«Средства и направления повышения уровня профессиональной компетентности»
консультация по теме
Под профессиональным уровнем педагога понимается особое свойство - систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pds_.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Средства и направления повышения уровня
профессиональной компетентности»
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервега.
Дошкольное образование – основа, первая ступень всей системы образования в Российской Федерации. О проблемах развития дошкольного образования сегодня говорится много. Одной из проблем является профессиональная компетентность педагогов в дошкольных учреждениях.
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, и профессионализма.
Под профессиональным уровнем педагога понимается особое свойство - систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Педагогический профессионализм определяется также через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также выраженная способность эти знания и навыки применять. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в квалификационной характеристике воспитателя. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы успешно действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.
Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности воспитателя.
В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к развитию своей профессиональной компетентности можно выделить:
- высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
- адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в дошкольном образовании и расширением вариативности образовательных услуг);
- способность выйти на дситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально-педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач;
- способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
- умение анализировать собственную профессионально-педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации;
- умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации.
Средства и формы повышения
профессиональной компетентности педагогов:
Для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.
Важно отметить, что традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
- Коллективные деловые игры
- Творческие и проблемные группы
- Мастер- классы
- Самообразование
- Конкурсы профессионального мастерства
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ.
Обучающие семинары проводятся с целью повышения теоретической подготовки воспитателя
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя.
Педагогические тренинги можно использовать как для развития отдельных педагогических способностей воспитателей, так и для формирования их устойчивого педагогического мышления.
Диагностика - позволяет строить работу дифференцированно, с учетом запросов воспитателя.
Деловые игры, по ходу которых используются методы анализа конкретных ситуаций и разыгрывание ролей.
Открытые просмотры видов детской деятельности - позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.
Изучение и распространение передового педагогического опыта позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Методические объединения - специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательной деятельности.
Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Одной из основных задач аттестации является стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников и личностного профессионального роста, повышение эффективности и качества педагогического труда.
Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Современный воспитатель должен быть способен к освоению новых функций, востребованных социально-экономическими тенденциями дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....
Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".
Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
Протокол МО "Повышение профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям образовательной программы дошкольного образования МБДОУ№20 «Снегурочка», разработанной на основе ФОП ДО
Создание организационно-методических условий для внедрения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО....
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...
Практическая работа 2.«Разработка тем конкретных методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО»
Задание 2.Практическая работа 2.«Разработка тем конкретных методических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОО»...