Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста в условиях малого социума (дома ребенка)
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Куликова Елена Валерьевна

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию во II группе раннего возраста (1-2 года) в условиях малого социума (дома ребенка). Лексические темы месяца взяты из интегрированной коррекционно - развивающей программы "Умка", основные темы занятий и программное содержание из рабочей учебной программы по сенсорному развитию (автор Куликова Е. В.). Данный материал будет полезен и интересен воспитателям групп раннего возраста, которые работают с детьми от 1 года до 2 лет, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребенка»

Перспективный план по развитию действий с предметами

и сенсорному развитию

во II группе раннего возраста

 в условиях малого социума (дома ребенка)

воспитателя высшей квалификационной категории

Куликовой Елены Валерьевны

Тюмень

2021

Лексическая тема месяца

Тема занятия

Программное содержание

12 месяцев

Сентябрь

1-2 недели: Диагностика УНПР детей.

3-4 недели: Человек, части тела и. лица

Цвет (называние взрослым всех цветов/ красный).

  1. Знакомство с цветом предметов, окрашенных в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и в один из основных цветов (красный).
  2. Раскладывание и собирание цветных игрушек

Форма. 

  1. Знакомство с формой предметов.
  2. Перекладывание шариков в коробку, в ведерко, скатывание по желобу.
  3. Игра со строителем.

Величина. 

  1. Знакомство с величиной предметов.
  2. Нанизывание на стержень 4-5 колец одного размера с большим отверстием.
  3. Складывание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок,

       яйцо и пр.)

Учить выполнять действия только по слову взрослого: открывать и закрывать матрешку, коробку, кастрюлю, бидончик и пр.; снимать со стержня и надевать на него кольца с большими отверстиями; ставить кубик на кубик, класть кирпичик на кирпичик; вставлять грибочки (палочки, стержни) в отверстия скамеечки, стола и вынимать их; катать шары по желобу или скату; выполнять простые игровые действия с куклой, кошкой, собачкой, мишкой и др. («Покорми Лялю», «Покатай лошадку»).

1 г. 1 мес . -1 г. 3 мес.

Октябрь

Осень. Дождь. Овощи.

Ноябрь

Осень. Овощи. Фрукты.

Цвет (называние взрослым всех цветов/ красный).

  1. Знакомство с цветом предметов, окрашенных в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и в один из основных цветов (красный).
  2. Раскладывание и собирание цветных колпачков.

Форма. 

  1. Знакомство с формой предметов.
  2. Перекладывание шариков в коробку, в ведерко, скатывание по желобу.
  3. Игра со строителем.
  4. Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия.

Величина. 

  1. Знакомство с величиной предметов.
  2. Нанизывание на стержень 4-5 колец одинакового размера с маленьким отверстием.
  3. Вкладыши из 2-х контрастных по величине предметов с разницей 3 см.
  4. Складывание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок, яйцо и пр.).
  5. Складывание двухместной матрешки (одна раскладывается, вторая нет).

  • Обогащать, чувственный опыт детей, знакомить с цветом предметов, проводить занятия с однородными предметами, окрашенными в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и в один из основных цветов (красные пирамиды). Учить ориентироваться в двух предметах контрастной величины (большой, маленький-) с разницей 3—1,5 см (пирамида, куб), формы (шар и куб или квадрат и круг), выполнять задания на соотнесение предметов  по форме и величине, размещать вкладыши в соответствующие гнезда или выбирать один из двух предметов по просьбе взрослого, по образцу.
  • Учить выполнять разнообразные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать и пр. Учить перекладывать шарики в коробку, в ведерко, скатывать по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать па стержень 3—4 одинаковых кольца, 2 резко контрастных кольца (большое и маленькое), вкладывать полые кубы — маленький в большой; накрывать маленькие кубы большими; учить собирать игрушки из двух частей (матрешки, бочата и пр.)
  • Привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, бумага, материя, полиэтилен, металл), производящих различные по громкости и тембру звуки (тихие, громкие — колокольчик, погремушка). Давать каждому ребенку коробку с набором небольших предметов (кусочек материи, ключ,- куколку с ванночкой, погремушку и др.), для ознакомления с их свойствами, манипулирования, называния.

1 г. 3 мес. -1 г. 6 мес.

Декабрь

1-2 недели: Зима. Одежда. Обувь.

3-4 недели: Зима. Скоро праздник Новый год.

Январь

1-2 недели: Рождественские каникулы.

3-4 недели: Игрушки.

Февраль

1-2 недели: Зимние забавы.

3-4 недели: Домашние животные и их детеныши.

 Цвет (называние взрослым всех цветов/ красный).

  1. Знакомство с цветом в игре.
  2. Подбор предметов одного цвета (красный).

  Форма. 

  1. Занимательные коробки.

       Соотнесение по образцу формы предмета к форме отверстия (шар, куб - круг, квадрат).

2.    Выбор по образцу из четырех контрастных форм «Дай такой» (шар, куб, кирпич, призма).

3.     Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы. «Все такие сюда» (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).

4.    Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы (квадраты - прямоугольники, круги - овалы, овалы - прямоугольники).

Величина.

  1.  Складывание одноместных дидактических игрушек (матрешки, бочата, яйца), выполняя прямые и обратные действия.
  2.  Две раскладывающиеся матрешки (яйца, бочата) контрастной величины.
  3.  Нанизывание на стержень с помощью взрослого

        двух колец резко контрастных размеров;

        четырех колец - по два каждого контрастного размера;

        трех колец разных размеров.

 4.    Нанизывание колец на конус.

 5. Раскладывание однородных предметов разной                             величины на две группы:

        - круги и квадраты двух размеров;

               - прямоугольники, овалы, треугольники двух размеров.

  • Продолжать учить выполнять задания на соотнесение предметов по форме (круглый, квадратный, прямoугольный, треугольный) и величине (большой, маленький) при размещении вкладышей, продолжать знакомить с цветом предметов, учить подбирать предметы одного цвета.
  • Учить ориентироваться в 3—4 контрастных по форме предметах (шар, куб, кирпичик, призма) и в 2 предметах более близких по величине.
  • Развивать умение собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца), выполняя прямые и обратные действия (открыть, найти там сюрприз, вынуть, вложить, закрыть, погреметь тем, что внутри, и т. д.). Учить собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку из двух колец резко контрастных размеров, из — четырех колец — по два каждого контрастного размера, а затем состоящую из 3 колец разных размеров.
  • Привлекать внимание к предметам, производящим звуки, разные по тембру (колокольчик, бубен, музыкальный волчок).

1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес.

Март

Весна. Дикие животные и их детеныши.

Апрель

Весна. Домашние птицы и их детеныши.

Май

1-2 недели: Весна. Транспорт.

3-4 недели: Весна. Посуда.

Цвет (называние взрослым всех цветов/ красный, желтый).

  1. Раскладывание однородных предметов (карандаши,

        палочки), резко различающихся по цвету (по просьбе

        взрослого «положи такой же») на 2 группы: красный –

       синий, желтый - черный, зеленый - оранжевый, белый –

              фиолетовый.

  1. Раскладывание шариков (кубиков) двух контрастных цветов в соответствующие мисочки (ведерки).
  2. Подбор парных предметов по цвету (варежки, ботинки, бантики, чашечки).

Форма.

      1.    Занимательные коробки.

            Соотнесение формы предмета к форме отверстия. 4 формы

            (шарик, кубик, кирпичик, призма).

      2.   «Почтовый ящик» (вкладыши разной формы).

      3.    Размещение резко различных по форме вкладышей в

             отверстиях соответствующей формы  (круг - квадрат,

             треугольник - прямоугольник).

  1. Размещение более близких по форме вкладышей в

       отверстиях соответствующей формы  (круг - овал,

       прямоугольник - квадрат).

Величина.

      1.     Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна - нет.

      2.     Нанизывание на стержень 6 колец трех контрастных

              величин.

3.   Вкладыши из 3-х предметов с большой разницей в величине  (3 см.).

4.     Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.

 5.    Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах, (форма, величина).

Мыслительные операции. 

  1. Разрезные картинки из 2-х частей с вертикальным разрезом.
  1. Парные игрушки, картинки (выбор из 2-х игр, картинок

        методом наложения).

  • Учить ориентироваться в 3—4 предметах контрастной величины и в 3—4 близких по форме (шар, яйцо, кубик, кирпичик или круг, овал, квадрат, прямоугольник); группировать и различать однородные предметы по одному из признаков (форма, величина), группировать однородные предметы (карандаши, палочки), резко различающиеся по цвету (по просьбе взрослого «положи такой же): красный - синий, желтый - черный, зеленый - оранжевый, белый - фиолетовый.
  • Учить собирать двухместные дидактические игрушки. Выбирать по предлагаемому воспитателем образцу и слову предметы по размеру и называть их (большой, маленький), понимать слово «меньше», соответствующее промежуточной величине (кольцо пирамиды, матрешка, стаканчик и др.). Учить собирать с небольшой помощью взрослого пирамидку из колец трех контрастных размеров (через одно кольцо). Продолжать развивать ориентировку в форме, проводя занятия с пособиями типа «почтовый ящик» (для вкладышей разной формы) и «Геометрическая мозаика». Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более точные действия с предметами (мелкие вкладыши, нанизывание, «бирюльки», мелочь).
  • Продолжать знакомить детей с предметами, издающими различные звуки, обращать внимание на ритм, побуждая к ритмическому постукиванию по бубну, по столу, погремушкой по ладони.
  • Развивать ориентировку в цвете, учить подбирать парные предметы по образцу и слову (2—3 цветов), например, разложить шарики двух контрастных цветов в соответствующие мисочки, подбирать к красной варежке (ботинку, бантику, чашечке) красную пару, к синей — синюю и пр.

1 г. 9 мес. – 2 г.

Июнь

Июль

Август

Лето. Цветы. Насекомые.

Цвет (называние взрослым всех оттенков/ красный, желтый, синий).

  1. Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две группы (красный - оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый, желтый - белый, черный - фиолетовый, зеленый - синий и др.).
  2. Подбор по образцу и слову взрослого однородных предметов 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
  3. Размещение грибков двух резко различающихся цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом (красный - синий, желтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый).
  4. Размещение грибков двух близких цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом (красный - оранжевый, оранжевый - желтый, желтый - белый, фиолетовый - синий).
  5. Размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырех.

Форма. 

        1.      Геометрическая мозаика.

          Выкладывание по образцам фигуры из 2-3 форм.

  1. Подбор к образцу предметов близкой формы (круглой,

        квадратной, треугольной).

Величина.

  1. Три контрастные раскрывающиеся матрешки.
  2. Нанизывание на стержень 4-5 колец контрастных величин (через кольцо - 1, 3, 5, 7; 2, 4, 6, 8).
  3. Вкладыши из 3-х предметов с небольшой разницей в величине.

Мыслительные операции. 

  1. Разрезные картинки из 2-х частей с простым горизонтальным разрезом.
  2. Парные игрушки, картинки из 2х-3х частей методом наложения.

  • Продолжать формировать умение различать и сравнивать предметы близкие по форме и величине (3—4 величины), группировать объемные и плоскостные формы; предметы двух резко различающихся цветов в сочетании: красный - синий, белый - фиолетовый, желтый - зеленый. Учить подбирать по образу и слову 3—4 предмета контрастных цветов («это красный, положи такой же, красный; это синий, положи синий, положи все зеленые, покажи, где желтый»).
  • Учить собирать трехместные дидактические игрушки, находить соответствующие вкладыши при сборе и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов из 2—3 деталей, подбирать крышки к коробкам разной формы (круглой, квадратной, треугольной), складывать фигуры из геометрической мозаики 2—3 форм. Учить определять форму независимо от цвета и величины предмета.
  • Продолжать учить собирать предметы по убывающей величине (вкладные пластмассовые чашки, стаканчики, кубы, пирамиды, матрешки), понимать слова «поменьше», «побольше», «самый маленький», «самый большой». Учить собирать пирамидку из 4—5 колец (без 1—2 промежуточных колец). К 2 годам с помощью взрослого — из 6—8 колец разной величины; собирать 3—4 местную матрешку. Учить различать величину предметов, независимо от их формы (матрешка, кольцо, куб) и цвета, формировать обобщенное представление о предметах.
  • Продолжать развивать ориентировку в цвете, учить подбирать по слову взрослого предметы 4 основных цветов; упражнять в раскладывании по цвету, группировке по называемому взрослым цветовому фону предметов 3, а затем 4 цветов (шариков, втулочек, кружков и других предметов; посуды, одежды кукольной, флажков). Учить выполнять задание с ориентировкой на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя народные дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, давать материал для нанизывания, «бирюльки», наборы «мелочи», плоскостную геометрическую мозаику (выкладывание по образцам).
  •  Продолжать ознакомление со звучанием различных предметов и музыкальных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по развитию действий с предметами и сенсорному развитию

В данном перспективном планировании занятия разбиты по уровню нервно-психического развития детей раннего возраста (по эпикризным срокам)....

сенсорное развитие детей в группах раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

В данной презентации содержится промежуточный отчёт о деятельности муниципальной творческой педагогической лаборатории, руководителем которой я являюсь. С введением ФГОС ДО изменились требования к про...

План по самообразованию по сенсорному развитию во второй группе раннего возраста на 2015 - 2020 учебный год

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 2 года ребенок начинает активно познавать окружающ...

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО.

Набирая детей раннего возраста, я поставила задачу перед собой - речевое  развитие детей раннего возраста ,стимулирование их активной речи....

План образовательной практики "Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста"

В материалах "Образовательной рактики" дается тематика практических занятий на  весь учебный год. Раскрыты цели  каждого практического  занятия с детьми 2-3 лет....

Перспективный план работы с родителями воспитанников на 2021-2022 год в первой группе раннего возраста «Цыплятки», второй группе раннего возраста «Гномики»

Перспективный план работы с родителями воспитанников на 2021-2022 год в  первой группе раннего возраста «Цыплятки», второй группе раннего возраста «Гномики»...

Перспективный план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе в условиях малого социума (дома ребенка)

В данной статье представлен годовой план по развитию действий с предметами и сенсорному развитию в I младшей группе (2-3 года) в условиях дома ребенка. Лексические темы месяца взяты из интегрированной...