Доклад выступление на педсовете "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании".
консультация (старшая группа) по теме

Чуприна Наталья Васильевна

Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа город Волгореченск Костромской области».

«Центр развития ребенка – Детский сад №7 «Русалочка»

Доклад к педсовету

                                                               на тему: 

«Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании»

D:\РАБОТА\ФОТО\ЗАНЯТИЯ ПО ПРИРОДЕ\подготов гр\подготов.гр.2014\IMG_1016.JPG

 

                                                                                                                      Воспитатель: Чуприна Н.В.

Мы любим все красивое, ведь "Красота – спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми направлена на решение следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А. Сухомлинский).

Реализация работы осуществляется на основе следующих принципов:

Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ;

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому свою работу с детьми я веду по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.):

– тематический блок “Животный мир”;

– тематический блок “Растительный мир”

Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.):

– тематический блок “Земля”;

– тематический блок “Воздух (небо);

– тематический блок “Вода”

Знания и навыки даются детям не только во время специально организованных опытов с объектами природы, но и во время совместной деятельности с детьми, а также самостоятельной деятельности дошкольников и работы с родителями воспитанников. Дети подмечают многое: особенности строения растений, животных, их поведение и многое другое. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.

Можно выделить основные виды экспериментальной деятельности:

– элементарные опыты;

– экологические проекты;

– проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

Дети становятся чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Вывод: поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Система работы по экологическому воспитанию"

Система работы по экологическому воспитанию в ДОУ...

Выступление на методобъединении «Планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении»

В конспекте описано планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении....

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....

Доклад к педсовету на тему: "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников

Доклад к педсовету на тему:      "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Овощи и фрукты – вредные продукты?»

В рацион каждого человека обязательно должны быть включены фрукты и овощи. Ведь именно они – основной источник витаминов. Но в последнее время всё чаще говорят, что овощи и фрукты содержат не то...

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...