Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»
проект (младшая группа) на тему
Актуальность проекта:
Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к её проектированию.
Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов.
Во-первых, в младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда ДОУ должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника.
Во-вторых, в младшем возрасте у ребенка достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»
Паспорт проекта
Разработчики проекта:
Максименко Ирина Михайловна воспитатель, первая квалификационная категория.
Сроки выполнения проекта: 2013 – 2014 учебный год
Исполнители проекта: воспитатели, родители, администрация ДОУ.
Актуальность проекта:
Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к её проектированию.
Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов.
Во-первых, в младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда ДОУ должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника.
Во-вторых, в младшем возрасте у ребенка достаточно тесно связаны психологическое и физическое состояния. Причем последнее зависит не только от состояния здоровья ребенка, но и от средовых воздействий, таких как запахи, цвета, звуки, другие сенсорные раздражители. Следовательно, ребенку необходимо создать не только психологически благоприятные условия, но и организовать среду таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно.
В то же время в дошкольном образовании достаточно долго существовали традиционные способы организации предметно-развивающей среды, которые в большей степени, были связаны с ориентацией на ребенка как на объект педагогического воздействия.[1]
Федеральные государственные требования, предъявляемые к структуре основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации, акцентируют внимание педагогов на необходимости:
- обеспечения интегративного подхода к предметно-развивающей среде;
- развития субъектности дошкольника;
- создания условий не для обучения ребенка, а для проживания им в ДОУ полноценной, насыщенной жизни.
В МКДОУ д/с №2 созданы условия для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса. С учетом современных требований возникла необходимость модернизации предметно-развивающей среды групп младшего возраста. Поэтому разработан проект по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды для развития детей с разным потенциалом здоровья и способностей в условиях группы.
Задачи проекта:
- Создание современной образовательной среды.
- Использование возможностей образовательной среды для формирования у дошкольников начальных ключевых компетенций как основы получения качественного образования.
- Развитие профессиональной компетентности педагогов через совершенствование методической работы и повышение квалификации.
- Развитие продуктивной коммуникации участников образовательного процесса.
- Развитие информационного пространства.
Гипотеза:
Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка. Данный проект - новая перспектива создания современной модели образовательной среды группы с использованием «элементов будущего».
Создание образовательной среды в преддверии перехода на новые образовательные стандарты в системе дошкольного образования, на наш взгляд, будет определять специфику планирования работы с детьми, педагогами и родителями, специфику реализации программы развития и образовательной программы, преемственности содержания и методов воспитания и обучения со школой. Использование электронных образовательных ресурсов будет способствовать формированию у детей качеств и умений, таких как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, готовность работать в группе и гражданское сознание – всего, что так необходимо современному человеку 21 века.[2]
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 2013 - 2014 учебный год:
I этап -август 2013:
- разработка проекта, осмысление инновационной идеи;
- создание условий (кадровых, методических, материально-технических т.д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с проектом.
II этап – сентябрь 2013 – апрель 2014:
- выполнение мероприятий, направленных на реализацию основных задач проекта;
- корректировка плана мероприятий;
- периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с проектом.
III этап – май- июнь 2014:
- подведение итогов, анализ достижения цели и решения поставленных задач;
- оформление материалов по представлению опыта.
Программа развития предметно-развивающей среды в группах младшего возраста
№ | Центр активности | Совершенствование ПРС |
1. | Центр сюжетно-ролевой игры | Атрибуты, способствующие освоению новых игр, в зависимости от гендерных предпочтений ( «Поезд», «На строительной площадке», «Шоферы», «День рождения куклы») Формирование коллекций игрового материала «Что на что похоже» (предметы-заместители) |
2. | Центр эмоционально-коммуникативного развития | Создание центра песка и воды Создание уголков уединения Пальчиковый театр «Учимся играть вместе» Стенд с фотографиями детей, датами их дней рождения Стенд «Мое настроение» Кричалки, мирилки, стаканчики гнева, коврики злости Альбомы «Моя семья» Альбомы «Книга про меня» |
3. | Центр сенсорики | Проект «Моя первая коллекция», игры-самоделки, изготовленные совместно с родителями, «Мой любимый цвет», «На что это похоже» |
4. | Центр искусства | Настенное панно «Создай сказку» |
5. | Книжный уголок | Проект «Книжки маминого детства» Проект «Книжки-малышки про меня» |
6. | Центр конструирования | Приобретение дополнительных современных наборов конструкторов из разных материалов и разнообразных по содержанию |
7. | Центр театра | Совместный детско-родительский проект «Делаем театр вместе» |
8. | Музыкальный центр | Картотека музыкальных произведений с обозначением названия в виде символа. |
9. | Центр науки | Введение знаковой символики и алгоритмов для обозначения предметов, качеств, свойств, способов действий, их последовательности. Предметы для игр-экспериментов и игр-путешествий (Циклы «Про воду», «Тонет-не тонет», «Я одеваюсь сам» и др.) |
10. | Центр двигательной активности | Картотека подвижных игр в виде схем, доступных и понятных детям. Цикл игр «Разноцветные минутки» (игры в сухом бассейне) |
Направления дальнейшей организации предметно-развивающей среды в группах младшего возраста:
- Обеспечение свободного доступа детей к средствам всех видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.
- Формирование позиции субъекта деятельности.
- Развитие целостной картины мира через введение тематических дней и недель.[3]
Ожидаемые результаты:
- Создание современной образовательной среды с учётом принципов моделирования среды в соответствие с ФГТ
- Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями развития (физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического) детей не менее 95%
- Обеспечение благоприятного перехода детей на следующую возрастную ступень. Увеличение доли детей с высоким и средним уровнями адаптации на следующий образовательный этап до 95%
- Увеличение числа педагогов, охваченных различными формами повышения квалификации, не менее 50%.
- Число педагогов, использующих современные педагогические, здоровьесохраняющие и информационные технологии, до 55%
- Число педагогов, имеющих личностные достижения, до 60%
- Число родителей, принимающих участие в деятельности ДОУ до 70%
- Доля родителей, участвующих в общественно-административном контроле деятельности ДОУ, до 20%
- Удовлетворенность педагогов, детей и родителей жизнедеятельностью ДОУ и результатами преобразований
- Повышение активности всех участников образовательного процесса.
Источники, использованные при разработке проекта
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры-экспериментирования в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста как субъекта здоровьесберегающей деятельности// Дошкольная педагогика, 2010, №8.
2. Микляева Н.В., Решетило Е.А. Игровая среда в домашних условиях. М., 2011.
3. Перегуд А.И. и др. Технология создания эмоционально комфортной среды. СПб., 2012.
4. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. СПб, 2010.
5. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. /Под ред. Н.В.Микляевой, М., 2012.
6. Смирнова Е.О. Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...
Дизайн – проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОО»
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» ...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» Конспект прогулки в первой младшей группе на тему: «Встреча с Колобком»
Конспект прогулки в первой младшей группе ...