Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"
методическая разработка на тему
Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, окружающий ребенка, —
это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве , помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с социумом
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
Возникает вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить хорошие результаты по экологическому воспитанию ? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься? В первую очередь нужно создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. Давайте рассмотрим такую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Обратите внимание: каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического воспитания (см. схему).
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
Детский сад, специалисты, воспитатель создают необходимую развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.).
Экологизация предметно-развивающей среды
Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности.
Экологическое просвещение родителей
Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из родителей сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.
1. Экологическая информация:
— данные об экологической ситуации в поселке, жилого массива, где они отдыхают;
— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
— выращивание экологически безопасного урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
— информация самого ребенка на НОД в детском саду.
2. Совместная деятельность с детьми:
—походы, экскурсии;
— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы
— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
— помощь в оборудовании экологической комнаты, центра природы, лаборатории, библиотеки;
— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ с другими учреждениями:
Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа:
-Центр детского творчества;
-школы;
-административные органы управления;
-организации по озеленению
-Телестудии, пресса, радио, фестивали
Подготовка и переподготовка педагогических кадров
-КПК;
-семинары-практикумы, конференции и совещания, участие в конкурсах распространение передового опыта коллективов детских садов и т.д.,;
Необходимо в детском саду создать условия, т.е. базу (среду, атмосферу); (см.модель взаимодействия базовых компонентов в ДОУ)
Предлагаю рассмотреть взаимосвязь работы специалистов ДОУ (см. структурно – функциональная модель взаимодействия специалистов ДОУ )
Направления работы руководителя:
— организация всего образовательного процесса (при необходимости — экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
— сотрудничество с органами управления образованием;
— выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;
— составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;
— финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);
— работа с родителями;
— координация работы с другими учреждениями;
— связь со школой.
Направления работы старшего воспитателя:
— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;
— выбор программы и методики (совместно с экологом);
— определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;
— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
— мониторинг деятельности всего коллектива;
— участие в диагностике детей и анализе результатов;
— проведение методических семинаров для членов коллектива;
— участие в экологизации развивающей предметной среды;
— участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
— руководство составлением «Экологического паспорта»;
— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;
— обобщение результатов работы.
Направления работы медицинского работника:
— оздоровительная работа с детьми;
— участие в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;
— эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы музыкального руководителя:
— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;
— согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;
— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;
— подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;
— музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);
— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).
Направления работы инструктора по физкультуре:
— включение в НОД определенных физических упражнений, подвижных игр (имитация движений, растений) по согласованию с экологом;
— участие в эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, экскурсий, в том числе вместе с родителями;
— участие в экологических праздниках (спортивно-экологических);
— согласование своей программы с программой эколога для выявления точек соприкосновения;
— тренер по плаванию может участвовать в экологических праздниках (например, «Волшебница вода»), проведении некоторых экспериментов (с надувными игрушками — тема «Воздух»), подвижных игр на воде (тема «Вода»);
— обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.
Направления работы воспитателя:
— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
— проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;
— выполнение отдельных экологических проектов;
— создание условий для экологического воспитания в группах: организация центра природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;
— подбор растений и уход за ними (совместно с детьми);
— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);
—диагностирование детей (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.
Связи с тем, что 2013 год в Республике Татарстан объявлен Кабинета Министров РТ от 14.01.2013 года №9-р "Об утверждении основных мероприятий по проведению в 2013 году Года экологической культуры и охраны окружающей среды в РТ". «Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан» нами был разработан план работы МБДОУ «Детский сад №1». (см.слайд) :работа с педагогами , родителями, детьми.
Утверждаю
заведующий МБДОУ «Детский сад №1»
_______________С.Ю. Никонец
«_____»_____________2012 год
План работы
посвященный "Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детского сада №1» общеразвивающего вида поселка городского типа Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан
Мероприятия | Ответственные | Сроки | Примечание | |
Работа с педагогами | ||||
1 | Ознакомление с нормативно-правовыми документами РТ | С.Ю.Никонец | В течении года | |
2 | Оформление выставки республиканских методических пособий. | К.А.Анисимова | В течении года | |
3 | Консультация «Ознакомление детей с центром природы в группе согласно возрасту» | К.А.Анисимова | Январь,2013 | |
4 | Привлечение к оформлению выставок, посадке рассады, кустарников на территории детского сада. | К.А.Анисимова | В течении года | |
5 | Оформление картотеки игр по экологическому воспитанию для каждого возраста. | Педагоги групп | В течен.года | |
Работа с детьми | ||||
1 | Организация целевых экскурсий ,прогулок, походов . | Педагоги групп | В течении года | |
2 | Тематическая неделя «Живая природа РТ» | Педагоги групп | Май,2013 | |
3 | Тематическая деятельность: «День земли» «Международный день птиц» «День биоразнообразия» «»День охраны окружающей среды» «Всемирный день животных» «Ознакомление с природой Родного края» | Педагоги групп | 22 марта 2013г 1 апреля,2013г 22 мая,2013г 5 июня,2013г 4 октября,2013 г Январь,2013 | |
4 | Открытые мероприятия: «Веснянка», «Карга боткахы» | Педагоги групп | Август,2013 | |
5 | Выставка детских рисунков «Природа глазами детей» | Педагоги групп | Май,2013 | |
6 | Заочная экскурсия по заповедникам Республики Татарстан (слайд-шоу) | Педагоги групп | сентябрь-октябрь 2013г | |
7 | Фотовыставка «Я люблю свой край родной» | Педагоги групп | Ноябрь, 2013 | |
Работа с родителями | ||||
1 | Семейный смотр-конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй елочка!»(работа из бросового материала) | К.А.Анисимова | 10.12-10.01.2013г | |
2 | Совместное творчество педагогов и родителей -Межпоколенческие связи семейный альбом «Наша семья и природа» | Педагоги групп | В течен.года | |
3 | Оформление ширм и стендов по экологическому воспитанию | Педагоги групп | В течен.года |
Педагоги нашего детского сада активно работают , используя разнообразные формы работы ,по плану РОО и плана детского сада посвященного «Году экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан»
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром
«Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира».
В.А. Сухомлинский
ЭКОЛОГИЗА́ЦИЯ -и; ж. Книжн. Внедрение экологии [экология I 2.] - комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Выступление из опыта работы по экологическому воспитанию на тему "За природу в ответе и взрослые и дети"
выступление на Рмо для воспитателей вторых младших и средних групп на экологическую тему из опыта работы...
Выступление на методобъединении «Планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении»
В конспекте описано планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении....
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....
Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
Вступительное слово: Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...
Доклад выступление на педсовете "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании".
Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании....
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно- образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» 26.01.2022г.
Выступление из опыта работы «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.01.2022г....