Планирование прогулок в старших группах
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Авторская разработка упростит воспитателям планирование наблюдений в природе. Материал разработан с учетом системности,последовательности,соответствия возрасту. В соответствии с темой наблюдения подобран речевой материал: пословицы,поговорки,народные приметы,стихи ит.д. Разработку можно использовать для оформления картотеки наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nabl._v_prirode.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
наблюдений в природе
(Старшие, подготовительные группы)
Составитель: заместитель заведующего Нигаматуллина Галина Александровна
СЕНТЯБРЬ
1.Экология – растительный мир – систематизировать представления ребят о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян. | |||
Длительное наблюдение за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников (берёза, боярышник, рябина, клён). Подвести к выводу : созревание их – признак осени. Поговорка: сентябрь без плодов не бывает | Беседа с детьми о способах рассеивания семян: с помощью пуха, крылышек, парашютиков, колючек, животных, человека и птиц. | Определить роль ветра в распространении семян. Отыскать на территории детского сада растения, для которых ветер- желанный гость. Народный календарь: 20 сентября – начало листопада. | Составление календаря окрашивания листьев деревьев на территории д/сада. |
2. Экология – живой мир – развивать навык самостоятельного выделения первых признаков осени в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы. | |||
Насекомые. Выяснить, какие насекомые остались, почему их стало меньше, куда исчезли. Поискать их в коре деревьев, трещинах построек, щелях. Примета: В сентябре в лесу много тенётников к долгой, сухой осени. | Птицы. Сентябрь – отлётная пора. Выяснить, какие птицы уже улетели, а кто ещё готовится к отлёту? Почему, с чем это связано? (насекомоядные, всеядные, водоплавающие). | ||
3. Экология – воспитывать интерес к труду человека в природе(выращивание злаковых культур, технология изготовления хлеба). | |||
Экскурсия на поле, понаблюдать за трудом комбайнёра, поговорить о тяжести труда , его необходимости, воспитывать бережное отношение к хлебу. Поговорка: | Целевая прогулка в пекарный цех ( по договорённости). Проследить с детьми за процессом изготовления хлеба: мука, тесто, хлеб. Русская народная приговорка: Будем жито жать, Все снопочки вязать, На ток вывозить, Цепами молотить, Будем тесто месить, Пирогами всех кормить. | Целевая прогулка в магазин «Булочная». Отметить разнообразие изделий из муки, определить, из какой муки испечены те или иные изделия. Ощутить запах свежеиспеченного хлеба (ржаной, пшеничной). Пословица: | Беседа на тему «Мама печёт вкусный хлеб» - учить детей делиться своими впечатлениями из личного опыта. Загадывание загадок о хлебе |
4. Экология – неживая природа – развивать умение самостоятельно выделять первые признаки осени в неживой природе, устанавливать взаимосвязи. | |||
Наблюдение за температурой по показаниям термометра, подвести к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе на 5 градусов в среднем. Поговорка: в сентябре прохладно, да сытно. | Осадки. Отметить их характер в начале осени – дожди и туманы. Найти различие между затяжными и кратковременными дождями. «Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко- Стало видно далеко» Народный календарь: бабье лето – возврат тёплой погоды. | Ветер. Учить самостоятельно давать характеристику: сильный, порывистый, слабый, ураган. Определить направление ветра, подвести к выводу, что он может дуть с разных сторон. 22сентября – день осеннего равноденствия. Народный календарь: Сентябрь – месяц обильных рос | Продолжительность дня- наблюдение с одного и того -же места в течении недели за движением солнца. «В дверь оно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит» |
ОКТЯБРЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – закрепить представления детей о периоде золотой осени, устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. | ||||
Прогулка в берёзовую рощу. Выяснить с ребятами, как растения готовятся к зиме: плоды, семена, способы их распространения. Сбор семян и плодов деревьев для поделок. Приговорка: «Кукушечка»3(297) | «Почему осень называется унылой порой» - выяснить в результате прогулки по окрестностям посёлка. Чтение стихотворения А,Пушкина «Унылая пора…» | Экскурсия на почту. Смотри занятие. | Целевая прогулка по улицам посёлка. Беседа «Как давали название улицам»1(55). | |
2.Экология – растительный мир – воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту. | ||||
Продолжать развивать умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить на каких деревьях листья только краснеют, на каких уже опали. Опали быстрее с каких – молодых или старых? Чтение Василевского «Осень» Поговорка: растение – земли украшение. | Беседа «Для чего дереву листья»2(278). Как дышат растения? Как питаются? Почему листья называют фабрикой изготовления пищи? Почему деревья сбрасывают листья, как это происходит? Чтение Соколова – Микитова «Листопадничек». Поговорка: старые деревья молодых охраняют. | Сравнение деревьев (тополь и берёза)и кустарников (вишня и арония – чёрная рябина) по цвету коры. Чтение Скребицкого «Осень» Загадка: весной одевается, осенью раздевается. | Рассматривание семян разных деревьев, кустарников и растений. Закрепить знания о способах рассеивания семян. Чтение Бианки «Белкина сушильня» Загадка: слетают с ветки золотые монетки | |
3. Экология – живой мир - развивать навык самостоятельного выделения первых признаков осени в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы. | ||||
Беседа «Где зимуют лягушки». Сводить детей к болоту, поискать под корягой лягушку. Объяснить, что так они проводят зиму, иногда они даже промерзают, становятся твёрдыми, как лёд. Но весной отогреются. | Беседа с детьми о зимовке земноводных, чтение рассказа на эту тему Бианки «Синичкин календарь». | Понаблюдать за отлётом гусей и уток. Рассказать, что с приходом осени пищи для птиц стало мало, водоёмы замерзают, поэтому они улетают туда, где много пищи и воды. Обсудить, почему водоплавающие птицы улетают позднее всех. Приметы: | ||
Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме. | Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме. | |||
4. Экология – продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку, его деятельности в природе, обществе. | ||||
Посетить подвал – овощехранилище детского сада. Закреплять знания о труде овощеводов – сохранность овощей в овощехранилище, подвале дома, сортировка, сушка. Загадки об овощах, 57(143). | Понаблюдать, принять самим участие в сборе поздних яблок и груш, уборке их на хранение. Здравствуй, осень золотая, Осень – время сбора урожая. Видишь, осень, как мы потрудились, Как всё лето в поле не ленились. Здравствуй, осень золотая, Соком сладких яблок налитая. В огороде тоже всё в порядке Много овощей на грядке. | Свить детей на почту. Понаблюдать за трудом оператора – связиста, побеседовать о роли телефона в жизни человека. Телефон у нас висит, Телефон у нас звонит. На носочки я встаю, Телефон не достаю. Я залез на табурет, Говорю, что папы нет. | Наблюдение за играми детей в старших группах. Выяснить от чего зависит частота дыхания. Поговорить с детьми о том, что физическую нагрузку можно регулировать, играя в активные и спокойные игры. Учить детей бережно относиться к своему здоровью. Поговорка: в здоровом теле, здоровый дух. | |
5. Экология – неживая природа – расширять представления детей о неживой природе - воздух и его свойства. | ||||
Понаблюдать за осенним воздухом – светлый, хрустальный, морозны, лёгкий, дышится тоже легко. | Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений. | Зафиксировать с детьми долготу дня, её уменьшение: один раз в неделю отмечать время включения света утром и включения вечером. Загадка: серое сукно тянется в окно (сумерки) 18 октября – Отстал от ночи день, запнулся валенком за пень. | Установить связь между долготой дня и состоянием погоды. Загадка: Дни стали короче Длиннее стали ночи Кто скажет, кто знает- Когда это бывает? | |
На заре, на розовой Землю подморозило, Лужицу хорошую Сверху запорошило, Лужицу студёную Корочкой задёрнуло, Посыпало снежком Белым порошком. Ах, как вкусно Под ногою хрустнуло - хруп. | !4 октября – Покров: до обеда осень, после обеда – зима, если ветер с севера, зима будет холодная, с запада - - снежная, с юга – тёплая.
|
НОЯБРЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки. | |||
«Путешествие в осенний лес» 3(179) – обобщить и систематизировать знания детей об осени, собрать ягоды рябины на подкормку птицам. | Целевая прогулка к ясеню и клёну – рассмотреть семена – летучки, понаблюдать, как они развеиваются при порывах ветра. Собрать для поделок. | Целевая прогулка к зданию администрации. Понаблюдать, как развевается флаг России над зданием, отметить, что такие флаги висят на столбах, определить внешний вид, триколор – что обозначает это название. Беседа о том, что наш посёлок – частица великой страны – России. | Экскурсия к озеру. Наблюдение за ледоставом, облаками, показать детям явление круговорота воды в природе в осеннее время. |
2.Экология – растительный мир – закреплять представления детей о размножении растений, развивать умение сравнивать, обобщать на материале собственных наблюдений. | |||
Посмотреть вокруг и выяснить, какое дерево сбрасывает листву последним. Установить связь между температурой и сбросом листвы. Латышская песенка. Плачут ивушки, осинки: Осень листья рвёт с ветвей. У сосёнки – не слезинки- Платье зелено на ней! Хоть зима, хоть весна- Вся в зелёном сосна! | Подготовка растений к зиме: Рассматривание веточек деревьев и кустарников – почки крепко закрыты, мелкие. Примета: если к 14 ноября- Кузьминки - лист остался на деревьях, к суровой долгой зиме. | Беседа. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху» 2(278). Загадка: Мальчик крошка Костяная одёжка За стеной костяной Сидит житель лесной. (Орех) 22 ноября – Матрена зимняя . Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели. | Поискать с детьми плоды и ягоды для подкормки птиц. Выяснить, какие из них остаются на деревьях дольше всех. Поговорка: Срубили кусты, прощай птицы. Загадка: В красном платьице девица Вышла с осенью проститься: Осень проводила Платье снять забыла (рябина) |
3. Экология – живой мир – воспитывать заботливое отношение к живой природе, развивать мышление, память, внимание. | |||
Поговорить с детьми о том, что 12 ноября – Синичкин день. Прилетают птицы – зимовки: синицы, свиристели, щеглы, сойки, чечётки. Понаблюдать за поведением этих птиц, подкормить. Закреплять навык группирования птиц по признаку – зимующие, перелётные. Поговорка: покорми птиц зимою, послужат тебе весною. Примета: синица к избе, зима на дворе. . «Воробей» Рубцов. Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из – под крыши бросается к ней. И дрожит он над зёрнышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным От того, что так трудно ему. | Наблюдение за снегирями и свиристелями на кустах боярышника. Выяснить, почему чаще всего они садятся именно на эти кусты. Осмотреть снег вокруг куста – остатки обеда птиц. Снегири. Говоров. На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой Яблоки на яблоньке Весело снуют, Гусениц мороженых Яблоки клюют. | Понаблюдать в холодную, ветреную погоду за поведением разных птах – прячутся в подветренное место, хохлятся (помогает сохранить тепло), насыпать корм в кормушку. Повторное чтение. «Воробей» Рубцова. | |
4. Экология – учить детей устанавливать связь между сезонными изменениями погоды и деятельностью человека, его внешним видом, настроением. | |||
Наблюдения за детьми | Наблюдения за взрослыми | Наблюдения за пожилыми людьми | Наблюдения за прохожими. |
5. Экология – неживая природа – продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи, навык сравнения и обобщения на материале собственных наблюдений. | |||
Отметить появление утренней изморози, найти причину её появления (опускание температуры воздуха ниже 0 градусов, почва замерзает) В белом бархате деревня- И заборы, и деревья, А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт | Установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха (провести длительное наблюдение в начале, середине и конце месяца). Выбрать определённое место и ориентир. Фиксация в дневнике наблюдений. Примета: какова погода в ноябре, таков и май. !4 ноября – Кузьминки – проводы осени, встреча зимы, первые морозы. | Продолжать закреплять навык самостоятельного анализа погоды, отметить наличие или отсутствие осадков, их вид, состояние воздушных масс, температурный режим. Из-за леса, из-за тёмного, Из-за зелёной дубравушки Наступала туча грозная, А другая непогожая. Всё с дождями да с морозами, Все с снегами непролазными. 19 ноября – Ледостав. Если на ледостав снегопад, зима будет снежная. | Установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Выбрать определённое место и ориентир. Фиксация в дневнике наблюдений. Поговорки: ноябрь – ворота зимы, в ноябре зима с осенью борется. Народный календарь:30 ноября- каков день, такова и зима. |
ДЕКАБРЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки . | |||
Экскурсия в зимний парк – формировать у детей представления о приспособляемости животных, птиц, насекомых и растений к зимним условиям жизни. | Экскурсия на объект стройки – наблюдение за трудом строителей, отметить разнообразие строительных профессий : бетонщик, каменщик, столяр, плотник, маляр. | Целевая прогулка к снежному городку – понаблюдать за строителями городка. | Прогулка к Ёлке – катание с горки, хороводы вокруг ёлки, лабиринты – развлечь детей. |
2.Экология – растительный мир – формировать знания об экосистеме «лес, развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.» | |||
Рассматривание елеё на территории детского сада. Беседа «Ёлкины иголки» 2 (281). Загадка: Её всегда в лесу найдём Пойдём гулять и встретим Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. | Смешанный лес – рассмотреть издалека, отметить контрастность его, найти в этом красоту. Поговорка: «Все паны скинули кафтаны, Один пан не скинул кафтан» | «С кем ель дружит?» 2(282) Потешка: Скачет сорока по ельничку, Бьёт хвостом по метельничку, Холодно сороке без шубки скакать, Плачет сорока, да негде взять. | Лиственный лес – найти обитателей этой системы, рассмотреть разнообразие деревьев и кустарников. Загадки: Летом в лесу он в шубе пуховой, Вхолодную зиму совершенно он голый. В белом сарафане встала на поляне. |
3. Экология – живой мир – учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизни птиц, воспитывать интерес к народному календарю. | |||
Наблюдения за следами птиц, зверей на снегу. Учить определять свежий след или нет, сравнивать следы на рыхлом и утоптанном снегу. Песенка: Ой, как весело на горке На заре, на зорьке! Сосны – невелички, А на соснах птички. Братья и сестрички- Веселятся птички. | Поговорить с детьми о том, почему в кормушке корм надо Пополнять ежедневно. Птица, привыкшая питаться в одном месте, легче переживёт зиму, не погибнет. Сорока. Скачет сорока по ельничку, Бьёт хвостом по метельничку, Холодно сороке без шубки скакать, Плачет сорока, да негде взять. | Наблюдения за поведением разных зимующих птиц, учить прогнозировать по нему погоду. Поползень, синица, ворона, голубь, снегирь, свиристель, сорока, галка. | |
Скороговорка: синичка, синичка, воробью сестричка. Народные приметы: если синица с утра начинает пищать, к вечеру жди мороз. Птицы хохлятся - к морозу. | Скороговорка: три вороны на воротах, три сороки на заборе Народные приметы: ворона клюв под крыло прячет к холоду. |
4. Экология – продолжать формировать у ребят познавательный интерес к человеку, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни. | |||
Понаблюдать за прохожими и определить по внешнему виду, настроению состояние их здоровья. Побеседовать на тему «Что такое здоровье» | Предложить детям назвать причину простудных заболеваний (одежда не по погоде, употребление грязного снега, не желание закаляться и т. д.) | «Как человек готовится к приходу зимы, чтобы сохранить своё здоровье» - утепление жилища, приобретение тёплой одежды, обуви, консервирование овощей, заготовка фруктов и т. д. | Беседа « Что значит закаляться» - больше гулять, не кутаться, обливаться холодной водой, чаще полоскать рот. |
5. Экология – неживая природа развивать умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, формировать элементарные представления об изменении положения земли относительно солнца. | |||
Измерять температуру каждый день, подвести к выводу, что понижение её в воздухе приводит к заморозкам на почве. Примета: с 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода. Поговорка: декабрь год кончает, зиму начинает | Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный, безветренный день снег падает отдельными снежинками, в тёплую погоду – хлопьями, в сильный мороз – иголочками. Загадка: Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь, Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. Примета: снег глубок, год хорош. | Наблюдения за долготой дня, отметить, что 22 декабря самый короткий день. По народному календарю – день солнцеворота. Поговорка: зимний денёк с воробьиный скок. Солнышко да матушка Именами разные, Именами разные, А делами равные: Красно солнышко греет, Матушка жалеет.
| Образование инея – опыт . Вынести на прогулку термос с горячей водой, поставить над ним тарелку и дать остыть. Рассмотреть образовавшийся иней, сделать выводы о механизме появления инея от разницы температур. Загадка: В белом бархате деревня – И заборы и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. Примета: если ночью был иней, снег днём не выпадет. |
ЯНВАРЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки. | |||
Целевая прогулка к гнездовьям грачей: посещают ли гнёзда зимующие птицы, поискать ещё места, где прячутся птицы от холода. Скороговорка: На воротах сорока, На заборе ворона, На дороге воробей – Клюёт конопель. Примета: воробьи прячут голову в хвост – на мороз или перед метелью. | Целевая прогулка по окрестностям посёлка. Определение уровня снежного покрова, выявление свойств снега. Поговорки: снег земле – кормилице, что тёплый кожух. Он на солнышке румяный Под луною голубой. И на шапки и в карманы К нам насыпался с тобой. Он и белый и пушистый, И лохматый, как медведь. | Экскурсия в пожарную часть. Встреча с пожарниками, беседа о труде пожарных, рассматривание машины, одежды пожарников. Поговорить о правилах пожарной безопасности. | Экскурсия в соседнюю группу. Рассматривание юрты, предметов одежды башкирского народа, посуды, домашней утвари, беседа о национальных традициях. |
2.Экология – растительный мир – формировать знания об экосистеме «лес, развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.»воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать её красоту. | |||
Наблюдение за деревьями в сильные морозы 2(52). Примета: на 6 января – ясный день, сильные холода к хорошему урожаю | Народный календарь: 7января – Рождество – один из главнейших праздников в году – увеселения, святочные обряды и гадания, хождение ряженых по домам. Приметы: если в этот день тепло – весна холодной будет. Иней на деревьях – к богатому урожаю. | «Может ли мороз убить дерево».2(282). Крещенские морозы. Приметы: Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлеба. Снега глубоки – травы хороши. | Рассматривание почек на деревьях, - маленькие, плотные, весной выпустят листочки. |
Выявить: 1) взаимосвязь между формой клюва и питанием; 2) особенности взаимоотношений птиц во время питания: рядом, ссорятся, отгоняют друг друга. | |||
Вороны | Свиристели | Голуби | Снегири |
Скороговорка: На воротах сорока, На заборе ворона, На дороге воробей Клюёт конопель. | Песенка: Прилетели свиристели Свиристели песню пели, О зиме холодной, О метели злобной. | Песенка: Голуби, голубочки На крыше сидят, Друг на друга глядят. Целуются, милуются, Друг другом милуются. | Песенка: Сел на ветку снегирёк, Дождик брызнул, он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. |
1. Экология –формировать у детей представления о том, что отдых - важная часть здорового образа жизни человека | |
Развлекательные прогулки в снежный городок, понаблюдать за праздничными играми и забавами людей зимой, отметить, что нужно уметь не только работать, но и веселиться, чтобы натруженный организм отдохнул. | Наблюдение за играми детей в детском саду: малышей и старших. В какие игры они играют, какие знают развлечения, заострить внимание на чувствах, которые испытывают дети ( радость, удовольствие, восхищение) |
1. Экология – неживая природа – совершенствовать навыки поисковой деятельности. | |||
Постоянное измерение температуры воздуха с занесением её в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым месяцем года. Приговорка: Леденье пришло, Зиму в дом привело, В сани коней запрягло, В путь дорожку вывело, Снег заледенило, Лёд на речку вымело, Ребят в сани усадило, С горки прокатило. | Наблюдение за состоянием снежного покрова. Наблюдение за явлением снеговала: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые деревца могут сломаться. Снегопад. И.Василевский. Снегопад, снегопад! Засыпает снегом сад, И болота и луга, И речные берега, И тропинки горные, И поля просторные. Всё кругом белым – бело Все дороги замело. В белых ватниках дубки, Ели в белых платьицах. | Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (рыхлый, липкий, колючий хрустящий….) Снежный ком. О. Жук. Ну-ка, в руки снежный ком. Будем строить снежный дом; Мы польём его водой, Будет дом наш ледяной. Ком за комом мы кладём, Вырастает снежный дом. | Опыт: вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить глубину сугроба условной меркой до и после снегопада. Почему в одних местах снег глубокий, а в других нет. Снежинки М. Радина. Когда повяли все цветы, Мы прилетели с высоты. Мы, как серебряные пчёлки, Уселись на колючей ёлке. Мы полетели на поля, И стала белою земля. |
ФЕВРАЛЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – развивать у детей элементы экологического сознания. | |||
Экскурсия в берёзовую рощу – формировать у детей понятие «Этажи леса», выявлять взаимосвязь между строением живого существа, питанием и его местом обитания. | Прогулка вокруг детского сада с целью: выяснить, какие животные встречаются на улице, как они приспособились к зиме (линька, запас пищи, изменение окраса,,,). Февраль медведю в берлоге бока греет. | Экскурсия к памятнику «Павшим воинам», чтение имён погибших односельчан – воспитание у детей уважительного отношения к старшему поколению, к труду военных. Чтение стихотворения Маршака «Февраль» | Целевая прогулка на каток – понаблюдать за игрой хоккеистов – поговорить о зимних развлечениях и играх людей, их значении для здоровья человека. |
1.Экология – растительный мир – закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток. | |||
Берёза (белый ствол, тонкие свисающие веточки, отходящие от сучьев), клён (каждая ветка раздваивается вилкой, крупные почки сидят друг против друга) Загадки: Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. | Клён (см 1 неделю), липа (нижние ветки прогибаются, как качели) Загадки: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём! (Лес) | «Кто в лесу вредный, а кто полезный» 2(284) – все виды живых существ живут по законам природы, и играют особую роль в поддержании равновесия в природе, поэтому нельзя делить их на вредных и полезных. Загадка про лес (см 2 неделю) | «Рождение леса» 286. Вопросы: -Что может послужить причиной лесного пожара? -Какие правила необходимо соблюдать во избежание такого несчстья? -Какие растения после пожара вырастают первыми? -Сколько лет понадобится, чтобы после пожара зашумел лес? |
1. Экология – живой мир – воспитывать у детей осознанное отношение ко всему живому, понимание того, что все нужны друг другу Учить прогнозировать погоду по поведению птиц. | |||
Февраль – время бескормицы птиц. В птичьи кормушки ежедневно нужно подсыпать корм. Отметить, что воробьи, вороны, снегири и свиристели летают в основном стаями. Сороки и дятлы в одиночку, поэтому увидеть их можно реже, прячутся от ветра и холода. | Отметить оживление в поведении птиц, послушать весёлое пение стаек свиристелей, снегирей, воробьёв в солнечный день. | ||
Народные приметы: воробьи прячут голову в хвост – на мороз или пе ред метелью. | Народные приметы: ворона всегда садится носом к ветру. | Загадки о птицах – составление детьми. (см Илларионова «Учите детей загадывать загадки») | Закличка: Уж ты, пташечка, ты залётная, Ты слетай за сине море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни весну. |
1. Экология – продолжать формировать представления детей о приспособляемости человека к зиме ( внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстренных ситуациях во время игр. Закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненных потребностей. | |||
Беседа «Как сохранить здоровье зимой» | «Витамины и полезные продукты» 45(101) | «Правила безопасности поведения во время игр на катке, горке» 45(110) | «Одежда и здоровье» 45(113) |
1. Экология – неживая природа – обобщать знания детей о зимних явлениях в природе, продолжать развивать поисковую деятельность детей. | |||
Наблюдение за продолжительностью светового дня. Заметное прибавление. Фиксировать время включения и выключения электроламп в дневнике наблюдений. Поговорки: солнышко на лето, зима на мороз февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый. Народный календарь: 6 февраля – Аксинья. Перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна. | Наблюдение за осадками. Во время метели или вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, позёмку и метель – сходство и различие ( в направлении, силе и равномерности ветра). И.Никитин Зашумела, разгулялась В поле непогода; Принакрылась белым снегом Гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, Не осталось следу. Поднялася пыль и вьюга, Не видать и свету. | Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему? Какой вред наносит животным, птицам (тетерев и глухарь). Народный календарь: 15 февраля – сретенье – первая встреча весны: у дня больше света, у ночи меньше стужи. Если в этот день оттепель- весна будет ранняя; вернутся холода – весна холодная. | В тёплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок вокруг стволов деревьев. Почему они появились: для подведения к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что тёмная одежда нагрелась быстрее на солнце. Сравнить появление воронок у разных деревьев. Народный календарь: 21 февраля – чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. 28 .02.- Василий – капельник. |
МАРТ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки - обогащение знаний об окружающей действительности. | |||
Целевая прогулка по улицам посёлка – поискать приметы пробуждения природы, сезонных изменений жизни людей. Чтение Маршака «Март» Март – капельник, утро года. 1марта – рано затает, долго не растает. Если на крышах длинные сосульки – весна будет затяжной. | Экскурсия с детьми по разным экосистемам( сосновый лес, луг, берёзовая роща, озеро) – закрепить представления о сезонных изменениях в них, правила бережного отношения к природе. Поговорка: весна да осень на дню погод восемь. Примета: если снег тает от солнышка – год будет урожайный, если от дождя – жди засухи. | Экскурсия в книжный магазин – рассматривание ассортимента книг, их классификация : детские, взрослые, в чём заключается их отличие ( в оформлении), понаблюдать за трудовыми действиями продавца книг, вежливом отношении к покупателям. | Целевая прогулка на участок малышей: понаблюдать за умениями и навыками маленьких детей, их поведением, поговорить о том, чем мы можем им помочь, чему научить. |
1.Экология – растительный мир – поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять первые признаки весны в живой природе, воспитывать интерес к народному календарю. | |||
Найти первые весенние приметы в растительном мире: подтаивание снега у стволов – начало сокодвижения Народный календарь:2 марта, если снег тает от солнышка – будет урожайный год, от дождя – жди засухи. | Наблюдение за набуханием почек у вербы, смородины. Народный календарь: 14 марта – ЕВДОКИЯ, если курица не найдёт водицы напиться, то хлебу будет не уродиться | Отметить увеличение почек на некоторых деревьях, появление серёжек у ольхи, ивы. Загадка: На ветках плотные колючки В них дремлют клейкие листочки. | Наблюдение за первыми зелёными проталинами на теплотрассе – выяснить, почему трава на этой земле проснулась раньше всех. Потешка: К нам весна идёт, земля гудёт. Как весна пришла, вся земля расцвела. Весна – весна! Красным – красна. |
1. Экология – живой мир - развивать навык самостоятельного выделения первых признаков весны в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы. | |||
Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее ожив ление птиц: звонкая песенка синиц, вороны сидят на гнёздах, воробьи подбирают себе пары. Народные приметы: вороны и воробьи купаются к теплу. | Наблюдение за кошками и собаками: в чём проявляется их весенняя активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты». Народный календарь: 9 марта – прилёт жаворонков. Закличка: Жаворонки, прилетите, Холодную зиму прогоните, Тёплую весну принесите. Нам зима – то наскучила, Без хлебушка –то замучила. | Ожидание прилёта грачей (домашнее задание «Кто первым увидит грача»). Вспомнить внешний вид, чем отличается от других птиц, обсудить, почему они прилетают первыми(всеядны, корм добудут хоть где) | |
Приметы: ранний прилёт грачей – к тёплой весне. Пословица: грач на горе, весна во дворе. | Народный календарь: грачи сели на гнёзда, через 3 недели сев. |
1. Экология – отметить, с какой радостью люди встречают приход долгожданной весны, как её прославляют в стихах, песенках, потешках. | |
Весна – красна, на чём пришла? На жёрдочке, на бороздочке, На овсяном колосочке, На пшеничном пирожочке! А мы весну ждали, косочки подбирали. | Идёт матушка весна, отворяй-ка ворота. Первый март пришёл, белый снег сошёл. А за ним и апрель отворил окно и дверь. А уж как пришёл май, солнце в терем приглашай. |
1. Экология – неживая природа – выявлять с детьми первые признаки весны в неживой природе | ||
Наблюдение за продолжительностью светового дня, работа с дневником наблюдений. Март весне брат, а зиме не рад. Солнышко, покажись! Красное нарядись! Чтобы год от года Давала нам погода Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. | В солнечный весенний день обсудить с детьми, почему март называют утром года. Закличка. Идёт матушка – весна, Отворяй ворота. Первый март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним и апрель, Отворил окно и дверь. А уж как пришёл май, Солнце в терем приглашай. | Выявление взаимосвязей в весенней природе: солнце пригревает сильнее – снег тает, превращаясь в воду - вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка. Народный календарь: 14 марта - не будет оттепели, то хорошего урожая не жди. 22марта день весеннего равноденствия. День поравнялся с ночью и обогнал её. Загадки: Лежит – молчит, летит- молчит, Когда умрёт – тогда заревёт (снег тает). Бежит бычок, золотой рожок, Бежит, журчит. (ручей). |
АПРЕЛЬ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – обогащение жизни детей новыми впечатлениями. | |||
Целевая прогулка вокруг посёлка «Что такое планета земля» -формировать представления детей о том, что наш посёлок с его жителями, природой является частичкой планеты Земля, которую нужно беречь и любить. | Сводить детей в поселковую библиотеку на тематическую выставку к дню космонавтов – воспитывать интерес к общественной жизни посёлка. | Прогулка по улицам посёлка – воспитание у детей привязанности к родному краю, бережное отношение к его природе, знание достопримечательностей. | Экскурсия на опушку леса: поиск первоцветов – мать – и- мачехи, одуванчика, крапивы – поговорить о том, что все эти растения являются лекарственными, поэтому просто так рвать и бросать их не надо. |
1.Экология – растительный мир – установить связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижение растений, появление первоцветов, формировать представление о труде взрослых весной: сев. | ||
Длительное наблюдение за набуханием почек разных деревьев и кустарников – связать с увеличением светового дня и появлением тепла. Поговорка: «На красненьком куточке На тоненьком пруточке Пушистые циплятки Расселися без матки». Примета: апрель – месяц первого вылета пчёл на подснежники и ивы. | Беседа о подготовке крестьян к весеннему севу. Поговорки: Днём раньше посеешь, неделей раньше соберёшь. Весной час опустишь- годом не наверстаешь. | «День Земли». Почему именно весной, в апреле? (всё оживает, радуется и поет) Она дарит нам первоцветы: одуванчик, подснежник, первоцвет, мать- и -мачеха… - поискать. Поблагодарить землю за щедрые подарки. Народный календарь: 24 апреля Антип Половод, вскрываются водоёмы, Антип без воды – жди беды, будет н7е урожайный год. |
1. Экология – живой мир – систематизировать знания о весенних изменениях в жизни животных, формировать экосознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманном отношении к природе. | |||
Наблюдение за трясогуской. Отметить, что она прилетает ранней весной, когда стоит лёд. В народе её называют ледоломкой. Гнёзда устраивает в кустах, по берегам рек – там больше корма летом: комаров, мотыльков… | Выяснить, прилетели ли скворцы. Сделать сравнительный анализ образа жизни скворца и грача: Поведение, питание, гнездование. Потешка: Прилетели скворцы- Молодой весны гонцы. Червяков они клюют, И поют, поют, поют. | Послушать песню кукушки, побеседовать об особенностях этой перелётной птицы: гнёзда не строит, яйца подкладывает другим птицам, кукушонок выкидывает других птенцов из гнезда. Польза: поедают мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы. В июле кукушка улетает в Африку. | Многократные наблюдения за появлением насекомых: кто появился первым , почему, в каком количестве. |
1. Экология – выяснить, как изменилась жизнь людей с приходом весны, какие виды деятельности преобладают. | |||
Наблюдение за прохожими – внешний вид, одежда, настроение. | Обсудить домашние дела мамы – мытьё окон, подготовка к пасхе и т. д. | Понаблюдать за уборкой территорий от мусора и листьев, принять самим в ней участие. | Побеседовать о том, как крестьяне готовятся к весеннему севу. |
1. Экология – неживая природа – стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны, устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы. | ||
Наблюдение за солнцем. Обратить внимание, что оно с каждым днём поднимается всё выше: наблюдая за тенью от столба. Обратить внимание на то, что в полдень тень становится короче. Несколько раз измерить условной меркой длину тени и сделать выводы. | Спросить у детей «Что такое ледоход?», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. А как можно явление ледохода назвать на озере, ведь лёд никуда не движется. Отметить разницу этого явления на разных водоёмах (озеро, болото, речка). Примета: Чайка прилетела – лёд идёт. Поговорка: вода с гор потекла – весну принесла. Загадка: зимнее стекло весной потекло.(лёд) Народный календарь. 14 апреля – Марья – зажги снега, заиграй овражки. Если лёд сходит быстро – год будет хороший, лёгкий. | Определить с детьми, какие участки земли высыхают быстрее: с глинистой или песчаной почвой.(глина сильнее удерживает влагу, вязка, плотна, а песок рыхлый, пористый). Обратить внимание, что на глинистой почве растения почти не растут, а на песчаной появляются раньше, зато быстро засыхают. Поговорки: Апрельские ручьи землю будят Апрель всех напоит. Апрель с водою – май с травою. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит. Народный календарь 24 апреля – Антип половод, воду распустил. Коли на Антипа воды не вскрылись, то лето плохим стоит. |
Закличка.
Идёт матушка – весна,
Отворяй ворота.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май,
Солнце в терем приглашай.
МАЙ
1. Наблюдения, беседы по теме недели, экскурсии, целевые прогулки. | |||
Экскурсия на поле – проследить за этапами весеннего сева : похота, боронование, сев; использованием сельскохозяйственной техники, нелёгким трудом хлеборобов. Народный календарь: 1 мая – Кузьма. Сей морковь и свеклу на Кузьму. 4 мая - сеют рожь; 17 мая – просо, 29 мая –жито(хлеб) | Целевая прогулка на грачевник. Понаблюдать за поведением пернатых, поговорить о том, как надо вести себя возле гнездовий в это время ( не шуметь, не стучать палками по стволу, не зорить гнёзда, не брать птенцов в руки …) | Экскурсия на водоём – отметить весеннее оживление живой природы: растения, животные, птицы, насекомые, земноводные.- все озабочены выведением своего потомства. Загадка : В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет- Из лесного сора строит себе город. | Сводить на школьный праздник «Последний звонок» |
1.Экология – растительный мир – воспитывать у детей умение любоваться весенней природой , чувствовать её красоту, систематизировать знания о весенних изменениях в природе. | |||
Прогулка на луг 58(72) Доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление травы, цветов, распускание листвы… | Наблюдение за цветением берёзы: серёжки разноцветные – бурые, зелёные, на руках остаётся пыльца. Для чего? | Сравнение цветов тополя и черёмухи. | Наблюдения за цветением садовых деревьев, кустарников: груша, яблоня, вишня. |
Народный календарь: 1мая – Кузьма, сей морковь и свеклу на Кузьму. 4 мая –день – глиновяз. Сеют рожь 5 мая Лука. Сеют лук. Лук от ста недуг. | Загадка: Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей . Народный календарь: 10 Мая – пахота 11 мая – сбор берёзового сока | Считалка: 1,2,3,4,5 – Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы, Мы играем – водишь ты. Народный календарь: 16 мая –Зелёные щи, отрастают крапива, щавель, огородная зелень. | Песенка: Вишни, черешни распускаются, А синь – озеро разливается. Ясно солнышко Улыбается, Жито силушкой Наливается. Народный календарь: 18 мая – сеют рассаду капусты. 21мая дождь –будет много грибов.23 мая –земля именинница. |
1. Экология – живой мир – формировать представления о развитии насекомых через длительные наблюдения за превращение гусеницы в бабочку. Обобщить знания о насекомых. | ||
Найти куколку бабочки лимонницы и поместить в баночку с листом Наблюдать за её превращениями | Наблюдения за появлением майских жуков и трудом муравьёв. | Птицы: прилёт стрижей, ласточек, соловьёв. Высиживание птенцов, выкармливание. Польза для плодового сада – на каких деревьях чаще садится та или иная птица. |
Считалка: 1,2,3,4,5 – Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы, Мы играем – водишь ты. | Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг- Ты многое заметишь друг. Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук. Порхает лёгкий мотылёк, Пьёт хоботком душистый сок. И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела! Мой друг! Внимательно вглядись! Волшебную увидишь жизнь! | Считалка: Тили – тели птички пели, Взвились, к лесу улетели. Стали птички гнёзда вить. Кто не вьёт, тому водить. |
1. Экология – продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку, его деятельности весной. | ||
Наведение порядка во дворах, улицах посёлка. | Работа по очистке и подготовке садов, огородов к посеву. | |
1. Экология – неживая природа – поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны. | ||
Предложить детям доказать, что май называют месяцем пробуждения жизни: появление первоцветов, цветение дикорастущих трав и деревьев, Распускание листьев, появление насекомых, прилёт ласточек, кукушек, выведение и выкармливание птенцов. А.Фет. Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой. | Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда оно греет сильнее: утром, днём или вечером.( вынести на солнце металлические предметы в разное время суток).Отметить, какие предметы сильнее нагреются – светлые или тёмные. Подвести детей к выводу, что почва тёмная – сильнее удерживает тепло. Загадка: Не огонь, а больно жжёт; Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт. Народный календарь: 10 мая – начало ранней пахоты. Загадки: Железный нос в землю врос. Роет, копает, землю разрыхляет. (плуг) | Наблюдение за осадками. Первые грозы – понаблюдать, что происходит раньше – сверкает молния или гремит гром и почему? Отметить, что общего и какие различия между обычными дождями и грозовыми ливнями(кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы : дома не стоять у открытого окна, а в поле- не стоять под одиноким деревом, лучше найти на земле углубление и лечь. Загадка: Нашумела, нагремела, Всё промыла и ушла. И сад, и огороды, Всей округи полила. Через поля, через луга Встала нарядная дуга. Народный календарь: 21 мая – день с дождями – гриб пойдёт полками. 22 мая – на Николу дождь- будет хлеб да рожь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование прогулок в старшей группе
Перспективное планирование прогулок в старшей группе( наблюдение, игы, труд, индивидуальная работа)...
Планирование прогулок в старшей группе детского сада
Планирование прогулок в старшей группе....
Планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на март
Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР...
Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ОНР на апрель
Планирование совместной деятельности с детьми старшей группы на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа по физическому воспитанию)...
перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на май
Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на май...
Перспективное планирование прогулок в старшей группе детского сада
Перспективное планирование прогулок в старшей группе детсого сада , разработанное с учетом климатических условий Сибири на основе примерной образовательной программы дошкольного образования &quo...
Планирование прогулок в старшей группе
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Планирование прогулок в старшей группе Подготов...