Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования
проект на тему
В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_6_konfer.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования
Павловская С.В., старший воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №51 «Рябинка»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации и реализация ФГОС начального звена общего образования – важный этап преемственности между данными ступенями образования. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является - сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и начальной школы.
Организованное сетевое взаимодействие между учебной структурой: «дошкольное учреждение -школа» позволяет каждому его участнику лучше ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в сфере образования и находить общие пути решения возникающих проблем, инноваций в свете модернизации образования. Разработчики ФГОС ДО указывают на то, что целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Именно поэтому красной нитью разработчики Стандарта проводят утверждение, что « не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.
Важным условием эффективности работы по налаживанию преемственности, на наш взгляд - четкое понимание целей, задач, содержания осуществления преемственности.
Цель сетевого взаимодействия нашего дошкольного учреждения и начальной школы СОШ №40: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства в условиях реализации ФГОС, придав при этом педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Поставленную цель решаем через основные задачи сотрудничества между ДОУ и школой:
- установление единства взглядов на воспитательный процесс между дошкольным учреждением и школой;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей воспитанников;
- разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении форм, и методов работы с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями детей;
- оказание психологической помощи родителям способствующей преодолению проблем при переходе детей на следующую ступень образования.
Отношения между образовательными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия строим на договорной основе. Совместно разрабатываем планы работы по организации методической работы с педагогами дошкольного учреждения и школы, проведению досуговых мероприятий, реализации совместных проектов в рамках реализации ФГОС ДО.
Организовав сетевое взаимодействие между нашими образовательными учреждениями нами создан механизм осуществления преемственности, где его составные части функционируют с помощью определенных форм, реализуемых в специально организованной деятельности администрации, педагогического коллектива ДОУ и начальной школы по созданию условий для эффективного перехода детей на новую ступень образования, психолого-педагогическое просвещения как педагогов, так и родителей воспитанников. Формы осуществления преемственности разнообразны и соответствуют достижению единой цели.
Формы осуществления преемственности реализованные в 2013-2014 учебном году.
Работа с детьми.
1. Экскурсия с воспитанниками в СОШ №40. Знакомство и взаимодействие с учителями и учениками начальной школы.
2. Совместное спортивное мероприятие среди детей подготовительных к школе групп и первых классов.
3. Викторина среди воспитанников подготовительных к школе групп и первоклассников по теме «Сибирь – мой край родной!».
4. Встречи и беседы с выпускниками нашего дошкольного учреждения прошлых лет.
Взаимодействие с педагогами.
1.Совместные методические мероприятия по вопросам реализации ФГОС ДО и ФГОС начального звена общей школы.
Педсовет на тему: «ФГОС ДО и особенности построения образовательного процесса в дошкольной организации». Опыт начальной школы о реализации ФГОС второго поколения начального звена общего образования, изменения в образовательном процессе начальной школы.
Психолого-педагогический консилиум «Современный дошкольник на пороге школы». Обсуждение вопросов с воспитателями подготовительных к школе групп и педагога-психолога ДО и начальной школы о портрете будущего первоклассника, трудностями первоклассников.
Семинар-практикум «Моделирование РППС в группах ДОУ для реализации игровой деятельности и класса для осуществления учебной деятельности с учетом требований ФГОС».
2. Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей начальной школы. Целью которых является - создание благоприятных психолого- педагогических условий взаимодействия учителя, воспитателя, ребенка с целью его безболезненной адаптации в 1-м классе
Важную роль в преемственности дошкольной организации и начальной школы играет сотрудничество с родителями воспитанников.
1.Общее родительское собрание «На пороге современной школы», для родителей будущих первоклассников по вопросам перехода детей на следующую ступень образования.
2. Клуб родительских встреч «Особые дети. Какие они?». С участием социального педагога школы, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, обсуждение вопроса инклюзивного образования.
3. Встреча с учителями начальной школы.
4. Анкетирование родителей для анализа представления, ожиданий семьи в преддверии школьной жизни ребенка, в период адаптации к школе.
5. Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, памятки, почтовый ящик вопросов и ответов).
Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольного учреждения и школы находит место в реальном пространстве, выступая связующим фактором обеспечения преемственности между ступенью дошкольного образования и начального образования общей школы. Результатом плодотворного сотрудничества среди педагогов, родителей воспитанников должно быть достижение целевых ориентиров ФГОС ДО по окончании ступени дошкольного образования, которые служат основой необходимой для обучения детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Организация преемственности в ДОУ...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Мой доклад на конференции «Преемственность работы дошкольного отделения и начальной школы в соответствии с ФГОС ДО» 03.02.2016
Профилактика нарушения письменной речи в дошкольном возрасте Уклад в современных семьях за последние десятилетия изменился: теперь на вершине семейной иерархии кроха. Взрослые потакают ему, тем б...
Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения ФГОС» в Ресурсно...
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой
В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...
Сотрудничество с родителями, как одна из форм осуществления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Участие в Научно-практической конференции «Преемственность образования в общеобразовательном комплексе: инновационные модели и механизмы» стендовый доклад на тему: "Сотрудничеств...
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...