Коммуникативная среда семьи как фактор формирования предпосылок учебной деятельности.
статья по теме
В статье представлено понимание роли развития коммуникативной деятельности взрослого и ребенка в семье в период подготовки к школьному обучению. Обозначено значение социального потенциала речевого общения для развития личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коммуникативная среда семьи как фактор формирования предпосылок учебной деятельности
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования. Подлинная преемственность двух подсистем непрерывной системы образования Российской Федерации будет достигаться, в первую очередь, за счет преемственности Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (от 06.10.2009г. №373) и Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (вступающих в силу с 1 января 2014 года).
В концепции ФГОС начального общего образования второго поколения перенесен акцент с изучения основ наук на обеспечение метапредметных результатов (освоение универсальных способов действий – коммуникативных, познавательных и регулятивных). Именно они обеспечивают более качественную подготовку детей самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Уровень развития коммуникативных качеств (овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками), является наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Значительная часть трудностей в обучении связана с тем, что дети не могут долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиться на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания, поведения и познавательных процессов. Но только ли в этом дело? Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали, что причины подобных трудностей надо искать и в сфере общения взрослого с ребенком, сложившегося к началу поступления в школу.
Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности.
Важным, видится сегодня обращение к комплексным психолого-педагогическим исследованиям речевой деятельности в семье (С.П.Иванов, Д.Н.Чернов). Именно в речевом взаимодействии поколений в семье (диалогах, говорении, примерах) передаются традиции, социокультурный опыт, ценности, нравственные нормы, суждения.
В речевом общении родителей с детьми культура речи снижается под влиянием происходящих изменений в нашей жизни, устная разговорная речь более или менее близкая к литературной речи уступает место просторечию, жаргону. Все чаще родители уступают свое место в речевом общении представителям старшего поколения (бабушкам, дедушкам).
Современная семья полагает, что воспитанием и образованием, реализуя задачи профессиональной педагогической деятельности, должны заниматься дошкольные образовательные учреждения и школа.
В работах прежних десятилетий раскрыты важные закономерности, механизмы развития речи и мышления, особенности понимания речевых высказываний и др. (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, И.А.Зимняя, М.И. Лисина, Н.И. Жинкин, В.Г. Костомаров и др.). В то же время стоит принять во внимание, специальных глубоких исследований речевой деятельности взрослых и детей сегодня в общем объеме психолого-педагогических работ все же очень незначительно.
Именно в речевом общении взрослых и детей формируется становление речи и мышления ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), его чувствительности к родному языку (И.А. Зимняя), заключающему в себе бесценный духовно-нравственный потенциал.
Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
Необходимо формировать у ребенка личностные формы общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении и т.п.). В силу этого сознания такие дети проявляют адекватное отношение и ко взрослому, учителю. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение ко взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можно сказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
Таким образом, мы видим, что коммуникативная среда семьи занимает центральное место в процессе формирования предпосылок учебной деятельности ребенка. Именно в общении, особенно со значимыми лицами (родителями, бабушками и дедушками), происходит становление человеческой личности, ее важнейших качеств и формирование мировоззрения. Важно обратить внимание на развитие речевой деятельности взрослого и ребенка в коммуникативной среде семьи, активизировать поиск новых педагогических технологий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»
Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...
Обеспечение преемственнисти между школой и ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования.
Только тесное сотрудничество , партнерские отношения, общие цели дадут положительные результаты....
Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.
В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования...
«Условия формирования предпосылок учебной деятельности у детей в семье»
Подготовить ребенка к школе - это значит подготовить его к учебному труду. Школа ждет не столько "образованного" ребен¬ка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. А это означает...
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...