Консультация "Коммуникативная деятельность педагогов как фактор профессионального успеха"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Пономаренко Любовь Александровна
Коммуникативные качества педагогов в совокупности представляют собой особую позицию, проявляющуюся в потребности взаимодействия с другими субъектами, в целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать радостный характер коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Пономаренко Л.А.

Коммуникативная деятельность педагогов –

как фактор профессионального успеха.

    Подготовка  педагогов на современном этапе не может игнорировать требований общественного развития. С этим связаны такие направления оптимизации образовательного процесса, как:

- открытость к инновациям и гибкость;

 - активное и продуктивное использование современных информационных технологий образования;

- культуросообразность образовательного процесса (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), когда путь приобщения к культуре носит характер диалога с миром культуры и искусства.

- развитие творческой составляющей содержания образовательного процесса;

- создание постоянно развивающейся культурно – образовательной среды, создающей условия для профессионального и личностного совершенствования будущих педагогов.

    В этом целостном процессе формируется мировоззрение, происходит поиск своего особого места и роли в общественной жизни. «Личность – это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре и на основе культуры. Она – наследница и одновременно творец культуры. Вне культуры существуют лишь изгои, маргиналы и технические наемники. Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно, обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры, своего неповторимого «человеческого лица».

     Целью такого образовательного процесса становиться развитие у педагогов комплекса личностных качеств, включая:

- развитый интеллект;

- способность к длительному творческому труду;

- устойчивую систему ценностей;

- развитое рефлексивное состояние, мотивацию к самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию;

- высокий уровень коммуникативной, эстетической, речевой культуры;

- стремление к культуротворчеству.

     Кроме того, педагог не просто осваивает методику, перенимая её непосредственно во время обучения , бережно относясь к её традиционной основе, но и обогащает её собственным опытом. Отсюда возникает особая необходимость сохранения педагогических традиций отечественного образования. К таким традициям, прежде всего, относятся:

- сбалансированность образовательного процесса, что подразумевает определение важных образовательных задач, их отчетливую формулировку, гибкость и , как следствие, поддержку педагогической инициативы, скоординированность и ответственность управления, развитую систему контроля за качеством знаний;

- наличие осознанной миссии учебного заведения, включающей в себя не только направленность на освоение определенных знаний и приобретение необходимых профессиональных навыков, но и организацию условий для личностного становления и развития;

- образовательный процесс трактуется как учебно-воспитательный процесс, когда на занятиях транслируется не только информация, но и передаются ценностные основы культуры, а воспитание личности ставит цель – раскрытие необходимости постоянного личностного совершенствования.

     Особенность профессионального образования  педагогов предопределяет и особенный характер развития коммуникативных навыков и речевой культуры.

     Необходимость усиления этой составляющей образовательного процесса подтверждается следующими задачами профессионального становления  педагогов:

- освоение ценностей культуры;

- стимулирование самовоспитания, самообучения, саморазвития;

- развитие рефлексивной позиции;

- обогащение эмоциональной отзывчивости.

     Коммуникативные качества педагогов в совокупности представляют собой особую позицию, проявляющуюся в потребности взаимодействия с другими субъектами, в целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать радостный характер коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам.

     Развитость коммуникативных качеств позволяет говорить и о наличии «коммуникативной компетентности», включающей комплекс знаний, языковых и иных умений и навыков общения,  приобретаемых в ходе социализации, обучения и воспитания, развитых умений превращать в аппарат педагогического воздействия свои эмоции, голос, интонацию, речь, жесты, мимику; умений управлять своими психическими состояниями, действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к ситуации и окружающим и т.д.

     Коммуникативная компетентность понимается как составная  часть общей культуры, характеризуется личностной и профессиональной ценностью. В данном случае мы опираемся на положения А.И. Арнольдова о функциях коммуникативной культуры:

- интегративная (коммуникативная культура интегрирует педагога в профессиональное сообщество);

- дифференцирующая (личность включается в процесс общения как яркая индивидуальность, способная вести равноправный диалог);

- смысложизненная  (с помощью коммуникативной культуры педагог обретает самого себя, строит стратегическую иерархию ценностей).

     От уровня развития у педагогов коммуникативных качеств во многом зависит эффективность его работы, поскольку он выступает и как источник информации, и как человек, познающий другого человека, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. Обмен информацией достигается благодаря речевой деятельности. У педагога должны быть развиты навыки монологической речи, публичного выступления, умения  вести конструктивную дискуссию, умения разрешать конфликтную ситуацию и навыки общения с детьми.

     Особое направление профессионального становления  педагогов – развитие речи. Эта проблема – одна из наиболее  актуальных.

     Речевая культура – не только показатель общей культуры человека, его интеллектуального развития, но и условие успешной профессиональной деятельности в самых разных сферах жизни. «Речь является общественным достоянием. Речь должна быть не просто правильной, а и совершенной по содержанию и форме. Возможности же совершенствования речи в качественном отношении почти безграничны. Не обязательно требовать, чтобы каждый человек стал первоклассным оратором, но всякий должен уметь выступать на многолюдном собрании с тем, чтобы высказать свои мысли в живой форме устной речи.

     Развитие речи особенно эффективно в ситуации диалога, выстроенного по определенным законам, когда выражая свою позицию, участвующий в диалоге умеет принимать как неоспоримый факт право другого на собственную позицию. Это очень сложная задача, предполагающая целый путь сознания (по определению М.М. Бахтина) к «выразительному пониманию Другого», затем через это понимание «совершается радость самооткрытия в живом контакте с чужой мыслью». Идеи этого ученого легли в основу выделения этапов обучения диалогу и педагогических ситуаций, обеспечивающих достижение существенных для данного этапа целей.

     Первый этап «Освоение возможностей диалога».

Обучение основам диалога  проходит опосредованно, через систему определенных педагогических ситуаций. Богатый материал содержат произведения искусства.

     Второй этап «Осознание личной позиции в обсуждении проблемы» направлен на поиск в формировании своей позиции. Следует подчеркнуть, что взаимодействие на этом этапе возможно только в событии  «как объединении людей на основе общих ценностей и смыслов». Необходимое условие – устойчивая диалогическая позиция педагога, способного понимать, принимать и признавать право ребенка на собственное мнение, пусть даже не очень ясно и адекватно выраженное. На этом этапе акцент делается на развитие речевой культуры.

    Эффективными педагогическими ситуациями в данном случае выступают ситуации:

- «требование подсказки»;

- «формулирования вопроса»;

- Обсуждения проблемы в малых группах и вынесения принятого решения на общее обсуждение.

     Третий этап «Сравниваем и выбираем» связан с анализом существующих мнений по данной проблеме.

     В целом, активное развитие коммуникативной и речевой культуры педагогов дает импульс к яркой успешной профессиональной  самоактуализации, так как настраивает ребенка на успех. Исследование показало, что ситуация успеха помогает вселить веру в свои педагогические способности и актуализирует такие качества личности, как готовность действовать с учетом позиции другого, брать на себя инициативу в решении проблемы, переводить конфликтную ситуацию в диалог путем анализа её причин и выработка общего взгляда, уметь прислушиваться к чужому мнению, чувствовать эмоциональный настрой собеседника.

     Подведем итоги рассмотрению роли развития коммуникативной культуры в работе педагога.

     Педагог с высоким уровнем развития коммуникативной культуры активизирует в своей деятельности такие основные потенциалы личности, как - познавательный; 

- морально – нравственный,  который оценивается нравственно – этическими нормами, убеждениями и жизненными целями, мировоззрением;

- творческий, проявляющийся в быстроте и направленности формирование профессионально значимых знаний, умений, навыков;

- коммуникативный, проявляющийся в умении вести конструктивный диалог, решать конфликтные ситуации, адекватно и убедительно раскрывать свой волевой посыл и ставить задачи;

- личностный, определяющийся активностью личности в установлении системы отношений в профессиональной педагогической среде и формировании потребностей профессионального развития при ее освоении.

     Важный фактор влияния развитой коммуникативной культуры на успешность педагогической деятельности – ее связь с самооценкой.

     Этот фактор способствует:

- достижению внутренней согласованности требований личности и педагогической профессии;

- определяет характер и особенности интерпретации приобретенного профессионального опыта в виде положительных и отрицательных переживаний;

- служит источником активности относительно собственного поведения для самоактуализации в профессиональной деятельности.

     Коммуникативная культура педагога тесно взаимосвязана с процессом культурно – творческого развития, что отражается на осознании своей профессии, развитии творческого воображения, обогащении знаний, эстетического и культурного опыта.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46

"КОТ В САПОГАХ"

628624, Российская Федерация, Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Нижневартовск, ул. Мира, 70 «Б»

Телефоны: 45-73-72; 45-99-29

Тел./факс:  (3466) 45-99-29

Электронная почта: mdoy46@mail.ru

ПРИКАЗ

«____» _____________2013                                                                                   №______    

О подготовке и проведении

педагогического совета № 3

На основании плана работы на 2013–2014 учебный год, в целях повышения качества образовательной деятельности,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести 27.02.2014 года педагогический совет № 3 по теме «Художественная литература как средство развития познавательно-коммуникативных и интегративных качеств личности».

Ответственный: зам. зав. по ВМР Клейн А.Г.

2. Утвердить следующую повестку педсовета:

2.1. Выполнение решения педсовета № 2 от 27.11.2013г.

     зам. зав. по ВМР Клейн А.Г.

2.2. «Чтение художественной литературы и его организация в дошкольном образовательном учреждении»                                 

воспитатель Коровина О.В.

2.3. Результаты тематического контроля

члены экспертных групп                

2.4. Результаты работы ПМПк                

                                                                учитель-логопед Процюк Р.А.

2.5. Самоанализ по внедрению проектов, направленных на формирование коммуникативных способностей у детей через использование системы ТРИЗ, технологий О.А. Бизиковой, О.А. Капитовской, сказкатерапии.

                                                                педагоги ДОУ

2.6. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

старший воспитатель Беседина Л.С.

3.Утвердить план подготовки  к педсовету и довести до сведения педагогов

(приложение № 1).

Ответственный: зам. зав. по ВМР Клейн А.Г.                Срок: до 10.01.2014 г.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ ДСКВ                                                         Г.Н. Федотова

С приказом ознакомлены:

Ф.И.О. педагога

Должность

Роспись

1.

Жилина Л.Н.

воспитатель

2.

Порубова Н.М.

воспитатель

3.

Коровина О.В.

воспитатель

4.

Задорожняя Т.В.

воспитатель

5.

Корниецкая А.В.

воспитатель

6.

Зонова В.А.

воспитатель

7.

Петрова С.В.

воспитатель

8.

Фролова Е.А.

воспитатель

9.

Шутова Н.А.

воспитатель

10.

Савельева М.В.

воспитатель

11.

Пономаренко Л.А.

воспитатель

12.

Курарару Л.А.

воспитатель

13.

Чернявская Н.Н.

воспитатель

14.

Фомина Е.А.

воспитатель

15.

Запорожец В.Н.

воспитатель

16.

Железко С.А.

воспитатель

17.

Дергунова Ю.А.

воспитатель

18.

Базарнова О.В.

воспитатель

19.

Клюшина Н.К.

воспитатель

20.

Логинова С.В.

воспитатель

21.

Жужнева И.В.

воспитатель ИЗО

22.

Котова Е.А.

учитель-логопед

23.

Железнова С.С.

учитель-логопед

24.

Чернова Е. В.

учитель-логопед

25.

Федяшкина М.М.

учитель-логопед

26.

Дудкина Т.В.

учитель-логопед

27.

Сайфуллина Р.С.

учитель-логопед

28.

Конычева А.А.

учитель-логопед

29.

Ишметова В.М.

учитель-логопед

30.

Процюк Р.А.

учитель-логопед

31.

Халюкова И.Ю.

музыкальный руководитель

32.

Кирьян Л.Б.

музыкальный руководитель

33.

Липина Е.Е.

инструктор ФИЗО

34.

Хариточенко С.С.

инструктор ФИЗО (плавание)

35.

Павлова С.В.

педагог-психолог

36.

Ковальчук Ю.К.

педагог-психолог

37.

Беседина Л.С.

старший воспитатель

38.

Клейн А.Г.

зам. зав. по ВМР

Приложение № 1

к приказу № ___ от ________

План подготовки к проведению педсовета № 3

Тема: «Художественная литература как средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности»

Тематический контроль «Организация работы по приобщению детей к художественной литературе»

Отв. старший воспитатель Беседина Л.С.

Заседание творческой группы по разработке тем проектов по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Консультации:

- «Коммуникативная деятельность педагога как фактор профессионального успеха»

                                                                Отв. воспитатель Пономаренко Л.А.

- «Ребенок и книга»                                                         

Отв. воспитатель Клюшина Н.К.

- «Воспитание детей средствами художественной литературы»

                                                                Отв. воспитатель Чернявская Н.Н.

- «Осуществление принципа интеграции образовательных областей при ознакомлении детей с художественными произведениями»

                                                                Отв. воспитатель Зонова В.А.

- «Грамотная речь педагога»

                                                                 Отв. учитель-логопед Федяшкина М.М.

- «Положи свое сердце у чтения»

                                                                Отв. воспитатель Яковлева Я.Г.

Семинар: Технология О.М. Ельцовой, Н.Н. Горбачевской «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»

Занятие 1 (теоретическое)

- Теоретические аспекты проблемы развития речи детей дошкольного возраста

                                                                Отв. ст. воспитатель Беседина Л.С.

- Система игровых упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей

                                                                Отв. учитель-логопед Железнова С.С.

- Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста

                                                                Отв. воспитатель Задорожняя Т.В.

Занятие 2 (практическое)

- Мастер-класс «Открытая книга»

- Разработка и защита рекомендаций для родителей

Открытый просмотр интегрированного занятия по теме «Художественная литература как средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности»

                        Отв. воспитатель Дергунова Ю.А., учитель-логопед Котова Е.А.,

педагог-психолог Павлова С.В.

Защита проектов по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

                                                                Отв. руководители проектных групп

Самоанализ внедрения проектов, направленных на формирование коммуникативных способностей у детей через использование системы ТРИЗ, технологий О.А. Бизиковой, О.А. Капитовской, сказкатерапии.                                 Отв. все педагоги ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность педагогов ДОУ, как фактор профессионального успеха.

В последние десятилетия происходят серьезны изменения в Российском образовании. А на сегодняшний день, немалый интерес со стороны общества вызывает текст нового закона «Об образовании», который призва...

Консультация для воспитателей: "Коммуникативная деятельность педагогов – как фактор профессионального успеха"

Коммуникативная культура педагога тесно взаимосвязана с процессом культурно – творческого развития, что отражается на осознании своей профессии, развитии творческого воображения, обогащении знаний, эс...

Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де...

Консультация Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.

Художественно — эстетическое развитие предпологает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (, мира природы; становление эстетического отно...

Консультация "Основы деятельности педагогов, родителей и детей по обучению двум государственным языкам в ДОУ"

Тема: "Основы деятельности педагогов, родителей и детей по обучению двум государственным языкам в ДОУ"...

Мастер-класс Деловая игра. "Коммуникативная компетентность педагога, как фактор развития личности воспитанника"

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетентности педагога.Задачи: -формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств общения-проверять, обобщать, уточнять свой ...

Педагогический тренинг "Коммуникативная деятельность педагогов, обеспечивающих вопросы позитивного общения с детьми"

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...