Школа молодого руководителя "Контроль функционирования ДОУ".
статья по теме
Данный материал поможет молодому руководителю осуществить более качественный контроль за деятельностью педагогического персонала, при этом затрачивая минимум времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_funktsionirovaniya_dou.zip | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль функционирования ДОУ
Шабалина Л.В
Заведующая МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 54»
Октябрьского района
г. Саратова
Саратов 2012
Совершенствование педагогического процесса во всех возрастных группах и оказание каждому воспитателю конкретной помощи.
Требования, предъявляемые к осуществлению контроля в дошкольном учреждении
• заведующей важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ;
• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;
• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образователъной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.
АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ
Любой контроль организуется и проводится
в определенной последовательности.
Предлагается использовать следующий алгоритм контроля:
Цель контроля — объект контроля — разработка плана контроля — сбор информации — первичный анализ изученного — выработка рекомендаций — проверка исполнения рекомендаций.
Изучение конечных результатов педагогичес-кой деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
1. Сбор информации — с помощью воспитателей, воспитан-ников, а также других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе;
2. Изучение документации;
3. Обработку полученной информации;
4. Заполнение листов опроса;
5. Обсуждение на педагогическом консилиуме полученных данных, их анализ и интерпретация;
6. Утверждение на педагогическом совете направлений корректировки педагогического процесса;
7. Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта;
8. Разработку рекомендаций
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
- Условие генерализации
2. Условие интеграции
3. Условие гуманизации
4. Условие индивидуализации
5. Условие дифференциации
Признаки позитивного контроля:
• педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательньий процесс;
• педагог должен знать, что именно контролируется;
• контролировать следует открыто;
• осуществлять контроль результатов, а не действий;
• осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного товарищеского тона общения;
• при доведении рекомендаций, указаний особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов работе и путей их преодоления;
• правильный выбор критериев оценки и их опти-мальность; следует делегировать ответственность.
ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ
Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроля в виде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.
Планировать контроль на месяц или год можно по следующей форме:
Мероприятия и объекты | Виды контроля | Цели контроля | Результаты | Предложения по результатам | Сроки | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Заранее заполняются 1, 2, 3, 6 графы; 4, 5, 7 — в ходе проведения проверок.
Заведующая разрабатывает план проведения проверки. В плане фронтальной или тематической проверки указывается цель, организация и проведение проверки (теоретическая и методическая подготовка, консультации, инструктаж по предстоящей проверке, обогащение материальной базы, разработка плана-графика посещений групп и проведения консультаций, подведение итогов проверки). Определяются показатели, по которым оцениваются результаты работы, а также методы контроля.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Тематический | Итоговый |
Персональный | |
Фронтальный | Предварительный |
Текущий | |
Итоговый | |
Оперативный | Предупредительный |
Экспресс-диагностика | |
Выборочный | |
Сравнительный | Работа воспитателей 2 групп |
Работа 2 воспитателей | |
Взаимоконтроль | |
Самоконтроль |
Критерии профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля
- Педагогически грамотное, с учётом современных достижений педагогической науки и практики, планирование и организация образовательного процесса;
- Владение воспитателя активными методами работы, нестандартными формами организации занятий с детьми;
- Достижение оптимального результата, выражающееся в стабильном уровне знаний, умений, воспитанности детей; качественный уровень оздоровительной работы, и как результат- снижение заболеваемости дошкольников
На основе данных критериев коллектив педагогов условно делится на три группы:
Первая групп | Воспитатели, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства и методической компетентностью. Группа работает на доверии |
Вторая группа | Кандидаты в группу, работающих на доверии. Педагоги обеспечивают организацию воспитательного процесса в рамках требований Госстандарта |
Третья группа | Педагоги, нуждающиеся в систематическом контроле со стороны руководителя ДОУ. К их числу относятся – молодые специалисты, вновь принятые, те, кто обладает недостаточным профессиональным опытом |
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ВОПРОСОВ, КОНТРОЛИРУЕМОГО АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Заведующая контролирует: |
1) работу административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); 2) выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; 3) проверку исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; 4) качество знаний, умений и навыков у детей; 5) выполнение решений педагогического совета; б) сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; 7) ведение документации всеми воспитателями и администрацией; 8) организацию и осуществление работы с родителями; 9) финансово-хозяйственную деятельность; 10) выборочный контроль за работой воспитателей. |
Старший воспитатель контролирует: |
1) состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах; 2) выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий; 3) календарные планы и документацию педагогов; 4) наличие и хранение детских работ; 5) работу педагогов по повышению квалификации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...
"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...
программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"
в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...
Методическая разработка открытого мероприятия для молодых специалистов "Школа молодого бойца"
Конспект открытого занятия совместно с папами в средней группе для молодых специалистов "Школа молодого бойца"...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...
«Школа молодого педагога» - одна из форм повышения профессиональной компетенции молодого воспитателя
Всем нам известно, что с каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, поэтому еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитате...