Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"
методическая разработка (подготовительная группа)

Калинчикова Наталья Александровна

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr.docx392.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\кирилл\IMG_20200917_220549.jpg

Пояснительная записка

 Овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать речь детей.

Актуальность:

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

 В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

         Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

        Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

        Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

   Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

   Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

         Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цельповышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи  детей через дидактические игры.

 Задачи:

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи  детей через дидактические игры».
  2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Развивать  словесно-логическое  мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

 4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.Развивать  монологическую  речь при составлении рассказа – описания предмета.

     6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

       7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

Методы и приемы

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций,поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

План работы

Изучение методической литературы, передового педагогического опыта

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

 2.Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме исследования, систематизация полученных данных.

3.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

4.Подготовка и оформление проектов.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

2.Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие у детей слухового внимания.

«Светофор»

Цель: Развитие умений детей выполнять сравнение предметов с образцом светофора.

«Четыре стихии»

Цель: развитие у детей внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

«Узнай по голосу»

Цель: развитие у детей слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу

«Ветерок»        
Цель: развитие у детей фонематического слуха.

«Какое слово заблудилось?»

Цель: формирование умений детей подбирать точные по смыслу слова.

«Будь внимателен!»

Цель: стимулирование внимания у детей, развитие скорости реакции

«Слушай хлопки»

Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«О картинке я вам расскажу»

Цель: расширение у детей объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных,развитие воображения, памяти, ловкости.

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления у детей, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса у детей, развитие умений согласовывать прилагательное с существительным.

«Угадай предмет»

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса детей.

«Четыре слова»

Цель: расширение запаса имен существительных в активном словаре детей.

Декабрь

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Катится – не катится»

Цель: знакомство детей с объемными геометрическими телами – кубом, шаром, цилиндром.

«Фигуры играют в прятки»

Цель: знакомство детей с объемными геометрическими телами – кубом и шаром и учить подбирать нужные формы.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: закрепление умений детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

«Узнай фигуру»

Цель: совершенствование восприятия формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.

«Волшебные фигуры»

Цель: закрепление умений детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

«Кто первый соберет фигуры»

Цель: закрепление знаний детей геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.

«Коврик»

Цель: развитие умений детей выделять форму конкретных предметов.

«Из каких фигур состоит машина?»

Цель: уточнение представлений детей о геометрических фигурах.

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Подбери признак»

Цель: формирование умений детей согласовывать прилагательные с существительными.

«Посчитай»

Цель: развитие умений детей в согласовании существительных с числительными 1-5.

«Где начало рассказа?»

Цель:формирование умений детейпередавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

«Закончи предложение»

Цель: формирование умений детей подбирать родственные слова, образованные от слова.

 «Раздели на группы»

Цель: закрепление  умений детей пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

«Близкие слова»

Цель: формирование умений детей подбирать синонимы к словам.

«Чей? Чья? Чье?»

Цель: формирование умений детей образовывать притяжательные прилагательные.

«Доскажи словечко»

Цель: закрепление употребления в речи детей существительных в родительном падеже множественного числа.

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи.

 

«Хорошо - плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

«Где начало рассказа?»

Цель: формирование умений детей передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: формирование умений детей находить лишние для данного рассказа детали.  

«Что изменилось?»

Цель: развитие у детей внимания, связной речи, умений описывать предмет.

«Почемучкины вопросы»

Цель: развитие у детей связной речи, мышления.

«Потому что…»

Цель: развитие у детей связной речи, мышления.

«Если бы...»

Цель: развитие у детей связной речи, воображеня, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

«Закончи сам»

Цель: развитие у детей воображения, связной речи.

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи.

«Что я чувствую»

Цель: развитие умений детей выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.

«Нарисуем портрет»

Цель: закрепление у детей представления об описании и его структурных элементахиспользуя схематическую модель.

«Магазин игрушек»

Цель: формирование умений детей составлять описательные рассказы по схеме.

«Составление схемы описания петушка и лисы»

Цель: формирование умений детей составлять описание героев сказок (петушка, лисы), составлять схему описания.

«Выбери начало»

Цель: закрепление у детей представление о структуре повествовательного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.

«Разные сказки и истории»

Цель: формирование умений  детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.

«Маленькие сочинители»

Цель: развитие умений детей придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана –предметные картинки, развивать  логическое мышление, творчество.

«Волшебный телевизор»

Цель: развитие у детей логическое мышление, умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи.

«Отвечай быстро»

Цель: закрепление умений детей внимательно слушать собеседника.

«Так бывает или нет?»

Цель: формирование умений детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять.

«Ошибка»

Цель: развитие внимания детей к речевым сообщениям и умения толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

«Заказ такси по телефону»

Цель: закрепление навыков детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

«Волшебное эхо»

Цель: активизация в речи детей различных вариантов формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

«Вежливые отгадки»

Цель: закрепление у детей умений похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

«Звонок на работу маме (папе)»

Цель: закрепление навыков детей культурного диалога по телефону; уточнение правил поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Май

Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Фантазия»

 Цель: развитие умений детей находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

«Маша-Растеряша»

Цель: развитие внимания детей, умение видеть ресурсы решения проблем.

«Хорошо-плохо»

 Цель: формирование умений детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 «Робинзон Крузо»

 Цель: формирование умений детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации.

«На что похоже»

 Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

«Камень, брошенный в пруд»(или «Цепочка слов»)

Цель: формирование умений детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение.

«Красная шапочка»

Цель: развитие у детей творческого воображения.

«Волшебные картинки»

 Цель: развитие у детей воображения, мышления, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Робота с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 5-6 лет»

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация  «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление   картотеки дидактических  игр на развитие лексической и фонематической  стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм  в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Февраль

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание « Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые  дидактические игры  своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ  НОД « Пришла весна!»

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Сентябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство»

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Октябрь

Изучение методического комплекта программы «Детство»  Изучение проекта «ФГОС дошкольного образования».

Изучить для старшей группы задачи, условия, методику обучения по развитию речи.

Ноябрь

Изучение методики О.С.Ушаковой

Повышение профессионализма по развитию речи.

Декабрь

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Сбор и обработка данных.

Январь

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности  общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Март

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Апрель

Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС.

Распространение педагогического опыта по развитию речи.

Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Заключение: Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности- попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.

7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Актуальность:   наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научи...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

План по самообразованию "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

План по самообразованию Адамовой Е.В. на 2023г учебный год "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...