Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов и рассматривается  как одна из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ, в т. ч. проектной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov_dou.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ 

«Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО»

Проектный метод  – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняли совместный проект, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную.

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов и рассматривается  как одна из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых.

Говоря о методе проектов, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ должны идти прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ, в т. ч. проектной.

По словам Л.В. Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную  творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр».

Проектная деятельность, прежде всего партнерская деятельность взрослого с дошкольниками.

Из чего следует, что когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на содержательном моменте: чтении художественной литературы, игре, продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской деятельности.

Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка:

Первая позиция - Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.

Вторая позиция  – Добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.

        

Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.

Третья позиция – Свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.

«Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за столами, она может быть организована и на полу, если детям это интересно и объединение детей в другом пространстве.

Кстати, в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается.

Четвертая позиция – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?»  – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность.

Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».

Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса,  обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения».  Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации.

Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта можно планировать интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья».

Рекомендую педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми, используя например  такие темы проектов как: «Я и мое настроение», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица», «Вместе с книгой я расту!», «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в детском саду"

В документе дана теоретическая часть метода проектов. Рассматривается история возникновения метода проектов, использование проектной технологии в практике ДОУ; дана классификация проектов, этапы работ...

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

Методические рекомендации для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высо...

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО

Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сенситивные периоды....

Методические рекомендации для педагогов "Внедрение проектной деятельности в практику ДОО"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВнедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации...

Методические рекомендации для педагогов «Первая помощь воспитанникам в Детском саду»

Оказание первой помощи в ДОУ является одной из обязанностей воспитателя. Но оказывается, не во всех ситуациях он имеет право проводить мероприятия по восстановлению здоровья воспит...