Воспитай себе друга
(младшая группа) по теме
Как часто взрослые люди, уже перешедшие возрастной рубеж «молодых родителей», с горечью понимают, что они так и не сумели стать другом своему выросшему ребенку. А так хочется маме, чтобы пришел к ней ее, уже повзрослевший, любимый сын, посидел, поговорил, рассказал бы о своих радостях и поделился печалями…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitay_sebe_druga.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАЙ СЕБЕ ДРУГА
Как часто взрослые люди, уже перешедшие возрастной рубеж «молодых родителей», с горечью понимают, что они так и не сумели стать другом своему выросшему ребенку. А так хочется маме, чтобы пришел к ней ее, уже повзрослевший, любимый сын, посидел, поговорил, рассказал бы о своих радостях и поделился печалями…
Когда, почему и что они сделали не так? Ведь, казалось бы, у ребенка никогда не было недостатка ни в игрушках, ни в книжках; всю душу вкладывали, кормили, одевали, за учебой следили…
А все очень просто. Дружить с ним надо было. С самого раннего детства. И воспитать себе друга.
Что означает «дружить»? Как или, вернее, из чего возникает дружба?
Во-первых, конечно же, из общения. Как общаться? Человечество до сих пор не придумало лучшего способа общения, чем разговор. ГОВОРИМ И СЛУШАЕМ. Но КАК говорим, и КАК слушаем! Говорим на равных и внимательно слушаем. Если тебе небезразлично все, чем живет твой друг, а ты сам можешь рассказать ему о своих переживаниях, если ты уважаешь его мнение и не стремишься возвыситься над ним за счет своего авторитета, тогда ваше общение будет живым и настоящим. И, здесь практически нет разницы, с кем дружишь: с взрослым или ребенком.
Во-вторых, дружба возникает тогда, когда вы заняты общим, интересным обоим, делом. А если это общее дело связано с творчеством, то лучшей почвы для дружбы и придумать трудно!
Несколько лет назад произошла у меня встреча с отцом воспитанника, о которой я, пожалуй, буду помнить всю жизнь, и которая меня многому научила.
Целый учебный год воспитатели, дети и их родители с интересом работали над осуществлением социально-педагогического проекта «Город моей мечты». Наступил заключительный этап работы. Каждый ребенок группы вместе со своими родителями создавал «дом, в котором он хочет жить». Конструировали из различного бросового материала, по собственным «архитектурным проектам». Дома получались разные, большие и маленькие, яркие и скромные, современные городские и традиционные деревенские, с садом, огородом и цветами.
Незадолго до этого в семье Федоровых произошли коренные изменения. Мама вышла замуж. И все вроде бы хорошо. Только вот отчим, Николай Сергеевич, как ни старался, никак мог наладить добрые отношения со своим пасынком. И в парк ходили вместе, и в цирк, и игрушки интересные покупал для Саши. Но мальчик замкнулся в себе, и никак не отзывался на инициативы отчима.
А тут Саша, придя из сада, рассказывает про задание, которое выполняют с родителями другие дети группы. На следующий же вечер принес Николай Сергеевич толстый строительный каталог с фотографиями домов и коттеджей и сказал: «Выбирай, сынок, какой дом тебе нравится. Мы с тобой любой построим!». Саша заинтересовался, и первый вечер был посвящен выбору. Потом начались поиски «строительного материала». Картонные коробки, пластиковые бутылки (а из чего же смастерить колонны?), пенопласт – все пошло вход. Теперь каждый вечер был посвящен «строительству». Конечно же, дом получился чудесный. Не дом, а целая усадьба.
После того, как работа была завершена, пришел ко мне в кабинет этот самый Николай Сергеевич с цветами и очень искренне благодарил за идею проекта. Ведь теперь, всего через три недели, пока они с Сашкой каждый вечер трудились вместе, придумывали, клеили, конструировали, - успели так подружиться, что мальчик стал называть своего отчима папой.
Во многих детских садах осуществляется такой педагогический проект как «Мое генеалогическое древо». Значение этой общей работы с семьями воспитанников трудно переоценить. Дети расспрашивают своих мам, пап, дедушек и прабабушек о жизни их близких и далеких родственников, рассматривают их фотографии, узнают что-то интересное о близких людях. Во время таких бесед необходима доверительная обстановка, чтобы никто не отвлекал взрослых от общения с ребенком. ГОВОРИМ И СЛУШАЕМ. И наверняка в каждой семье был или есть человек, которым гордится вся семья. Обязательно нужно рассказывать об этом! Тогда и маленький человечек почувствует гордость за свою семью и за себя самого.
Эту гордость мы увидели, когда оформили в детском саду фотогалерею «Мы – потомки победителей», посвященную 65-летней годовщине Победы. Каждый из экспонатов галереи был посвящен родственнику нашего воспитанника – его прадедушке или прабабушке и самому воспитаннику. Представляете, какие высокие чувства испытывает малыш, когда вся группа подходит к стенду и воспитательница читает: «Цветкова Татьяна Ильинична. В январе хотела пойти на фронт, но ей отказали – не было еще 18 лет. Тогда она написала письмо Ворошилову и Татьяну Ильиничну определили в школу связистов. После окончания служила в 134 стрелковом корпусе на 2-ом Белорусском фронте под командованием Рокосовского. Закончила свой боевой путь Татьяна Ильинична в Германии, имеет медали и ордена, личную грамоту от Сталина. В настоящее время живет в Москве. Ее правнук, Илюхин Антон – воспитанник группы №4, детского сада №1734». И рядом с портретом героической прабабушки – его собственная фотография! А сколько до этого было семейных разговоров, просмотров фотоальбомов, воспоминаний бабушки Тани о войне и пережитых испытаниях!
Фото-1
Очень полезным приёмом, который переводит обычные отношения родителей с детьми в плоскость дружеских отношений, является совместный общественно-полезный труд.
В нашем детском саду уже несколько лет существует традиция. Как и в других дошкольных учреждениях, осенью и весной мы проводим субботники. Но не совсем обычные. Это настоящие «Праздники Труда» под названием «Убери свою планету», когда звучит музыка, флажки развиваются над верандами, гостей-работников зазывают Скоморохи… На субботник приглашаются все члены семьи вместе с детьми (и даже с теми, которые еще не ходят в детский сад!). А иначе, где и с кем будут малыши, пока родители помогают привести в порядок «второй дом» своих детей? Только для самых маленьких деток педагоги детского сада готовят кукольный спектакль или другое развлечение в помещении. А дети постарше трудятся со своими родителями всю первую половину субботника.
Фото-2
Потому что вторая половина субботника посвящена приготовлению сюрприза для родителей. Воспитатели вместе с детьми готовят тесто, лепят печенье, а затем выпекают его на кухне, чтобы по окончании работ всем вместе с удовольствием попить чаю в группе.
Фото-3
Совсем небольшое общее дело. Используя педагогическую лексику, его можно назвать «трудовым воспитанием». И это само по себе очень важно. Хотя важнее, на мой взгляд, то, что трудились ВМЕСТЕ, родители со своими детьми, педагоги с воспитанниками - взрослые и дети.
А вот какие отзывы на сайте получил детский сад от родителей после очередного субботника.
Мама Смирновой Полины от своего имени и от имени самой Полины, гр.№7
15 октября в нашем саду традиционно проводился субботник.
Субботник – дело добровольное, а подчас и добровольно-обязательное. Однако каждый сознательный человек, а, особенно родитель, понимает, что:
• во-первых, ребенок должен гулять и играть на ухоженной и опрятной территории;
• во-вторых, ребенок должен приучаться к труду на личном примере взрослых;
• в-третьих, ребенок должен понимать, что следить за чистотой и порядком нужно не только в квартире – надо беречь и уважать свой город;
• и, самое главное, ребенок любит и учится трудиться и отдыхать вместе с родителями, воспитателями, другими детьми.
А что, как не совместный труд, а затем и честно заработанный отдых, объединяет детей в единый коллектив и формирует у ребенка уважение к труду, умение соблюдать чистоту.
Это идеологическое отступление. На самом деле этот субботник запомнился нам тем, что оказался совсем не добровольно-обязательным мероприятием, а подарил взрослым и ребятам много добрых минут. Интересно было трудиться вместе с воспитателями и нашими детьми; приятно удивила продуманная организация мероприятия; трогательной неожиданностью стал сюрприз, который ребятишки подготовили уставшим родителям – собственноручно приготовленным ребятами печеньем угощались и взрослые и дети. Уборка территории превратилась в совместный праздник, который надолго запомниться нашим детям как пример совместной работы и дружного отдыха!
Мама Жукова Артема, гр.№5
«У вас все получилось! Даже лучше, чем ожидали! И мусор был убран, и кусты подрезаны, и окна в группах вымыты и заклеены, и дети потрудились вместе со своими родителями! И чай пили из самовара. А печенье к чаю, приготовленное детскими ручонками, казалось нам, взрослым, самым вкусным угощением на свете! Спасибо вам за такой чудесный ВЫХОДНОЙ день!»
Совсем не обязательно, чтобы каждый раз это был какой-то сложный или долгосрочный проект. Готовясь к проведению «Дня Смеха» в этом году, воспитатели поручили родителям самим найти и разучить со своими детьми веселые стихи или короткие миниатюры (дав инструкцию о том, как правильно подбирать и каких ошибок избегать во время заучивания!), а также изготовить необыкновенные смешные костюмы, головные уборы, в общем, все то, что так нравится детям.
Сейчас все пользуются интернетом, и задание по подбору стихов не составит труда и не займет много времени у родителей. Костюм – дело посерьезнее! Но хотелось бы, чтобы несколько вечеров подряд родители, разучивая со своим ребенком стихотворение, веселились и смеялись вместе над его содержанием. Чтобы детские глаза сияли от радости, а взрослые – от творческого возбуждения, когда вместе будут выдумывать и изготавливать такой «дурацкий», но необыкновенно смешной и милый костюм! Тут и хорошее настроение, и дружеское отношение друг к другу гарантировано!
Интересные «общие дела» можно придумывать до бесконечности! Главное, чтобы родители сами поняли, насколько это здорово – что-то делать вместе с ребенком! А если родители молодые, неопытные и не могут ничего придумать? Ну, тогда мы, педагоги-дошкольники приходим к ним на помощь. И организуем в детском саду различные конкурсы рисунков, спортивные состязания и выставки детско-семейных работ, целью которых является не только настроить взрослых и детей на творческую совместную деятельность, а, главное – всем нам подружиться!
Ирина Давыдова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"воспитай себя..."
эссе воспитателя на тему "воспитай себя.."...
Фотографии к статье "Воспитай себе друга"
Фотографии к статье "Воспитай себе друга" служат яркой иллюстрацией к практической составляющей данной темы...
"Как собака себе друга искала" - музыкальная игра - сказка.
Сказка - это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатлени...
Игра – драматизация «Как собака себе друга искала» (образовательная деятельность при проведении режимных моментов: социально-личностное развитие)
это занятие по самообразованию воспитателя...
Родительское собрание: «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?
обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семье....
Родительское собрание Тема "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"
Родительское собраниеТема "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"...