Методическая разработка тематического педсовета в ДОУ по правовому развитию дошкольников
методическая разработка по теме

Методическая разработка тематического педсовета «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»  Форма проведения: КВН. Данная разработка включает справку по результатам тематической проверки в ДОУ, задания для педагогов к КВН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_pravam_rebenka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий проведения педагогического совета

«Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»

Форма проведения: КВН

Дата проведения:        ноября 2011 год

Ход педсовета:

Вступительное слово ст. воспитателя.:

     Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детства и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей.  В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ-Конвенцию о правах ребенка, в котором  ребенок впервые рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но субъект права, которому представлен весь спектр прав  человека.

    Система дошкольного образования, ДОУ – это,  то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь  он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Поэтому  в рамках ДОУ должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав ребенка. Здесь должно быть особое внимание уделяться защите прав и интересов ребенка.

    Реализация прав ребенка должна  включать:

  • Защиту его от всех форм жестокого обращения;
  • Права на охрану здоровья
  • Защиту его права на образование
  • Права на игру
  • Права  на сохранение своей индивидуальности

Сегодняшний педсовет посвящен теме «Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка»

Итоги  тематической проверки показали, что определенная работа в данном русле в ДОУ проводится.

В ходе тематической проверки отслеживались следующие направления работы в ДОУ:

  • Диагностика социально-нравственного развития в группах, составление социального паспорта в группе, ДОУ
  • Работа педагогов по знакомству с правами ребенка
  • Планирование
  • Работа с семьей
  • Знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка
  • Соблюдение режима в ДОУ
  • Обеспечение прав ребенка на развитие и образование( занятия, игры, прогулки  т.п.)

 Традиционно в начале каждого  года в группах составляется социальный паспорт группы и в целом на ДОУ. По последним данным социальный состав родителей и детей следующий: на 1.01.11.:

Услугами детского сада пользуются 163 семьи, из них:

- 150 – семьи полные;

- 13 – неполные;

- 9 семей водят в д/с по 2 ребёнка;

- 1 семья – 3 ребёнка;

- 4 семьи – опекунские.

Всего родителей – 308, из них:

- высшее образование имеют – 119 родителей;

- среднее специальное образование – 130 родителей;

- среднее образование – 58 родителей;

- неоконченное среднее – 1

Имеют работу – 278 родителей;

- безработные – 30 человек;

- один родитель имеет инвалидность.

 Своё отдельное жильё:

- имеют – 127 семей;

- не имеют – 46 семей.

Отдельную комнату:

- имеют – 109 детей;

- не имеют – 64 ребёнка.  

Педагогами 2 раза в год изучается уровень социально-нравственного развития детей с 3 лет.

Диагностика  социально-нравственного развития детей (в %)

Группа/

уровни

2 мл «а»

2 мл «б»

сред

Стар

Подг"а"

Подг"б"

Количество детей

22

22

22

21

21

22

Высокий уровень

60

32

30

71

61

77

Средний уровень

40

58

57

29

39

13

Низкий уровень

-

10

13

-

-

-

Уровень

С.у

С.у.

С.у

С.у.

С.у.

С.у

Вывод: Анализ результатов данной диагностики показал, что дети в основном, идентифицируют себя с человеком в соответствии со своим возрастом, могут устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной сфера детей достаточное: дети выражают эмоции с помощью мимики, жестов, речи. Но при этом в старших группах актуальным остается вопрос формирования у детей представлений  об этических правилах, младших группах - формирования взаимоотношений со сверстниками, развития самостоятельности, доброжелательности, у младших детей - культура поведения за столом, в обществе.

Большое значение имеет, что в ДОУ работает педагог-психолог, задача которого стоять на стаже прав ребенка. Педагог-психолог проводит психолого-педагогическую работу по нескольким направлениям: диагностика с детьми (особенностей личностного развития, самооценки, притязаний, тревожности, страхов и др.),  с родителями (родительские установки, способы воспитательного воздействия, степень агрессивности, характер внутрисемейных отношений), с педагогами ( тип направленности личности педагога, коммуникативные позиции, стиль взаимодействия и т.п.). Педагог-психолог проводит психопрофилактику и коррекцию по представленным направлениям.

     Право на развитие и образование  предполагает организацию в ДОУ различных видов деятельности детей:

  • Сюжетно-ролевых игр
  • Конкурсов
  • Непосредственно образовательной деятельности
  • Экскурсий
  • Проектов и т.п.

В течение учебного года в группах проводится разнообразные виды образовательной деятельности с детьми: непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной, совместной деятельности. При этом  упор делается на НОД,  в сюжетно-ролевые игры дети играют мало. Диагностика игры показала:

Диагностика игровой деятельности(в %)

Группа

категория игры

2 мл «а»

2 мл «Б»

сред

Стар

Подг"а"

Подг"б"

Количество детей

22

22

23

23

21

22

Высокий уровень

-

32

18

82

48

77

Средний уровень

79

40

92

17

52

23

Низкий уровень

11

28

-

1

-

-

уровень

С.у.

С.у.

С.у.

В.у.

с.у.

В.у

   Вывод: Уровень усвоения игровых умений детьми удовлетворительный, но при этом слабо развиты умения доводить начатую игру до логического конца, договариваться, вносить творческие элементы в игру. Следует развивать у детей игровые умения в соответствии с возрастными возможностями. При этом групповые комнаты имеют достаточное количество оборудования для игр, как сюжетно-ролевых, так и дидактических.

   Для самостоятельных игр в группах оборудованы разнообразные уголки, которые должны быть в доступном состоянии. Они дают возможность формировать интересы детей, развивают творческую деятельность.

 Особо следует остановится,  на соблюдении  режима в ДОУ, т.к. в задачи дошкольного образования входит забота по укреплении и сохранению здоровья детей. Т.е, невыполнение режима говорит о нарушении права ребенка на полноценное  развитие. На прогулку регулярно выходят только старшая, подготовительная «а» и «б» группы, остальные группы выходят либо 1 раз – вечером, либо  вообще не выходят.

   Знакомство детей с правами  происходит в рамках непосредственно образовательной деятельности , самостоятельной деятельности, совместной деятельности с педагогом в процессе усвоения образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», а так в интегрируемых мероприятиях.

Программные задачи, которые ставятся при планировании в каждой группе различны, так  в Подготовительной группе: Познакомить детей со статьей Конвенции «Каждый ребенок имеет право на имя». Учить называть полным именем своих родителей друзей. Познакомить с понятием «отчество». Расширять знания детей о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали.

Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям. Программное содержание: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.); развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Старшая группа: Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей, с правом на воспитание в семейном окружении; с понятиями «род», «семья», «родители». Формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать интерес к истории своего рода. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.

Средняя группа: Познакомить детей с понятием «семья». Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Уточнять представления детей о родственных связях, учить детей видеть признаки сходства и различия. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

В ходе тематической проверки изучался уровень педагогической компетентности воспитателей и родителей. Сама сущность педагогической деятельности предполагает большую ответственность  педагогов  за своих воспитанников. Поэтому особый блок в методической работе отведен знакомству педагогов с Конвенцией и Декларацией о правах ребенка.

    Результатами этой работы стало оформление в группах стендов, плакатов для родителей  «защита прав и достоинств ребенка», в которых педагоги постарались рассказать в доступной форме о правах ребенка, о законах в данной направлении.

Таким образом,  тематическая проверка показала, что в ДОУ создана система по профилактике и защите прав и достоинств ребенка. Но при этом,

  • Не выполняется режим в группах (Все группы)
  • Нет перспективно-тематического планирования по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности   во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы.
  • Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей
  • Продолжать развивать игровые умения детей.

Ход КВН:

1. «Представление команд» (домашнее задание) /5-7мин. на каждую команду

( оценивается: музыкальность, эстетичность эмблемы, внешний вид команды, оригинальность представления, юмор).

2. «Знатоки программы» /на подготовку- 5-7мин., для ответа-10мин.

- Определить для какой возрастной группы программное содержание занятия (для каждой команды 2 задания)

- Определить по конспекту цели или программные задачи, тему, возрастную группу.

(Оценивается: правильность и полнота ответа)  

Подготовительная группа:

Программное содержание: Познакомить детей со статьей Конвенции «Каждый ребенок имеет право на имя». Учить называть полным именем своих родителей друзей. Познакомить с понятием «отчество». Расширять знания детей о происхождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали.

Дать представление о документе «Свидетельство о рождении». Развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

Программное содержание: Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.); развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Старшая группа: 

Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь и заботу родителей, с правом на воспитание в семейном окружении; с понятиями «род», «семья», «родители». Формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о друге, любят друг друга. Развивать интерес к истории своего рода. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.

Средняя группа: 

Программное содержание: Познакомить детей с понятием «семья». Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Уточнять представления детей о родственных связях, учить детей видеть признаки сходства и различия. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

3. «Ты - мне, я – тебе» (домашнее задание) /10мин.

Команды задают заранее подготовленные вопросы (по 3 вопроса) по методике проведения и организации воспитательно-образовательного процесса при ознакомлении детей с их правами.

(Оценивается: четкость вопроса, полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждается одно очко).

4. «Рекламное агентство» (домашнее задание) /10мин. на каждую команду

Каждая команда готовит к «продаже» настольные или дидактические игры /с поставленными целями и описанием хода игры/ и представляет их таким образом, чтобы коллеги заинтересовались ими и захотели их использовать на практике. Команды показывают практическую значимость игр, простоту использования, высокую результативность при применении. Другая команда. Прослушав рекламу. Пытается отметить негативные моменты в предложенной игре и обосновать свои критические замечания.

(Оценивается: сама игра, реклама, эстетичность игры, аналитическая деятельность участников).

5. «Если спросишь – я отвечу». /10мин.,

Команды задают каверзные детские вопросы (от лица ребенка) поочередно каждой команде (по 3 вопроса). Команды должны дать правильный и доступный для ребенка ответ.

  (Оценивается: оригинальность вопроса, правильность ответа, доступность для   понимания детей, оригинальность изложения)

  1. «Спешите видеть» /10мин. для каждой команды

(защита видеороликов и плакатов по теме: «Защита прав и достоинств ребенка» - домашнее задание)

    Команды представляют и защищают представленный материал.

 (Оценивается: соответствие материала заданной теме, оригинальность, эстетика   плакатов)

   

7. «Блиц турнир». / 5-7мин.

Командам предлагается ответить на вопросы (по 5 вопросов для каждой команды)

(оценивается правильность и быстрота ответов)

  1. Вспомните, в какой сказке злая Королева увезла маленького мальчика в свой ледяной дворец? Имела ли она на это право? Почему?

    Сказка «Снежная королева»

    Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.

  1. Кто в сказке «Три поросенка нарушает права поросят»? Назовите это право?

      Права поросят нарушает волк.

     Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме, никто не может без   разрешения войти  в чужой дом

  1. Какое право нарушила мачеха в сказке «Золушка»?

      Право поиграть, отдохнуть и веселиться.

  1. В какой сказке Карабас-Барабас держал кукол в рабстве и заставлял много работать? Какие права нарушались?

       Сказка «Приключения Буратино».

       Каждый ребенок должен быть свободным, имеет право на игру и  свободный труд за вознаграждение.

  1. Папа Карло купил Буратино азбуку, он очень хотел, чтобы Буратино был грамотным. О каком праве идет речь?

      Каждый ребенок имеет право получать образование.

  1. В сказке «Колобок» главному герою угрожали быть съеденным. Какое право хотели нарушить звери?

     Каждый ребенок имеет право на жизнь.

  1. Схватив Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на …

     Каждый ребенок имеет право на личную неприкосновенность

  1. Какое право выполняет Доктор Айболит?

      Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи

  1. Какое право по отношению к гадкому утенку нарушили в сказке Г.Х.Андерсена.

     Право не подвергаться жестокому обращению

  1. Какое право нарушил медведь в сказке «Теремок»?

     Право на неприкосновенность жилища

Проект решения:

   Рассмотрев и обсудив, вопрос о создании в ДОУ системы по защите прав и достоинств ребенка отмечает,что в ДОУ создана система по профилактике и защите прав и достоинств ребенка. Но при этом,

  • Не выполняется режим в группах (Все группы)
  • Нет перспективно-тематического планирования по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности   во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы.
  • Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей
  • Продолжать развивать игровые умения детей.

Поэтому педсовет решил, признать работу  по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ удовлетворительной.

  1. Выполнять режим. Постоянно. Всем педагогам.
  2. Разработать  перспективно-тематическое планирование по формированию гендерной, гражданской, семейной принадлежности   во всех группах, кроме подготовительной и старшей группы. Ст. воспитателю. Срок: до декабря
  3. Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию детей. Всем педагогам. Постоянно.
  4. Продолжать развивать игровые умения детей. Всем педагогам. Постоянно.


Социальный паспорт МДОУ «Курманаевский детский сад №1 «Теремок» обдщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников» с. Курманаевка Курманаевского района (на 01.01.2011 г.)

Наименование групп

Количество детей в группе

Количество детей в семье

Очерёдность рождаемости детей

Количество родителей

Средний возраст родителей

Социальный статус родителей (наличие работы)

Образовательный ценз родителей (высшее, ср/спец., среднее образование)

Семья

Наличие отдельного жилья

Наличие отдельной комнаты у ребёнка

полная

неполная

имеют

не имеют

имеет

не имеет

имеет

не имеет

1

1-ая младшая группа «А»

21

1 – 15

2 – 5

3 – 1

1-ый – 15

2-ой – 5

3-ий – 1

40

29 лет

30

10

высшее – 20

ср/спец. – 18

среднее – 2

19

2

11

10

13

8

2

1-ая младшая группа «Б»

21

1 – 11

2 – 7

3 – 2

4 – 1

1-ый – 12

2-ой – 6

3-ий – 2

4-ый – 1

41

31 год

41

0

высшее – 11

ср/спец. – 23

среднее – 7

20

1

16

5

9

12

3

2-ая младшая группа

24

1 – 13

2 – 10

3 – 1

1-ый – 13

2-ой – 10

3-ий – 1

47

31 год

40

7

высшее – 18

ср/спец. – 18

среднее – 10

неполн.сред. – 1

23

1

17

7

21

3

4

Средняя группа

24

1 – 10

2 – 12

3 – 1

4 – 1

1-ый – 17  

2-ой – 5

3-ий – 2

45

32 года

39

6 (из них 1 – инвалид)

высшее – 19

ср/спец. – 21

среднее – 5

21

3

17

7

8

16

5

Старшая группа «А»

23

1 – 7

2 – 16

1-ый – 13

2-ой – 10

43

33 года

40

3

высшее – 20

ср/спец. – 22

среднее – 1

20

3

20

3

9

14

6

Старшая группа «Б»

22

1 – 12

2 – 9  

4 – 1

1-ый – 15

2-ой – 7

42

29 лет

40

2

высшее – 11

ср/спец. – 11

среднее – 20

19

2

19

2

7

Подготовительная группа «А»

19

1 – 11

2 – 6

3 – 2

1-ый – 13

2-ой – 5

3-ий – 1

37

29 лет

32

5

высшее – 16

ср/спец. – 21

18

1

9

10

13

6

8

Подготовительная группа «Б»

19

1 – 5

2 – 14

1-ый – 16

2-ой – 3

35

29 лет

34

1

высшее – 10

ср/спец. – 11

среднее – 14

17

2

15

4

11

8

Итого по ДОУ

173

1 – 84

2 – 79

3 – 7

4 – 3

1-ый –114

2-ой – 51

3-ий – 7

4-ый – 1

30 лет

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического педсовета по театральной деятельности дошкольника

Разработка предназначена для проведения тематического педсовета в ДОУ "Организация тетрализованной деятельности дошкольника в ДОУ". Разработка включает план педсовета, используемую литературу, приложе...

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Методическая разработка "Тематический педсовет Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО"

Тематический педсоветФизкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДОЦель: расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического в...

методическая разработка тематического педсовета «Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Тематическая разработка педагогического совета на тему «Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»   Проблема социализации  подрастающего по...