Содержание практической управленческой деятельности руководителей ДОУ
консультация по теме

Ломакина Наталья Михайловна

 

Изменения в образовательной политике государства – утверждение нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, реализация Федерального Закона «Об образовании»,  Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025  года направлены на динамичное развитие образования детей дошкольного возраста.

         Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание практической управленческой деятельности руководителей ДОУ

Ломакина Н.М.,

                                                                                                  заведующий

Изменения в образовательной политике государства – утверждение нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, реализация Федерального Закона «Об образовании»,  Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025  года направлены на динамичное развитие образования детей дошкольного возраста.

         Целевые установки, обозначенные в этих документах, акцентируют внимание на поддержку семьи, материнства и детства, в том числе и на поддержку и развитие сети детских дошкольных учреждений, расширение спектра образовательных услуг, включение в педагогический процесс новых форм дошкольного образования.

Современное образовательное учреждение должно не только соответствовать постоянно изменяющимся условиям внешней среды, поддерживая свою конкурентоспособность, но и взаимодействовать с ней, используя образовательно-оздоровительный потенциал социума, привлекая к мероприятиям ДОУ широкие слои заинтересованного населения.

В последнее время  интерес к системе дошкольного образования со стороны государства, общественных организаций и СМИ  неуклонно растет. Дошкольное образование перестает быть делом системы образования, оно становится делом социума. В первую очередь этот интерес связан с нехваткой мест и со становлением новой системы дошкольного образования.

Дошкольное образование ставится  в ряд со всеми остальными ступенями образования и  считается его ступенью, значит, педагоги дошкольных образовательных учреждений должны обеспечить его качество. Обеспечить же качество должны не только новые программы и стандарты, но и новые кадры.

        Задачи повышения качества и модернизации дошкольного образовательного образования предполагают:

  1. проектирование инновационных видов ДОУ, разнообразных форм взаимодействия с социумом;
  2. вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;
  3. новые формы взаимодействия с детьми и их родителями как равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Установка на развитие – современная стратегия обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст - возраст становления и развития общих способностей, наиболее важные из них способность к творчеству и способность к познанию.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития воспитанника, которая позволяет сделать более эффективным процесс вооружения знаниями, умениями и навыками.

Суть развивающего обучения – ориентация педагогического процесса на  потенциальные возможности воспитанника и на их реализацию.

Современные дошкольные образовательные учреждения обращаются к

идеям:

  1. преобразования образовательного пространства;
  2. проектирования  инновационных форм дошкольного образования;
  3. использования индивидуального воспитательно-образовательного маршрута ребенка;
  4. повышения компетентности родителей;
  5. развития педагогического коллектива как уникальной педагогической системы.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Управление образовательным учреждением – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие образовательного учреждения.

Директор департамента общего образования Минобрнауки России Елена

Леонидовна Низиенко рекомендует руководителям дошкольных образовательных учреждений , чтобы не отстать от тех изменений, которые готовят государство и жизненные реалии:

  1. В первую очередь  осознавать степень ответственности за собственный профессиональный рост. Всеми  доступными  способами повышать квалификацию, учиться непрерывно;
  2. Во-вторых, знать нормативную базу, которая развивается достаточно

быстро;

  1. В-третьих, уметь и хотеть применять новые знания и компетенции на практике;
  2. Кроме того  любить свою профессию, свою работу.  

Основы управления

дошкольным образовательным учреждением

Реформирование управленческих структур и формирование новых экономических отношений определяет стиль управления руководящих работников в современных условиях.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Цель управления дошкольным образовательным учреждением заключается в обеспечении его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Управленческие основы деятельности ДОУ являются условием достижения прланируемых результатов образования и механизмом тактического целеосуществления.

С идеей конструирования управленческих основ связаны такие аспекты управления качеством дошкольного образования, как выделение критериев качества, обеспечение его и управление им.

Управленческие основы развития ДОУ позволяют:

-обоснованно и оперативно выявлять и анализировать проблемные поля в деятельности учреждения, требующие интеграции педагогов;

-соответственно выявленным проблемам планировать комплексные технологии их оптимизации;

-организовывать и осуществлять систему мероприятий  по преодолению выявленных проблем;

- оперативно и гибко контролировать и оценивать результаты управленческой деятельности на основе разработанных норм-образцов;

-регулировать и корректировать пробелы и недостатки по линии цель-результат, а также и сам процесс развития учреждения.

 Управленческая деятельность требует от руководителя ДОУ постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач и полностью зависит от уровня его управленческой культуры.

Одним из компонентов управленческой культуры руководителя ДОУ является его компетентность, которая в первую очередь определяется эффективностью принимаемых им решений и умений принятое решение реализовать.

Эффективность управленческого решения определяется уровнем профессионализма и его искусства управленца. Чем выше профессионализм руководителя ДОУ, тем более эффективные решения он принимает и тем выше процент решений, приводящих к достижению поставленных целей.

Кроме того, непосредственное управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения требует осуществления от руководителя ДОУ взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов учреждения для достижения поставленных перед ним целей.

Механизм управления проблемой повышения качества образования в ДОУ должен обеспечивать:

Во–первых, предвидение, выявление и диагностику проблемы при изменении внешних и внутренних условий;

Во–вторых, соотношение данной проблемы со стратегическими и тактическим целями;

В- третьих, анализ проблемы и подготовку управленческих решений;

В-четвертых, определение механизма реализации решений и определение конкретных исполнителей.

Чтобы этот механизм обеспечивал решение проблемы необходимо сформировать информационное поле о состоянии дел в ДОУ. От степени достоверности и полноты имеющейся информации зависит эффективность управления в целом, одним из условий которой является совершенствование системы информационного обеспечения.

В условиях возрастания доли стратегических решений в структуре управленческой деятельности руководителя ДОУ возникает необходимость не только отслеживания состояния системы всего ДОУ и обеспечения всех участников педагогического процесса информацией для выполнения функций управления, но и необходимость специального анализа информационных потребностей учреждения.

Только четкая организация управления может создать систему необходимых  профессиональных взаимоотношений, определить место и роль каждого члена коллектива в достижении поставленных целей.

Функции управления - направления управленческой деятельности, объединенные процессами коммуникации (общение, обмен информацией) и принятием решений.

Современный исследователь проблемы Л.И. Лукина называет следующие основные функции управления:

планирование  – определение  того, какими должны быть цели ДОУ и что нужно сделать для их достижения;

организация – создание определенной структуры управленческих действий, координирующих процесс разрешения разноплановых заданий для достижения целей;

мотивация – побуждение всех участников образовательного процесса к совместной деятельности для достижения основных целей ДОУ;

контроль – измерение и оенка того, что достигнуто, сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами, их коррекция.

         В педагогической литературе анализ как одна из функций управления широко рассматривается многими авторами.

Юрий Анатольевич Конаржевский подчеркивает: «Научное управление может быть обеспечено при условии его высокого аналитического уровня. Целью функции педагогического анализа является обеспечение глубины познавательного аспекта управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса». Он разграничивает понятия контроля и педагогического анализа исходя из различных целей и назначений этих видов деятельности: «Если контроль обеспечивает определенные условия для осуществления познания в процессе управления, то педагогический анализ и анализ вообще осуществляют самопознание. Целью педагогического анализа является обеспечение глубины познавательного аспекта управления школой как важнейшего фактора эффективности этого процесса».

Василий Александрович Сухомлинский, говоря о деятельности директора школы, видел в педагогическом анализе «первую ступеньку педагогической мудрости, основу педагогического опыта руководителя». Он писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям — это самая сущность педагогического руководства».

 Альбина Николаевна Троян выделяет следующие понятия системы педагогического анализа: наблюдения педагогического процесса, контроль воспитательно-образовательной работы и собственно педагогический анализ. «Под наблюдением мы понимаем целенаправленное восприятие основных элементов педагогического процесса для получения информации о состоянии, ходе отдельных параметров воспитательной работы. Контроль — функция управления, констатирующая, измеряющая уровень отдельных параметров педагогического процесса в соответствии с нормативными требованиями. Контроль направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о состоянии воспитательно-образовательной работы. Педагогический анализ — функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения. Педагогический анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля». Все эти этапы направлены на педагогический процесс и осуществляются в ходе посещения групп.

Что же такое педагогический анализ, каково его место в управлении ДОУ? Рассматривая управление ДОУ с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса.

По форме управление ДОУ — это анализ внутренней информации, технология которого состоит из трех этапов: сбор данных о состоянии воспитательно-образовательного процесса, рассмотрение их и поиск путей устранения выделенных недостатков.

В основу классификации Ю. А. Конаржевским положены содержание видов анализа и внутренняя связь между ними, а также такие признаки как объект (что анализируется), субъект (кто анализирует), цели (для чего анализируется), повторяемость (как часто анализируется).

Применительно к ДОУ различают по объёму анализ полный и локальный (анализ работы ДОУ в целом, а локальный – анализ работы методического кабинета или анализ работы подготовительной к школе группы).

В зависимости от содержания анализ может быть комплексным – анализ работы за год, тематическим – по разделам и параметрическим, когда педагогический процесс оценивается по отдельным параметрам – работа по физическому воспитанию может быть оценена по таким параметрам как уровень заболеваемости, уровень физического развития детей, нарушения в состоянии осанки и стопы ребёнка.

По повторяемости выделяются периодически повторяющийся, или эпизодический, одноразовый и постоянный (оперативный или текущий) виды анализа.

Под эпизодическим анализом А.Н.Троян понимает анализ отдельных компонентов, эпизодов педагогического процесса, ограниченных во времени режимом дня и доступных разовому наблюдению.

Тематический анализ – это и анализ реализации в ходе образовательной работы в течение длительного отрезка времени определённой задачи воспитания дошкольника, и анализ состояния различных видов деятельности: игровой, трудовой.

Итоговый анализ – это педагогический анализ работы всего дошкольного учреждения за длительный период: квартал, полугодие, год. Подобный анализ направлен на результат, а не на ход педагогического процесса.

Субъектами педагогического анализ могут быть руководитель ДОУ, его заместитель, воспитатель, проводящий самоанализ, общественные организации.

Педагогический анализ может осуществляться с целью:

- определения эффективности управления. Оценка качества образования возможна по следующим критериям: по результативности методической работы, рациональности затрат времени на её осуществление, её стимулирующей роли в развитии самообразования педагогов и их творчества;

- подведения итогов работы – выполнение программы по физическому воспитанию детей;

- постановки новых задач и аналитического обеспечения планирования, например, на новый учебный год;

- обобщения инновационного педагогического опыта;

- выявления уровня знаний детей, их воспитанности;

- уровня педагогической работы с детьми;

- оценки деятельности того или иного педагога.

В свою очередь контроль является одной из функции управления. Он служит средством осуществления обратной связи, является базой для принятия управленческих решений, позволяет оперативно совершенствовать их выполнение для эффективной реализации принятых решений.

В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной функции управленческой деятельности.

Сущность понятия «мониторинг» определяется в справочных изданиях и педагогической литературе следующим образом:

- советский энциклопедический словарь указывает: «Мониторинг обозначает наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека» ;

- современный экономический словарь называет мониторингом – «(от лат. monitor - напоминающий, надзирающий) – непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления»;

- современный словарь иностранных слов определяет «мониторинг как:

1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям;

2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Мониторингом образовательного процесса В.П. Симонов называет непрерывное отслеживание хода, результата и эффективности образователь-ного процесса на основе использования компьютерной технологии сбора и обработки получаемой о нем информации ;

С.Г. Молчанов  дает следующее определение: «Образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития с учетом полученных результатов.

 Показатели, по которым идет отслеживание процессов, существенно влияющих на ход педагогической (управленческой) деятельности, имеют конкретную технологию снятия мониторинга (тест, опрос, социометрический выбор, атрибутивный анализ и т.д.), конкретное должностное лицо, исполняющее мониторинг, объем и вид получаемой информации, траекторию ее движения и пример управленческого решения.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени), – ситуация обычная. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения».

Мониторинг в ДОУ – это системное понятие, которое охватывает все аспекты деятельности и связано с оценкой здоровья воспитанников, их интеллектуального, нравственного и эстетического развития.
В работе дошкольного учреждения возникает необходимость в подведении результативности, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам (годовой отчет, тематические проверки, самоанализ по аттестации и т.д.). Инструментарием здесь является мониторинг.

Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован.

Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной учебно-педагогической ситуации.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.Н. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».

Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей. М.М. Поташник и В.С. Лазарев утверждают, что «благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям».

Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах, взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом».

Анализируя современные тенденции в организации и проведении контроля в ДОУ принципиальное значение для понимания термина управленческий контроль имеет исследование А.Н. Троян, которая рассматривала его как « процесс наблюдения и регулирования различных видов деятельности ДОУ с целью обеспечения, выполнения организационных задач».

Таким образом, в процессе управления контроль выполняет следующие функции:

  1. Позволяет развить достигнутое и способствовать достижению целей ДОУ;
  2. Выполняет роль обратной связи между системой управления и элементами управляемой системы;
  3. Повышает устойчивость и эффективность самого управления, функционирования ДОУ;
  4. Позволяет предупредить кризисные ситуации в деятельности ДОУ.

Система управленческого контроля включает три основных вида: предварительный, текущий, итоговый.

Классификация видов мониторинга

Основания

классификации

Виды мониторинга

1. По масштабу целей образования

стратегический

тактический

оперативный

2. По этапам обучения

входной, или

отборочный

учебный, или

промежуточный

выходной, или итоговый

3. По временной зависимости

ретроспективный

предупредительный, или опережающий

текущий

4. По частоте процедур

разовый

периодический

систематический

5. По охвату объекта наблюдения

локальный

выборочный

сплошной

6. По организационным формам

индивидуальный

групповой

Фронтальный

7. По формам объект субъектных отношений

внешний, или социальный

взаимоконтроль

самоанализ

8. По используемому инструментарию

стандартизованный

нестандартизованный

матричный

         Постоянно систематизированная информация о  результатах педагогического процесса позволяет:

  1. создать банк информации;
  2.  подвести итоги;
  3.  наметить перспективу;
  4.  определить направление в деятельности педагогов.

Основные идеи педагогического мониторинга:

  1. выявление особенностей развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  2. выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
  3. выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Принципы педагогического мониторинга:

  1. научности, предполагающий организацию научно-обоснованного слежения, в основу которого положены закономерности психолого-педагогического познания и управления качеством образования в ДОУ;
  2. непрерывности, реализующий идеи осуществления постоянной оценки и самооценки качества образовательного процесса в ДОУ на всех его этапах и уровнях;
  3. прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшение или улучшения качества образования (построение прогнозной модели качества образования в ДОУ);
  4. динамичности, требующий постоянной корректировки технологий методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями  в системе дошкольного учреждения;
  5. междисциплинарности, обеспечивающий решение проблем качества образования и его оценки с позиции интегрированной методологии, позволяющий получить целостную информацию о качестве образования в ДОУ;
  6. гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий  уважительное отношение к личности ребенка, педагога, родителя, к их интересам, правам обязанностям; формирующий восприятие и создание оценки, как важнейшего стимула образования, саморазвития, самоопределения и самореализации в процессе их осуществления;
  7. коллегиальности, требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий управленцев различных уровней в организации мониторинга качества образования.

К функциям мониторинга качества образования относят:

  1. интегрированную, обеспечивающую комплексную характеристику качества образования;
  2. диагностическую, позволяющую дать объективную оценку качеству образовательного процесса;
  3. экспертную, позволяющую осуществить экспертизу (самоэкспертизу) качественного состояния образовательного процесса;
  4. информационную, являющуюся способом систематического получения релевантной (относящейся к делу) и валидной (надежной) информации о состоянии качества образования в ДОУ;
  5. прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в ДОУ.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления.

Традиционные формы работы с информацией практически изжили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет.

Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения компьютерной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести эту информацию до сведения участников образователь-ного процесса.

 Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

- экономия затрат труда и времени;

- повышение информированности о состоянии управляемой системы;

- оперативность принятия управленческих решений.

В настоящий момент все члены администрации должны владеть компьютером и иметь его в личном пользовании, иметь доступ к сети Internet. Сегодня электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды информации. Она позволяет наладить связь с разными структурами образования и другими учреждениями и организациями, повысить оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов. По электронной почте  руководитель ДОУ имеет возможность пересылать различную документацию, общаться с родителями.

Кроме того, весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений, и построен на оперативной работе с документами, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство)  учреждения рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение эффекта в деятельности учреждения. 

Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов,  технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем руководители, специалисты-практики должны владеть действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом РФ по стандартизации и Федеральной архивной службой России.

Управление  инновационными процессами в ДОУ

Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ включает ряд взаимосвязанных компонентов:

-  совокупность управленческих функций;

-  структуру профессиональной подготовленности руководителя в области инноваций (знания об инновациях, инновационные управленческие умения;

эмоционально- ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);

- алгоритм действий по внедрению инноваций.

   Изучением инновационных процессов занимался Э. Роджерс, полагавший, что педагог не готов сразу принять новшество, ему необходимо пройти несколько этапов подготовки.

        Принципы управления инновационной деятельностью предложены

Т. Н. Боровых:

- принцип самоуправления;

- принцип соуправления, которые способствуют становлению субъект- субъектных отношений в системе»руководитель- педагог- ребенок-родитель» .

         Современные исследователи проблемы К.И. Вазина, Н.В. Горбунова, А.А. Майер,

Л.А. Иванова, Г.С. Казарян, В.Л. Ляудис, А. И. Пригожий, Н.П. Степанов и др. подчеркивают, что успех внедрения инноваций в любое образовательное учреждение зависит от следующих педагогических условий:

- высокого профессионального и личностного потенциала руководителя ДОУ;

-мотивационной готовности заведующего, каждого педагога и всего педагогического коллектива образовательного учреждения к освоению инноваций;

- информированности педагогического коллектива о нововведениях;

- наличия  достаточной материальной, финансовой и информационной базы ДОУ;

- высокого уровня аналитической культуры заведующего;

-  создания экономических условий, стимулирующих внедрение инноваций;

- введение мониторинга результатов работы заведующих ДОУ, побуждающих их к творчеству;

- внешняя подконтрольность, т.е. в какой степени организация зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами;

- резервные ресурсы: финансовые, кадровые, материальные, которые еще не задействованы. Высокий уровень резервов может вызвать необходимость в нововведениях;

- организованная структура — ее централизация, формализация, открытость, влияющие на восприятие и осознание проблем, поиск средств на их разрешение и принятие решений;

- творческий потенциал руководителя, т.е. способность к изменению ценностных ориентации и конструированию новых образцов личного поведения, разработке новых технологий и обучению инновационной деятельности участников процесс организации  интенсивного взаимодействия и коммуникации.

         Объектом любого инновационного процесса в ДОУ являются воспитанники. Задача руководителей ДОУ заключается в разностороннем содействии педагогам в инновационной деятельности, создании условий для реализации инноваций.

Управленческое содействие педагогам ДОУ в инновационной деятельности Г.В. Яковлева трактует как создание условий для проявления их творческого потенциала, реализации задатков в организации инновационного образовательного процесса, т.е. условий, благоприятных для осуществления инноваций. Эти условия структурирует  на следующие основные группы:

— нормативно-регламентирующие;

— перспективно-ориентирующие;

— деятельностно-стимулирующие;

— информационно-коммуникативные.

Нормативно-регламентирующая группа условий характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности.

      Перспективно-ориентирующая группа условий служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности. Она обусловливается теми приоритетами в области дошкольного образования, которые приняты в регионе, области, муниципалитете. Эта группа условий позволяет руководителю ДОУ определить социально-ценные ожидаемые результаты и увидеть перспективы инновационного процесса. Содержание условий перспективно-ориентирующей группы конкретизируется в программе инновационной педагогической деятельности, целевых комплексных программах.

Деятельностно-стимулирующая группа условий отражает специфику конкретного ДОУ, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулируя работу педагогов ДОУ путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, можно достичь высоких результатов в инновационной деятельности. Руководителю необходимо защитить педагогов от непомерных нагрузок, выделить в режиме рабочего дня время для занятий проектированием инновационной деятельности (для разработки перспективных планов, программ, конспектов, сценариев), это должно быть закреплено управленческими решениями внутри ДОУ. Деятельностно-стимулирущая группа условий включает также систему мотивации творческого педагогического труда. Это могут быть планы карьерного роста каждого педагога, проектирующие его шаги по достижению определенного профессионального уровня.

Информационно-коммуникативная группа условий отражает взаимосвязи между различными компонентами профессиональной деятельности. Инновационная деятельность педагогов станет продуктивнее, если они будут информированы об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике.

Организация и осуществление инновационной    педагогической деятельности зависят от той информации, которой могут пользоваться педагоги. Кроме того, информированность руководителей об инновационных стратегиях в дошкольном образовании позволяет принимать адекватные и целесообразные решения по инновационной деятельности ДОУ.

Таким образом, при управленческом содействии педагогам в инновационной деятельности необходимо исходить из следующих положений:

- состав условий должен быть соотнесен с основными группами условий структурирования системно организованного образовательного пространства: нормативно-регламентирующие, перспективно-ориентирующей, деятельностно-стимулирующие и информационно-коммуникативные.

- условия должны быть соотнесены с содержанием и особенностями управления инновационной педагогической деятельностью в образовательном учреждении (Г.Н. Сериков, Д.Ф. Ильясов).

А.А. Майер предлагает следующий алгоритм управленческой деятельности:

анализ (аналитико-прогностическая функция) - диагностика исходной ситуации, поиск направлений и идей развития;

планирование (планово-прогностическая) – определение идеальной модели будущей системы и алгоритма перевода ДОУ в желаемое состояние: выяление имеющихся и дополнительных ресурсов; создание интегративной основы деятельности всех специалистов;

организация (организационно-исполнительская) – создание условий, обьеспечивающих эффективность работы всех участников, вослечение педагогов ДОУ, родителей и детей в единую творческую деятельность;

контроль (контрольно-регулировочная) – организация текущего и итогового контроля внедрения ииноваций; проведение своевременной коррекции и регуляции хода эксперимента на основании полученных данных; сбор, обработка и интерпритация данных; организация рефлексивной деятельности участников эксперимента;

обобщение результатов инноваций, подготовка  управленческого решения о ходе инновационной деятельности, методические рекомендации педагогам, работающим в режиме инноваций, рекомендации по распространению опыта.

Необходимым аспектом управленческого содействия является оказание  адресной и действенной помощи педагогам в инновационной деятельности. Эта адресная помощь должна быть спроектирована на основе анализа уровня профессиональной компетентности педагогов в системе методической работы.    

        Отбор содержания методической работы должен отражать направления инновационных стратегий ДОУ, а ее формы направлены на совершенствование профессионально значимых в инновациях умений и навыков педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма управленческой деятельности руководителя ДОУ

Данная циклограмма поможет начинающему руководителю деткого сада сориентироваться в потоке дел....

Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...

Контроль как одна из функций управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

На современном этапе развития системы дошкольного воспитания повышение его качества в соответствии с планируемыми целями является одной из приоритетных задач управления ДОУ. В этой связи важнейшее зна...

Управленческая деятельность руководителя в рамках ФГОС ДО

В материале представлен опыт работы руководителя ДОУ....

Организационно-управленческая деятельность руководителя ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. В современных услови...

Выступление "УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОУ К РАБОТЕ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД"

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОУ К РАБОТЕ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД...