План перспективного развития
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
- Содержание программы развития.
1.1. | Паспорт программы …………………………………………….. | 2 |
1.2. | Информационная справка ……………………………………… | 2 |
1.3. | Проблемно-ориентированный анализ ………………………… | 5 |
1.4. | План программных мероприятий ……………………………… | 8 |
1.5. | Проект 2010 года «Модернизация воспитательно-образовательной среды……………………………………………. | 12 |
1.6. | План мероприятий по реализации проекта ……………………… | 15 |
1.7. | Риски и ограничения по реализации проекта ………………….. | 16 |
1.8. | Этапы (сроки) реализации проекта, стратегические задачи …… | 17 |
1.9. | Оценка наличия необходимых ресурсов для решения поставленных задач ……………………………………………… | 18 |
1.10. | Обоснование бюджета проекта …………………………………... | 18 |
1.11. | Концепция описания будущего состояния дошкольного образовательного учреждения | 20 |
- Приложения
2.1. | Динамика различных категорий семей воспитанников ФГДОУ . | 25 |
2.2. | Характеристика кадрового потенциала………………………….. | 26 |
2.3. | Данные о дополнительных услугах, оказываемых ДОУ……….. | 29 |
2.4. | Взаимодействие с другими учреждениями ……………………... | 29 |
2.5. | Цели и задачи ……………………………………………………… | 30 |
2.6. | Результаты анкетирования «Детский сад глазами родителей»… | 31 |
2.7. | Диаграмма психолого-педагогической диагностики…………… | 32 |
2.8. | Сведения о заболеваемости……………………………………….. | 32 |
2.9. | Формы и методы оздоровления детей……………………………. | 34 |
2.10. | Физкультурно-оздоровительная работа………………………….. | 35 |
2.11. | Образовательный уровень педколлектива……………………….. | 37 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы- Программа развития воспитательно-образовательной среды ФГДОУ «Детский сад № 51 Минобороны России» на 2010-1013 год гг.
Авторы- Буглимова З.А., заведующая ФГДОУ № 51.
Разработчики – Голубничая Е.А., старший воспитатель, Минченкова В.П.., воспитатель
Цель программы – создание системы воспитательно- образовательной работы, направленной на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка и позволяющей реализовать его потребности через творческую образовательную среду.
Задачи программы – Совершенствование здоровьесберегающей составляющей психодидактического компонента воспитательно-образовательной среды для формирования физически и психически благополучного выпускника, способного успешно адаптироваться в новых социальных условиях.
- Внедрение современных игровых технологий в воспитательно – образовательный процесс ФГДОУ, совершенствование качества подготовки педагогов в овладении технологическим компонентом для формирования ключевых компетентностей дошкольников.
- совершенствование содержания пространственно- предметного компонента воспитательно- образовательной среды ФГДОУ для обеспечения эмоционального комфорта воспитанников и педагогов.
Сроки и этапы реализации программы – 2010-2011 гг. На данном этапе предусмотрена оценка состояния образовательной среды ДОУ и составление плана работы по переходу в режим устойчивого развития.
-2011-2012 гг. Предполагается осуществление мероприятий по совершенствованию всех компонентов воспитательно-образовательной среды ДОУ, методическое, кадровое информационное обеспечение данного этапа реализации Программы.
-2012-2013 гг.планируется совершенствование содержания и технологий воспитательно-образовательного процесса; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления для дальнейшего развития ДОУ.
Объемы и источники финансирования программы:- Общий объем финансирования Программы в ценах, соответствующих 3 годам составляет
За счет бюджетных средств – 1 500 000
За счет внебюджетных средств- 1 000 000
1.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА.
ФГДОУ «Детский сад № 51» является ведомственным дошкольным образовательным учреждением Министерства обороны Российской Федерации.
Детский сад открылся в августе 1962 года. Одновременно с рождением ЦУСа. Руководство позаботилось о детях своих офицеров и среди вековых елей и дубов в живописном месте Власихи вырос детский сад. Территория детского сада большая, достаточна освещена солнцем, озеленена деревьями и цветниками. На территории имеется фонтан.
Это учреждение имеет хорошую славу и добрые традиции, которые были заложены в начале становления детского сада педагогами Вишенковой А.С., Орловой К.Н., Бабенко В.Н. Многие годы заведовала детским садом Вишенкова А.С. Участник ВОВ всю жизнь она посвятила детям, большой вклад внесла в развитие материальной базы. Под ее руководством был построен музыкальный зал, одно из любимых мест в детском саду, где проводятся праздники и развлечения, спортивные соревнования.
Детский сад работает по трем направлениям: художественно-эстетическое, познавательно-речевое и физическое развитие. Основной программой, реализуемой в ФГДОУ «Детский сад № 51 МО РФ» является комплексная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду» . Основная цель программы –всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Реализация предполагает всестороннее развитие ребенка: общей познавательно-интеллектуальной активности, физического и художественно-эстетического развития. Парциальные программы О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», Е.В.Колесниковой «Математика для дошкольников», Л.Д.Глазыриной «Физическая культура дошкольникам», Е.В.Колесниковой «От звука к букве», О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», что обеспечивает возможность решения задач охраны и укрепления здоровья детей, их физического, интеллектуального и личностного развития, приобщению к общечеловеческим ценностям для обеспечения полноценного развития ребенка.
В настоящее время функционирует 6 разновозрастных групп:
- 1 младшая – 24 ребенка;
- 2 младшая – 23 ребенка;
- Средняя – 26 детей;
- Старшая –25 детей;
- Подготовительная – 2 группы: первая- 24 ребенка; вторая - 22 ребенка.
Общая число воспитанников – 144 человека. Сохранность контингента за последние 3 года достаточно стабильная (91%)
Образовательный уровень родителей воспитанников стабилен и высок, 97% из них имеют высшее и средне- специальное образование образование. В связи с этим родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной их адаптации к новым социальным условиям. Родители принимают активное участие в процессе управления дошкольным учреждением через родительские комитеты (6,5%). По результатам анкет, родители считаются на среднем уровне обеспеченности. Дети из семей, где оба родителя военнослужащие составлял 8,3%, но в связи с реорганизацией армии опустился до 6,2%. В семьях с одним родителем военнослужащим составлял 66,6 %, теперь- 52%. В связи с этим увеличилось число детей из семей гражданского населения (с 22,7% до 38,8%). Со стороны Министерства обороны Российской Армии компенсацию получают 59% родителей, для гражданских лиц предусмотрена компенсация от Управления образованием -27% (Приложение 2.1.).
В дошкольном учреждении работают 15 педагогов, из которых 40% имеют высшее образование, средне-специальное – 53,3 %, обучается в вузах -6,6%. Педагоги регулярно и успешно проходят личную аттестацию. С 1 квалификационной категорией работают 46,6 % воспитателей, со 2 квалификационной категорией-46,6 %. Воспитатели, имеющие наиболее продуктивный уровень стажа работы (от 5 до 20 лет) составляет 50%, готовы делится своими знаниями и накопленным опытом – 26,6% педагогов. (Приложение 2.2.). Это свидетельствует о мобильности педагогического коллектива и готовности к переходу в режим развития.
На базе детского сада проводились курсы повышения квалификации для заведующих. Работает кустарное методическое объединение для старших воспитателей и методистов на основе 4 садов. В 2008 году проводилось открытое занятие для музыкальных руководителей на областном уровне. Ведется постоянная работа по повышению квалификации через консультации, семинары-практикумы, открытые занятия, самообразования педагогов.
В соответствии с временным стандартом дошкольного образования целью и результатом работы нашего дошкольного учреждения является создание условий для осуществления образовательного процесса. Развивающая образовательная среда детского сада содержит следующие компоненты: субъективный, предметно-пространственный, технологический и социальный.
В детском саду создана предметно- пространственная развивающая среда, отвечающая возрастным и психологическим способностям воспитанников, способствующая развитию познавательной сферы и сберегающая психофизическое здоровье ребенка;
-каждая группа укомплектована мебелью, соответствующей возрасту детей;
-выбран цветовой дизайн помещений, способствующий активной жизнедеятельности ребенка, в то же время не утомляющий излишней яркостью;
-собран дидактический, развивающий и игровой материал.
-детские игровые зоны снабжены дидактическим материалом, детской художественной литературой, образцами прикладного искусства. В раздевалках оформлены выставки детских работ, собраны «Папки успешности» для каждого ребенка.
-устроены зоны природы в групповых комнатах;
-оснащен музыкальный -спортивный зал;
-оборудован медицинский кабинет.
Это способствует успешной работе по реализации приоритетных направлений детского сада.
В настоящее время в детском саду ведется планомерная работа по художественно-эстетическому направлению. Функционируют кружки хорового пения «Соловушки» (11,1%), театральной деятельности «Растим таланты» (27%). (Приложение 2.3.)
Детский сад сотрудничает со школой им. Попова, с Домом творчества, с Домом офицеров, с поликлиникой. Проводятся экскурсии, посещение детских театров и концертов, поставленных ребятами школьного возраста. Принимали участие в художественной выставке, посвященной Дню города, а так же неоднократно дети получали призы за участие в конкурсе «Детский рисунок на асфальте» 1 июня каждого года. 1 апреля дети подготовительных групп принимают участие в концерте, посвященном «Дню части». Врачи ежегодно проводят плановый осмотр детей для профилактики заболеваний и контроля физического развития детей. (Приложение 2.4.)
Об эффективности учебно-воспитательной работы можно судить по результатам диагностики знаний, умений и навыков воспитанников.
Таким образом, кадровый потенциал, созданная предметно-пространственная развивающая среда, уровень творческой активности воспитанников и педагогов позволяет осуществить переход от режима стабильного функционирования в режим устойчивого развития.
1.3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ.
Работа в нашем дошкольном учреждении была направлена на сохранение психоэмоционального и физического здоровья дошкольника, формирование достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности для обеспечения успешности ребенка в школе, воспитание ценностного отношения к окружающей среде. (Приложение 2.5.)
В результате целенаправленной работы коллектива детского сада, поставленные на этот период задачи были выполнены:
а) По результатам проверок и анкет, наблюдается благоприятный психологический климат в группах, так как общение с ребенком строится на основе личностно-ориентированного подхода. Родители(90%) спокойно идут на работу, оставив в детском саду, устраивает работа педагог – 92% родителей. Ребята посещают детский сад с удовольствием ( или практически всегда с удовольствием) 94%. (Приложение 2.6.)
б) По результатам диагностики этого года можно сказать что связной речью владеет 90 % детей, владеют элементарными математическими навыками со средним и высоким уровнем 81 %, произвольное внимание развито достаточно хорошо у 82 % детей, а логическое мышление – 78 % ребят. Уровень умственного развития в младших группах составляет 90% (высокий и средний уровень). (Приложение 2.7.)
в) ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК. В течении трех лет прослежено снижение заболеваемости детей простудными и острыми респираторными заболеваниями (приложение 2.8.), что объясняется проведением общих оздоровительных мероприятий, своевременным выведением больных из групп, закаливанием дошкольников, проведением санпросветработы (Приложение 2.9.).
- Грипп, ОРЗ – на 544 0/00.
- Кишечные инфекции –на 7,9 0/00.
- Прочие – на 94,40/00 уменьшилось, затем увеличилось на 244,10/00 (в связи с тем, что изменилась возрастная структура (дети до 3 лет – с 44 детей до 28, дети 3-7 лет – с 82 до 126)
- Общая заболеваемость - на 545,8 0/00. (прилож. № 6)
Посещаемость детей улучшается, а количество дней, пропущенных по болезни, уменьшается. Пропуск одним ребенком по болезни составил в 2007г. – 18,8, в 2008г. - 18,1, в 2009г. - 12,4, при увеличении списочного состава. наблюдается общая тенденция к снижению заболеваемости.
Развитие двигательной сферы: систематическое занятие физической культурой, утренняя гимнастика, активное использование подвижных и спортивных игр, внедрение дыхательных гимнастик, побудок и элементов коррекционной работы для профилактики развития плоскостопия (Приложение 2.10.).
Количество детей с разными уровнями физического развития
Показатели физического развития | Количество детей (%) | ||
2007г. | 2008г. | 2009г. | |
Высокий уровень | - | - | 4 |
Выше среднего | 27 | 27 | 22 |
Средний уровень | 108 | 98 | 114 |
Ниже среднего | 1 | 1 | 4 |
Низкий уровень | - | - | - |
Общий уровень |
Система оздоровительных мероприятий:
- Полоскание полости рта (профилактика простудных заболеваний)
- Система прогулок
- Дыхательная гимнастика
- Коррекционные упражнения
- Гигиенический уход, чистота.
Образовательный уровень педагогического коллектива ФГДОУ достаточно стабилен. Высшее образование имеет 43,75 % воспитателей, средне- специальное образование –37,5%, один педагог (6, 25%) обучается в ВУЗе (приложение, таб.8). Среди педагогического состава заметна положительная динамика. Высшую квалификационную категорию имеет заведующая ФГДОУ. Увеличение составило 7% по первой квалификационной категории и 7% по второй, т.е. успешно прошедших личную аттестацию (Приложение 2.11.).
В практике работы детского сада используются современные технологии. Следует отметить хорошую оснащенность образовательного процесса: методической литературой, игровыми и обучающими технологиями.
Высокий кадровый потенциал, хорошее обеспечение воспитательно-образовательного процесса новыми технологиями приводит к тому, что адаптация и успеваемость первоклассников высоко оценивается учителями школ.
По результатам диагностики знаний и навыков у дошкольников отмечается рост уровня речевого развития, элементарных математических представлений.Дети получают интересные знания и навыки культурного поведения (90%)
Наблюдается положительная динамика удовлетворенности родителей воспитательно-образовательныи процессом. Полученные знания в детском саду дети успешно применяют дома (67%), с удовольствием рассказывают родителям. Оценили работу сотрудников детского сада на отлично 93 % родителей. Сад пользуется популярностью (80%).
На фоне достигнутых успехов в системе воспитательной работы детского сада, нами выявлены следующие проблемы:
- Снижение уровня заболеваемости в течении трех последних лет было незначительным;
- Улучшить материальную базу воспитательно- образовательного процесса.
- Улучшением работу с родителями.
Выявленные противоречия объясняются рядом следующих причин:
- Недостаточный уровень мотивации педагогов на использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
- Не используются внешние ресурсы социума для привлечения в ДОУ внебюджетных средств.
- Недостаток специализированных помещений для работы с детьми и современного оборудования для игровой деятельности.
- Оборудования спортивной площадки и участков детского сада для организации двигательной активности детей не совсем соответствует современным методическим требованиям.
Основные направления деятельности ФГДОУ:
- Совершенствование здоровьесберегающей среды.
- Всестороннее развитие психических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
- Совершенствование содержания пространственно – предметного компонента воспитательно – образовательной среды ДОУ для обеспечения эмоционального комфорта воспитанников и педагогов.
- Внедрение современных технологий в воспитательно – образовательный процесс ДОУ, совершенствование качеств подготовки педагогов в овладении технологическим компонентом для формирования ключевых компетентностей дошкольников.
Сроки и этапы реализации программы развития.
I этап – подготовительный – 2010-2011 уч.гг.
Оценка состояния образовательной среды ФГДОУ и составление плана работы по переходу в режим устойчивого развития.
II этап – основной – 2011-2014 уч.гг.
Осуществление мероприятий по совершенствованию всех компонентов воспитательно-образовательной среды ФГДОУ, методическое, кадровое, информационное обеспечение данного этапа реализации программы.
III этап – завершающий – 2014-2015 уч.гг.
Совершенствование содержания и технологий воспитательно-образовательного процесса; внедрение образовательных технологий; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления через Родительский комитет; совершенствование использования процесса привлечения внебюджетных средств для дальнейшего развития ФГДОУ.
1.4. ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Задачи и направления | Мероприятия | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители | Перечень оборудования |
Физическое развитие | ||||
Охрана и укрепление физического здоровья детей | Составление «Листа здоровья на каждого ребенка». | Полные данные о состоянии здоровья ребенка. | Заведующая, медики. | |
Воспитание у детей и сотрудников потребности в здоровом образе жизни. Формирование правильной осанки. | Разработка комплекса ритмической гимнастики. Закупка атрибутов и оборудова- ния для занятий физкульту-рой. Разработать конспекты коррекцион-ных физических упражнений. | Улучшение осанки и предупреждение сколиозов и профилак-тика плоскосто-пия. Уменьшение количества больничных листов. | Ст. воспитатель, медики, физрук, воспитатели. | CD-диски, создание картотеки ритмической гимнастики, приобретение физкультур-ного оборудования, массажных ковриков, материала для развития мелкой моторики. Изготовление ребристых досок для профилактики плоскостопия. |
Обеспечение сбаланси-рованного питания | ||||
Создание условий по обогащению развивающей среды в группах, участках по физкультурно-оздоровительному направлению. | Разработка материала по теме «Безопас-ность жизнедея-тельности». Проект спортивного участка | Активная двигательная деятельность | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели, завхоз. | Изготовление бума, ребристых досок. Оформление дорожек: песок, шишки, брус, краска. Закупить корзины для инвентаря. |
Расширение медицинских услуг, предоставляемых детям. | ||||
Пополнение инструмен-тального методичес-кого материала | Разработка циклограмм использования оздоровительных приемов в течении недели. Ввести в систему гимнастики-побудки по всем группам. | Повышение качества планирова-ния оздоровительной работы с детьми. | Медики | Папки, канцтовары. |
Проведение конкурсов | Ввести в традицию сада спортивный праздник к 23 февраля. Летнюю олимпиаду. | Перспектив-ное планирова-ние и разработка сценариев. | ст. воспитатель, физрук, музрук, воспитатели. | |
Познавательно- интеллектуальное развитие. | ||||
Обучение педагогов. | Введение «Карты педагогичес-кого работника». Пополнение личных папок. Знакомство с современными методами обучения. Подбор материала о родном городе | Улучшение воспитатель-но- образова-тельной работы | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели | Обучение коллектива на курсах повышения квалификации. Разработать конспекты занятий, подобрать фотографии о Власихе. |
Развитие умственных способностей: Обучение детей грамоте | Система работы. Изготовле-ние графических схем, ребусов. Отработать методику педагоги-ческой диагностики. | Овладение детьми методами разгадыва-ния. Развитие логического мышления. | Ст. воспитатель, воспитатели. | Закупка папок, канцтоваров, методической литературы. |
Наполнение новым содержанием предметно-развивающей среды для реализации потребностей детей в любых видах деятельности. | Пересмот-реть содержание Центров: Конструктивно-строи-тельный, речевой, экологи-ческий, игровой. | Создать необходимые условия для комфортного психологического и физического пребывания ребенка. | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели, завхоз. | Закупка дидакти-ческих материалов, развивающих игр, ковриков, магнитных досок. |
Развитие профессио-нальных качеств воспитателей | Обучение приемам проектиро-вания. Адаптациа самообразования к задачам годового плана. | Умение педагогов работать в режиме, используя адекватные методы и программы. | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели. | Закупка методик, обучение на курсах, семинарах, тренингах. Приобретение наглядного материала. Изготовление раздаточного материала. |
Развитие партнерства | Сотрудни-чество со школой им.Попова, | Экскурсии . | ст. воспитатель, воспитатели. | - |
Работа с наукой | Работа рабочей группы: -определение дальнейшего развития учреждения; -определение направления работы творческих групп по темам. | Составление планов, разработка диагностических карт для оценки и самооценки деятельности педагогов. | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели. | Создание положения о создании и работе группы |
Художественно-эстетическое развитие | ||||
Создание методичес-кой базы для работы педагогов по развитию творческого потенциала у детей | -Создание картотеки; -методичес-кие и практические пособия; -творческие задания. | Разработка перспектив-ных планов по теме «Развитие творческих способнос-тей детей» по возрастным группам: -ИЗО; -театральная деятель-ность; -детский хор; -музыкаль-ное воспитание | ст. воспитатель, музрук, воспитатели. | Закупка канцтоваров. |
Педагоги-ческий эксперимент-внедрение парциальных программ, их адаптация к программе Васильевой. | Внедрение в практику парциальных программ О.Радыновой «Музыкаль-ные шедевры», Буренок | Повышение профессио-нальной компетент-ности педколлек-тива, Изготовле-ние наглядного материала | Ст. воспитатель, муз.рук. | Закупка CD дисков, канцтовары (картон, цветная бумага, гуашь) |
Создание материально-технической базы для развития эстетического развития | Проектирование среды по развитию творческих способнос-тей. Пересмот-реть в группах центров художественного творчества | В каждой группе созданы уголок художественного развития, доступные детям всех групп. | Заведующая, ст. воспитатель, воспитатели. | Закупка материалов для уголков ИЗО- деятельности. |
Организационно-хозяйственные вопросы | ||||
Создание условий для работы детского сада | Проведение ремонтных работ. | Успешная работа детского сада. | Заведующая, завхоз. | Ремонт козырьков, туалетных комнат в группах, косметичес-кий ремонт, замена окон. |
Создание условий для эффективной работы служб | Оснащение оргтехникой групповых комнат. Создание программы для диагностики детей и коррекции их развития. | Повышение эффективности работы всех служб ДОУ. | Заведующая, завхоз | Приобретение магнитофоновфотоаппарата, видеокамеры. |
Создание условий для оздоровления детей. | Обновление физкультурного, спортивного оборудова-ния. Создание «Тропы здоровья». Организация спортивной площадки на улице. | Повышение эффектив-ности физического развития детей. | Заведующая, ст. воспитатель, завхоз | Создание положений о создании «Тропы здоровья». Разработка коррекционной дорожки, закупка малых игровых форм. |
Создание условий для экологического воспитания детей. | Привести в порядок территорию детских площадок и детского сада. | Приобщение детей к труду. Создание цветников на участках. Приведение в порядок газонов и клумб. Уход за садовыми растениями. | Заведующая, ст. воспитатель, завхоз, воспитатели. | Закупка инструментов для садовой работы., посадочного материала. |
Создание условий для игровой деятельности. | Создание условий. | Активная игра дошкольни-ков в предметно-развивающей среде. | Заведующая, завхоз, ст. воспитатель, воспитатели. | Приобретение игрушек, развивающих игр, канцелярских товаров (карандашей, альбомов) |
1.5. Модернизация воспитательно-образовательной среды ФГДОУ.
Проблема проекта:воспитательно-образовательная среда ДОУ не в полной мере обеспечивает формирование ключевых компетентностей у ребенка – дошкольника.
Гипотеза проекта: Формирование ребенка как личности, способности к успешному обучению в школе, умеющий легко адаптироваться в социуме, возможно при условии приспособления воспитательно-образовательной среды к потребностям и возрастным особенностям дошкольника.
Объект проетирования:воспитательно-образовательная среда дошкольного учреждения.
Предмет проектирования:
-предметно-пространственный компонент;
-социальный компонент;
-технологический компонент;
-взаимодействие между предметно-пространственным и социальным компонентами образовательной среды.
Цель проекта: Создание системы воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие мндивидуальных особенностей каждого ребенка и позволяющей реализовать его потребности через творческую образовательную среду.
Задачи:
- Формирование мотивационных установок на здоровый образ жизни через:
-внедрение коррекционных технологий;
-создание условий для полноценного физического развития;
2. Создание психолого-педагогических и дидактических условий для всестороннего развития личности дошкольника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей через:
-соверешенствование спектра функциональных зон предметно-пространственного компонента среды для гармоничного развития ребенка – дошкольника;
-взаимодействие с ребенком на основе личностно- ориентированного подхода.
-совершенствование психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного проекта для формирования ключевых компетентностей дошкольника.
3. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс и совершенствование технологий, обеспечивающих формирование:
-стойкого интереса к познавательной и двигательной активности;
-умение планировать, контролировать и корректировать свои действия;
-гуманного стиля отношений между всеми субъектами образования.
Основные проблемы проекта:
В современной социокультурной ситуации все большее значение приобретает ценность развития личности в системе образования. Быстрые перемены, происходящие в современном мире, делают необходимым формирование ключевых компетентностей воспитанников ДОУ. Цель дошкольного образования состоит не в максимальном укоренении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на школьное обучение, а в создании условий для максимального раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. Это в значительной мере облегчит ребенку адаптационный переход в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг к другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка. Дошкольник должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Развитие личности ребенка (становление его инициативности, самостоятельности, отечественному наряду с развитием межличнотной и межкультурной толерантности) требует создания воспитательно-образовательной среды. Понятие образовательной среды –одно из ключевых для образования психологических и педагогических понятий. В этом контексте особенно важны основные потребности и возможности развития, которые обеспечивает детям личностно-ориентированная образовательная среда. Это возможность удовлетворения (и развития); физиологических потребностей; потребностей в безопасности; потребности в усвоении групповых норм и идеалов; потребности в любви, уважении, признании, общественном одобрении; потребности в труде, значимой деятельности; потребности в сохранении и повышении самооценки; познавательной потребности в особой области интересов; потребности в преобразующей деятельности; потребности в эстетическом оформлении окружающей обстановки; потребности в самостоятельном упорядочении индивидуальной картины мира; потребности в овладении все более высоким уровнем мастерства; потребности в самореализации личности (В.А.Ясвин. Образовательная среда от моделирования к проектированию).
Образовательная среда должна быть ориентирована на индивидуальные интересы и потребности детей и изменяться вслед за изменениями их интересов и потребностей в развитии. Эти изменения не означают отказа от формирования целостной системы знаний, умений и навыков воспитанников, они направлены на максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию самостоятельности и активности детей как в учебе, так и во вне учебной деятельности.
В систему параметров оценки результатов деятельности ДОУ, наряду с традиционными, введены показатели результатов личностного развития:
- Развитие интеллектуально - перцептивных умений;
- Формирование эмоционально-волевой сферы;
- Развитие социально-нравственных качеств;
- Формирование культуры здоровья.
Введена так же группа параметров, являющаяся предпосылками такой ключевой компетентности, как готовность к обучению в школе, включающая в себя:
- Уровень учебной мотивации;
- Уровень сформированности познавательных процессов.
Оценивая в данных категориях результаты деятельности ДОУ, выявляем следующие противоречия:
- Недостаточно используется игровая деятельность в плане развития у детей навыков общения и самостоятельности.
- Снижение уровня заболеваемости – незначительное.
- Материально-техническая база ДОУ не в полной мере отвечает потребностям воспитательно-образовательного процесса.
- Недостаточный уровень развития творческих способностей ребенка.
- Недостаточное участие родителей в управлении ДОУ.
Рассматривая образовательную среду ДОУ как совокупность предметно-пространственного, социального, субъектного и технологического компонентов отмечаем ряд позитивных характеристик, явившихся результатом предшествующего периода:
- Двигательные центры;
- Игровые зоны.
- Уголки театрализованной деятельности.
В рамках реализации проекта необходимо усовершенствовать такие характеристики предметно-развивающей среды, как индивидуальность и автономность через создание уголков ряженых, уголков исследования, уголков тишины, а так же через модернизацию игровых зон.
Социальный компонент творческой образовательной среды –это система взаимодействия всех участников образовательного процесса.
К началу проектирования внесены следующие изменения:
-усовершествована структура управления ДОУ;
-обеспечивается медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;
-совершенствуется педагогическое мастерство сотрудников.
В рамках реализации проекта необходимо осуществить:
-переход к творческому взаимодействию воспитателя и ребенка, обеспечивающие субъек-субъектные отношения;
-совершенствование педагогического мастерства на курсах повышения квалификации;
-формирование у родителей положительной установки на взаимодействие с дошкольным учреждением через консультации, совместные мероприятия.
-совершенствование системы управления ДОУ через взаимодействие с общественными социализированными организациями.
Технологический компонент образовательной среды обеспечивает комплекс возможностей для личного развития воспитанника, развития его способностей.
В рамках реализации программы развития:
-сформирована организационно- управленческая модель образовательного процесса (единство воспитания и обучения, осуществляющих развивающую функцию);
-введена кружковая работа;
-используются следующие образовательные технологии:
- Игровая;
- Технология развивающего обучения;
- Технология проектного метода обучения;
- Здоровьесберегающие технологии.
Для развития технологического компонента образовательной среды необходимо:
-обеспечить условия для эффективного использования в воспитательно-образовательном процессе в проблемно-диалогическом обучении.
-разработать авторские технологии в рамках приоритетных направлений;
-совершенствовать систему повышения квалификации педагогов.
1.6. План мероприятий по реализации проекта.
№ п/п | Мероприятия. | сроки | Планируемые результаты | Целевые индикаторы изменений |
Совершенствование содержания предметно-пространственного компонента воспитательно-образовательной среды. | ||||
Создание «Тропы здоровья» | 2010 | Повышение уровня физического развития | Добиться среднего и высокого уровня развития детей. | |
Создание разметки «Дорожное движение» | 2010 | Повышение знаний детей о правилах дорожного движения. | Добиться понижения травматизма на улицах. | |
Оборудовать уголки театрализованной деятельности | 2011 | Развитие у детей творческой самостоятельности и эстетического вкуса. | Увеличить количества задействованных в играх-инсценировках, драмах, и театрализованных представлениях. | |
Дополнить и обновить физкультурное оборудование. | 20102013 | Активизация организованной двигательной активности. | Улучшение физических показателей по результатам диагностики. | |
Оснащение методического кабинета современными методическими пособиями и дидактическими материалами. | 2010-2013 | Организация предметно-пространственной среды, отвечающей индивидуальным потребностям детей и способствующей накоплению личного опыта. | Проведение диагностики. | |
Совершенствование содержания социального компонента воспитательно-образовательной среды. | ||||
Повышение уровня педагогической компетентности родителей | 2010-2013 | Функционирование консультативных пунктов, родительские собрания. | Число родителей, участвующих в работе ДОУ | |
Проведение тренингов и семинаров-практимумов с педагогами | 2010-2013 | Широкое использование педагогами личностного ориентированного подхода в работе с детьми | По результатам анкет воспитателей. | |
Совершенствование содержания технологического компонента воспитательно-образовательной среды | ||||
Обучение педагогов современным педагогическим технологиям | 2010-2013 | Обучение 80% педагогов на курсах повышения квалификации. | Использование педагогами современных педагогических технологий в работе с детьми. | |
Разработка новых форм презентаций достижений педагогов | 2010-2013 | Создание сайта, представления опыта работы ДОУ. | Привлечение числа дошкольных учреждений, использующих опыт работы нашего коллектива. |
- Риски и ограничения при реализации проекта.
№ | Риски и ограничения | Мероприятия по снижению и устранению рисков |
1. | Недостаточный уровень мотивации всех субъектов образовательного процесса на творчество |
|
2. | Ощутимый недостаток бюджетного финансирования. |
- Этапы реализации проекта.
Задачи – ожидаемые результаты | Показатели достижения ожидаемых результатов | индикаторы | |
Текущее значение 2010г. | Целевое значение | ||
Совершенствование здоровьесберагающей составляющей психодидактического компонента воспитательно-образовательной среды |
| 36% 1% 60% | 36% 1% 80% |
Совершенствование содержания пространственно-предметного компонента воспитательно-образовательной среды |
| Отсутствие узких специалистов. Отсутствует. Отсутствует. Оснащены. Выставки. | Наличие узких специалистов. Оборудование площадки. Оборудование участка. Улучшить оснащение. Информация на сайте. |
Внедрение современных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Совершенствование качества подготовки педагогов в овладении технологическим компонентом для формирования ключевых компетентностей дошкольников. | 1.Количество современных технологий, используемых в работе дошкольного учреждения. Количество обученных педагогов и количество педагогов, использующие современных образовательные технологии. |
- Оценка наличия необходимых ресурсов
для решения поставленных задач.
Ресурсы, имеющиеся в ФГДОУ для решения задач –планируемых результатов | Планируемые результаты. |
Наличие музыкально-спортивного зала с необходимым оборудование. Наличие у инструктора по физическому воспитанию. | Укрепление физического здоровья воспитанников. Создание благоприятных условий для физического и психоэмоционального благополучия воспитанников. Профилактика простудных и хронических заболеваний. Формирование первичного представления о здоровом образе жизни и начальных основах двигательной культуры. Повышение мотивации дошкольников к занятиям физической культурой. |
Доля педагогов, имеющих высшую и первую категорию составляет 93 %. Использование в практике работы инновационных технологий. | Распространение методических материалов в сети. Расширение спектра педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. |
Функционирование психологической службы для детей и родителей. Наличие уголков художественно – продуктивной деятельности. Использование личностно-ориентированного подхода в общении с детьми и сотрудниками. Проведение презентаций достижений педагогов и воспитанников. | Проведение индивидуальной работы с детьми и тренингов для педагогов. Проведение консультаций с детьми узкими специалистами и мед. персоналом. Усиление интереса детей к занятиям познавательного цикла. Создание благоприятного микроклимата для физического и психологического комфорта детей и сотрудников и расширение кругозора воспитанников. Умение самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью и устанавливать причинно- следственные связи. Формирование стойкого познавательного интереса и творческих способностей. Формирование успешности у дошкольников. |
- Обоснование бюджетного проекта.
№ | Наименование | Цена тыс. | Кол-во шт. | Стоимость | Имеется | Требуются доп. бюдж. средства | |
Бюд. | Внеб. | ||||||
Оборудование спортивной площадки | |||||||
1. | Турниковый комплекс. | 10,800 | 1 | 10,800 | 10,800 | ||
Рукоход «Ромашка» | 31, 779 | 1 | 31,779 | 31,779 | |||
Яма для прыжков | 2,5 | 1 | 2,5 | 2,5 | |||
Спортивные тренажеры | 5,2 | 6 | 31,2 | 26,0 | |||
Оборудование МАПами участков | |||||||
Качели | 7,000 | 3 | 21,00 | 21,00 | |||
Карусель | 18,00 | 1 | 18,00 | 18,00 | |||
Горка | 20,480 | 1 | 20,480 | 20,480 | |||
Лаз «Бабочка» | 18,100 | 1 | 18,100 | 18,100 | |||
Лаз «Пчелка» | 15,400 | 1 | 15,400 | 15,400 | |||
Скамейка со столиком | 6,348 | 6 | 38,088 | 38,088 | |||
Бум | 1,00 | 1 | 1,00 | 1,00 | |||
Групповые комнаты | |||||||
Магнитолы | 1,5 | 6 | 9,00 | 9,00 | |||
CD -диски | 0,100 | 20 | 2,00 | 2,00 340 ст. | |||
Коврики массажные | 250 | 6 | 1,5 | 1,5 | |||
Мольберт магнитный | 1,8 | 4 | 7,2 | 7,2 | |||
Детские шкафчики для раздевалок | 6,340 | 35 | 228,24 | ||||
Развивающие дидактический игры | 0,35 | 50 | 17,5 | 5,0 340 ст. | 12,5 | ||
Оплата услуг типографии | |||||||
0,4 | 50 | 20,00 | 20,00 | ||||
Обучение педагогичеких кадров новым технологиям | |||||||
КПК | 10,00 | 15 | 150,00 | 75,00 226 ст. | 75,00 | ||
Медицинский кабинет | |||||||
Кварцевые лампы | 1,25 | 6 | 7,5 | 7,5 310 ст. | |||
ИТОГО: | 84,5 | 31,00 | 302,347 |
2. Концепция: описание будущего состояния
дошкольного образовательного учреждения.
Анализ требований социального заказа к качеству воспитательно-образовательной деятельности сформулированный в программных документах федерального уровня и направленных на полное удовлетворение образовательных запросов родителей и потребностей, позволяет сформировать миссию ФГДОУ и определить требования к личностным характеристикам выпускника.
Миссия ФГДОУ: Обеспечение формирования конкурентноспособности выпускника, обладающего информационной, технологической и информационно- коммуникативной компетентностями через создание творческой развивающей воспитательно-образовательной среды.
Современный выпускник ФГДОУ должен обладать психо- эмоциональным и физическим здоровьем и владеть технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностями для успешной адаптации в новых социальных условиях.
Таким образом: анализ содержания образования показывает, что, несмотря на изменения, происходящие в системе дошкольного образования, в ФГДОУ продолжает соблюдаться принцип комплексности, т.е. воспитательно-образовательный процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, познавательное, речевое, трудовое, эстетическое и др.), а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
Для более полного удовлетворения требований социального заказа, необходимо совершенствовать воспитательно-образовательную среду по ФГДОУ:
- Стилю взаимодействия внутри среды;
- По характеру отношения к социальному опыту и его передаче;
- По характеру взаимодействия.
Воспитательно-образовательная среда должна стать творческой образовательной средой, способствующей свободному развитию активного ребенка. Только творческая образовательная среда может функционировать для развития не только одаренности (В.А.Ясвин), но и среда, позволяющая сохранять и развивать здоровье ребенка, всех участников воспитательно-образовательного процесса. Именно творческая среда воспитывает личность с высокой самооценкой, активно осваивающую окружающий мир, и обладающую информационной, технологической и информационно-коммуникативной компетентностями. Основываясь на содержании основных компонентах воспитательно-образовательной среды, можно выделить следующие условия, обеспечивающие эффективность и развивающий характер воспитательно-образовательной среды:
Содержание компонента | Условия, обеспечивающие развивающий характер образовательной среды | |
Субъективный компонент | Особенности субъектов образовательной среды |
|
Социальный компонент |
|
|
|
| |
Пространственно-предметный компонент |
|
- связность функциональных зон среда; -индивидуализированность среды. |
|
| |
Технологический |
|
|
|
|
Личностно- ориентированная развивающая воспитательно-образовательная среда должна быть:
- системной – охватывать все ступени обучения (от приема детей до выпуска их в школу)
- избирательной – создавать условия для раскрытия индивидуальных предпочтений каждого воспитанника; проявления их устойчивости;
- стимулирующей – обеспечивающей условия для развития каждого воспитанника через создание индивидуальных образовательных программ, коррекцию и поддержку развития, координируя для этого разные сферы: интеллектуальную, эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную.
Этой точки зрения мы будем придерживаться при воспитании и обучении детей в нашем дошкольном образовательном учреждении. В интересах полноценного развития личности необходимо:
- Обеспечить детям социальное окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширять и обновлять их социальные связи;
- Использовать игру как наиболее значимый фактор в развитии речи (развитая речь способствует развитию личности в целом);
- Организовывать специальные занятия по форме;
- Поддерживать в детях чувство удовлетворенности и радости от процесса обучения и общения.
Основными принципами, на которых будет строиться деятельность нашего ДОУ являются:
- принцип гуманизации;
- принцип демократизации;
- принцип интеграции.
Выше перечисленные принципы ориентированы:
- на личность ребенка и создание условий для развития его способностей внутреннего и духовного мира, речевого развития;
- на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также взаимодействие детей друг с другом;
- на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Одна из важных задач дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие личности.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркнул, что от здоровья детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.
Второе важное понятие, на котором строится Концепция – понятие «индивидуальность». В образовательном процессе технологии, согласно которым ребенок должен прожить каждый день максимально активно, удовлетворяя свои потребности в разнообразных видах деятельности. Индивидуальное развитие личности будет осуществляться в процессе совместно направленной воспитателем деятельности и самостоятельной деятельности ребенка.
Следующее ключевое понятие Концепции – это понятие «развитие». Развитие – это изменение, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных.
В понятие полноценного развития мы включаем следующее: умственное, физическое, психическое и духовное развитие.
С понятие «развитие» тесно связано другое понятие «личность».
В педагогике и психологии постоянно происходят столкновения двух подходов к пониманию сущности в личности: биологической и социологической.
Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами: прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения.
Социологический подход предполагает, что основополагающее влияние на человека оказывают социальные факторы.
Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, которая находит отражение как биологическое, так и социальное.
Дошкольная педагогика считает, что развитие личности – не просто количественное изменение унаследованных от рождения качеств, а прежде всего, качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Л.С.Выгодский выделил два уровня развития детей:
1. уровень актуально развития – отражающий особенности психических функций ребенка, сложившийся на сегодняшний день;
2. «Зона ближайшего развития» - отражающая возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Таким образом, педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка и помнить то, что сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Главным компонентом нашей системы являются:
- интегративная общность педагогов, родителей и воспитанников;
- требования социального заказа на качество образования в рамках государственного стандарта, образовательные запросы родителей и потребности детей;
- единая система образовательной деятельности по полноценному развитию ребенка (содержание, технологии, особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса).
Личностные «компоненты» нашей системы – дети, родители, воспитатели. Ребенок в нашей системе является одновременно объектом и активным субъектом воспитательно- образовательного процесса, целью и результатом деятельности.
Решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности каждого воспитанника является специально созданная развивающая воспитательно – образовательная среда, условия создания которой определены данной концепцией.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
- Динамика различных категорий семей воспитанников.
Контингент детей.
Контингент родителей.
В связи с государственной реорганизацией Вооруженных сил, контингент детей военнослужащих в детском саду уменьшается. Образование родителей тоже идет к снижению. В анкетах родители желают получать больше информации и рекомендаций по воспитанию и образованию детей.
- Характеристика кадрового потенциала.
Перечень должностей | Кол- во | Возраст | Стаж | Образование | Категории | |||||||||
До 30 лет | 30-40 лет | Более 40 | До 5 лет | 5-10 лет | 10-20 лет | Более 20 | высшее | н/высшее | Среднее-специальное | 1 | 2 | 3 | ||
Старший воспитатель | 1 | 1 | + | + | + | |||||||||
Воспитатели | 12 | 7 | 5 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 8 | 6 | 6 | |||
Музыкальное воспитание | 1 | 1 | 1 | + | + | |||||||||
Физическая культура | 1 | 1 | 1 | + | + | |||||||||
ИТОГО: | 15 | 10 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 6 | 1 | 8 | 7 | 7 | 1 |
Профессиональная компетентность выявляется на основе документов об образовании, собеседования, тестирования, предоставляется возможность показать творческий потенциал в практической работе с детьми, и участии в методической работе детского сада.
Шесть воспитателей закончили высшие учебное заведения. Период активной и плодотворной работы составляет возраст от 30 до 40 лет. В нашем коллективе это большинство воспитателей. Так же практически все воспитатели имеют категории, из них: 1-я квалификационная категория – 7 человек, 2-я квалификационная категория – 7 человек. Заведующая ФГДОУ Буглимова З.А. имеет высшую квалификационную категорию.
Весь коллектив работает творчески, продуктивно, взаимосвязанно.
Квалификации педагогов.
Стаж работы педагогов.
Возраст педагогов.
- Данные о дополнительных услугах.
№ | Наименование кружков, | Число | Возраст | На платной/ | Руководитель |
1. | Театральный кружок | Дети подг.гр. | 6-7 лет | Бюджетная основе | Голубничая Е.А. |
2. | Хоровое пение | 16 детей | 4-7 лет | Бюджетная основа | Хандогина С.Г. |
- Взаимодействие с другими учреждениями.
а
- Цели и задачи.
Цели и задачи на 2007-2008 учебный год:
1. Сохранение духовно –нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Формировать у дошкольников экологическое сознание, основанное на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на земле.
3. Познакомить ребенка с многообразием предметного окружения, ввести в мир игры – универсального способа обучения и воспитания, что обеспечивает психологическое развитие ребенка.
4. Создавать условия для приобщения к основным патриотическим ценностям, закладывать базовые основы народной культуры.
Цели и задачи на 2008-2009 учебный год.
- Приобщение к ценностям здорового образа жизни.
- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
- Стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности в разных видах деятельности.
- Развитие компетентности в сфере отношения к миру, людям, к себе, вовлечение в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми).
Цели и задачи на 2009-2010 учебный год.
- Формирование представлений о здоровом образе жизни.
- Совершенствовать качество учебно-воспитательной работы по познавательно-речевому развитию.
- Продолжать развивать общеучебные (коммуникативные) навыки (развитие речи, умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения).
- Осуществлять комплексный подход в решении задач по художественно-эстетическому воспитанию.
- Результаты анкетирования «Детский сад глазами родителей»
Детский сад пользуется популярностью: -не пользуется – - затрудняются ответить - | 80% 6% 14 % |
Посещают дети детский сад: - с удовольствием – - идут в сад чаще с удовольствием – - идут в сад редко с желанием - | 62 % 32% 6% |
Дети получают интересные знания и навыки культурного поведения – - дети получают недостаточно знаний - | 90% 10% |
О работе детского сада имеют полную осведомленность - частичную осведомленность- | 54% 44% |
Узнают информацию от воспитателей – - информацию узнают в общении с воспитателем и родителями – - со слов других родителей или не получают вовсе | 74% 20% 6% |
Спокойно идут на работу, оставив ребенка в детском саду- -не совсем спокойно - | 90% 10% |
Устраивает работа педагогов и сотрудников детского сада- -частично - | 92 % 8% |
Рекомендации, полученные от родителей в результате анкетирования будут учитываться в дальнейшем:
- Улучшить материальную базу;
-Повысить этику быта;
- улучшить работу с родителями;
- повысить качество воспитательной работы.
2.7. Диаграмма психолого-педагогической диагностики.2.8. Сведения о заболеваемости.
Год | Всего детей | Количество детей | Часто | Пропущено дней одним ребенком по болезни | |||
I | II | III | IV | ||||
2007 | 136 | 48 | 86 | 2 | - | 20 детей | 18 дней |
2008 | 132 | 53 | 78 | 1 | - | 20 детей | 18,1 дней |
2009 | 144 | 43 | 97 | 4 | - | 30 детей | 12,4 дня |
Диаграмма посещаемости детей (в 0/00).
Сведения о заболеваемости (в 0/00).
Сведения об общих показателях.
2.9. Формы и методы оздоровления детей.
№ п/п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни | Щадящий режим (адаптационный период) | Все группы |
Гибкий режим. | Все группы | ||
Организация микроклимата и стиля жизни группы. | Все группы | ||
Рациональное питание | Все группы | ||
Занятия ОБЖ | Старшие и подготовительные группы. | ||
2. | Физические упражнения | Утренняя гимнастика | Все группы |
Коррекционная физкультура | Все группы | ||
Подвижные и динамичные игры. | Все группы | ||
Точечные массажи | Все группы | ||
Дыхательная гимнастика | Все группы | ||
Гимнастики-побудки | Все группы | ||
Спортивные игры | Все группы | ||
3. | Гигиенические и водные процедуры | Умывание | Все группы |
Мытье рук | Все группы | ||
Обеспечение чистоты среды | Все группы | ||
4. | Свето-воздушные ванна | Проветривание помещений ( в т.ч. сквозное) | Все группы |
Прогулки на свежем воздухе | Все группы | ||
Сон при открытых фрамугах | Старшие и подготовительные группы. | ||
Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы | ||
5. | Активный отдых | Развлечения | Все группы |
Праздники | Все группы | ||
Игры-забавы | Все группы | ||
Дни здоровья | Все группы | ||
Каникулы | Все группы | ||
6. | Светотерапия. | Обеспечение светового режима. | Все группы |
Световое сопровождение среды и учебного процесса. | Все группы | ||
7. | Музыкотерапия | Музыкальное сопровождение режимных моментов | Все группы |
Музыкальное оформление фона занятий | Все группы | ||
Использование музыки в театрализованной деятельности | Все группы | ||
8. | Физиотерапия | Кварцевание | Все группы |
9. | Стимулирующая терапия. | Лечебное смазывание носа оксолиновой мазью. | Все группы |
Орошение зева йодинолом, люголем. | ЧБД, хронический тонзиллит | ||
Витаминизация | Все группы |
2.10. Физкультурно-оздоровительная работа.
Формы работы | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Подвижные игры во время утреннего приема детей | Ежедневно 3-5 минут | Ежедневно 5-7 минут | Ежедневно 7-10 минут | Ежедневно 10-12 минут |
2. Утренняя стимулирующая гимнастика. | Ежедневно 3-5 минут | Ежедневно 5-7 минут | Ежедневно 7 -10 минут | Ежедневно 10-12 минут |
3. Физкультминутки. | На обучающих занятиях 2-3-минуты. | На обучающих занятиях 2-3-минуты. | На обучающих занятиях 2-3-минуты. | На обучающих занятиях 2-3-минуты. |
4. Музыкально-ритмические движения. | На музык – ых занятиях 6-8 минут | На музык – ых занятиях 8-10 минут | На музык – ых занятиях 10-12- минут | На музык – ых занятиях 12-15 минут |
5. Физкультурные занятия ( 2 в зале, 1 на улице) | 10-15 минут | 15-20 минут | 20-25 минут | 25-30 минут |
6. Подвижные игры: - сюжетные; - бессюжетные; - игры-забавы; - соревнования; - эстафеты; - аттракционы. | Ежедневно не менее двух игр по 5-7 минут | Ежедневно не менее двух игр по 7- 8 минут | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 минут | Ежедневно не менее двух игр по 10-12 минут |
7. Игровые упражнения: -зоркий глаз; - ловкие прыгуны; - подлезания; - пролезания; - перелазание. | Ежедневно по подгруппам 4-6 минут | Ежедневно по подгруппам 6-8 минут | Ежедневно по подгруппам 8-10 минут | Ежедневно по подгруппам 10-12 минут |
8.Оздоровительные мероприятия: - утренняя гимнастика; - дыхательная гимнастика; - точечный массаж. | Ежедневно 5 минут. | Ежедневно 6 минут. | Ежедневно 7 минут. | Ежедневно 8 минут. |
9. Физические упражнения и игровые задания: - игры с элементами логаритмики; - артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 минут. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 минут. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 8-10 минут. | Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 10-12 минут. |
10. Физкультурный досуг. | 2 раза в год по 10-15 минут | 2 раза в год по 15-20 минут | 2 раза в год по 25-30 минут | 2 раза в год по 30-35 минут |
11. Спортивные праздники. | 2 раза в год по 10-15 минут | 2 раза в год по 15-20 минут | 2 раза в год по 25-30 минут | 2 раза в год по 30-35 минут |
12.Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. | Ежедневно. Характер и продолжительность зависит от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под руководством воспитателя. |
2.11. Образовательный уровень педагогического коллектива.
Управление образованием Одинцовского района Московской области
(участие в методических объединениях, прохождение аттестации)
ФГДОУ «Детский сад № 51 Минобороны России»
Центр детского творчества (просмотр театрализованных представлений и выставок)
Дом Офицеров (выступление детей, участие в конкурсах и выставках)
ФГДОУ «Детский сад № 44, 69 (совместные методические объединения)
Школа «Любимая» (обучение детей игре на музыкальных инструментах)
Школа им. Попова,
Школа «Перспектива» Московской области
(подготовка и адаптация детей к школе, совместное изучение программ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План перспективного развития профессиональной компетентности педагога-психолога на 2018-2020 годы
Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...
Индивидуальный план перспективного развития профессиональной компетентности воспитателя
Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном на...
План перспективного развития на тему: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения ФГОС. Освоение работы по новым стандартам.2. Повышение эффективности использования современных ...
Индивидуальный план перспективного развития профессиональной компетентности воспитателя
Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном на...
Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"...
Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста в условиях малого социума (дома ребенка)
В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста (1-2 года) в условиях малого социума (дома ребенка). Лексические темы мес...
План перспективного развития
План перспективного развития на 2021-2022 учебный год...