Коммуникативная деятельность педагогов ДОУ, как фактор профессионального успеха.
статья по теме

В последние десятилетия происходят серьезны изменения в Российском образовании. А на сегодняшний день, немалый интерес со стороны общества вызывает текст нового закона «Об образовании», который призван усовершенствовать механизм получения образования в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_deyatelnost.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Коммуникативная деятельность педагогов  ДОУ,  как фактор профессионального успеха.

Кострова Ирина Дмитриевна заведующая МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области.

В последние десятилетия происходят серьезны изменения в Российском образовании. А на сегодняшний день, немалый интерес со стороны общества вызывает текст нового закона «Об образовании», который призван усовершенствовать механизм получения образования в России. Образование есть целенаправленный комплексный процесс обучения и воспитания в интересах человека, государства и общества, который неизменно сопровождается определением обучающимся гражданином установленных государством образовательных цензов (уровней). 

являются новый  учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности с учетом постоянно изменяющихся условий, способной к определению своего образовательного маршрута. Соответственно, изменяются содержание, формы и методы организации педагогического процесса.
Обращаясь к истории развития педагогической мысли, важно отметить, что профессия педагога всегда расценивалась как требующая высочайшего профессионализма.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления компетентности. Именно педагог организует развивающую образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того, насколько он способен быть субъектом своего профессионального и личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала и способностей детей.
Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой достойный образец для подражания.
К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность.
Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой, есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие профессионализма личности и деятельности, профессионально-педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также педагогический профессионализм.
Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластнин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие).
Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство – это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу.
Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности.
В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения.
Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность,  будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями,  развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования,  связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическими характеристиками, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др.
Этот факт указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений.
В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики.
Если принять за основу самое краткое определение компетентности И.А. Зимней («компетентность — успешное действие в конкретной ситуации»), то проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности
Важным в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности.
Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной компетентности необходимо разобраться в сущности данного педагогического процесса.
М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога.
Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:
• быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;
• стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
• установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;
• уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;
• владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;
• большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
• умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
• высокий статус, популярность в том или ином коллективе;
• умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
• способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.
При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-целостного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного образования.
Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетентности воспитанников.
Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей.
Различные литературные источники предлагают следующие методики диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетентности: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдер), тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф. Ряховский), тест определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А.Леонтьев), опросник «Трансактный анализ общения», опросник «Умеете ли Вы влиять на других?» и др.
Особо значимо проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующие научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах:
• теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия);
• конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.);
• самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и др.).
В практике обучения коммуникации особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, задачи или упражнения, ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные иры, видеодемонстрации и др.
Использование различных видов игр позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые.
При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др.
Таким образом, работа по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ – это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки и практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение высокого качества педагогического процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная среда семьи как фактор формирования предпосылок учебной деятельности.

В статье представлено понимание роли развития коммуникативной деятельности взрослого и ребенка в семье в период подготовки к школьному обучению. Обозначено значение социального потенциала речевого общ...

Консультация для воспитателей: "Коммуникативная деятельность педагогов – как фактор профессионального успеха"

Коммуникативная культура педагога тесно взаимосвязана с процессом культурно – творческого развития, что отражается на осознании своей профессии, развитии творческого воображения, обогащении знаний, эс...

Консультация "Коммуникативная деятельность педагогов как фактор профессионального успеха"

Коммуникативные качества педагогов в совокупности представляют собой особую позицию, проявляющуюся в потребности взаимодействия с другими субъектами, в целостности и индивидуальности, творческом ...

Об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.

В статье говорится о том, что использование коммуникационных технологий носит развивающий и стимулирующий характер, компьютер становится необходимым редством обучения. Использование различгых методов ...

«ЦВЕТОВОЙ КЛИМАТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ФАКТОР СОЗДАНИЯ УСПЕХА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

laquo;Все законы воспитания, развития   должны быть основаны на физиологии».                              ...

Консультация «Использование подвижных игр, как один из факторов развития социально-коммуникативной деятельности"

     «Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...