Взаимодействие с родителями
статья по теме
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Дедкова М.В., заведующая ГБДОУ № 34
г. Санкт-Петербург
Новые формы взаимодействия с родителями
Дошкольное образовательное учреждение и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по–своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создает оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Сегодня связь дошкольного образовательного учреждения и семьи не должна иметь только оно направление, как раньше, когда инициатива принадлежала дошкольному образовательному учреждению. Сейчас очень важно сотрудничать на различном уровне с родителями. Без помощи семьи дошкольное образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания детей. Членам семьи же под силу принять участие в успешной организации деятельности детей в детском саду. Но на современном этапе социальному воспитанию мешает недостаточное знание родителями основ педагогики и психологии. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышать ответственность родителей за воспитание детей. Новые формы взаимодействия с родителями:
- РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «В ГАРМОНИИ С РЕБЕНКОМ»
- СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «В ГАРМОНИИ С РЕБЕНКОМ»
Педагог-психолог, непосредственно работающий с детьми, может своей профессиональной деятельностью внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в детском саду совместную работу семьи и педагогов, он стремиться к достижению цели – обеспечению оптимально личностного развития каждого ребенка.
Для изучения семьи в целом, уровня его психолого-педагогической ценности мы выделили общие критерии эффективности воспитания детей в семье:
- Понимание родителями целей и задач семейного воспитания;
- Осознание ими своей социальной ответственности;
- Положительное отношение родителей к педагогическому руководству;
- Систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей умение применят их в практике семейного воспитания;
- Единство и согласованность детского сада и семьи в воспитании детей.
Практика показала, что в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога, доверительного отношения и стремления к взаимопониманию. Основой обеспечения качества данной работы служит:
- Взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогв, родителей, детей);
- Социальное партнерство в форме разноплановых социальных структурных связей дошкольного образовательного учреждения.
Педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения наработана практика использования поддерживающего и продуктивного взаимодействия с родителями в рамках родительского клуба, в котором родители выступают в качестве пассивных наблюдателей, а активных участников образовательного процесса.
Эффективность данной формы работы практически доказана. С одной стороны, родители участники клуба, могут видеть своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими детьми, объективно оценить его слабые и сильные стороны, помочь детям в налаживании контактов; с другой стороны – атмосфера семьи ребенка создает у ребенка ощущения принятия его как личности, самоценности его существования, искренней заинтересованности в нем родителей дает эмоциональную защищенность и уверенность в себе.
Большая значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог-психолог влияет на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры общества.
Можно выделить несколько групп задач, который ставит родительский клуб «В гармонии с ребенком»:
- Групповое консультирование родителей по актуальным для них проблемам развития и воспитания детей ;
- Осмысление родителями своих воспитательных установок по отношению к ребенку;
- Коррекция установок и стратегий взаимодействия родителей с детьми;
- Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком: формирование навыков активного слушания;
- Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка;
- Обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.
Тематика в родительском клубе планируется с учетом запросов:
- Мальчики и девочки: особенности воспитания
- Как помочь тревожному ребенку
- Как помочь ребенку пережить потерю
- Как разговаривать с детьми, чтобы они нас слышали
- Адаптация ребенка в детском саду
- Детские страхи
Результаты деятельности родительского клуба «В гармонии с ребенком»:
В отношении родителей:
- Изменился стиль родителей в плане воспитания своих детей. Если вначале преобладали противоречия и гиперопека, то после проведения встреч в клубе преобладающим стилем воспитания стал демократический , при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, делается акцент на умение брать ответственность за себя и свои поступки.
- Повысился уровень педагогической компетентности, ответственности за воспитания ребенка.
В отношении детей:
- Повысился уровень эмоционального благополучия детей: изменились их самооценка, отношение к режимным моментам; отношения в детском коллективе стали более доброжелательными, открытыми, снизился уровень тревожности;
- Снизился уровень эмоциональной эмоциональной напряженности, индекс агрессивности и деструктивных форм поведения.
СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК «НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ»
Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка.
Регулярные занятия физической культуры и спортом должны проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Чтобы родители стали нашими единомышленниками в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, мы организовали спортивный кружок «Навстречу друг другу». На наш взгляд эта эффективная форма работы с семьей. Занятия в кружке позволяют осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих своего ребенка.
Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:
- Помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.
- Способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка.
- Расширить у родителей опыт действенного выражения своего отношения к ребенку.
- Способствовать развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, эмпатии и качества личности участников занятий.
В содержание совместных физкультурных занятий вошли собранные:
- детско-родительские игры из богатого народного наследия;
- парные контактные физические упражнения;
- подвижные игры;
- танцевальные упражнения.
Инструктор по физической культуре проводил занятия в зале для занятий физкультурой, где была возможность познакомиться со спортивным оборудованием, восстановить и расширить свой двигательный опыт. Выполнение и «проживание» взрослыми различный физических упражнений обогатили двигательный и чувственный опыт, сняли мышечную зажатость, чувства страха, неуверенности, неловкости.
Была разработана нами система совместных физкультурных занятий родителей с детьми:
- Игровые занятия – давали возможность адаптировать родителей к совместной двигательной деятельности с детьми, повышали их заинтересованность и эмоциональную включенность.
- «Традиционные» занятия, включающие разнообразные физические упражнения (парные общеразвивающего характера, основные, танцевальные, подвижные игры), способствовали приобретению родителями и детьми разнообразного двигательного опыта взаимодействия.
Наша совместная работа с родителями дает положительные результаты:
- У детей формировались знания о здоровье и здоровом образе жизни;
- Появился устойчивый интерес двигательной деятельности;
- Укрепилась тесная связь между детским садом и родителями;
- Повысилась педагогическая культура родителей;
- Активизировалась роль семьи в физическом воспитании и развитии детей.
Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьей (памятка для воспитателей). Взаимодействие с семьей Мы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями: • «Как найти подход к молодым современным родителям наших воспитанников»? • «Как п
Взаимодействие с семьейМы, педагоги часто задумываемся над многими вопросами о взаимодействии с родителями:·«Как найти подход к молодым современны...
«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.
Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...
Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...
Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...