;
- ОАО «Золотые луга» г.Тюмень;
- ООО «Кредо» г.Нижневартовск;
- ИП Шикула А.В. г. Сургут;
- ООО «Роспродукт» г.Сургут;
- ООО «НТВА» г. Сургут
- СГМУП «Сургутский хлебозавод» г.Сургут.
Организация рационального питания детей в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10. Питание детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона, величине разовых порций и кулинарной обработкой.
В детском саду имеется примерное 10-дневное меню, утвержденное заведующим ДОУ, технологические карты блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов. Использование таких карт позволяет легко подсчитать химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по составу и калорийности. Проводится ежедневная витаминизация 3 блюда витамином С.
Бракераж готовой продукции проводится специально созданной комиссией перед каждой выдачей пищи с оценкой вкусовых качеств. При этом осуществляется регулярный медицинский контроль за условиями хранения продуктов и сроками реализации, санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды. Старшая медицинская сестра систематически контролирует закладку продуктов, технологию приготовления и качество пищи, выдачу пищи с пищеблока по группам и объем блюд.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.
В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены. Результатом является отсутствие зафиксированных случаев отравления и заболевания детей в течение 2012-2013 учебного года.
Питание детей организуют в групповых помещениях.
4. Результаты деятельности учреждения, качество образования
4.1 Результаты освоения детьми общеобразовательной программы
В 2012-2013 учебном году Программа реализована в полном объеме.
группа раннего возраста (2-3 года) | группа младшего дошкольного возраста (3-4 года) | группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет) | группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет) | группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет) | |
Количество часов (общее) |
141ч 54 мин | 196ч 30 мин | 284 ч | 445ч | 604ч |
По результатам образовательной деятельности детский сад является стабильно-работающим дошкольным образовательным учреждением, подтверждением чему являются данные мониторинга выполнения воспитанниками образовательной программы:
Результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
образовательные области | 2012-2013 учебный год (%) | интегративные качества | 2012-2013 учебный год (%) |
Физическая культура | 83 | Любознательный, активный | 97 |
Труд | 81 | Эмоционально отзывчивый | 100 |
Безопасность | 84 | Овладевший средствами общения | 92 |
Здоровье | 98 | Способный управлять своим поведением | 97 |
Музыка | 79 | Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | 100 |
Коммуникация | 93 | Имеющий первичные представления о себе, семье | 97 |
Чтение | 76 | Овладевший предпосылками учебной деятельности | 97 |
Художественное творчество | 76 | Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | 97 |
Познание | 78 | Овладевший необходимыми умениями и навыками | 97 |
Социализация | 81 | - | |
Итог | 87 | Итог | 97 |
Анализ уровня овладения детьми ДОУ необходимыми навыками и умениями по образовательным областям выявил высокий результат освоения программного материала.
Высокий уровень развития каждого ребенка обусловлен хорошей работой педагогического коллектива в течение всего учебного года.
4.2 Доля выпускников с оптимальным и достаточным уровнем готовности к школе
Результатом образовательной деятельности является уровень готовности выпускников к школьному обучению.
На протяжении учебного года педагогом – психологом составлена и реализовывалась развивающая программа по подготовке детей к школе «Школа дошколят».
Готовность детей к обучению в школе
учебный год | количество детей | уровни подготовки % | ||
высокий | средний | низкий | ||
2010-2011 | 47 | 66 | 34 | - |
2011-2012 | 43 | 57 | 43 | - |
2012-2013 | 101 | 53 | 47 | - |
Данные показывают, что 100% выпускников идут в школу достаточно хорошо подготовленными.
4.3 Заболеваемость
В ДОУ созданы оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического здоровья детей, способствующие формированию у ребенка представлений о здоровом образе жизни. Показатели пропусков по болезни одним ребенком за последний год по учреждению значительно снизились.
год | общая численность детей | среднегодовая численность детей | число случаев заболеваний | число случаев заболеваний на одного ребенка | количество дней, пропущенных по болезни, в расчете на одного ребенка |
2010 | 271 | 263 | 843 | 3,1 | 21,7 |
2011 | 279 | 252 | 808 | 2,8 | 21 |
2012 | 303 | 287 | 586 | 1,9 | 13,5 |
4.4 Травматизм детей в ДОУ
Случаи травматизма | |
2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год |
- | 1 |
4.5 Результаты участия воспитанников в соревнованиях, конкурсах, выставках, акциях
В течение года воспитанники ДОУ принимали активное участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, становились призерами и победителями.
Название мероприятий | Уровень участия (муниципальный, региональный, федеральный) | Достижения детей |
Интеллектуальный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» | федеральный | Дипломы участников |
Конкурс творческих работ «О чем мечтают дети?» | федеральный | Диплом победителя 3 место |
Фестиваль детского и юношеского творчества «Рождество Христово в Сургуте» | муниципальный | Дипломы участников |
Познавательный конкурс-игра «Мудрый совенок» | федеральный | Диплом лауреата 3 воспитанника |
4.6 Число детей, принявших участие в социально значимых мероприятиях
В 2012-2013 учебном году воспитанники ДОУ принимали активное участие в городских благотворительных акциях:
- «Белая ромашка» - в помощь детям, больным туберкулезом;
- «Рождественская птица»- в помощь детям с заболеваниями центральной нервной системы,
- «Зимняя кладовая» - сбор корма для животных станции юных натуралистов в рамках Всемирного дня защиты животных.
4.7 Мнение родителей и представителей органов общественного управления о деятельности педагогов, функционировании учреждения и качестве предоставляемых услуг
В течение учебного года от родителей воспитанников детского сада в МКУ «УДОУ» поступило ряд коллективных писем со словами благодарности сотрудникам ДОУ за чуткое отношение к детям, заботу, внимание и индивидуальный подход к каждой семье.
Созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:
- активное участие родителей в жизни детского сада;
- деятельность родителей по пропаганде и рекламе ДОУ в городе;
- наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей».
Опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ» - 96% родителей довольны тем, что их ребенок посещает детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива.
В течение учебного года два раза проводились «Дни открытых дверей». Формы проведения были разнообразные: экскурсии внутри дошкольного учреждения и по его территории, открытые просмотры в группах, консультации со специалистами по волнующим вопросам и т.д.
Проведено анкетирование родителей о работе ДОУ по приоритетному направлению. По результатам сделан вывод: родители воспитанников детского сада (93%) считают работу по патриотическому воспитанию нужной и необходимой. Высказали свои предложения:
- Проводить народные праздники в удобное для посещения родителями время;
- Как можно больше организовывать проведение совместных с детьми мероприятий (народные праздники, досуги, мастерские, посиделки и т.д.).
От родителей воспитанников детского сада в МКУ «УДОУ» были направлены коллективные письма со словами благодарности сотрудникам ДОУ за чуткое отношение к детям, заботу, внимание и индивидуальный подход к каждой семье.
5. Социальное партнерство
Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования и культуры; с семьями воспитанников детского сада.
МБДОУ на протяжении 10 лет сотрудничает с МБОУ Лицеем № 2. Руководство ДОУ и лицея заинтересовано в тесном сотрудничестве, поэтому заключили договор о сотрудничестве. Педагоги поддерживают связь с учителями начальных классов. В начале и конце учебного года учителя присутствовали на родительских собраниях, где обсуждались вопросы подготовки к школьному обучению, адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности. Проведен психолого-педагогический консилиум «Ребенок на пороге школы», Консультация учителя начальных классов «О некоторых особенностях организации уроков в 1 классе»
Школьники активно и с удовольствием посещали мероприятия, проводимые в ДОУ, участвовали в них, знакомились с народным творчеством, обычаями, традициями русского народа.
В 2012-2013 учебном году начали осуществлять социальное партнерство с МБДОУ № 75 "Лебедушка". Заключили договор о сотрудничестве, а также составили план совместной работы на учебный год. Мероприятия проводимые в ДОУ, на которых присутствовали педагоги МБДОУ № 75, были направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, обмен опытом работы.
Большая работа реализовалась в содружестве с семьей. Планируя работу с семьей, педагоги нашего детского сада использовали разнообразные формы организации взаимодействия с родителями.
Общаясь с родителями, мы не переставали повторять, что воспитание – процесс обоюдный. Большое внимание уделялось установлению обратной связи с родителями: информирование о ходе и результатах деятельности показывало, что происходит у нас в течение месяца; участие детей, родителей и воспитателей в конкурсах и соревнованиях, проведение родительских собраний в нетрадиционной форме, а также совместных мероприятий и праздников сплачивают воспитателей, детей и родителей. Всё это способствует укреплению доверительных отношений и помогает поддерживать атмосферу сотрудничества.
6. Заключение
6.1 Итоги деятельности учреждения за отчетный период
Анализ деятельность детского сада за 2012-2013 учебный год показал, что учреждение стабильно функционирует, предоставляет качественное образование и воспитание, которое осуществляется за счет эффективного использования современных образовательных технологий.
Наиболее успешными в деятельности детского сада за 2012-2013 учебный год можно обозначить следующие показатели:
- показатель мониторинга итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками старшего дошкольного возраста составил 100%;
- в детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно - оздоровительной работы. Педагоги и медицинский персонал используют современные оздоровительные технологии, что способствует снижению заболеваемости детей;
- активное участие родителей в жизни детского сада.
Выявлена проблема:
Недостаточная творческая активность педагогов:
- не проявляют инициативу в организационно-методической работе;
- неохотно представляют опыт своей работы;
- не желают участвовать в конкурсах профессионального мастерства, ссылаясь на занятость и нехватку времени.
6.2 Основные направления развития учреждения на предстоящий учебный год и перспективу
Основными направлениями деятельность в 2013-2014 учебном году станут:
- укрепление и развитие материально – технической базы в соответствии с современными требованиями оснащения дошкольных учреждений;
- поиск новых форм взаимодействия с родителями, учитывая их запросы;
- мотивация педагогов к участию в открытых мероприятиях ДОУ и города, с целью обобщения опыта, улучшения качества работы и достижения оптимальных результатов в воспитании, обучении и развитии дошкольников.
6.3 Адрес сайта, контактная информация ответственных лиц
Наши координаты:
Телефон: 8 ( 3462)24-63-39
Электронная почта – ds25admsurgut.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Публичный доклад МАДОУ №37 "Журавлик"г.Дрезна Московской обл.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям сред...
Публичный доклад заведующей МДОУ детский сад №1 п. Радченко за 2011 год.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДо деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 п. Радченко за 2011 год Общая характеристика учрежденияТип: дошко...
Публичный доклад "Анализ деятельности ДОУ за 2010-2011 уч.год"
Анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения....
Публичный доклад МБДОУ "Детский сад "Радость"
Публичный доклад...
Публичный доклад
Публичный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности АМДОУ детского сада комбинированного вида «Кирпичики»за 2010 -2011 учеб...
Публичный доклад
Публичный доклад...