Тема: Коммуникативная деятельность педагогов ДОУ, как фактор профессионального успеха.
Кострова Ирина Дмитриевна заведующая МБДОУ № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области.
В последние десятилетия происходят серьезны изменения в Российском образовании. А на сегодняшний день, немалый интерес со стороны общества вызывает текст нового закона «Об образовании», который призван усовершенствовать механизм получения образования в России. Образование есть целенаправленный комплексный процесс обучения и воспитания в интересах человека, государства и общества, который неизменно сопровождается определением обучающимся гражданином установленных государством образовательных цензов (уровней). являются новый учебно-воспитательные заведения, разноуровневые образовательные и воспитательные программы. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования целью образовательного процесса является формирование личности, готовой к гибкому изменению своей социальной, профессиональной деятельности с учетом постоянно изменяющихся условий, способной к определению своего образовательного маршрута. Соответственно, изменяются содержание, формы и методы организации педагогического процесса. Обращаясь к истории развития педагогической мысли, важно отметить, что профессия педагога всегда расценивалась как требующая высочайшего профессионализма. Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, их стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием становления компетентности. Именно педагог организует развивающую образовательную среду для ребенка, и от его профессионализма, от того, насколько он способен быть субъектом своего профессионального и личностного развития, во многом зависит раскрытие творческого потенциала и способностей детей. Известный специалист в области детской психологии Е.А. Панько пишет: «Воспитатель – значимый для ребенка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всем подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его отношениям с людьми, его поведению в целом. Важно, чтобы ребенок видел перед собой достойный образец для подражания. К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность. Профессионализм педагога, согласно С.И. Ожегову и Н.Ю. Шведовой, есть хорошее владение своей профессией. Это понятие предполагает наличие профессионализма личности и деятельности, профессионально-педагогическую компетентность, педагогическое мастерство, а также педагогический профессионализм. Проблема педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, В.А. Сластнин, А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина и другие). Согласно литературным источникам, педагогическое мастерство – это постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу. Н.В. Кузьмина в содержание педагогического мастерства включает такие компоненты как психолого-педагогическая эрудиция, умения в области педагогической техники, умения влиять на психику другого человека, личностные особенности. В.А. Сластенин включает теоретические знания и основанные на них умения. Таким образом, педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень овладения профессиональными знаниями и педагогической техникой. Педагогическая компетентность, будет являться составляющей педагогического мастерства, так как предполагает владение знаниями, развитыми умениями и профессионально значимыми личностными качествами, которые в педагогическом мастерства доведены до высокого и постоянно совершенствуемого искусства. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическими характеристиками, родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада и др. Этот факт указывает на коммуникативную ответственность специалистов и повышенные требования к уровню их коммуникативных знаний и умений. В связи с этим становление и развитие коммуникативной компетентности как стержневой составляющей профессионализма педагога дошкольного образования является актуальной проблемой современной науки и практики. Если принять за основу самое краткое определение компетентности И.А. Зимней («компетентность — успешное действие в конкретной ситуации»), то проявление компетентности заключается в достижении положительного результата в какой-либо деятельности Важным в деятельности специалистов являются не только собственно коммуникативные умения и навыки, но и формирование способности к организации коммуникативной профессиональной деятельности. Прежде чем определить наиболее эффективные формы и методы становления и развития у воспитателей детского сада коммуникативной компетентности необходимо разобраться в сущности данного педагогического процесса. М.М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога. Н.А.Морева описывает следующие критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью: • быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре; • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; • установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей; • уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию; • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру; • большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям; • высокий статус, популярность в том или ином коллективе; • умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи; • способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава. При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач. Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-целостного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного образования. Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетентности воспитанников. Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей. Различные литературные источники предлагают следующие методики диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетентности: тест «Оценка самоконтроля в общении» (М.Снайдер), тест «Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога» (В.Ф. Ряховский), тест определения характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля (А.А.Леонтьев), опросник «Трансактный анализ общения», опросник «Умеете ли Вы влиять на других?» и др. Особо значимо проведение педагогических советов, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, интегрирующие научные знания из области лингвистики, теории коммуникации, детской психологии, дошкольной педагогики. При этом внимание педагогов следует сконцентрировать на следующих вопросах: • теоретические аспекты проблемы коммуникации в педагогическом процессе (структурные модели коммуникации, коммуникативные барьеры, закономерности внутреннего взаимодействия); • конкретные способы речевого поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступление на публике, контакты, реализуемые в дошкольных образовательных учреждениях и пр.); • самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и др.). В практике обучения коммуникации особенно популярны разнообразные тренинги, участвуя в которых педагоги непосредственно соприкасаются с изучаемой реальностью, приобретают жизненный опыт, моделируемый в групповом взаимодействии. Технологии, используемые в современном коммуникативном тренинге, включают стандартный набор таких методов активного обучения, как мозговой штурм, задачи или упражнения, ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях, имитационные иры, видеодемонстрации и др. Использование различных видов игр позволяет радикально сократить время накопления собственного социального опыта, развивает предусмотрительность в выборе коммуникативных тактик и стратегий, преобразует обобщенные коммуникативные знания в личностно значимые. При моделировании педагогической коммуникации и подборе коммуникативных проблем целесообразно приблизить их к реальным профессиональным ситуациям, к которым могут быть отнесены совершенствование предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений, выступление на педагогических советах, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для родителей, организация словесно-дидактических игр и этических бесед с детьми и др. Таким образом, работа по повышению педагогической компетентности воспитателей ДОУ – это часть системы непрерывного образования педагогов, основанная на достижениях науки и практики, направленная на повышение уровня профессионального мастерства педагогов и ориентированная на достижение высокого качества педагогического процесса.
|